Парадокс системы Антона Макаренко. Ее внедряли во всём мире, но не у нас
13 марта 1888 г., в семье рабочего железнодорожных мастерских родился мальчик, которого впоследствии ЮНЕСКО назовёт «одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке». Мальчика назвали Антоном, что можно перевести как «состязающийся». Фамилия - Макаренко. Его официальная биография может вызвать только чудовищную зевоту. Начальное железнодорожное училище, годичные педагогические курсы, учительский институт, руководство колонией для беспризорников... В промежутке - неудачные литературные опыты. Несколько ранних романтических рассказов, высланных Горькому, «буревестник революции» раскатал в тонкий блин и наложил резолюцию: «Писателя из вас не выйдет никогда». Иными словами, скука и серость, умноженные на традиционную нелюбовь к учителям. Не нужен Родине? Разумеется, всё это сущая ерунда. К тому же несправедливая. Биография Макаренко состоит из таких вывертов и парадоксов, что даже удивительно, как это до сих пор по ней не сняли блокбастера. Вот, скажем, детство героя. Антоша, этот будущий «укротитель шпаны», был хилым и близоруким,...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Комментарий редакции
1. Антон Макаренко, несмотря на скромную биографию, стал одним из величайших педагогов XX века, и его системы воспитания внедрялись в мире, но не в России.
2. В детстве Макаренко был хилым и неприметным, однако позже стал успешным руководителем колонии для беспризорников, что ставит под сомнение традиционные представления о педагогике.
3. Парадоксально, что Макаренко, работая в НКВД, смог управлять малолетними преступниками, но его достижения не получили должного признания в СССР.
4. Современные попытки воспроизвести систему Макаренко сталкиваются с невежеством и недопониманием её основ.
5. Основные принципы его системы — труд, игра и коллектив — были искажены в СССР, что привело к неэффективности их применения.
6. Работы Макаренко восхваляются и широко внедряются в других странах, таких как Германия и Япония, где его идеи о воспитании через труд и ответственность были успешно адаптированы.
7. К сожалению, в России его труд не ценится, и идеи Макаренко возвращаются к нам в виде корпоративных мероприятий и командных тренингов только после долгого забвения.
Вывод:
Автор подчеркивает, что принципы, разработанные Макаренко, несмотря на их успешное применение в других странах, по-прежнему недооценены и неправильно поняты в России. Его система воспитания остается актуальной и полезной, но внедрение этих идей в отечественную практику до сих пор затруднено из-за упрощений и искажений.
Вывод редакции:
Тезисы автора отражают реальность в сфере педагогики, подчеркивая кризис и недостаток профессионального подхода в воспитании молодежи в России. Заявления о недоразумениях с концепциями Макаренко подкрепляют мнение о том, что что-то важное было упущено в образовательной системе страны. Статья акцентирует внимание на масштабе и значимости работ Макаренко, что соответствует современному восприятию ценности внести его идеи в практику воспитания, однако отсутствие их активного обсуждения и применения в России требует дальнейшего внимания и изменений.
Вот подарок так подарок!Благодарю,Брахман!Если хотим жить в светлом справедливом обществе без привилегий,развивающемся на высоконравственных основах,то немедленно начать изучение опыта великого педагога в институтах,подготовку методистов по обеспечению становления воспитательных систем в учебных учреждениях.Удивлена,что немец Зигфрид Вайтц упомянут и ни слова о многолетней работе лаборатории Г.Хиллига,изучившей не только опыт Макаренко,но и отследившей жизненный путь всех его сотрудников и выпускников,а по итогам работы выпустившей издание в 20 томах.Макаренко провёл три эксперимента :педагогический,экономический и социальный.Уничтожили его за социальный,он в своих учреждениях строил модель жизни общества без привилегий-это бомба для рабовладельческой цивилизации,в которой живёт мир.Троцкисты сразу это учуяли и прикрыли все такие учреждения,а позже облили ложью систему Макаренко и исказили её понимание уже в советских вузах.Я использовала его опыт в интернате для детей из неблагополучных семей,воспитательный эффект потрясающий.Дети приняли систему на ура.
Во Львове , в дождь, заскочил в магазинчик , чтобы купить зонтик. В нагрузку дали книгу А.Макаренко “Педагогическая поэма”. До сих пор помню её великолепное содержание! Это было в 1978 году.
Для Жоры.Наш человек,к строительству справедливого общества готов,а сколько я встречала педагогов,которые носики морщат только при упоминании его имени.