Режиссер «28 панфиловцев» не ожидал такой ненависти
Источник: histrf.ru
Почему художественное кино и исторические факты – это не всегда одно и то же и как к этому относиться, в интервью порталу «История.РФ» рассказал режиссер и сценарист фильма «28 панфиловцев» Андрей Шальопа.
Премьера фильма о великом подвиге 28 панфиловцев состоялась ещё в 2016-м, но споры о нем не утихают по сей день. Несмотря на успех картины, далеко не все отзывы были положительными. Как это ни странно, самая ожесточенная критика противников касалась именно исторической, а не художественной стороны картины.
Почему художественное кино и исторические факты – это не всегда одно и то же и как к этому относиться, в интервью порталу «История.РФ» рассказал режиссер и сценарист фильма «28 панфиловцев» Андрей Шальопа.
«Художнику позволительна невнимательность к истории»
– Андрей Геннадьевич, художественное кино редко соответствует реальной истории?
– Я вообще затрудняюсь назвать картину, которая соответствовала хотя бы историческим документам… Я уже не говорю об историческом факте. Такое случается крайне редко. Художник – автор, который создает произведения. Он преследует цель передать какие-то свои чувства, ощущения, мысли. С этой точки зрения, например, наша картина («28 панфиловцев». – Прим. ред.) чрезвычайно близка к историческим документам. Я бы сказал, просто выдающимся образом близка! Тем не менее, несмотря на то что мы старались быть точными, это все равно художественное произведение, наше видение.
– Каким в таком случае должно быть отношение художника к историческим фактам?
– Понимаете, в чем дело… Понятие исторического факта очень сложное, чтобы не сказать лукавое. По большому счету мы с историческими фактами не работаем. Мы работаем с историческими документами. А документы не всегда показывают наличие факта. Они дают право предполагать или полагать, что такое событие было. Из этого состоит вся история. Она крайне неоднородна. Часть из нее покрыта документами, а какая-то часть не покрыта вообще. В этом смысле понятие «исторический факт» – очень неоднозначное.
– Получается, художник не должен ощущать ответственности перед историческими фактами?
– Слово «ответственность» здесь не очень уместное… Извините, пожалуйста, но это очень важно. Ответственность – это когда человек чем-то отвечает. Чем отвечает художник? Может быть, он отвечает только собственной репутацией, и то вряд ли…
Французский писатель Александр Дюма написал свои произведения про мушкетеров. На этих книгах выросло несколько поколений людей. Они [книги] очень далеки от исторической правды. «Три мушкетера» – это произведение художественное, которое несет в себе и смысл, и ценности, и воспитывает людей, в общем-то… Я совершенно уверен, что у Дюма было огромное количество противников, которые его очень жестко критиковали. Он, кстати, далеко не один. Множество людей, создававших историческую литературу, в качестве историков не брали на себя никакой ответственности.
– Тогда правильно ли я вас понимаю, что кино, пускай и на исторические темы, говорит скорее о ценностях, нежели о фактах?
– Безусловно! Понимаете, история существует в двух измерениях: в качестве науки и в качестве культуры. Если произведение возникает на основании культурного опыта народа – фольклора и сказаний, – то это все равно культура. Культура передает некий код. Вы совершенно верно сказали, что она передает ценности. Ценности этноса, того или иного народа, являются фундаментом его идентичности. Истории, передающие эти ценности, могут обрасти некоторыми гиперболами, а все ненужное отшелушится.
Поэтому художники не всегда внимательно относятся к историческим фактам. Хотя, повторюсь, для нас они были важны, и мы хотели быть здесь точными. Другое дело, что это скорее из ряда вон выходящий случай. Принцип соответствия историческим фактам не мешал нам передавать важные вещи.
«Вскрылась сторона развенчания…»
– Создав фильм, вы встали в один ряд с людьми, сделавшими из панфиловцев легенд исторического масштаба. Однако ваша интерпретация истории проникнута скорее не героической патетикой, а реализмом. Почему?
