Нищета западной философии на службе гегемонизма и милитаризма

359 2
https://dglb26w8rx2ld.cloudfront.net/000_clients/520732/page/w1000-520732lfWiClCs.jpg

Нищета западной философии на службе гегемонизма и милитаризма

Философия считает себя наукой о мудрости, однако сами философы — высоколобые интеллектуалы — на практике проявляют мудрости не больше, чем рядовые кухарки и таксисты. Прогнозы философов почти никогда не сбываются, а их теории не оказывают решающего воздействия на общественное развитие. Авторы философических доктрин, которые действительно изменили мир, профессиональными философами не были, они творили теорию в гуще политической и полководческой практики. Короче говоря, история показывает, что кабинетная мудрость — вещь хотя и увлекательная, но во многих отношениях сомнительная.

Однако несмотря на это, большие философские умы пользуются в информационном пространстве пиететом, к ним принято прислушиваться. В Европе есть немало известных философов, но две фигуры по-настоящему знаковые — Славой Жижек и Юрген Хабермас. Они представляют цвет западной философской мысли и всегда выступают с критических позиций в отношении капитализма, империализма и многих пороков западного образа жизни и мысли. Однако они не маргиналы и не революционеры, которые ставят истину выше личного благополучия, поэтому по решающим, ключевым вопросам политики занимают позиции, в которых легко читается услужливость тем, на чьи деньги они безбедно философствуют.

Начало спецоперации РФ на Украине стало переломным моментом не только в политической и экономической сферах западного общества, но и в духовной. Фаза более-менее «спокойной» борьбы США за сохранение мировой гегемонии сменилась бурным течением военной операции на Украине, в которую влезли буквально все западные страны. Притом внутри западного мира, вслед за ростом милитаризма, происходит резкий поворот от либерально-демократической атмосферы свободы мнений и дискуссий, которой Запад кичился десятилетиями, к оголтелой истерии и неомаккартизму. Теперь, если ты не против России, ты враг общества. И отмолчаться не получится. Много ли нашлось на Западе видных интеллектуалов, которые выдвинули лозунг поражения собственного правительства? Вот и Жижек с Хабермасом оказались не прочь бить в барабаны войны.

Хотя Жижек традиционно фокусируется на вопросах культуры и считается последователем фрейдо-марксизма (жалкое подобие всеохватного течения мысли, спекулирующее на отдельных положениях теории Маркса и теории Фрейда), его мнение по текущей политической ситуации представляется значимым. Жижек всегда эпатажно, задорно пишет и выступает, его философия больше походит на детективные романы, чем на фундаментальное исследование общества и человеческой души. Точность категориального аппарата и терминологическая выверенность — это не к нему. Он продукт эпохи клипового сознания и комиксов. Жижек очень популярен в образованной молодёжной среде, которая, не обладая высокой философской культурой, отчаянно стремится интеллектуально возвыситься над массами народа. Его позиция играет важную роль в политической ориентировке молодых западных гуманитариев. Можно даже сказать, что он икона для многих интеллектуалов.

Что же сказал Жижек о фашистском характере украинского режима, расширении НАТО, милитаризации Запада, преступном превращении украинского народа в пушечное мясо? Несложно догадаться, что ничего умного. Напротив, он сравнивает Украину… с женщиной, подвергающейся изнасилованию.

«Россия показала, что если она не получит согласия на секс от Украины, то она готова совершить изнасилование, обвиняя Украину в провокации на совершение изнасилования».

То есть вся его «философская позиция» сфокусирована вокруг одного факта, что боевые действия начала РФ. Никакого контекста, никакого прошлого, настоящего и перспективы будущего у текущего политического процесса не было, нет никаких скрытых механизмов, всё на поверхности. Причиной спецоперации объявляется «желание секса», то есть стремление к овладению Украиной. Про похабную «фрейдистскую» метафору и говорить смысла нет, она наглядно демонстрирует культурный уровень философа.

«Как это имеет место и в случае с реальными насильниками, — пишет далее Жижек, — изнасилование свидетельствует об импотенции агрессора. Эта импотенция ощутима сейчас в том, что акт изнасилования начался с прямой пенетрации российских военных в Украину».

Короче говоря, большой и сильный мужик с импотенцией бессильно набросился на модницу в короткой юбке. Вот и вся философия. Человек всю жизнь занимается вопросами мудрости, но, когда доходит до дела, его суждения неотличимы от инстаграмных блеяний какого-нибудь Галкина.

