Мы настолько ангелы, насколько мы мыслители; и мы настолько упыри, насколько мы потребители

1183 6

https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1583140/1583140_300.jpgПредседатель Конституционного суда России Валерий Зорькин в своей статье «Буква и дух Конституции», опубликованной 9 октября в «Российской газете» назвал главным источником напряженности в российском обществе — несправедливость.

По его наблюдениям, многочисленные жалобы в Конституционный суд, как правило, являются следствием нерешенных социально-экономических проблем, включая недостаточную защиту социальных прав граждан.

Об этом же, пишет Зорькин, говорят и социологические исследования, по данным которых, в народе крайне остро воспринимается любое проявление социальной несправедливости.

По его мнению, пенсионная реформа, затрагивающая в первую очередь малоимущие семьи, остро воспринимается в обществе как несправедливая.


«Социальное напряжение, порождаемое чувством несправедливости, усугубляется естественной усталостью населения от трех десятилетий реформ, а также беспрецедентным (и добавлю — неправовым, т. е. противоречащим нормам международного права) экономическим, и прежде всего санкционным, давлением на Россию со стороны США и Западной Европы», — пишет председатель Конституционного суда.

Зорькин также приводит экономические показатели, согласно которым 17-кратное отношение доходов 10% самых богатых россиян к 10% самых бедных является одним из самых высоких в мире, а также то, что 20 млн граждан России официально находятся за порогом бедности, среди которых большая часть это семьи с детьми — лишь довершают тревожную картину.

При всём уважении к Зорькину, в числе прочего – герою сопротивления ельцинизму в 1993 году, позволим себе не согласится с утверждением о несправедливости, как о главном источнике напряжения. Главный источник напряжения – иррациональность всего происходящего, сюрреализм и кафкианский характер нашей жизни.

Справедливость же является важной, но вторичной и производной величиной от рациональности мыслительной деятельности человека. Где нет разума, там не может быть и справедливости. Ведь что она такое? Сопоставление действительности с неким умозрительным идеалом, эталонной для человека ситуацией. Несправедливость – это несоответствие реалий умозрительным идеалам, которые должны быть чёткими, ясными, недвусмысленно осознаваемыми и выражаемыми.

Это потеряно. Потерян тот умозрительный идеал, который ещё называют "идеологией" или "символом веры", от которого ведётся оценка реальной действительности. Подавляющее большинство деградировавшей массы вообще не имеет представления – как это: "жить правильно".

А раз так, то…

Иррациональный человек любое собственное неудобство считает «несправедливостью», потому что он сам для себя мера всех вещей. И потому высшая справедливость для него – это его высшее удобство, достигнутое любой для окружающих ценой (потому что другие вообще не важны).

Поэтому и вся борьба, включая уличную, сводится к тому, чтобы отнять блага у чужого клана и передать их своему клану. "Справедливо" будет тогда, когда нам станет удобно, а все прочие будут в кандалах и у нас на посылках…

Поскольку человек потребительской массы, растленной бытовым либерализмом (зачастую не осознаваемым как либерализм) – одержим собственным и групповым эгоизмом, он оказывается бессилен противостоять чужому групповому и личному эгоизму. Ведь нет проекта, который указал бы каждому его место, и наметил бы поступательное, необратимое движение к лучшей жизни для всех.

Вместо такого "образа правды" – суррогат, эрзац-проект личного продвижения на всех волнах, которые раскачивают современность. Идёт борьба кланов за лидирующие места, все прочие места – во мгле и тумане. Они не нужны ни победившему, ни проигравшему клану.

+++

Хотите справедливости – восстановите сперва рациональность. Выйдите из сумрачного состояния сознания, пронизанного агрессивным звериным перераспределительством. Нельзя начать движение к лучшей жизни до тех пор, пока не сформулируешь Образ лучшей жизни. Вначале нужно создать проект – а средства будут найдены потом.

У нас же получается – "ищем то, не знаем что". Если у нас нет Образа Будущего, к которому осуществляется переход, то не может быть и ясных общих понятий о справедливости. "Справедливостью" каждый сегодня считает собственный успех, а "несправедливостью" – чужой успех. В такой ситуации представления людей о справедливости – диаметрально противоположны. Нет Дела – нет и оценки делателей: кто полезен Делу, кто вреден…

+++

Другая истина в том, что на пути потребительских страстей ни коллективного разума, ни обобщённой справедливости выработать нельзя. Снова и снова потребительское общество будет воспроизводить схему "тебе-не мне, мне – не тебе", согласно русской поговорке "рыба сыта рыбой, а человек человеком" и английской "человек человеку волк".

Нужно понять, что в структуре человеческой цивилизации от самого её начала существуют центростремительная и центробежная силы. Центробежная разбрасывает людей друг от друга, разделяет их и противопоставляет друг другу, разрушая общество, как целостность. Центростремительная (там, где она имеется) – наоборот, даёт многим одно дело и соединяет непримиримых в примирившееся общество с единой целью.

Существует человек, как Знание.
И существует человек, как Потребность.

Это не просто два разных человека в одном теле. Это противоположные по мотивации люди в одном теле.

Человек, как Знание, никого не обирает. Наоборот, со всеми делится. От того, что вы прочитаете книгу Аристотеля – Аристотель ведь не станет беднее. Он давно уж помер, но даже если бы был жив, делясь с вами своими знаниями, он ничего своего не теряет. И даже наоборот: он вам что-то рассказал, вы ему. Получается прибавление без отнимания. Знания размножаются делением, и это величайший парадокс, лежащий в основе цивилизации. Чем больше знаний ты отдаёшь людям – тем больше их у тебя, и больше их вообще.

Человек, как Потребность исходит из той безусловной формулы, что «моё не твоё, твоё – не моё». Здесь ситуация с делёжкой знаниями (от которой знания только растут) – не прокатывает. Извините, но любые материальные ценности от делёжки уменьшаются. И если вы отдали половину яблока, то целого яблока у вас уже нет.

Человек, как Потребность противостоит Человеку, как Знанию. Человек, как Потребность – главный враг цивилизации. Он пытается утилизировать и сожрать всё то, что Человек, как Знание создал. Часто это сожительствует в одном и том же человеческом теле.

Сожительство выражается в том, что по отношению к одним (уважаемым) человек – донор, а по отношению к другим (презираемым) – он же вампир. Он может преклонятся перед итальянским музыкантом и он же погубит своего, крепостного, талантливого музыканта[1].

Что это за парадокс? Он – в конфликте Человека-Знания и Человека-Потребности живущих в одной психологии, в одном теле. Если человек отдаст всего себя – то он просто погибнет, физически умрёт, ибо тело имеет потребности, которые не обсуждаются. Человек-Знание отдаёт, делится всем, что имеет, а Человек-Потребность забирает, отнимает, попросту грабит и других людей и мир вокруг себя.

Ибо биосфера выстроена на пожирании и поглощении, а ноосфера – на созидании и благодеяниях. Человек Живущий – это упырь, грызущий всех соседей, насколько зубы позволят. Если сапожник берёт меньше князя – это не потому, что сапожник менее алчен, а лишь потому, что у сапожника руки короче.

А Человек Думающий – бесплотная душа, не нуждающаяся в пище, и умножающая всё своё путём раздачи его другим.

Если кто-то другой, Иван Петров или Пётр Иванов, изучает астрономию – то как это может помешать моим знаниям по астрономии? Наоборот! Встретившись с другим любителем астрономии мы можем духовно обогатить друг друга путём деления. Он скажет то, чего я не знал, а я то, что он не знал. В итоге мы поделились мыслями – и оба узнали больше, чем до встречи.

Ничего подобного нельзя сделать, например, с квартирой. Или деньгами. Любое материальное благо при делении сокращается, убывает. И если человек-Знание создаёт общество, то человек-Потребность разрушает всякое единство. И весь вопрос – кто победит?

Справедливость – это понятие идеального мира, незнакомое и чуждое материальному миру. Иррациональность хватательного и поглотительного инстинкта заключена уже в самом определении термина "инстинкт" – как доразумного и неосмысленного стремления.

- Хочу – а зачем хочу, не знаю. Мне, если подумать, совсем не нужно и излишне то, чего я хочу. Но я не хочу думать – хочу хотеть…

Это и есть инстинкт, главный конкурент рационального сознания в голове и в поведении человека.

Мы настолько ангелы, насколько мы мыслители, и мы настолько упыри, насколько мы потребители.

Нельзя устранить несправедливость, не устранив сперва уродливой антиморали потребительского общества с его приоритетом материальных ценностей (а значит, приоритетом асоциальной центробежной силы).

Подавите инстинкты рациональным началом проектного подхода – и, как следствие, возникнет объективное понятие о справедливости, справедливости для всех, а не только для отдельного обделённого, желающего занять палачье место собственных палачей.

Иного нет. И быть не может.


[1] Таков сюжет душераздирающего рассказа Г.Сенкевича «Янко-музыкант».

А. Леонидов

***



Источник.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
6 Комментариев » Оставить комментарий
  • 402 298

    Что-то все меняют ,губернаторы пошли пачками заменятся на неизвестных, но из ВШЭ,других кузниц для обслуги либералов и не было.Замена Конституции вот предлагается и все под правильными лозунгами ,как и пенсионная реформа тоже .Готовятся к чему-то ,к рывку и как говорилось на последних Зиновьевских чтениях,мне понравилось,что два пути-сделать минимально дешевым рабочий труд(реформа) и отьем излишков у кого можно отнять(НДС,налоги на самозанятых и др.).Дальше силой же не погонят или под песни ,как в СССР на восток и другие места -технопарки создавать,значит будут условия создавать, чтобы заинтересовать или как?,безработные поедут куда угодно?Выход из-за застоя должен же найтись ,санкции всеравно не закончаться ,нет такой цены ,которой можно России откупиться ,Кудрин преложил сдаться ,им Паразитам и гомикам всеравно где жить.Беда в том ,что веры этой власти нет и все тут.

  • 3772 3120

    “Подавляющее большинство деградировавшей массы вообще не имеет представления – как это: “жить правильно”»
    И эту «деградировавшую» массу автор призывает к рациональности !?
    Невозможно не согласиться : иррациональность всего происходящего, сюрреализм и кафкианский характер нашей жизни.
    Но это явное свидетельство отрыва автора от реальности.
    Реальность – она не умозрительно сюрреалистичная и, тем более, не кафкианская, она народная.
    Народ чувствует несправедливость сердцем и душой, хоть он и не способен на рациональные аналитические исследования и эссе.
    И проект был создан 100 лет назад, и средства искать не надо. Народ это внял, для этого ему не нужны «интеллектуальные» словоблудия, он понял все из 70 – летнего опыта собственной жизни. Из того опыта справедливость вошла в генетику народа.
    Не надо путать народ и нынешнюю псевдо – интеллигенцию. Много знающую, но мало понимающую народную жизнь в ее мудрой простоте.
    Странно, что человек, осознающий «Нельзя устранить несправедливость, не устранив сперва уродливой антиморали потребительского общества с его приоритетом материальных ценностей» не может опуститься до коммунистической «ноосферы».
    Не уточнив так понятие ноосферы мы окунем человечество в ноосферу типа Норвегии с ее ювенальной юстицией, или Нидерландов с их наркотиками и проституцией, или Россию с ее благодеяниями от Дерипаски, Мюллера и Путина.
    Да, «Справедливость – это понятие идеального мира», но мира социально – справедливого материального , в котором реализованы идеальные черты.
    Мир материален.

    J UDOV

  • 13353 12023

    “…многочисленные жалобы в Конституционный суд, как правило, являются следствием нерешенных социально-экономических проблем, включая недостаточную защиту социальных прав граждан.” – дааа? А мне всегда казалось, что обращения граждан в Конституционный суд являются следствием несоответствия некоторых вынесенных судебных решений действующему закону. Как показала практика…

  • 9844 8929

    Действующая конституция проходила экспертизу в США. Наверно, там же и писалась. Но создание мотивации необходимости её переработки зачем? Не проще ли обозначить критические места, разъяснить, предложить проекты и т.д.?

    • 17490 10580

      Если конституция РФ писалась пиндосами, то в чью пользу они её писали? в нашу, что ли?!.. В свою, естественно! чтобы доить страну и стричь её овечек. Что и делается уже почти 30 лет, в полном соответствии с конституцией. Но овечки этого никак не уразумеют и всё время норовят скинуть президента и вообще занимаются не тем…

  • 29021 26985

    Дядя в своём возрасте лукавит. Проблема российского общества – в отсутствии национальной самоидентичности русского народа , отсутствии своей веры (религии), отсутствии патриотизма . ПАТРИОТИЗМ-способность нации к охране своего суверенитета и генофонда от внешнего врага. НАЦИОНАЛИЗМ- от внутреннего.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)