Антон Семенович Макаренко

5991 11

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу — собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является — один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать…


http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-01/1452433397_1.jpgВспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем.

Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду.

В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.


С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики.


Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?


    • «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

    • «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

    • «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

    • «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

    • «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

    • «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».


    • «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

    • «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

    • «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

    • «Книги — это переплетённые люди».





Художественный фильм «Педагогическая поэма» (Киев, 1955 г.)



Художественный фильм Флаги на башнях 1958


Книги А.С. Макаренко
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
11 Комментариев » Оставить комментарий
  • 73 23

    А.В.Холопов часто упоминает Макаренко, как пример.

  • 5361 3312

    Нашему государству не нужны воспитанные, здоровые, умные, начитанные и тд…баранами легко управлять и обирать их..

  • 2098 815

    Макаренко вычеркнут, потому, как методы его воспитания – идеально правильны.

    про сорокорублевых педагогов, ребенок в 7 классе делал домашку по русскому, я как то не проверила. упустила, приносит через день – 2
    задание было расшифровать аббревиатуры, на память помню, она написала:
    ОБЖ – общество беременных женщин
    НЛО – неопознанный лемуро орангутанг
    ТВ – теща Врунгеля
    под двойкой приписка – не могла что ли посмотреть в интернете… вопрос – зачем училка в классе – для мебели. раз не удосужилась разобрать с ними задание

  • 5026 1662

    На западе изучают систему Макаренко,но способны ли применять не элементно,а системно?Запрещён на своей Родине,часть документов сразу уничтожена,часть закрыта к доступу до 1991 года,позже разрешили доступ отечественным педагогам,сотрудников немецкой лаборатории изучения его опыта не допускали и после развала СССР.Он создал не только систему воспитания человека,живущего по совести,но и модель социально справедливого сообщества без привилегий,что особо страшно и сейчас для существующей толпо-”элитарной” системы.Ещё он создал бригадно-хозяйственный подряд,если не ошибаюсь в названии.Это был и успешный экономический эксперимент.Мало того,что колония жила на самообеспечении,она давала доход государству,содержала своих студентов,имела постоянно оплачиваемые ложи в театрах Харькова,оплачивала походы всей колонией в летние каникулы.Платил высокие зарплаты потому,что работало у него педагогов меньше в два раза,чем по норме во-первых,а во-вторых не каждый у него мог работать,это были истинно влюблённые в своё дело люди.Я опасаюсь как бы не сожгли сегодня и то,что осталось от его документов,касаемых организации жизни этих удивительных детских учреждений.

  • 6286 -1241

    дело не в самом Макаренко
    его оценили по заслугам
    только плохо другое, а именно то что он не был основополагателем данной системы воспитания, он только развивал уже существующую в новых условиях созданную далеко до него основателем фундамента Михаила Павловича Беклешова
    то есть по правде он уже шёл проторенным путём
    при этом не он “забыл” своего учителя – а система вычеркнула из упоминания создав только новый советский образ
    а это неправильно если были истоки, особенно кто первым шёл проторивая путь
    Как в царской России детей-преступников перевоспитывали в колониях
    http://ttolk.ru/?p=25856
    “Такая система может держаться лишь на отдельных великих педагогах (как Беклешов в царское время, доведший уровень рецидива среди воспитанников своей колонии до 7-10%; или Макаренко в 1920-30-е, в колонии которого этот показатель был тоже около 10% – против 35% в то время по стране).”
    - именно поэтому наряду с Макаренко всегда должен стоять и Бекпешов
    - плохо другое – что больше не нашлось таких личностей

    • 5026 1662

      Немецкая лаборатория Хиллига исследовала судьбы всех выпускников учреждений Макаренко-100% перевоспитания,ни одного случая рецидива.Зачем говорить о том,в чём Вы не компетентны?Это во-первых.Во-вторых о повторяемости его технологии.В 80-е годы-расцвет коммунарского движения в стране с центром в Ленинграде.Книга Соловейчика “Воспитание по Иванову” об этом.Это только элемент технологи Макаренко и какой эффект.Сколько было успешных последователей его наследия!Разительно меняется климат детского коллектива при правильно организованном самоуправлении!Дети начинают предлагать такие решения проблем жизни коллектива,что и некоторым педагогам поучиться.Это и есть школа нравственной жизни.Плохо когда высказываются те,кто не изучал вопроса и практически не использовал опыт педагога в своей работе.

      • 6286 -1241

        зомби лично с кинакамэрой праследило судьбы всех пагаловно паткантрольных перепрахрамираванных
        шизоид – есть оффициальная статистика откуда автор статьи и взял данные — по ссылке
        какампатеинпатентнасть сдэсь ны при чём
        тэм болэе ныкто нэ хаварит а пышеет
        ента ты хаварышь кагда писесь – дык никьто нэ слишит
        лямбраборятория тибэ и ни такое наиследуит
        эсли каму енто будэт выгадно
        макакарэнка также расрапотал и сыстему перехвоспитания и для савэцких калоний по заказу партии – и нискока нэ атказался
        пачитай на дасуге – авось шэрсть дыбом станэт
        *********** охринэнный – скоких душ извратило? чюдо мэждаогородное?

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru