Галина Иванкина: «Трое вышли из леса» – а возможен ли предатель?
Режиссёр Константин Воинов снял много отличных фильмов, и сегодня мы поговорим о его киноработе «Трое вышли из леса» (1958). Это – роскошный детектив с элементами нуара – косые тени, тревога, неопределённость, страх, сомнение. Тогда многие ленты имели оттенок noir – не только остросюжетные.
Что случилось? Через много лет после окончания войны вдруг выяснилось, что в гибели партизанского отряда виновен один из троих товарищей, …вышедших из леса накануне разгрома. Следователю прокуратуры предстоит выяснить, кто же это был.
То ли медик Юлия Титова (Лидия Смирнова), то ли респектабельный учёный Павел Строганов (Михаил Погоржельский), то ли инвалид войны, так и не нашедший себя в мирной жизни Сергей Кошелев (Валентин Зубков). Кто же, …кто? Болезненный вопрос, а ответ и вовсе страшен.
Интересно, что через год на французские экраны вышел очень похожий детектив – «Мари-Октябрь» (1959) Жюльена Дювилье. Там бывшие деятели Сопротивления выясняют, кто же из их группы сдал их штаб гестаповцам. К слову, «Мари-Октябрь» демонстрировался в СССР. Тема буквально носилась в воздухе!
У «Троих…» великолепная композиция – нам попеременно показывают жизнь троих товарищей: у Юлии растёт сын, рождённый от погибшего командира, так и не узнавшего, что его возлюбленная ждала ребёнка; Павел женат на хорошенькой мещанке и делает успешную карьеру; Сергей страдает, что так и не окончил курс наук и теперь мыкается по случайным работам.
Всё это перемежается сценами допросов и так называемыми флешбэками, воспоминаниями. И, в принципе, до самого финала подозреваешь всех троих – то одного, то другого, и Титову в меньшей степени. Если честно, в детстве я подозревала учёного – очень уж он был напыщен, а потом – испуган.
У нас в кино был маркер – если человек чересчур гордится своими достижениями, он с гнильцой. Ко всему прочему, его супруга Кира – вся такая фря, живущая в достатке, в шикарнейшей отдельной квартире. Все «признаки» налицо. Но – нет. Авторы ломают штампы – никто из бойцов не предатель.
Кто же виновник? Некто безымянный, четвёртый – его нам вообще лишь очерчивают, да и его убили. Даже некого судить. С точки зрения жанра это – минус. Смазано вышло. Зато в качестве дидактического посыла тут всё – чётко. Из троих товарищей никто не гад, а Титова и Кошелев решают создать семью.
А ещё в кадре – старая Москва и её окраины. По сюжету героиня Смирновой живёт за городом, но в качестве натуры взяли Измайловский проспект, где тогда было много деревянных строений. Фильм о спокойной, мирной жизни, в которой, тем не менее, всё ещё звучало эхо великой битвы… Громко звучало, отчётливо.
Галина Иванкина
В 1950-м году вышел фильм Акиры Куросавы “Расёмон”.
Сюжет:
В лесу убит самурай, изнасилована его жена. Следователи допрашивают вдову самурая, дух убитого самурая (японцы на такое способны!), убийцу и случайного свидетеля-дровосека. Все говорят правду, но не всю. Говорят только то, что выгодно. Половинчатая правда – это не правда. Но у каждого человека своё видение. Как и в нашей жизни.
Философский фильм на все времена. Не случайно им вдохновились создатели фильма “Трое вышли из леса”. Но повторить “Расёмон” невозможно. Не хотелось бы умалять заслуги создателей фильма “Трое вышли из леса”, но это так.
На сколько я понял, в “Расёмоне” так и не сказана правда, т.к. выяснилось, что у дровосека тоже “правда” своя.
Каждый по-своему видит Мир. Иногда нужно не навязывать свою точку зрения и тем более не спешить судить, но просто нужно понять другого человека. Даже не разделяя его взглядов.
Это так, но в фильме “Расёмон” речь не об этом, а о том, что каждый знает правду, но сознательно искажает её, в своих корыстных целях.
Но, хорошее художественное произведение, будь-то стихотворная поэма, либо фильм, не даёт однозначного, разжёванного решения. Но предлагает думать и искать смыслы самостоятельно.
Например, Мацуо Басё:
“Осень пришла. Вот и бабочка росу с хризантемы пьёт”. Каждый по-своему видит осень и соответствующее состояние души.
По “Расёмону” ведутся споры без конца и края. Сам фильм не имеет такой длительности.
