СМИ — „четвёртая власть” или инструмент власти?
На эту тему написаны «горы» литературы, поисковые системы на запрос о «четвёртой власти» сообщают о наличии десятков миллионов ответов, в вузах для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика», по этой тематике читаются лекции и проводятся семинары,..
«Озабоченный развитием демократии в России» Евросоюз в рамках программы «Европейский инструмент содействия демократии и правам человека» тратит миллионы евро на финансирование проектов, предусматривающих повышение определяющей (!) роли прессы в формировании общественного мнения в нашей стране, однако, однозначного общепринятого ответа на вопрос: действительно ли СМИ являются некой высшей «четвёртой властью» либо же нет, до настоящего времени не выработано.
Отдавая себе отчёт в том, что в жизни современного общества средства массовой информации занимают исключительно важное место, полагаем целесообразным изложить и обосновать наше видение этой проблемы. Надеемся, что к обсуждению присоединятся и наши читатели в своих комментариях.
Определимся с терминами
Итак, что такое власть?
Власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее (определяющее — ключевое слово в этой формулировке, наше замечание при цитировании) воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. (Политическая наука. Словарь-справочник. Сост. проф. пол. наук Санжаревский И.И.).
Данное определение не совсем верно, потому что исключает ряд функций свойственных власти, поэтому считаем нужны дать более точное определение.
Общепринято, что власть делиться на три независимые ветви. Так и в Российской Федерации власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти считаются самостоятельными (ст.10. Конституция Российской Федерации), хотя в их деятельности соучаствуют не марсиане, венерианцы и меркурианцы, а вполне себе земные люди, из одного общества, которое даже на замкнутые касты не разделено, ну разве что денег у одних больше чем у других и знаний в некоторых случаях. То есть, даже опираясь на здравый смысл — не совсем они могут быть независимыми друг от друга, поэтому зададимся вопросом — а что их объединяет?
Всё чаще в отношении масс-медиа употребляется выражение «четвёртая власть», которое определяет и саму прессу, и её влияние в социуме. По умолчанию это выражение подразумевает опять-таки некую независимость от трёх общепринятых властей, а также некоторый более высокий статус относительно них. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти. (как сообщает Википедия).
Однако реальная власть — это не то, что написано на каких-то бумажках, а, как мы уже определились, — реализуемая на практике способность привести объект управления (процесс) к желаемому состоянию. СМИ оказывают огромное воздействие на общество, но решают ли они задачи целеполагания в его отношении, а также задачи выработки концепции достижения поставленных целей?
Приведём сначала аргументы наших оппонентов, 100% которых практически составляют сами же представители журналистского корпуса, действующие по принципу «сам о себе не позаботишься…» К основным их аргументам относятся:
- в наше время, которое называют «эпохой становления информационного общества», на ведущую позицию в системе управления обществом выходит «власть информации», одним из важнейших компонентов которой является журналистика, и эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической власти;
- средства массовой информации имеют исключительно важное значение, поэтому де-факто являются именно властью, которая определяет вектор мировоззренческих установок (конечно, перл тот ещё — наше примечание) людей, информирует и отражает фактически весь спектр человеческих взаимоотношений;
- «четвёртая власть» также легитимна, как и остальные виды власти, хотя и обладает лишь «специфической формой легитимации в рамках правового государства», как один из институтов непосредственной демократии, а мера легитимности её зависит от степени доверия к ней аудитории, проявляющейся в поддержке её суждений, приговоров (!) и предложений в политической, экономической, социальной, культурной и других общественных сферах;
- СМИ являются «властью», так как в демократических странах именно они выполняют важнейшую функцию — создание и развитие гражданского общества, в том числе обеспечение необходимого уровня свободы слова;
- сознательное желание значительной части журналистов считать себя «властью», более того непрекращающиеся с их стороны преувеличение роли «четвёртой власти» и стремление превратиться в «медиакратию», стать «первой властью» или даже «сверхвластью» посредством усилий самих же работников масс-медиа, полагающих, что они всё лучше всех знают, вернее понимают, точнее всех судят, лучше всех видят решение проблем и готовы применять любые средства для достижения поставленных ими целей.
