Галина Иванкина: «Слуга» – перестроечная фантасмагория о службе Дьяволу

131 2

Фильм Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе «Слуга» (1988) с Олегом Борисовым и Юрием Беляевым в главных ролях когда-то показался мне скучным и каким-то запутанным, потом – страшным. Ибо это не реализм, а некий сюр, если говорить о стиле. Жанр – притча. Место действия – СССР.

В эпоху Перестройки было принято и – модно снимать кино, где так или иначе критиковался социалистический путь развития, его тупики и выдуманные мерзости. «Слуга» – не исключение, хотя советский мир – это лишь место действия, эту вещь можно перенести в любую страну. И – в любую эпоху.

Мы видим судьбы Хозяина и Слуги в двух временных пластах – в современности и условном «давно». По идее это должны быть 1950-е, но в кадре нет никаких признаков этого десятилетия. И это тоже выглядит пугающим – остановившийся поезд времён. Просто люди старятся, а всё стоит на месте.

Хотя, персонаж Олега Борисова почти не старится. Почему? А это не вполне человек. Кто же он? Далее попробуем разобраться. Итак, в дом провинциального руководителя хора, известного дирижера Павла Крюкова (Юрий Беляев) приходит некий пожилой гражданин по фамилии Гудионов (Олег Борисов) и располагается в апартаментах артиста, как у себя дома…

Потом мы узнаём, что когда-то Крюков был личным водителем и, по сути, адъютантом у Гудионова – влиятельного областного чиновника. Этот властный, жуткий и при этом скромно выглядящий человек представляется Крюкову чем-то запредельным. Так и есть.

Примечательна сцена, где перед Гудионовым расступаются кусты в лесу, дабы его пропустить. Не менее впечатляющ момент, где водитель и бывший десантник Крюков, впервые услышав дивную ораторию, идёт на сцену и …принимается дирижировать.

Там явно показано, что парень – незамысловат, но каким-то волшебным образом он в момент постигает искусство. Просто в зале сидит Гудионов и это он управляет всеми процессами. Если его слуге хочется быть руководителем хора, то почему бы и нет?

Потом, идя на повышение в Москву, хозяин дарит слуге и свой дом, и свою любовницу Машу (Ирина Розанова), которая становится женой Крюкова. И вот Гудионов прибывает к своему бывшему водителю и говорит с ним о давнем противнике – некоем Брызгине (Алексей Петренко).

Слуга воспринимает этот разговор прямолинейно – Брызгина надо убрать.…И привозит Гудионову труп врага. И тогда заказчик плачет с воплями: «Ты перестарался!» В финале мы наблюдаем, как в зал, где шикарно дирижирует Крюков, заходят люди в штатском, явно пришедшие арестовывать…

Потому что договор с Дьяволом – это всегда провал. Это всегда ложь. И это – вечная кабала. Гудионов – именно Дьявол в обличии сановного служащего. Отсюда его умения и – дары. Князь мира сего сначала ошарашивает своим увлекающим размахом, а потом затягивает в пучину беззакония. Отвязаться – невозможно.

Вообще, эта кинокартина по своему формату ближе всего к «Городу Зеро» (1988), вышедшему в том же году. Фантасмагория, где вопросов больше, чем ответов. Плюс – фоновая обшарпанность перестроечного СССР, где никто не хотел ничего перестраивать – лишь рушить.

Галина Иванкина

Комментарий редакции

Основные тезисы статьи:

Тезисы:
1. Фильм "Слуга" (1988) – это перестроечная фантасмагория о службе Дьяволу.
2. Жанр фильма – притча, стиль – сюрреализм.
3. Действие происходит в СССР, но может быть перенесено в любую страну и эпоху.
4. Сюжет развивается в двух временных пластах – современности и условном прошлом.
5. Главный антагонист Гудионов (Олег Борисов) представлен как воплощение Дьявола.
6. Крюков (Юрий Беляев) – бывший водитель Гудионова, ставший дирижером благодаря его влиянию.
7. Фильм показывает, как договор с Дьяволом приводит к краху и беззаконию.
8. Картина сравнивается с фильмом "Город Зеро" (1988) по своему формату и атмосфере.

Вывод:

"Слуга" – это сложное и многослойное произведение, использующее элементы сюрреализма и притчи для исследования темы власти, искушения и моральной деградации. Фильм отражает атмосферу перестроечного периода в СССР, но поднимает вечные вопросы о природе зла и последствиях сделки с дьяволом. Через историю взаимоотношений Хозяина (Дьявола) и Слуги авторы показывают, как первоначальное очарование властью и успехом может привести к моральному падению и неизбежному краху. Картина оставляет зрителя с множеством вопросов, подчеркивая сложность и неоднозначность затронутых тем.

Дополнительный вывод:

Примечательно, что в период, когда в СССР вышел фильм "Слуга", на Западе появилась картина "Сердце ангела", схожая по своей глубинной проблематике. Несмотря на различия в политических системах СССР и США, эти фильмы обнажают универсальные человеческие ценности и искушения, с которыми сталкиваются люди независимо от общественного строя.

Обе картины обращаются к библейскому мотиву сделки с дьяволом, предлагающим все блага мира в обмен на душу. Этот образ становится мощной метафорой моральной деградации общества, готового поступиться принципами ради материальных благ или власти. Мрачность повествования обусловлена тем, что герои, в отличие от Христа, отвергнувшего искушения сатаны, поддаются на уловки и в итоге теряют всё, включая собственную душу.

В контексте СССР эта метафора приобретает особое звучание, символизируя готовность народа променять свои идеалы и страну на западные товары и образ жизни, что в итоге привело к разрушительным последствиям 90-х годов. Таким образом, эти фильмы не только отражают настроения своего времени, но и служат предостережением об опасности отказа от духовных ценностей в пользу материальных благ, актуальным для любого общества.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 2836 2680

    Тот же случай. Когда первый раз посмотрел, будучи подростком, то подумал, что фильм про злоупотребления и деградацию партноменклатуры (тогда было модно такое снимать).

    Сейчас пересмотрел и понял – совсем про другое…

    • 27344 23050

      Да, интересный фильм-притча, сразу несколько важных тем поднимается:
      1. Реинкарнация и долговременные связи между людьми, длящиеся много жизней.
      2. Подверженность злу – герой становится “шакалом” только в присутствии злой силы, действиям которой в себе он попустительствует – “не ты ударил”.
      3. Расплата – всё, что объективно не заслуженно человеком и дано в долг, должно быть им компенсировано.
      4. Вечное противостояние добра и зла, где добро представляет собой прямодушие и простоту, а зло хитрость и коварство.
      5. Трансцендентность качеств – нельзя взять в заложники добро, оно только проявлено в бренной форме.
      6. Бесполезность грубых методов – добро и зло существуют для эволюции героев и не могут быть отменены.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru