«Сказка о рыбаке и рыбке»: эсхатологическое пророчество?
В этом году мы отмечаем юбилей А.С. Пушкина – 225 лет со дня рождения. Каждое новое поколение потомков Пушкина находит в его работах что-то новое. То, что в XIX веке читателям произведений Пушкина казалось просто «хорошей художественной литературой», сегодняшним – видится как пророчества, причем нередко как эсхатологические.
Напомним, эсхатология – учение (как правило, религиозное) о конечной судьбе человека и всего сущего за пределами истории и нынешнего мира, т.е. в «вечности». Различаются индивидуальная эсхатология – учение о посмертной судьбе одной человеческой души, и всеобщая, или универсальная эсхатология – учение о целях и назначении мира и конце земной истории человечества (а также о том, что будет следовать за этим концом).
Как мне кажется, особенно ярко эсхатологический смысл выражен в пушкинских произведениях, относящихся к жанру сказки. Сказки Александра Сергеевича имеют явные признаки притч, которые, как известно, содержат универсальные и вечные истины, слегка закамуфлированные разными привычными предметами, живыми существами, выдуманными людьми и т.п. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Все хорошо знают со школы (или даже детского сада) эти слова из стихотворения Александра Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Каждая русская сказка обязательно несёт поучительный момент. А пушкинская сказка – тем более. И читать сказки Пушкина можно и нужно не только в детском саду и школе, но также во взрослом состоянии, читать всю жизнь. С каждым годом постигаешь все новые их тайны.
Только законченных сказок у Пушкина семь: «Царь Никита и сорок его дочерей» (1822); «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830); «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831); «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833); «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833); «Сказка о золотом петушке» (1834). Седьмой считается «У лукоморья дуб зелёный», которая является прологом к поэме «Руслан и Людмила» (1818-1820).
Можно также упомянуть неоконченные сказки: «Сказка о медведихе» (1830); «Царь увидел пред собою» (1833) (некоторые пушкинисты считают, что первоначальный набросок «Сказки о золотом петушке»). До сих пор идут споры об авторстве известной всем сказки «Конёк-Горбунок». Кто-то считает, что ее автором является писатель и поэт Пётр Ершов (1815-1869). Кто-то приписывает авторство Пушкину. Наконец, некоторые считают, что это совместное произведение обоих упомянутых авторов.
Если говорить об эсхатологической стороне пушкинских сказок, то, как мне кажется, наиболее ярко она проявляется в «Сказке о рыбаке и рыбке». Как отмечают пушкиноведы, сказка написана «на одном дыхании» – 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения» В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская». Она означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян» (написаны в том же 1833 году). Как отмечают литературоведы, сказку с этим циклом сближает стихотворный размер.
Как и у многих других произведений Пушкина, у данной сказки были свои предшественники (поэт редко когда сочинял с нуля). Считается, что предшественницей была сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм. Только там вместо золотой рыбки фигурирует камбала. Впрочем, есть и более древняя версия сюжета — индийская сказка «Золотая рыба», с местным национальным колоритом. В ней под образом Золотой рыбы скрывается подводный дух Джала Камани (что-то наподобие древнеримского Нептуна). Впрочем, некоторые аналоги имеются в русской литературе. В сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» под № 76 фигурирует сказка о жадной старухе. Там, правда, золотую рыбку заменяет волшебное дерево, которое выполняло желания старухи. Когда старуха пожелала стать равной богам, то дерево превратило её и старика в медведей.
Пересказывать сказку нет смысла, все ее знают. Мораль сказки нам, вроде бы объяснили еще в школе: следует умерять свои желания, которые имеют свойство расти беспредельно. Если их не умерять (ограничиваясь разумными потребностями), то можно, подобно неуемной старухе, оказаться у разбитого корыта. Кстати, выражения «разбитое корыто», «остаться у разбитого корыта» стали очень популярным фразеологизмом. Вот, например, в очерковой повести В. Вересаева «На японской войне» (1907) читаем: «Мутин воротился к своему разбитому корыту – полковому околотку, а через несколько дней из Москвы приехал его преемник по госпиталю, д-р Султанов».
О том, до чего может довести человека алчность, А.С. Пушкин говорит во многих своих произведениях. Например, в маленькой трагедии «Скупой рыцарь», где одержимый страстью любостяжания барон Филипп (он и есть скупой рыцарь) в конце умирает. Или в повести «Пиковая дама», где главный герой Герман, одержимый желанием разбогатеть с помощью карточной игры и идущий ради этого на все, кончает сумасшедшим домом.
Но смысл сказки заключается не только в том, чтобы объяснить читателю смертельную опасность алчности, неуемной тяги к деньгам и власти. В ней есть еще кое-что. Попробуем сделать некоторые обобщения и обратить внимание на некоторые детали.
Желания старухи можно представить в виде лестницы, у которой пять ступенек. Первые две ступеньки – желания материального характера: сначала новое корыто, а потом новая богатая изба.
Далее следуют ступеньки статусные, которые отражают желание славы и власти. Третья ступенька – желание стать столбовой дворянкой, четвертая – царицей. В черновиках у Пушкина была еще одна ступенька. Пятой ступенькой было желание старухи стать «римскою папой»:
Говорит старику старуха: // «Не хочу быть вольною царицей, // А хочу быть римскою папой» … // Стал он кликать рыбку золотую… // «Добро, будет она римскою папой» …
Самое удивительное, что и это желание старухи выполнила золотая рыбка (хотя очень нехотя). Пушкиноведы до сих пор спорят по вопросу о том, почему Пушкин исключил эту ступеньку из лестницы желаний старухи. Одни говорят, что по причине возможных проблем с цензурой. Другие считают, что эта ступенька нарушает русскую атмосферу сказки. Это в Европе папа римский долгое время стоял над монархами в иерархической вертикали власти. А в России такого не было, и быть не могло.
И как мы знаем, последним желанием старухи стало владычицей морскою:
Говорит старику старуха: // «Воротись, поклонися рыбке. // Не хочу быть вольною царицей, // Хочу быть владычицей морскою, // Чтобы жить мне в Окияне-море…»
Если бы старуха желала просто жить в Окияне-море, то, наверное бы, золотая рыбка удовлетворила бы эту прихоть. Но старуха восхотела быть владычицей морской, т.е. властвовать над золотой рыбкой. А чтобы не было никаких на сей счет недопониманий, старуха прямо наставляет старика:
«…Чтоб служила мне рыбка золотая // И была б у меня на посылках».
Старуха посягнула на полномочия золотой рыбки. И на этом благодатные дары золотой рыбки закончились. Все вернулось на круги своя, т.е. к разбитому корыту. Один из участников обсуждения сказки в социальных сетях объяснил все простым языком: «Так почему на владычице морской халява закончилась? Не наглей. Ни одной золотой рыбке не захочется, чтобы ею командовала какая-то глупая старуха».
У профессиональных литературоведов и пушкиноведов есть немало толкований сказки, в которых совершенно верно Окиян-море олицетворяется с мирозданием, а золотая рыбка – с центром этого мироздания, коим является Бог. Безумная старуха пожелала стать как Бог, и даже над Богом.
В одной из книжек советского времени (когда нельзя было писать слово Бог с большой буквы, а было принято ссылаться на языческих богов из мифов древней Греции) было написано, что пушкинская золотая рыбка олицетворяла Посейдона – древнегреческого бога океана (древнеримский аналог – Нептун).
Попытки занять место Бога уже случались в истории мироздания. Мы с вами хорошо помним историю ангела по имени Денница, который посягнул как минимум на то, чтобы стать вровень с Богом. Он повел за собой треть ангельского мира. И все они были низринуты Богом в бездну. Они образовали инфернальный мир, состоящий из Сатаны и бесов более низких иерархических уровней. В Священном Писании Ветхого и Нового Заветом об этом много сказано. Ветхозаветный пророк Исаия (кон. VIII в. – VII в. до Р.Х.) так описывает падение ангела (денницы): «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные; буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (Ис. 14, 12–20). Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) написал о падших ангелах: «…не все ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем их под ужасными именами сатаны, диавола, бесов, демонов, ангелов тьмы и падших ангелов».
Подобные попытки не раз предпринимали некоторые безумцы из рода человеческого. Первая такая попытка описана в книге Бытие (глава 11). Она была предпринята царем Нимродом, правившим в Вавилоне. Он решил строить «башню высотою до небес», которую мы сегодня называем «Вавилонской башней». Это было во времена, когда люди еще хорошо помнили трагическую историю Всемирного потопа. Нимрод также помнил. И понимал, что потом был в наказание грешным людям (среди которых преобладали кровные и духовные потомки первого человекоубийцы Каина). И безумный Нимрод полагал, что «башня высотою до небес» спасет его от гнева Бога. Чем вся эта затея закончилась, мы хорошо знаем: недостроенная башня была разрушена, строители рассеяны по всей Земле, а сам Нимрод, по преданию, погиб. Образ Нимрода многократно использовался в литературе как символ гордыни и отречения от Бога.
Возвращаясь к сказке А.С. Пушкина, скажу, что злая и алчная старуха являет собой богоборческое начало. Это литературно-художественный образ таких библейских богоборцев, как падший ангел Денница и Вавилонский правитель Нимрод.
Кстати, в черновом варианте сказки, где Пушкин задумал старуху сделать «римскою папой», фигурирует Вавилонская башня:
Воротился старик к старухе. // Перед ним монастырь латынский, // На стенах латынские монахи // Поют латынскую обедню. // Перед ним вавилонская башня. // На самой верхней на макушке // Сидит его старая старуха.
Теперь об Окияне-море, владычицей которого является золотая рыбка. В начале, когда старик закинул невод и поймал золотую рыбку, море было синим и спокойным. Таковым оно было все тридцать три предыдущих года, когда старик ловил рыбу.
Далее от раза к разу (после каждой просьбы старухи, передаваемой стариком золотой рыбке) море становилось все более темным и страшным. Читаем: «море слегка разыгралось», «помутилось синее море» и так далее. А во время последнего визита старика к золотой рыбке на море началась самая настоящая черная буря:
Вот идет он к синему морю, // Видит, на море черная буря: // Так и вздулись сердитые волны, // Так и ходят, так воем и воют.
Сказка говорит о том, что сама природа дает знаки предостережения и предупреждает. Будем же внимательно следить за теми знамениями, которые мы видим на небесных облаках и тучах, в море, лесу и даже на солнце и звездах. Бог может давать нам знаки, а мы к ним должны присматриваться и делать выводы.
Эта тема весьма глубоко продумана святителем Николаем Сербским (1880-1956) в его работе «Символы и знаки» (в другом переводе: «Символы и сигналы»). Работа состоит из 20 глав, одна из них посвящена как раз тем знакам, которые подавало море в сказке Пушкина (глава 15 «Обычные и аномальные явления природы как сигналы»). Знамения посылаются не только через море (Всемирный потоп, наводнения, морские бури), но также в виде землетрясений, нашествий саранчи и других насекомых, засух, гроз и проливных дождей, града и др. Святитель пишет, что в нынешнем мире с доминирующей идеологией материализма принято считать, что все детерминировано законами физики, механики, химии, других естественных наук, а все что не укладывается в эти «железные» законы следует отнести к «случайностям» и «стечениям обстоятельств»: «Для философа-материалиста вообще не существует никаких сигналов свыше, он отрицает всякого рода знамения, проявляющиеся и в явлениях природы… Все, что существует и что случается, с его точки зрения, существует и происходит без смысла и цели. Одно колесо толкает второе колесо, второе – третье, и так далее. И если эти колеса кого-то переедут, то в этом не виноват ни он сам, ни колеса, но это лишь фатальное стечение обстоятельств».
В свою очередь, мысли святителя Николая Сербского о знаках (сигналах), подаваемых Богом человеку через природные явления, я постарался дополнительно разобрать в моей книге: Катасонов Валентин. Мир глазами святителя Николая Сербского (М.: Русская цивилизация, 2018).
Заметьте, всякого рода природные «аномалии» и катастрофы порой случаются все чаще, а разрушительная сила землетрясений, морских цунами, наводнений, засух, лесных пожаров, аномальных повышений температуры воздуха и, наоборот, похолоданий, извержений вулканов, всяких иных природных катаклизмов – неуклонно растет. Одним словом, некогда «синее море» становится черным и страшным. Но люди этого будто не замечают. А ведь все идет к тому, что они могут оказаться у «разбитого корыта».
Похоже, используя сказочные сюжеты и образы, Александр Сергеевич хотел читателю напомнить старые, к сожалению, сильно подзабытые библейские истины.
Катасонов Валентин Юрьевич – профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
Специально для «Столетия»
Валентин Катасонов
Комментарий редакции
Основные тезисы статьи:
1. Сказки Пушкина, особенно "Сказка о рыбаке и рыбке", имеют глубокий эсхатологический и религиозно-нравственный смысл, в них закодированы вечные истины.
2. Желания старухи символизируют безграничную человеческую алчность и стремление к власти, что в конечном итоге приводит к гибели.
3. Образ золотой рыбки олицетворяет Бога, а старуха – богоборческое начало, желание занять место Бога, подобно падшему ангелу Деннице или Нимроду с его Вавилонской башней.
4. Окиян-море, сначала спокойное, а затем разбушевавшееся, символизирует мироздание, природу, которая посылает человеку предупреждающие знаки и знамения в виде катаклизмов и аномалий.
5. Люди должны быть внимательны к этим знакам свыше и делать правильные нравственные выводы, иначе они окажутся "у разбитого корыта".
Вывод:
В сказке "О рыбаке и рыбке" Пушкин в аллегорической форме предостерегает человечество от греховных страстей – алчности, властолюбия, богоборчества, невнимания к знакам и предупреждениям природы, что может привести к духовной и физической гибели. Сказка призывает к покаянию, смирению и неуклонному следованию библейским ценностям.
Центральный конфликт сказки – противостояние низшего, греховного человеческого "я", олицетворенного старухой и ее неуемными страстями, и высшей божественной воли, символизируемой золотой рыбкой-творцом.
Рыбка готова по милости своей одарить человека всеми благами мира, но требует смирения и осознания, что эти блага – не самоцель, а средство служения высшим духовным ценностям. Когда старик говорит "плыви с Богом", он демонстрирует правильное смиренное отношение к Творцу.
Однако старуха, подчиняясь своему эгоистичному низшему "я", использует дары рыбки не во благо, а для насыщения властолюбия и алчности. Ее страсти разгораются все больше по мере их удовлетворения. Возомнив себя правительницей над рыбкой-творцом, она восстает против высшего начала, за что и лишается всех милостей.
Главный урок сказки в том, что человек должен обуздывать свои страсти, не ставить их на первое место. Истинная цель – служение Высшему, Богу. Тогда даже низшие страсти и блага мира будут подчинены этой цели и принесут пользу. Но если человек позволит греховным страстям взять верх, они сгубят его, оставив ни с чем, "у разбитого корыта".
М-да.
Согласен Жора! При чём здесь Пушкин и библейские “ценности” ??? Пушкин был сам пророкам, для этого достаточно прочесть все его сказки. И библию и христианство Пушкин принимал как сатанизм, прочтите “Гаврилиаду”.
Марина, оказывается, мы не летом единым живы, кто бы что нам не пел..
Чего так?)
Александр Сергеевич Пушкин РУССКИЙ ГЕНИЙ.
Да
Тут мадам позволяла себе затрагивать “личное”. Весьма глумливо и цинично.
Думая, что только ей прокатит.
А потом получила обратку.
Теперь дуется.
Поэтому подумайте про ответ подельнику.
Я вами удивляюсь. Такое жить не должно.
“Она утонула .”..https://yandex.by/video/preview/7569117424543556673
а что ?-АСП тоже хохол?
С одной стороны да.
именно с одной стороны ,потому и вызывает у меня диссонанс,но я привыкну ,как к Валерику ,если конечно жорик не воспитает у него женофобию..Несомненно патриот РФ,но как повернет.повернет
https://yandex.ru/video/preview/7225427855350119833
да что ж такое -то, мы имеем совершенно разные вкусы ..Более лживого,искусственного нет.в пропагандистских целях вытащили этого (причесав.срезав дрэды) с козлиным голосом .Песня хорошая ,честный красивый голос исполнил бы её достойнее.например наш белорус Сергей Волчков .поёт красивее .душой .Прочитай его биографию и особенно про старшую жену.. потому и протолкнули наверх)..
Я уверена ,что ты патриот на 100%,но людей не чувствуешь.от слова совсем..Ты помнишь как пел Хворостовский акапелло,душу захватывал и уносил..А этот орет просто..хотя слух есть.однозначно…
“А в углу у нее стояла арфа, подарок горноравинской мебельной фабрики” По всему видно, что вы фигура утонченная.
Сначала Проханов вам не тот, сейчас Шаман???
П.С. Сегодня Эльдар Абдразаков…Отстали от жизни.
Соглашусь с Мариной. Снимите розовые очки. Шаман (Дронов) – продукт раскрутки его жены-мамы, Елены Мартыновой (ответственной работницы по пиар-технологиям у Алишера Усманова и Хачатура Помбухчана). Поругается с женой – сойдёт со сцены (раскручен искусственно).
Очень не хотелось бы, чтобы после отъезда Боруховны прежние методы продвижения на эстраде сохранялись.
П.С. Единственный плюс. Раньше, в 90-е и начале 00-х, нужно было становиться геем, чтобы пробиться на эстраду. А сегодня нужно быть альфонсом, что более пристойно.
Согласились с Мариной и славно. Очки диоптрические +2, одеваю только в случае очень мелкого текста.
Думаю, что для некоторых сходить на театр или в концерт – обычное дело.
П.С. А кого в сегодняшнее время ( N-ное время назад) не “раскручивали” ? Протеже было всегда.
ты гонишься за модой и пиаром или за желанием услышать настоящую музыку..Упэртый ,доказываешь
своё.стучишь в закрытые ворота ..Да кушай своего Шамана .Я в этот круг публики не пойду и бесплатно..
Купи сначала самоучитель игры на арфе, изучи его. Рембранта прочитай, для кругозора. Уж потом за закрытые ворота, понимаш.
Не обкушалась интелектуалина, Марина?
https://yandex.ru/video/preview/14523345561785541756
видишь,не надо орать,если душа в песне присутствует .ты его услышишь ..мне нравится это..
Гениальность Пушкина без вопросов.
Русских ли,он? Вот вопрос.
Здесь, неполный список почитаемых русских с не русскими корнями.
https://pikabu.ru/story/o_russkikh_geniyakh_nerusskogo_proiskhozhdeniya_290809
Сразу спросят на что ,я намекаю?
На не состоятельность превосходства одной нации над другими.
Чистокровных русских гениев очень мало. Почему?
Можно посчитать по пальцам начиная с Ломоносова.
Продолжить кто сможет?
нда ,ну и далек ты от истины..по верхам судишь?7
Нет той области ,в которой русские не были бы первыми и только кто-то верху (почему-то .не знаешь почему -генетика,интернет и т.д)хоронили это и оно возникало и становилось их достоянием и деньгами.. Особенно после 1917 г.Ты шутишь наверное ,ты только про моего земляка Шухова почитай -это уму непостижимо ,в каких он только областях не стал первым в мире..Ничего не значит ,что новые открытия носят фамилии в большей степени их фамилии-это Система давняя ,крадут ,сначала хоронят ,потом перехватывают ,потому как давний План -Россия только сырье ..У них нет соперников в мире -только Русские,хохлы нет..”Или мы или вы “-так говорили мои очень неплохие партнеры по работе евреи.
насчет того ,почему в Израиле русских гениев нет -ты прав-это исключено..
Возможно и по верхам.Но, разобраться все равно хочется.
Про древнюю систему не понял.
Что,это за система где, крадут
фамилии? если, я правильно тебя понял.
Это как вообще возможно?
Примеры есть,хотя бы, из того списка где я в ссылке привёл?
Ты меня заинтриговала!
Партнёры-руководители в ближайшее окружение, как правило, русских не берут.
и даже в ближнебратских..
https://youtu.be/oTFW1ye9AZo?si=kqWtlY8GtXluMKH4
Мда…если, заметить то, гениальность евреев расцвела именно в России а, гениальность русских в Израиле напрочь отсутствует.