Молодёжь разочаровалась в рынке и инициативе, и хочет стабильности.

2632 8

2134

Интересное исследование социологов о трудовых ценностях молодёжи, и как они менялись – в сравнении 2006 года и нынешнего времени. Оказалось, что большинство молодых людей ориентированы на работу в крупных, с государственным участием, предприятиях (24%) или во властных структурах (24%), даже в бюджетных организациях готовы работать 13% опрошенных. В рыночной экономике хотят работать 3% молодёжи. Доля молодёжи, ратующая за небольшой, но твёрдый заработок и уверенность в завтрашнем дне, выросла с 45% в 2006 году до 51% в 2016-м.

Социологи Елена Андрианова, Анна Тарасова и Ирина Печеркина («Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития», журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», №3, 2018) исследовали молодёжь 18-30 лет в Тюменской области. Этот регион относится к одним из самых богатых в России, но «моноэкономическим», в котором жизнь строится на обслуживании нефтяной отрасли. Социологи сравнивали результаты двух волн исследований – в 2006-м и 2016 годах (с приличной выборкой – 4000 и 3750 человек соотв.). 2006-й – это время экономического подъёма и социально-политических надежд. 2016-й – это «посткрымское время» с затяжной экономической и социально-политической стагнацией. Что важно, даже 18-летние помнят 2006-й (им тогда было 8 лет), т.е. в своих сравнениях того и нынешнего времени они опираются не на мифы (как при сравнении с советским временем), а на свой, пусть и минимальный опыт. Основные тезисы исследования таковы.

- Молодёжь выделяется среди остальных возрастных групп более «рыночным» типом трудовой мотивации, но, тем не менее, даже в этой группе преобладает мотивация «стабильности» - низкий уровень притязаний, согласие на малое при гарантии стабильности в завтрашнем дне. Даже среди молодёжи рыночный тип мотивации не стал доминирующим: как и десять лет назад, большинство ориентировано скорее на гарантию занятости, чем на успех и риск.

Почти во всех молодёжных группах (учащиеся и работающая молодёжь, мужчины и женщины, городская и сельская молодёжь и др.) мотивация стабильности доминирует. Исключение составили лишь две группы молодежи: мигранты (приехавшие из других регионов РФ или СНГ) и молодёжь, проживающая непосредственно в г. Тюмени (областном центре). 
Соответственно, предположение, что рыночно ориентированный тип трудовой мотивации будет преобладать среди нового поколения, социализация которого проходила в сугубо рыночных условиях, не подтверждается.



- Несмотря на длительность проводимых рыночных реформ, патерналистские настроения молодёжи не уходят в прошлое, а мотивация «стабильности» только усиливается. Доля молодежи, ратующая за небольшой, но твёрдый заработок и уверенность в завтрашнем дне все десять лет наблюдений не только остаётся стабильно высокой, но и демонстрирует тренд роста с 45% в 2006 году до 51% в 2016-м.

Показательно, что снизился возраст, когда происходит «перелом» в доминировании определенного типа трудовой мотивации. Если в 2006 году мотивация стабильности начинает значимо преобладать после 38-летнего возраста, то в 2016 году - уже с 27-29 лет резко сокращается доля лиц с ориентацией на рыночные модели поведения. Позиция «пусть небольшая зарплата, но зато гарантированное рабочее место» принимается уже в молодом возрасте, когда, казалось бы, должны преобладать мотивы успеха и достижения.

- Основной нишей для людей 18-30 лет становится сфера услуг промышленности, бизнесу и населению, именно здесь занята почти половина (45%) работающей молодёжи. Доля молодёжи, занятой в образовании, здравоохранении, культуре, почти в два раза меньше, чем в группе респондентов 51-60 лет. Если среди старших возрастных групп каждый четвёртый - «бюджетник» (27-28%), то среди работающей молодежи всего 17% заняты в бюджетных организациях или учреждениях. Молодежь «уходит» и из производственной сферы, исключение составляет лишь добывающая отрасль.

- Ещё одна особенность, проявившаяся в 2016 году - значительный рост доли молодёжи, работающей на частных предприятиях: на 12% больше по сравнению с 2006-м и на 8% выше, чем в целом по выборке, то есть частная собственность как основа рыночной экономики всё больше и больше утверждается в нашей стране. Но при росте занятых на частных предприятиях, как для старших возрастных групп, так и для молодёжи частный тип предприятий наименее желаем для работы, лишь 3% отметили, что хотели бы работать на предприятии такого типа. Это позволило выделить еще один парадокс:
Люди, родившиеся и выросшие в условиях рыночной экономики, не хотят идти работать «в рынок».