Жижек не только предлагает публике эпатажные метафоры, но и активно критикует антиамериканские аргументы:

«Теперь некоторые, называющие себя левыми, обвиняют Запад… Аргумент известен: НАТО медленно окружало Россию, разжигая ‟цветные революции” в ее ближнем зарубежье и игнорируя разумные опасения страны, подвергшейся нападению с Запада в прошлом веке.

Здесь, конечно, есть доля правды. Но говорить только об этом равносильно тому, чтобы оправдывать Гитлера, обвинявшего в несправедливости Версальский договор. Хуже того, это значит признать то, что великие державы имеют право на сферы влияния, которым должны подчиняться все остальные ради глобальной стабильности. Предположение Путина о том, что международные отношения — это состязание великих держав, отражено в его неоднократных заявлениях о том, что у него не было другого выбора, кроме военного вмешательства в дела Украины».

Если Жижек считает, что международная политика — это точно не состязание мировых держав, то что тогда? Другие работы и выступления Жижека по поводу вторжения США в Ирак и Афганистан, по поводу политики США в Европе по принципу «разделяй и властвуй» исходят именно из концепции американского империализма, то есть состязания мировых держав. Видите, как быстро и безболезненно философы переобуваются в воздухе, когда пахнет жареным.

Между прочим, «оправдывать Гитлера» по поводу несправедливости Версаля очень даже можно, но не с той точки зрения, как это понимает Жижек. Дело в том, что чудовищные условия Версальского мира стали естественной причиной новой мировой войны и оказали значительное влияние на перспективу прихода к власти в Германии персонажа типа Гитлера. Умные люди после объявления условий Версальского договора писали, что он станет гарантией лишь небольшой передышки перед новой войной.

Даже Сталин был готов в известной мере оправдывать гитлеризм:

«Можно ли считать гитлеровцев националистами? Нет, нельзя. На самом деле гитлеровцы являются теперь не националистами, а империалистами. Пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель и воссоединением Рейнской области, Австрии и т. п., их можно было с известным основанием считать националистами. Но после того, как они захватили чужие территории и поработили европейские нации — чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан, голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков, украинцев, белоруссов, прибалтов и т. д. и стали добиваться мирового господства, гитлеровская партия перестала быть националистической, ибо она с этого момента стала партией империалистической, захватнической, угнетательской».

Иными словами, пока гитлеровцы занимались собиранием немецких земель, они были националистами и их вполне можно в этом оправдать как раз из-за условий Версальского мира. В этом отличие философа Сталина от философа Жижека: первый рассматривает процессы конкретно, в развитии, а второй подгоняет факты под заранее установленные ответы. Гитлер в западном информационном пространстве — то ещё пугало, хотя Черчилль или Трумэн от него отличаются только не столь масштабными последствиями кровавой политики. И как раз философский ум должен бы это фиксировать в первую очередь.

Не чурается Жижек и банальных фейков. Так, когда речь заходит об украинском фашизме, он парирует этот щепетильный для западников вопрос известной слабостью Путина к философу Ильину. При всей спорности данной фигуры и данного увлечения Путина пассажи Жижека выглядят просто нелепо:

«Действительно ли проблема в украинском фашизме? Вопрос лучше адресовать путинской России. Интеллектуальная путеводная звезда Путина — Иван Ильин, чьи работы снова публикуются и раздаются государственным аппаратчикам и призывникам».

То есть, по мнению Жижека, в Генштабе РФ на столах лежат книги Ильина и со статьями Ильина за пазухой российские солдаты идут в бой «насиловать Украину». Это даже не фейковость пропаганды, а натуральная голливудская клюква от всемирно известного философа.

Комментируя цели спецоперации РФ, Жижек прибегает к такому же полемическому приёму, бросая обвинения Путину:

«Когда Путин говорит о ‟денацификации” в Украине, мы должны иметь в виду его поддержку ‟Национального объединения” Марин Ле Пен во Франции, ‟Лиги” Маттео Сальвини в Италии и других актуальных неофашистских движений».

Даже если предположить, что Путин действительно поддерживает Ле Пен и Сальвини и действительно делает это по идеологическим соображениям, а не потому, например, что они выступают против американизации Европы и роста НАТО, приравнивание этих политиков и их партий к татуированным свастиками «азовцам», «айдарцам», «правосекам» и прочим «защитникам Украины» выглядит, мягко говоря, натянуто. Что, «Лига Севера» или «Национальный фронт» годами обстреливали мирные года? У них на балансе числятся пыточные тюрьмы, а на счету сотни истерзанных трупов?

Жижека меньше всего интересует положение украинского народа, борьба Донбасса, мнение российского народа, характер и сущность украинского режима, интересы и цели американской политики в регионе. Он, как самый заштатный пропагандист, «пляшет» от одной единственной мысли о «путинском имперском видении». Вся теория, вся философия свелись к пресной концепции борьбы добра со злом и абсолютной роли зловещей личности в истории.

Хабермас — фигура в философии посерьёзнее в том смысле, что его труды ориентированы больше на профессиональное сообщество. В немецкой прессе его называют главным философом Германии, ни больше ни меньше наследником Канта, Гегеля и Маркса. Он является представителем так называемой франкфуртской школы, неомарксизма. Это философское течение, которое возникло в противовес классическим коммунистическим доктринам, прежде всего в противовес ленинизму, сталинизму, маоизму, то есть практике реального социалистического строительства. Теоретические изыскания представителей «франкфуртской школы» оказали решающее влияние на формирование современной идеологии западной демократии, которая быстро вылилась в известный тоталитаризм леволиберальной «повесточки» с культом прав меньшинств, борьбы за экологию, низовой демократии и т. п.

Философы франкфуртской школы всегда были пригреты властями западных стран прежде всего потому, что их критическая философия угрожала западному миропорядку только на словах. Даже когда в 1968 г. вся Западная Европа полыхала протестами студентов и рабочих, вдохновляясь в том числе беззубой критикой «франкфуртцев», сами философы, включая Хабермаса, отмежевались от волнений, обвиняя студенческих лидеров в левом фашизме.

В своё время от Хабермаса ждали сокрушительной критики военной интервенции НАТО в Югославии, однако он высказался в абсолютно травоядном духе про недопустимость самоуправства НАТО, подчеркивая «гуманность» агрессора.

«Воздушные удары альянса, по-видимому, отличаются от традиционной войны, — писал философ. — Фактически “хирургическая точность” бомбежек и принцип сохранения гражданского населения имеют высокое легитимирующее значение. Все это означает отказ от тотального ведения войны, которое определяло физиогномику уходящего столетия. Однако и то, что каждый вечер демонстрирует нам телевизор, позволяет понять, что население Югославии понимает происходящее не иначе как войну».

Суть позиции Хабермаса была в том, что военная агрессия в Югославии оправдана, но нападать на независимую страну некрасиво:

«Девятнадцать несомненно демократических стран… пользуются правом интерпретации и вынесения решений — компетенцией, которая — пусть она и верна на сегодняшний день — должна была бы находиться в распоряжении независимых институтов. Пока же они действуют патерналистски. Для этого есть значительные моральные основания».

Американскую интервенцию в Ирак и Афганистан Хабермас расценивал в более негативном ключе, прозрев, что удары американской авиации высокоточно обрушивались на головы в том числе мирного населения. Однако весь протест против войн у него свёлся к сетованию о невозможности привлечения Буша к Гаагскому трибуналу и бесплодности Совбеза ООН из-за права вето США. В его рассуждениях много места уделялось нюансам международного права и моральной подоплёки американской политики, но не нашлось места для анализа ни действительных целей США, ни характера и сущности режимов, которые они свергли, ни интересов народов, подвергшихся нападению. Короче говоря, «классик немецкой философии» по глубине и проработанности своих работ не ушёл дальше заурядной публицистики.

После начала спецоперации РФ на Украине некоторые наши СМИ поспешили рассказать о том, что Хабермас не принял ничью сторону конфликта, признавал фактическое участие в конфликте НАТО и хвалил сдержанность Шольца. То, что Хабермас вещает с позиции нейтралитета, есть лишь обычная авторская уловка, которой в совершенстве владеет маститый философ.

Так, он, например, пишет:

«Рациональным фоном, на котором эти эмоции бурлят по всей стране, является самоочевидная предвзятость в отношении Путина и российского правительства, которое развязало широкомасштабную агрессивную войну в нарушение международного права и нарушает международное гуманитарное право своими систематически бесчеловечными военными действиями».

Может показаться, что указание на предвзятость в отношении РФ является элементом хотя бы попытки рассмотрения ситуации объективно. Но это не так. Хабермас критикует наиболее агрессивно настроенные политические круги Германии с точки зрения того, что Россия — ядерная держава и открыто принимать участие в конфликте смертельно опасно. Он критикует призывы «Путина — в Гаагу» не потому, что они неправильные, а потому, что нереальны.

Главный посыл статьи Хабермаса заключается в том, что Украина не должна проиграть, иначе европейский «социальный и политический уклад жизни будет дестабилизирован извне».

Хабермас чётко о сути конфликта Запада и России не высказывается, но фактически предлагает читателю рассуждения из арсенала цивилизационного подхода. Так, он пишет:

«Как тогда объяснить разгоревшиеся внутри страны дебаты по поводу неоднократно подтвержденной политики солидарности канцлера Шольца с Украиной, которая считается согласованной с партнерами по ЕС и НАТО? Чтобы разобраться в этих вопросах, я оставлю в стороне споры о продолжении политики разрядки в отношении непредсказуемого Путина, которая была успешной до конца Советского Союза и даже после него, а теперь оказалась серьезной ошибкой; а также ошибку немецких властей, которые поставили себя в зависимость от импорта дешевой российской нефти, даже под экономическим давлением».

То есть политика в отношении Путина, по его мнению, является продолжением политики разрядки в отношении СССР. Тогда как в действительности механика взаимоотношений Запада и соцлагеря во главе с СССР и механика взаимоотношений Запада и РФ в корне отличны. Не говоря уже о масштабах этих двух исторических форм противостояния. В первом случае мы имели, прежде всего, соперничество двух различных социально-экономических систем, причём достаточно замкнутых и самоизолированных, а во втором — налицо конкуренция в однородном пространстве мировой рыночной экономики и политической архитектуры.

Конечно, в американском антисоветизме и антикоммунизме тоже имел место момент национальной и даже расовой неприязни. Но степень очернения неславянских соцстран и давления на них в годы холодной войны была аналогичной СССР, а по количеству уток и клюквы в западной пропаганде какое-нибудь Штази даст фору и КГБ, и НКВД. Таким образом, раньше чисто антироссийский и антирусский момент в политике холодной войны был сопутствующим идеологическому противостоянию, а сейчас стал доминирующим.

Но «марксист» Хабермас ничего подобного не заметил, для него и СССР, и РФ — это нечто вроде зловещего Мордора, который необходимо сдерживать. По мнению философа, спецоперация РФ стала «разочаровательным ответом на отказ Запада вести переговоры по геополитической повестке дня Путина».

92-летний философ с юношеским задором и завидным лизоблюдством поддерживает Шольца, называя его подход «политически ответственным, всестороннее информированным и взвешенным». Напомню, суть этого подхода состоит в том, чтобы вооружать бандеровскую Украину, при этом покупать у России газ, нефть и быть готовым к переговорам о мире.

Хабермас помалкивает об украинском фашизме, расширении НАТО, проблемах Донбасса. Его статья по содержанию мало чем отличается от публикаций заштатных западных журналистов.

Забавно, но американский журнал Politico из-за активной поддержки Шольца причислил Хабермаса к немцам, продавшим душу России. Американская пресса даже не пытается разбираться в немецких дискуссиях и всех, кто «проявляет сдержанность», скопом причисляет к врагам США.

Работы Жижека и Хабермаса объединяет в первую очередь антиисторическое и антинаучное отрицание объективного факта гражданской войны на Украине, которая идёт с 2014 года. Отсюда следует целый каскад вопросов и проблем, которые замалчиваются, искажаются, выворачиваются наизнанку. Короче говоря, философы, как пропагандисты, всецело встроились в «генеральную линию» новой холодной войны.

Что это — банальная продажность, страх пойти против общественного мнения или несостоятельность их философских доктрин? Думается, всего понемногу. Однако если присмотреться к содержанию философии этих «мудрецов», то ясно, что оправдывающий характер их позиции по поводу действий Запада совершенно неудивителен. Поверхностная, спекулятивная, эпатажная, оторванная от жизни философия закономерно ведёт к политической беспринципности.

(с) Анатолий Широкобородов

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 4590 2856

    Важно отречься не от дьявола, а от его козлиного начала души, и волчьей сущности, которая пожирает нежную святость.
    Наивные товарищи Ленина отреклись от гусиного зазнайства царя и выбрали мнимое величие курицы.
    В 90 х вернулись волчьи законы
    В 2000 тысячных появилась в России куриная хватка
    В 2014 началось отречение от курятника(уже лучше
    Вспоминаются слова группы Наутилус ” Скованные одной цепью” -…здесь сброшены орлы, ради бройлерных куриц…

  • 4590 2856

    Наверное на основе куринной хватки купцы в России создавали состояния
    Курочка по зернышку клюёт.
    Конечно у куриной хватки есть свои перегибы, важно знать меру и быть полезным и гармоничным с Миром

    На основе гусиного зазнайства может возникнуть гениальным ум

    На основе длинного языка лягушки может родиться переборчивость жабы

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)