– Дело в том, что я сам видел живых людей, которые являются героями, и они вызывают искреннее восхищение. Но, несмотря на свой подвиг, они простые и доступные. Ну и честно говоря, нельзя сказать, что я ставил перед собой определенную цель – показать как-то так, а не иначе. Воззвать к каким-то чувствам или сделать ещё что-то. Такой цели не было… Мы вместе с моими товарищами делали кино, которое нам самим очень хотелось бы посмотреть. Мы просто сами нуждались в этих образах! Мы делали это очень искренне! Мне кажется, что отсутствие в фильме гиперболизации героизма никак не умаляет подвига. И он, подвиг, не выглядит от этого менее великим.
– Премьера вашего фильма состоялась в 2016 году. Вам удалось изменить отношение к легенде о 28 панфиловцах?
– В какой-то момент я думал, что так оно и произойдет: после того как выйдет наша картина, мы изменим это отношение. Но, откровенно говоря, я не ожидал такого количества негатива, которое возникло в преддверии появления фильма. Я не ожидал такой ненависти, такого негодования, такой огромной волны сопротивления… Причем негодования, основанного не на реальных знаниях, а просто на вбросах. Я сомневаюсь, что мы смогли поменять отношение вот у этих людей.
Но хотелось бы думать, что фильм что-то поменял. Возможно, что люди, которые пришли с замутненным сознанием – не были ни на нашей стороне, ни на стороне наших противников, – сформировали свое мнение об этой легенде. Может быть, они пришли и прочитали потом что-то в интернете. Я надеюсь, что какое-то влияние мы оказали, но, насколько оно большое, я не знаю.
– Те, от кого исходила ненависть, это была какая-то конкретная группа?
– Мне кажется, это была молодежь. В основном пользователи интернета, которые по какой-то причине были настроены негативно. Может быть, из-за родителей или какого-то своего окружения… Они слышат мем «28 панфиловцев – вымысел», идут в «Википедию» или находят иной близкий источник. Берут информацию на верхней строчке поисковика, после чего радостно пишут об этом мне. Мол, оказывается, вы и не знали, что этого ничего не было. Они приводят цитаты из документа, который приводил в свое время бывший директор госархива Сергей Мироненко. Естественно, никто из них этого документа не читал, хотя он был выложен за полгода до премьеры. Его можно было весь прочитать и сделать из него выводы. Но это, думаю, мало кто сделал…
Кроме того, часть людей, находящаяся в оппозиции по отношению к сегодняшней власти, была против. Но среди них есть и умные люди, которым кино могло и понравиться.
– А ваше понимание самого подвига 28 панфиловцев изменилось?
– Отношение к подвигу сформировалось у меня ещё на этапе работы со сценарием. Я считал, что история о 28 панфиловцах – это знаменитая легенда, о которой толком ничего не известно. Оказалось, что довольно много всего есть. Тогда и вскрылась сторона развенчания. Я могу вам сказать, что весь фильм – реплики, строение боя и так далее – это мое отношение. Премьера и прокат моего отношения к фильму не изменили.
– Какие подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, пока ещё не получили достойного художественного воплощения?
– Вы знаете, я думаю, что таких подвигов очень много. Их просто несметное количество. Многие из них никогда не станут знаменитыми. Но это совершенно естественно! Популярность получают далеко не все исторические события, а лишь небольшая их часть. Несмотря на это, они будут храниться в народной памяти, в архивах, наградных листах, записях и прочем. Эти истории со временем превращаются в легенду, становятся частью культуры. Таким образом и создается национальная идентичность.
– В своих интервью вы не раз говорили, что кино в наше время стало бизнесом, а государству трудно помогать талантливым новичкам из-за отсутствия информации. Краудфандинг, к которому вы прибегли, – это главный способ для художника сказать то, что он хочет?
– Наше национальное кино можно разделить на две части. Причем критерием для разделения можно назвать деньги. Девяносто девять процентов кино – это бизнес, а один процент – это кино, которое, в общем-то, является искусством. Искусство существует! Есть фестивальное кино, есть кино короткометражное. Существует ниша, в которой это можно увидеть. Тем не менее основное его отличие заключается в том, что оно низкобюджетное. Оно с ограниченными возможностями. И лишь малая его часть обладает высоким уровнем ремесла.
Большие бюджеты получить крайне сложно. Если бы краудфандинг действительно развился бы и позволял деньги собрать, то это дало бы возможность каким-то независимым режиссерам создавать высокобюджетный продукт.
