Если вас ударили по правой щеке, то подставьте левую…
Помните слова из Евангелие о пощечине? Если вас ударили по правой щеке, то подставьте левую… Эта фраза встречает много упреков и недоумений. Сразу оговоримся, что это – не о мордобое, не о драке…
Отметим тот факт, что написано это про праворуких людей.
А если бить в состоянии аффекта наотмашь правой рукой, то неизбежно попадаешь в левую щеку.
Бьёшь ведь, как сподручнее… Тогда о чём эти слова: если ударили по правой, подставь левую?
Амвросий Оптинский говорил, что в этих словах есть иносказание.
Что означает бить в правую щеку? Правая – это символ добрых дел. Ударить по правой щеке – означает наказать человека за хорошие дела, за праведные поступки.
Одна женщина как-то рассказала мне, что она, как педагог, берет на обучение группы детей и ведёт их бесплатно. Коллеги завидуют, за спиной шепчутся. То есть бьют в правую щеку – бьют за добрые дела. Клевещут, осуждают, придумывают небылицы. Я делаю хорошие дела, а меня еще и бьют за это.
Всей душой хотел сделать что-то хорошее, нет же, обозвали ренегатом, шпионом, перебежчиком, кем-то ещё… За что? Я же хорошего хотел.
И вот тут Евангелие говорит нам: ударили в правую – подставь левую. Это означает: вспомнит свои злые дела, свои грехи, за которые тебя не ругали, не били, не трогали.
Вспомни о них, когда тебя наказывают за хорошие дела.
Сделал хорошее, а тебя бьют. Да что же такое? Как же не отчаяться в человечестве? А ты вспомни все свои злые дела, которые остались незамеченными. Вот ты их и подставь под удар. Пусть бьют тебя по левой щеке, которая не битая. Иными словами, вспоминай свои грехи.
Лет 15 назад вспоминали мы эту строчку из евангелие, и один мужчина рассказал случай, как однажды в автобусе он передал за проезд, в итоге – ни билета, ни сдачи ему не вернули (большую купюру передал). А ему уже выходить пора. И он затеял скандал. Стал выяснять: где билет и где сдача?
А я ему говорю: «Бывали такие случаи, когда ты в автобусе бесплатно ездил?» Он в ответ: «Ну, конечно, были. Тысячу раз». Я ему: «А, может быть, это был как раз тот самый случай, когда ты оплатил все свои бесплатные поездки?»
Итак, наказали тебя за хорошее, а ты подставь левую щеку и вспомни, сколько раз ты обманывал людей в свой жизни? Сколько ты напакостил себе и другим? Это и означает подставить левую щеку.
И я несказанно радуюсь этому толкованию Евангелия, потому что оно красивое и очень жизненное.
Это не о том, что надо просто быть терпилой. Нет, не об этом.
Меня бьют за хорошие дела, а я вспоминаю грехи свои.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Комментарий редакции
Основные тезисы:
1. Евангельская фраза о подставлении другой щеки часто вызывает непонимание
2. По толкованию Амвросия Оптинского, эти слова имеют иносказательное значение:
– Правая щека символизирует добрые дела
– Удар по правой щеке – наказание за хорошие поступки
3. Приводятся примеры "ударов по правой щеке":
– Педагог, которую осуждают за бесплатные занятия
– Человек, которого обвиняют в предательстве за добрые дела
4. "Подставить левую щеку" означает:
– Вспомнить свои грехи и проступки
– Осознать свои неправедные дела, за которые не получил наказания
5. Приводится пример с автобусом как иллюстрация этого принципа
Вывод:
Статья предлагает глубокое толкование известной евангельской фразы, отходя от буквального понимания. Основная мысль заключается в том, что когда человека несправедливо осуждают за добрые дела, вместо обиды или возмущения следует обратиться к самоанализу и вспомнить собственные проступки. Такой подход помогает сохранить душевное равновесие и способствует духовному росту через самоосознание. Это не призыв к пассивному принятию несправедливости, а руководство к мудрому осмыслению жизненных ситуаций через призму собственных поступков.
Расширенный вывод:
Толкование отца Андрея Ткачёва о сравнении с плохими делами и воздаянием предоставляет мудрую аналогию, однако эту фразу можно рассматривать и в более широком евангельском контексте. В Нагорной проповеди Христос развивает эту мысль дальше, говоря об отдаче рубашки и верхней одежды, о готовности идти два поприща вместо одного, и в конечном итоге призывает быть подобными Отцу Небесному, который любит всех без различия, как праведных, так и неправедных.
Глубинный смысл этих слов указывает на то, что любые действия в материальном мире могут либо привести к духовной заслуге, либо лишить её. Те, кто получает все блага при жизни земной, уже исчерпали свою награду в преходящем, в то время как претерпевающие лишения ради Христа, следуя его пути незлобивости, обретают вечное богатство.
Поэтому истинная мудрость заключается в готовности жертвовать временным ради вечного: принять удар не только по одной щеке, но и по другой, отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду, пройти не одно, а два поприща. Более того, благословлять обидчиков за то, что их действия дают возможность приобщиться к подвигу Христову, стать ближе к Нему.
Многие люди, избегая истинного духовного пути, пытаются найти в Священном Писании оправдание своим страстям и слабостям, вырывая отдельные фразы из контекста и толкуя их в угоду себе. Они ищут не истину, а подтверждение удобного для них образа жизни, где нет места подлинному самоотречению и следованию за Христом. Однако призыв Господа ясен – быть нелицемерным и не идти на поводу у своих страстей – не мир он принёс, но меч, рассекая им вечное и бренное.
В этом свете, слова о подставлении второй щеки приобретают особую глубину: когда нас ударили, важно не только вспомнить о своих неправедных делах как о справедливом воздаянии, но и сделать следующий шаг – искренне помолиться за обидчика и возрадоваться тому, что удостоились разделить долю Христову. Ведь именно в такие моменты мы имеем возможность на деле, а не на словах, последовать за Спасителем, уподобляясь Ему в Его крестном пути.
)))))))))
“святые отцы”толкуют “святые писания” так как им выгодно,они могут”растолковать” всё что угодно.
А разве у тебя нет в твоей жизни примеров когда казалось бы не за что “страдаешь”?
Почему казалось бы? Есть и такое.
Запомни, Шарапов. Наказания без вины не бывает.
Ему просто надо было со своими женщинами вовремя разобраться и пистолеты не разбрасывать…
https://youtu.be/bQM5rrmQ3-Q?si=vvi0OzefiWgh4SlP
Звучит красиво…..но в том то и штука,что бывает.
Гм, ладно… Рискну.
Кокой-то нобелевский лауреат в области биологии сказал примерно следующее: если бы лично я придумал и создал геном кишечной палочки, то я бы считал это величайшим достижением своей жизни и я бы скрывал от всех созданый мною геном человека, будь я даже лаборантом в сельской библиотеке.
А другой кокой-то астрофизик что-то типа: если в концепцию наших современных знаний о вселенной ввести ещё и понятие Бога, то это лишь тем сильнее затруднит наше понимание о мироустройстве.
Так что Большой взрыв, теория вероятности, эволюция и космический фильтр (мы, кстати, на предпоследней ступеньке – только вселенную освоить осталось, которую я сильно сомневаюсь, что преодолеем…).
“мы, кстати, на предпоследней ступеньке – только вселенную освоить осталось, которую я сильно сомневаюсь, что преодолеем…).
Че та шутку за “предпоследнюю ступеньку” смотрю никто не оценил.
Пс если че подожду…, “твою мать”
Енто не шутка. Горечь осознания. Столько преодолено и заздря: тупик.
Если сварной взялся за вселенную, то я не сомневаюсь.
Женя, Вы агностик?
Нет. Чистый аметист. Агностики не отрицают наличие божественного ибо не доказуемо. Я в фей и гномов не верю.
Исправьте “чистый аметист” на “атеист”, а то не скромно как-то получается.