Мне кажется, что нет смысла искать решения, если оно не предусмотрено изначально. Там где все лгут одно решение – все лгут.
Если же люди чего-то не понимают и заблуждаются несознательно, это уже интересней, здесь уже есть, что обсудить. Разбудить можно только спящего, но не притворяющегося спящим.
“Половинчатая правда – это не правда” Как я с Вами согласен: “два полуострова не остров, два полусапожка не сапог.
По мне, нет сильнее фильма “Восхождение” (реж. Лариса Шепитько).
Саныч Сан, скажите что нибудь из японского.
Стоматологи поддерживают.
“Восхождение” тот редкий случай, когда фильм получился лучше книги, по мотивам которой он был снят.
И в чём-же по вашему мнению фильм лучше книги?
Фильм кратко показал путь Восхождения, не вдаваясь в подробности.
На мой взгляд, Василь Быков – армейский писатель. Его “партизанские” рассказы грешат некоторой надуманностью, т.к. он под оккупацией не был и некоторые вещи не прочувствовал лично. В фильме эти моменты отсутствуют.
Вообще, есть две версии литературной подосновы:
- “Сотников” (русская и белорусская версии существенно отличаются).
- “Ликвидация” (без цензуры).
То, что в коротком фильме удалось показать суть достаточно объёмного рассказа говорит о том, что фильм это достойная иллюстрация первоисточника. Но, чтобы говорить о том, что фильм лучше книги, нужны более весомые аргументы. Может быть в фильме есть какие-то новые смыслы, которых нет в рассказе, и которые помогают глубже воспринять сущность конфликта?
Текст и видео (музыка) имеют разный художественный язык. С помощью текста проще передать логические рассуждения, видео и музыка могут воздействовать эмоционально.
Кроме того, Лариса Шепитько в фильме очень чётко разделила Добро и Зло. А в книгах Василя Быкова фирменный стиль – неоднозначность и запутанность героев и сюжетных линий. Положительные герои с подвохом и сложной биографией, на грани разрешённого советской цензурой. Действиям отрицательных героев предлагается попробовать найти объяснение. Иногда с этим есть явный перебор, как в повести “Знак беды” навязывается мысль: “советская власть плохая, немцы тоже плохие – куда деваться бедному крестьянину? Пойти застрелиться или сжечь хату!”
Моя бабушка всякое пережила. Она осталась с двумя маленькими дочками и нашла предлог, чтобы уйти из своей хаты к отцу (прадеду). Потому, что жили на краю деревни рядом с лесом, и туда постоянно приходили ночью партизаны – отдала им всё, что было. Страшно было то, что полицаи могли узнать. Мужа её сестры замучили в гестапо. Т.е. в моё время ещё жили люди, которые знали про оккупацию не по книгам. Жили бывшие полицаи. Были не выдуманные истории ещё более сложные. Василь Быков в общем-то пишет об этом на грани цензуры, но немного не так, как я это понимаю по рассказам переживших 41-44-й годы.
Во фронтовых рассказах Быков писал то, что видел и переживал сам, и это важно. В рассказах про оккупацию полагался на других и немного придумывал своё. Лично мне фильм “Восхождение” нравится больше, чем книга “Сотников” (“Ликвидация”).
Т.е. добавление контраста, выделяющего из многообразия оттенков серой неоднозначности, яркие белый и чёрный цвета добра и зла, на ваш взгляд, пошло на пользу рассказу. А добавление христианских мотивов, где Сотников в своей отрешенности показан словно Христос, идущий на Голгофу, а Рыбак называется Иудой, как вы считаете, тоже пошло на пользу фильму?
Я, наверное, имею право говорить о собственных предпочтениях. А не судить категорично: “мне нравится – поэтому хорошо. А если не нравится мне – плохо”.
С моей точки зрения фильм более выразителен.
Благодарю вас за подробный ответ.
Можно также безконечно и бесплодно спорить о Боге: один будет доказывать “Есть!”, другой будет доказывать “Нет!”. “Злой” или “Хороший” – тоже можно без конца рассуждать. Один ходит с философией про библейского Иова, а другой не может понять, как Бог допускает детскую онкологию. И рассуждать об этом можно безконечно…
…Но, смысл в том, что человек нашёл ребенка и позаботился о нём (тут с утра про Анахату писали). Все остальные рассуждения, как оказалось, не ведут к Истине.
Тоже сегодня про Йова вспоминал – не все могут выдержать испытаний, некоторые ломаются. А про ребёнка нам не известно, может быть он будет продан как и кинжал.