Демонтаж народа . С. Кара-Мурза.

2310 21
6e99f4e2a62415500002baaaa5ae2da0.jpg
Первое (и, вероятно, главное) условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев подавляющее большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообщениях.

 

 

Во многом это происходит потому, что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждый сигнал.

На это никаких сил не хватит, если человек не овладел, до автоматизма, некоторым набором контролирующих "умственных инструментов", которые как бы сами собой, без усилий сознания и воли, анализируют информацию по одному признаку: есть ли в ней симптомы манипуляции его поведением.

С.Г. Кара-Мурза

 
Одним из губительных следствий господства примордиализма стала неявная убежденность, что народ, когда-то возникнув (по воле Бога или под влиянием космических сил, пассионарного толчка и др.), не может пропасть. Для его исчезновения требуются по меньшей мере подобные по силе проявления божественных или природных воздействий - такого масштаба, что мысли и дела самих людей повлиять на это не могут.

 

 

 

 

Это представление принципиально ложно. Философ Ортега-и-Гассет сказал о кризисе Испании, что причина его в странном явлении - испанцы как-то забыли, что жизнь сама по себе требует непрерывных усилий по ее осмыслению и сохранению. Это - особый труд, требующий ума, памяти, навыков и упорства. Как только этот труд перестают выполнять, жизнь деградирует, иссякает и утрачивается. Он говорил о личности, но еще важнее эта мысль в отношении народа. Народ жив, пока все его части - власти, воины, поэты и обыватели - непрерывно трудятся ради его сохранения. Одни охраняют границы, другие возделывают землю, не давая ей одичать, третьи не дают разрастись опухоли преступности. Все вместе берегут и ремонтируют центральную мировоззренческую матрицу, хозяйство, тип человеческих отношений. Кто-то должен строго следить за «универсумом символов» - осторожно обновлять его, заменяя изношенные части, охранять от плесени и вирусов.

Эту работу иногда представляют как непрерывное строительство, как постоянное созидание этнических и национальных связей между людьми. Например, Эрнест Ренан сказал в 1882 г., что «нация - это каждодневный плебисцит». В том смысле, что все граждане каждодневно принимают совместное решение по главным вопросам жизни нации. И уклониться от голосования нельзя, связи граждан в нацию от этого слабеют.

Такой взгляд надо дополнить указанием на то, что созидание и сохранение - задачи все же во многом разные. Здесь таится опасность ошибки. Возникает иллюзия, что каждодневное применение тех самых инструментов, при помощи которых был собран народ, гарантирует и его сохранение. На деле это не так, в чем мы могли не раз убедиться. И окружающий мир, и сам народ непрерывно изменяются. Значит, должны меняться и инструменты, и навыки. Это - процесс творческий и чреватый множеством конфликтов. И попытка его «заморозить» (консерватизм), и попытка его радикально «освободить» («убрать все завалы на его пути», как выражался Горбачев) могут привести к катастрофическому ослаблению или разрыву связей.

Дж. Комарофф формулирует важный общий вывод: “Условия, порождающие социальное самосознание, не обязательно совпадают с теми, что поддерживают его существование»[1] [2, с. 43]. Можно сказать жестче: условия, в которых был порожден народ, обязательно не совпадают с теми, которые необходимы для его сохранения. Народ, как и любая большая система, может или развиваться - или деградировать. Сохраняться в застое он не может.

В этом смысле схожа судьба складывающейся нации Российской империи и вполне уже сложившегося советского народа. Обе эти суперэтнические общности обладали большой энергией развития и переживали период быстрого этногенеза. Но социальные и культурные условия это развитие тормозили - и начался распад связей, который был использован заинтересованными политическими силами (антиимперскими в прошлом и антисоветскими в наше время) для активного демонтажа народа. Видимым ферментом и активным агентом демонтажа в обоих случаях была интеллигенция. Она «растлевала» народ, ставила под сомнение устои старого порядка, чем заслужила ненависть консерваторов.

В.В. Розанов сказал в 1913 г.: “Пока не передавят интеллигенцию — России нельзя жить” [131]. Розанова можно понять, но его консерватизм непродуктивен. Народ растлевался потому, что старые «институциональные матрицы» уже не отвечали потребностям развития - ни сословное землевладение в сельском хозяйстве, ни периферийный капитализм в промышленности, ни «православие, самодержавие, народность» в идеологии[2]. В начале ХХ века кризис был взорван «снизу», и в России оказалось достаточно организованных сил, чтобы произвести пересборку народа и подгонку отвечающих его чаяниям условий. При назревании очередного кризиса в конце ХХ века инициатива была перехвачена альянсом «верхов» (номенклатуры), «низов» (преступного мира) и внешних сил (геополитических противников СССР). А ферментом и агентом снова выступила интеллигенция. Сохранение народа не обеспечивается.

Роль консервативного начала в кризисе связей этнической общности видна, конечно, гораздо меньше, чем роль активных агентов изменений. Но для понимания сути кризиса надо видеть их взаимосвязь. Консерватизм подавляет способность общности адаптироваться к неизбежным внешним воздействиям, отвечать на вызовы. Так блокируется одна из сил созидания, прекращается «каждодневный плебисцит». Чаще всего вызовом становится нечто, исходящее от иной этнической общности (племени, народа, нации). Вторжение может происходить в самой разной форме - групп иммигрантов (или колонизаторов), чужих вещей и товаров, идей и художественных стилей.

<...>

Перемена устоявшихся порядков - всегда трудный процесс, но когда господствующие политические силы начинают ломать всю систему жизнеустройства, это создает обстановку «гибели богов» и наносит народу столь тяжелую травму, что его сохранение ставится под вопрос.

Любой кризис жизнеустройства народа затрагивает какой-то механизм созидания и воспроизводства связующих сил. Кризисы, как и болезни у человека - неизбежная и необходимая часть жизни народов. Но иногда кризис принимает такую конфигурацию, что обновление механизмов созидания подавляется, а ослабление и разрыв связей продолжается. Хорошо видимыми симптомами такого незаметного вначале распада большого народа служит обострение этнического чувства малых общностей - при ослаблении защитной силы большого народа люди мобилизуют этничность близкого окружения.

При этом происходит «разукрупнение» народов, они как бы возвращаются на уровень племенных союзов. Одновременно усиливается примордиализм этнического самоосознания, начинаются интенсивные поиски древних корней, споры о происхождении, попытки возрождения язычества. Элементы национального сознания народа вытесняются сознанием племенным. Леруа-Гуран сказал: «Народ - это в большей степени становление, чем прошлое». Тут очень важная мысль. Народ смотрит в будущее и непрерывно себя строит. Племя как продукт распада народа «смотрит в прошлое».

Такое воздействие кризиса в России наблюдается в этнических процессах во многих народах. Так, с 1970 по 1990 г. шел процесс сближения двух родственных этнических общностей мокша и эрзя в единый мордовский народ. В 1991 г. 61% опрошенных посчитали их единым народом. Затем между ними стала нарастать психологическая дистанцированность, по выражению исследователей, «гораздо больше, чем «положено» иметь родственным в этническом отношении общностям» - в 2003 г. мокшан и эрзян посчитали единым народом лишь 52% опрошенных. А среди студентов 61% сейчас считают их двумя разными народами [133].

Важным является и расхождение, по ряду вопросов, между русскими и проживающими рядом с ними представителями других народов – хотя раньше таких расхождений и не предполагалось. Это вызвано обострением этнического сознания нерусских народов – при том, что такого обострения в среде русских не наблюдается. Например, в республике Коми у русских доминирует гражданское сознание, а у коми возникла этническая идентичность (хотя 37,7% семей в республике межнациональные). В результате произошло расщепление региональной общности, у двух основных групп населения нарастает различие в структуре их идентичности. Это приводит и к ослаблению в целом связности населения в народ России. Как и в Мордовии, в ходе реформы началось расхождение между разными этническими группами коми. Например, северная группа этноса коми, ижемцы, которые занимались оленеводством, за советское время интегрировались в этнос, у них уже доминировало общее со всеми коми этническое самосознание. В 90-е годы произошла рекультивация локального самосознания коми-ижемцев и возникло стремление отдалиться от материнского этноса (в переписи 2002 г. более половины жителей Ижемского района записали себя как коми-ижемец) [134].

Жизнеустройство любого народа самобытно, оно опирается на институциональные матрицы, которые складываются исторически в зависимости от природной среды, внешних условий, культуры народа и доступности ресурсов[4]. Например, сеть железных дорог складывалась в России совсем иначе, чем в США. В России эта сеть напоминает “скелет рыбы”, и отдельные “кости” не конкурировали друг с другом, а были включены в единую систему, в управлении которой очень большую роль играло государство. Совершенно по-иному, чем на Западе, сложилось уже в Советском Союзе, теплоснабжение городов, так что урбанизация, которая была осуществлена в стране в 60-70-е годы, уже задала нам еще одну матрицу, к которой люди не просто привыкли, но и не могут от нее «оторваться».

Переплетаясь друг с другом, эти матрицы (хозяйство и школа, здравоохранение и армия, искусство и СМИ) “держат” страну и культуру и более или менее жестко задают то пространство, в котором страна существует и развивается - на них воспроизводится народ. Они обладают большой инерцией, так что замена их на другие, даже действительно более совершенные, всегда требует больших затрат и непредвиденных потерь. Попытки перенести к нам большую техническую и социокультурную систему, которая хорошо зарекомендовала себя в других условиях у других народов, очень часто заканчиваются крахом или сопряжены с тяжелыми потрясениями.

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
21 Комментарий » Оставить комментарий
  • 6754 5562

    Коротко: не жди от яблони апельсинов.

    • 24369 19281

      А если ГМО-апельсины.

    • 15014 1188

      А от Кары-Мурзы мыслей.
      Обиженное кастрированное животное может только выть и гадить. Гадить и выть.

      • 18636 14466

        Все давно устали от твоих завываний…по поводу гадить…Ну такой ты…Уже и не напрягаешь,своими дефикациями,если бы не вой….гадил бы в сторонке да и все…Но завывания…Это раздражает.Добить охота больное животное…От любви к ближнему…Что б не мучалось…Такое к тебе доброе божье чувство возникает…Сострадание,куда ж от него деться.

  • 38849 34181

    Интересно, а СК уже провёл проверку по поводу русофобских высказываний одной нехорошей тётеньки?

    «Русские не достойны жизни, потому что трусы… Хуже русского нет никого в мире!.. — написала на своей страничке в Твиттер вдова мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмила Нарусова.— Я вот думаю, где же на самом деле сторона зла? Может, русский народ в его нынешнем воплощении и есть само зло?.. Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа! Истреблять! Всех поголовно. Меньше народа больше кислорода! Вам мешает русский народ? Его нужно ликвидировать!..»
    http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/2184

  • 803 383

    пока есть капитализм..народы будут гибнуть..и преарщатся в племена и стада.

  • 2710 2445
  • 44634 23602

    Интересно бы в свете вышеописанного проверить эту саму мурзу на русофобию,а там мягко говоря не очень.)))- https://cont.ws/@smerchenkolga/1127544 Ну и сынок мурзы вова,вполне себе не маскируется,пока папа лошарит гоев филозофскими “откровениями”,ему доверили нести гробик с самим моккейном.)))- https://antimaidan.ru/article/16222

    • 19608 10362

      Все они не лучше чем та, о которой Вячеслав пост оставил.
      Разница лишь в том, что та открыто говорит о неприязни, эти же маскируют статьи заинтересованностью в политической жизни.
      Но по итогу на выходе в потенциале и там и там расчёт на раскачку недовольств.
      Это выглядит как зарвавшийся ребёнок, вроде и свой родной, однако грани давно перешёл и ремень уже сжимается в руке.
      Ничего – это дегенераты ещё не раз сами с собой столкнутся, пока друг друга не аннигилируют в бессильной злобе.

      • 4274 3962

        К вышестояшему посту Вячеслава, а как расценивать высказывания Нарусовой о поправках в Конституцию, где она справедливо заметила, что голосовать надо за поправки отдельными блоками(социальный, экономический, политический), а не за все сразу кучей, где хрен знает что могут под шумок напоправлять. Может за это её и грузят, и мы туда-же не разобравшись.

        • 19608 10362

          Человек не может быть абсолютно негативным и нелогичным априори. Так что данное высказывание – показатель того, что глубинно в ней. Но это не является искуплением вины за слова о том, что она думает о русских, хотя мне больше нравится слово – Росах, россиянах. Ибо русскими мы стали с подачи тех, кто писал нам историю, так как Россия звучала как Russia.

          • 4274 3962

            Слова сказанные в каком-то твитере, с с какого-то айпи адреса,поступило заявление, идёт расследование, а не манипуляция ли это общественным мнением, сознанием? Для отвлечения от более насущных проблем

  • 19150 17568

    Кара-Мурза лишь доводит информацию обществу, ссылаясь на
    известные личности.
    Но он не говорит, что делать-то надо и как, о сохранении народа России и его воспроизводстве в настоящее время, а также в ближайшем будущем.

  • 6394 5500

    ….. В начале ХХ века кризис был взорван «снизу», и в России оказалось достаточно организованных сил, чтобы произвести пересборку народа и подгонку отвечающих его чаяниям условий.”
    Перепутать верх и низ в важнейшем вопросе, это надо уметь. Саботаж, низвержение самодержавия заговором военных и членами правительства при прямом участии Англии и Германии и организация революционного переворота троцкистскими боевиками террористами и свержение какого-никакого временного правительства, при бегстве Керенского, который уже в конце жизни признался, что если бы его расстреляли раньше, никакой революции бы не произошло.
    Вспомним Горбачёва и Крючкова в деле с пришедшими в новороссийский порт долларами. Что-то это напоминает.
    После этого “Чёрного мурзу” можно не слушать, и всерьёз не воспринимать.
    А организованные силы тогда действительно нашлись, и народ пересобрали, потеряв миллионы незначительных деталек, в виде русской интеллигенции, военных патриотов и других слоёв населения.
    Разрушили до основания, заплатив миллионами “не вписавшихся” в новую жизнь, не спросив у них о их чаяниях.

    Русское этническое сознание подрывалось столетиями, если не со времён внедрения чужой религии. Его только вспоминали, когда наступали тяжёлые времена для правящего класса, и тогда затыкали дыры тонущего корабля русскими, в основном.
    Теперь же, когда нет опасности быть уничтоженной какой нибудь сверхчеловеческой идеологией, все черви и стервы набрасываются на русских. А эта семейка “Надрусовых” -типичный пример, когда блоха бахвалится своей смелостью и кардинальностью решений. “Кусать и не пущать!”. Яблоко от яблони.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)