А теперь о нашей позиции. Начнём с того, что мы с уважением относимся к средствам массовой информации, понимаем их роль и значимость, как составной части системы управления общества, выполняющей, прежде всего, важную информационную функцию.
…Печатные издания всё‑таки, прежде всего… несли бы в себе какую‑то полезную для общества информацию… (В.В. Путин из выступления на медиафоруме независимых региональных и местных СМИ, 28 апреля 2015 года).
Но ставят ли СМИ сами по себе цели в отношении мировоззренческих установок общества, как они сами о себе заявляют или же они просто транслируют то, что уже есть в обществе, уже кем-то в него запущено? Ставят ли СМИ цели в отношении всего общества, как некий общественный институт его самоуправления или же их собственные цели прозаичны и сводятся к увеличению рейтингов и получению разнообразных сопутствующих этому «плюшек» от рекламы, а достигают они этих своих мелких целей эксплуатируя, как говорят, «горячие темы», трендовые новости?
Делают ли сами СМИ темы горячими и трендовыми или кто-то ставит цели, используя СМИ как средство достижения этих целей? Давайте вспомним хотя бы как расшифровывается аббревиатура СМИ — средства массовой информации. Разве средства могут осуществлять целеполагание?
Виды внутриобщественной власти
На наш взгляд ответ на все эти вопросы — нет, СМИ являются только обслугой внутриобщественной власти, определяющей цели общества и концепцию их достижения, поскольку знание полной функции управления обществом совершенно чётко указывает место СМИ в обществе.
Если соотноситься с полной функцией управления, то Средства Массовой Информации — это только средства доведения той или иной информации, которую другие виды власти посчитали нужным донести до общества. При этом законодательная, исполнительная, судебная власти работают этапах с 5 по 7, однако не осуществляют ни целеполагания в отношении общества, ни выработки концепции достижения поставленных целей, хотя многие законодательные документы носят названия «концепция развития», «стратегия» и т.п.. По факту своей деятельности СМИ осуществляют идеологическую функцию — облекают идеи, присутствующие в обществе, как в головах самих журналистов, так и тех политиков, с чьих рук они кормятся, в привлекательную для толпы населения обёртку, а значит работают на 5 и 6 этапах полной функции управления.
Это так, поскольку существует пятый вид власти — концептуальная власть, осуществлять которую можно только научившись, а не попав в какие-то структуры или институты. Она автократична (самовластна) и является высшим уровнем иерархии власти в обществе, поскольку:
Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше.
- есть в обществе концептуально властные люди, какова их доля в его составе и какие концепции они развивают и поддерживают;
- либо же общество составляют концептуально безвластные заложники тех или иных концепций.
Но также — это власть власть людей, способных:
- к выявлению проблем и целеполаганию в отношении них;
- к выработке концепции достижения намеченных целей;
- к внедрению концепции в процесс управления жизнью общества.
(http://www.timofey.ru/upravleniye/kontse
В первом значении — это власть конкретных людей, чьи личностные качества позволяют увидеть возможности, избрать цели, найти и выработать пути и средства достижения избранных ими по их произволу целей. А потом — внедрить всё это в алгоритмику коллективной психики общества, а также и в устройство государственности. То есть это власть людей осуществляющих 1—4 этапы полной функции управления в обществе.
Если люди необходимыми для концептуального властвования личностными качествами не обладают, то они концептуально безвластны — они заложники концептуальной власти в обоих значениях этого термина. Именно по этой причине в обществе концептуально безвластных людей невозможны ни демократия, ни права человека.
Идеологическая власть представлена людьми, которые доносят концепцию управления до общества в понятных обществу образах. Идеологическая власть — концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретике общественной жизни и не способна к разработке самой концепции жизни общества. Вот на этом уровне внутрисоциальной власти мы и находим СМИ, которые могут быть средствами донесения той или иной концепции. И, соответственно, каждый может оценить, какую именно концепцию поддерживает и доносят до людей те или иные СМИ.