Сейчас работа в негосударственном секторе для многих потеряла свою привлекательность. Ответственность за это лежит в какой-то мере на предпринимательском сообществе - широкое распространение неформальных практик, серые зарплаты, отсутствие социальных льгот и гарантий. В 2016 году 42% работающей молодежи заняты в частном секторе, а хотели бы работать в этих структурах всего 7%.

- Большинство молодых людей ориентированы на работу в крупных, с государственным участием, предприятиях (24%) или во властных структурах (24%), даже в бюджетных организациях готовы работать 13% опрошенных.
Каналом жизненного успеха стала рассматриваться работа в крупных государственных компаниях, а ещё лучше - в органах государственной власти. Государственная служба и бюджетные организации привлекают молодёжь гарантиями и социальной защищенностью.

- Доля молодых людей, желающих работать в собственной фирме, упала почти в два раза. Если в 2006 году желание иметь свой бизнес у молодёжи было существенно выше, чем у людей старшего возраста (среди молодежи было на 7% больше тех, кто хотел работать в своей фирме, чем в целом по выборке), то в 2016-м разница между возрастными группами статистически незначима.
Любопытно, что при сокращении доли желающих работать в своей фирме (с 27 до 15%), среди молодёжи в два раза выросла доля тех, кто хотел бы заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (с 5 до 11%) – т.е. работать одному на самого себя.



Какой вывод из этого исследования? Даже молодёжь в России хочет стабильности, под которой понимает социальные и трудовые гарантии. Возможно, даже в ущерб большой зарплате и предпринимательской инициативе. Это можно назвать патернализмом (ещё и советского типа), а можно – социал-демократией, так молодёжь не ставит под сомнение существование рыночной экономики (хотя всё меньше молодых людей хотят быть заняты в ней). Может ли государство удовлетворить этот запрос? Нет, не может – мы видим сокращение бюджетной сферы в стране, в том числе и в госкомпаниях. Например, число занятых в РЖД сократилось за последние десять лет с 1 млн. человек до 750 тыс., а Сбербанк анонсировал сокращение 100 тыс. сотрудников из 250 тыс. И этот процесс в России – вымывания числа занятых в бюджетных и государственных предприятиях - будет только нарастать (на фоне цифровизации и автоматизации). А значит, разрыв между ожиданием и реальностью у российской молодёжи будет только нарастать, так как частный бизнес не заинтересован ни в какой «стабильности».

Молодёжь крупных российских городов всё дальше от такого понятия, как "патриотизм" и "коллективизм". Например, среди молодых петербуржцев "непатриотами" России себя называют почти 40%. Но и у среднего и старшего поколения патриотизм только на словах. На деле же на вопрос "Если начнётся война, что будете делать?" отправиться на фронт готовы только 49%. А на вопрос о том, согласились бы респонденты отдавать четверть зарплаты государству в случае войны, положительно ответили только 39%.

2078.jpg

+++

Справедливость в представлении молодёжи: честный суд, борьба с бедностью, свобода

Российское общество крайне несправедливое. Доход определяет статус, а не квалификация. Власть не борется с бедностью. Как побороть несправедливость? Для этого нужны справедливый суд (54%), поддержка предпринимательства (66%), бесплатное здравоохранение (75%) и поддержка государством выходцев из бедных семей (72%). Такой видят справедливость российская молодёжь, как показывает исследование "Российского общества социологов".

ÑпÑав-гл


 

 

 

Метки: общество
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
8 Комментариев » Оставить комментарий
  • 3772 3120

    “Если начнётся война, что будете делать?” отправиться на фронт готовы только 49%.”
    А в СССР пацаны приписывали себе годы – чтобы попасть на фронт ! И не уходили на фронт только по государственной брони – если человек был полезнее в работе по обеспечению фронта.
    Сейчас ? Сейчас у меня нет Родины в том высоком смысле, за которую я тогда жизни не пожалел бы. Но у меня есть другая Родина (не Абрамовича с Дерипаской и тому подобными “личностями”), Родина Пушкина, Шевченко, Толстого, Чехова, Горького и Маяковского, Ленина и Сталина, Корчагина, Матросова и молодогвардейцев, Менделеева, Королева и Гагарина, безымянных имен их – миллионы. Чтобы сохранить Россию для будущего восстановления советской власти – я и сегодня по призыву пойду на фронт.
    И буду жить, и буду строить новую, хорошо забытую старую, великую Россию.