Фильм «28 панфиловцев» с самого начала должен был стать кино для зрителей. Учитывая то, что у нас проект краудфандинговый, мы перед людьми чувствовали ответственность колоссальную! Разочаровать их мы никак не могли.
И очень приятно, что Российское военно-историческое общество наградило нас премией «За верность исторической правде». Очень приятно, что вообще есть кому у нас в стране это оценить и отметить…
АЛЕКСАНДР РОЖКОВ
режессёр трус-отказался показать,за что умирали люди.а умирали за Власть и тот режим.
Мои родители, обычные люди, работавшие на заводе в Ленинграде простыми работягами и жившие в деревянном бараке, а также многие другие старики неоднократно говорили мне, что к 1940 году жизнь у них сильно наладилась. Говорили о том, что у всех было ощущение, что порядки в стране установлены справедливые, и все идет так, как надо. Товарищ Сталин и другие товарищи были в большом фаворе. Так что, когда пришлось воевать, воевали за Родину, за Сталина, а не из-под палки. И в добровольцы люди записывались миллионами, несмотря на кошмарные потери на фронте, что тоже неоспоримый факт. Если же кто-то плохо высказывался о Сталине, его сдавали в НКВД вполне искренне как вредителя, врага и шпиона. И так поступало подавляющее большинство простых граждан. Поэтому легенды современного российского кино о том, что народ, якобы в своей массе был в оппозиции к Сталину и власти – полная туфта. Просто кинодеятели пляшут под дудку таких наших современных персонажей, которые сами вполне заслуживают, чтобы их кто-нибудь сдал во что-нибудь, типа НКВД. Граждане современной России с удовольствием бы это сделали (либералы говорят, что таких – 90% населения, что народ российский, мол, плохой, менять надо). Сдали бы, да никто не берет. Видимо, наше современное НКВД уже не то НКВД. Может потом, когда-нибудь, все же возьмут? Хорошо бы побыстрее, и так уже все заждались
Не на ту кнопку нажал). Полностью с вами согласен.У меня прабабушка убеждённая христианка, молилась дома по 5 раз на день, каждый праздник в церковь, никто не мешал, спала, с портретом Сталина под подушкой)!
За меня, нерождённого, и, к сожаленью, за тебя, пiдор, они умирали в первую очередь.
так и хочется написать, что ты сережа вы.бля.док от пленного фашиста, но модер забанит. А по другому тебя не классифицировать
Современное российское кино успешно финансируется из-за рубежа,что бы создать образ Сталина-людоеда. Даже фонд Сороса в этом принимает активное участие. И кем же был по-сути Сталин? Руководитель,с которого должны брать пример нынешние менеджеры широкого профиля(впрочем у них задачи прямо противоположные). Человек,поднявший страну после гражданской войны до уровня сверхдержавы.СССР был наравне с США,а в чем-то и опережал их. Я помню своего деда,участника войны,имел много наград,прошел всю войну,в 44 попал в плен,был в немецком концлагере полгода,потом наши освободили. Так вот,за то,что он попал в плен(не его вина)он в нашем лагере пробыл 3 месяца,потом его освободили и конечно же реабилитировали,официально-ошибка. Так вот,мой дед несмотря на такую неразбериху в ходе войны всегда уважительно говорил о Сталине.Да,конечно у Сталина были ошибки,но народ отдавал свои жизни за Родину и Сталина.Есть такое слово-патриотизм. И есть такое слово-бабло. Это то,что сейчас. Заказные фильмы,статьи и прочее…..Войны не нужно. “Камень вода точет”. Купленные режиссеры снимают фильмы,журналисты пишут свои опусы по этой теме….Как говорится:”Ничего личного,просто бизнес”. Ради полного корыта роют себе яму,но это их выбор. Ведь свинье сложно объяснить,что кроме корыта есть в Мире и другие ценности. Свинья не поймет,на то она и свинья,для нее главное- корыто.
А кем же был по-сути Сталин? С 1923 по 1940 г. он был главным редактором газеты “Правда”, как правильно сказал Купцов Андрей Георгиевич. (Отдельное спасибо пионерам, которые собирали (отбирали) у народа макулатуру (старые газеты и книги), а то бы прочли там такое, что не укладывается в оф. шаблоны. Во избежание многих противоречий были недавно сожжены библиотеки и у нас и в штатах (чтоб не читали про Американскую Советскую Республику в т. ч.). А 27 лет кто возглавлял советское государство? Кто свободно владел несколькими языками? Под чьим руководством по всей Стране Советов восстанавливались «несталинские сталинки» ? Про Михаила Ивановича Калинина, руководителя верховного органа государственной власти — председателя ВЦИК, потом ЦИК СССР, еще позднее председателя Президиума Верховного Совета СССР мы совсем мало знаем.
Советы? ? ?(https://translate.academic.ru/Советы/ru/)— Советы избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской Империи (в 1905 1907 гг.), в Российской республике, в СССР….
С дек. 1936 г. народ в советах стали представлять только к о м м у н и с т ы, т. е. Руководство перехватила партия «товарищей», а что дальше наТВАРили эти «товарищи» вы уже знаете.
«В странах с советской системой правления советы формально считались полновластными органами на своей территории, одновременно являясь представительно-законодательными, распорядительными и контрольными органами. Свои полномочия они выполняли непосредственно или через создаваемые ими государственные органы, все административные и судебные органы в государстве были подотчётны соответствующим советам. Советы составляли единую систему представительных органов власти,принципиальная разница между советами низшего и высшего уровней отсутствовала. Советы были связаны наказами избирателей и могли быть отозваны ими в любое время. Нижестоящие советы были подконтрольны вышестоящим.» https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79629
мадам, вы бредите? Сожженные библиотеки, советы в царской России, американская советская республика! Закусывать надо не только капустой.
Это “мама” всех народов, взгляни в аккаунт:)
Всё верно!В книге для детей -Что такое? Кто такой? за 1968г.написано: в 1919г.Михаила Ивановича (Калинина)по предложению Ленина выбрали главой Советского государства….после гражданской войны Калинин все свои силы отдавал налаживанию новой жизни в городе и деревне,строительству заводов и фабрик,школ и больниц.Он сердечно разговаривал с трудовыми людьми,интересовался их нуждами…За 27 лет в приёмной Калинина побывало больше 7 миллионов человек.В Москве есть музей,посвященный этому замечательному человеку,который всю свою жизнь отдал делу революции. https://sheba.spb.ru/za/chto-kto-1968-1.htm И ещё книга,Владимир Успенский- Первый президент,повесть о Михаиле Калинине,1975г.: повесть посвящена Михаилу Ивановичу Калинину.Профессиональный революционер,несгибаемый боец ленинской гвардии,первый президент Союза Советских Социалистических Республик,Михаил Иванович воплотил в себе лучшие черты русского крестьянина,рабочего,интеллигента. https://royallib.com/book/uspenskiy_vladimir/perviy_prezident_povest_o_mihaile_kalinine.html Прав Купцов.Читайте,Люди,пока упыри не всё подчистили.
Лучшие люди -советские, закалка была как у булата, идеология очень мощная и сильная, концепция победы добра над злом была в людских сердцах, потому и победили! А сейчас идет поголовная дегродайия и дебилизайия и власть пожнет плоды Зла…сгинет.
Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б в мире крепче гвоздей…
Да, были люди в наше время!
Не то, что нынешнее племя…
Ну что вы хотите третье десятилетие нашим гражданам промывают мозги. Все забыли как типа историки в России в 90гг рассказывали сказки яко бы из архивов тайком добытые документы и получался просто писец. Красная армия проиграла все сражения Третьему Райху, а европейские фашисты по доброте душевной и благодаря великому пиндостану, а особенно героями были французы и другие европейцы они с утра до вечера трудясь на благо Третьего Рейха оказывается таким образом сопротивлялись оккупации, что и привело к падению якобы фашизма . Вот и имеем то что имеем. Рассаженные по уютным креслам завербованные иностранными спец службами и продолжающие быть на их содержании чиновниками, историками и прочей мразью называющие себя русской интеллигенцией, не будучи русскими по духу и культуре+ да тем более по национальности, навязывают нам свои законы и правила игры. А мы общество терпилы грёбанные ждём когда нас в очередной раз начнут резать как скот. Надо понять раз и навсегда! Или Мы или они, третьего не дано и отступать больше нам некуда.