Законодательная власть подводит под концепцию строгие юридические формы.
Всякое законодательство создаётся под определённую концепцию, порождаемую и проводимую в жизнь носителями концептуальной власти. Соответственно в законодательство любого общества можно выделить следующие составляющие:
- обеспечение нормального управления по господствующей над обществом концепции;
- разрешение конфликтов частных управлений в пределах господствующей концепции;
- защита управления по господствующей концепции от проявлений в этом обществе концепций, не совместимых с господствующей;
- «юридические шумы» — управленчески бессмысленные законы, которые в зависимости от обстоятельств могут быть как полезными, так и вредными для общества, а большей частью служат для прокорма юристов на основе принципа «закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло».
Исполнительная власть проводит концепцию в жизнь структурно (например, в виде прямых указаний кому и что делать, вспомните «майские указы») и бесструктурно (например, безадресной раздачей грантов, которые даются тем, кто подходит под определённые критерии), опираясь на общественные традиции и законодательство.
Следственно-судебная власть — следит за соблюдением «законности» в жизни общества.
Самостоятельной из 5 видов власти является только концептуальная. Остальные виды власти самостоятельными не являются по причине того, что управление в них ведётся не по полной функция управления, то есть отсутствуют первые 2 (а возможно и 3) пункта ПФУ. То есть все виды власти объединены единой концепцией.
Мы объективно и высоко оцениваем ту степень влияния журналистики, которое она оказывает на общество, его состояние и развитие, путём участия в формировании общественного мнения, как идеологическая власть.
Но более важно то — какие концепции жизни общества проводят в жизнь СМИ. И по факту тут в общем-то два генеральных направления деятельности:
- либо развитие,
- либо деградация.
Надеемся читатели сами определят, какие СМИ в какую «дуду дудят» и на какую мельницу свою воду (информация в обществе выполняет ту же функцию, что и вода в природе) льют. Примеров, подтверждающих, что СМИ по сути являются не чем иным, как пропагандистскими средствами, обслуживающими интересы группировок, кланов, отдельных лиц, поддерживающих ту или иную концепцию — предостаточно. Цитируем по книге Удо Ульфкотте «Продажные журналисты»:
Мы говорим о марионетках, о журналистах, которые говорят и пишут то, что их хозяева приказывают им говорить и писать. Если вы сравните репортажи ведущих СМИ о конфликте на Украине с тем, что там происходит на самом деле, вы всё поймёте. Хозяева на заднем плане подталкивают к войне с Россией, а западные журналисты надевают свои каски.
Наш читатель в свою очередь без труда обнаружит подобные примеры и среди карельских изданий. И это ещё один аргумент в пользу того, что «надувать щёки» и заявлять: дескать «мы есть четвёртая власть», ни от кого не зависящая и служащая исключительно народным интересам, далеко не соответствует действительности.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что СМИ, являясь весьма серьёзным и действенным средством воздействия на общество, не обладающие никакими властными функциями в их классическом и общепринятом понимании, представляют собой лишь один, хотя и немаловажный, но инструмент распространения информации, воздействующей на направление движения общества.
Поэтому… нужно обязательно добиться того, чтобы никто не пробовал даже использовать средства массовой информации для достижения своих бизнес-интересов, каких‑то других интересов, не связанных с интересами общества — В.В. Путин из выступления на медиафоруме независимых региональных и местных СМИ, 28 апреля 2015 года.
http://www.planet-kob.ru/ob/pics/20150513215423.jpg
Типичная ошибка ЖЖшых пустозвонов. СМИ никогда не ВОЗДЕЙСТВОВАЛИ на ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ни в прямом ни в переносном смысле. СМИ – это инструмент воздействия на общество, а не на его движение. Общество само определяет вектор своего движения. При неумелом воздействии на общество, последнее может начать движение “НЕ В ТУ СТОРОНУ”.