    J UDOV

    • 6394 5500

      В старые меха не наливают молодое вино. Молодёжь умнеет, избавляется от энергии заблуждения, как говорил тот же Толстой,и не собирается воевать за чужие интересы. Значит 49% молодёжи, чувствует себя чужой и не нужной в своей стране. И эти опросы только слова, сказанные именно в ту минуту, когда молодой человек ощущает своё одиночество в окружении лжи и подлости идеи выживания “сильнейших”. Так что эта цифра 49% очередная ложь статистики. А стабильность нужна для образования, создания семьи, для созидательной жизни. Идея рынка предполагает, что мир ведётся худшими в моральном плане: “Пусть мир погибнет, а мне чай пить”, как говорил герой повести “записок из подполья” Достоевского. Вот такой мир 49% не нужен, и это вселяет оптимизм. Появляется возможность строить НОВУЮ РОССИЮ, в новых технологических условиях и научных данных, а не “старую, великую Россиию”, которую развалили, казалось бы на самой вершине её могущества.

  • 17490 10580

    Как не выкаблучивайся, а факты вещь упрямая: “рынок” это дeрьмо, которое землянам поперёк природы (см. статистику выше). Земному человеку нужна честность, прямота и справедливость. Поэтому, хоть его убей, он всё равно будет тяготеть к социалистическому типу отношений. Зато рынок – это перевёрнутая психика: крысятничать, обманывать, хапать, рвать, красть, насиловать и т.д. Одним словом, “вписаться” в рынок, это надо ещё иметь к этому склонность и черты характера, которые у землян, мягко говоря, не в почёте. Зато евреи тут явно в своей среде. А всё потому, что под них, евреев, эта система и создавалась. Откуда следует простой, как три копейки, вывод: земляне на планете Земля – не хозяева! по крайней мере – пока…

    • 4587 3995

      ДА что же это такое ,вы правда мужики верите в этих аннунаков,рептилоидов и т.д.так можно всех правителей оправдать-человек не властен в принципе, а п-резиденты посвященные

  • 44632 23600

    Неужто застой наметился.)Как бы хотелось остаток жизни при застое пожить где нибудь в деревне,а то уже достали эти перестройки,построения развитых социализмов-капитализмов,прыгающих дурачков с плакатами,разных сектантов с блаженными улыбками,сетевых маркетологов лезущих со своими “чудо” препаратами от всего,и прочей гонки за разной престижной хайпой.Днем в меру поработал,вечером любимый фильм посмотрел,и спать ни о чем не думая,вот оно счастье наверно.)

  • 5554 4059

    Есть два смертных греха правителя “Слабость” и “Глупость”:
    1. Политическое поколение шестидесятников вошло во власть, подвинув фронтовое поколение (и уронив страну)
    2. По уму, надо было втянуть за собой “поколение разлома”, не создавая конфликта (но где тот ум)
    3. “Пост-пост-перестроечное поколение” по всем законам нельзя было растить в инфантильной среде:
    - Тк. в этом случае не готовые ни к чему недоросли, смыкаются с “последними пионерами” и не вымершими ещё дедами, наевшимися реформ;
    - В итоге широкий левый консенсус, хорошо сдобренный национализмом (как здоровым, так и не очень);

    ИТОГО: Есть огромный силовой потенциал
    - Если его не “снять”, то всё взорвётся;
    - Если его “снять” не правильно, см. предыдущий пункт.
    - Короче, господа: “семь раз отпей – один отъешь”.

    • 4587 3995

      все-таки и вы к весне почувствовали бунт в воздухе ?Эх жаль,что Квачков когда-то в чубайса метил ,а надо было несколько зданий в Москве(ГД и т.д.) и никто не пожалел бы.они бы от страха чуть помягче были бы. Поэтому и не верю Квачкову-один ,даже рыжий -это ерунда.Насчет недорослей ,ушедших в инет -это точно.Вы об элите накануне писали ,которые бы удерживали глубинный народ в узде.Где вы ее вообще наблюдаете?-калибры есть,армия и то вопрос.Поскольку вы законник,то что предлагаете ,чтобы предотвратить взрыв-организовать, как в Китае-Тяньаньмень.
      Серые по приказу тоже к этому идут.

  • 2116 1566

    Пока биороботы не уйдут в “Мир иной” ничего хорошего ожидать не приходится. Биороботы это не только евреи, но пальму первенства по уничтожению человечества держат евреи. Все войны, геволюции, теракты, геноцид человечества наркотиками, алкоголем, химической едой, медицинскими ядохимикатами разрабатываются, планируются и осуществляются под руководством евреев и на еврейские деньги отнятые у человечества обманом, наглостью и воровством.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru