Если вас ударили по правой щеке, то подставьте левую…

523 18

Помните слова из Евангелие о пощечине? Если вас ударили по правой щеке, то подставьте левую… Эта фраза встречает много упреков и недоумений. Сразу оговоримся, что это – не о мордобое, не о драке…

Отметим тот факт, что написано это про праворуких людей.
А если бить в состоянии аффекта наотмашь правой рукой, то неизбежно попадаешь в левую щеку.
Бьёшь ведь, как сподручнее… Тогда о чём эти слова: если ударили по правой, подставь левую?

Амвросий Оптинский говорил, что в этих словах есть иносказание.
Что означает бить в правую щеку? Правая – это символ добрых дел. Ударить по правой щеке – означает наказать человека за хорошие дела, за праведные поступки.

Одна женщина как-то рассказала мне, что она, как педагог, берет на обучение группы детей и ведёт их бесплатно. Коллеги завидуют, за спиной шепчутся. То есть бьют в правую щеку – бьют за добрые дела. Клевещут, осуждают, придумывают небылицы. Я делаю хорошие дела, а меня еще и бьют за это.

Всей душой хотел сделать что-то хорошее, нет же, обозвали ренегатом, шпионом, перебежчиком, кем-то ещё… За что? Я же хорошего хотел.

И вот тут Евангелие говорит нам: ударили в правую – подставь левую. Это означает: вспомнит свои злые дела, свои грехи, за которые тебя не ругали, не били, не трогали.
Вспомни о них, когда тебя наказывают за хорошие дела.

Сделал хорошее, а тебя бьют. Да что же такое? Как же не отчаяться в человечестве? А ты вспомни все свои злые дела, которые остались незамеченными. Вот ты их и подставь под удар. Пусть бьют тебя по левой щеке, которая не битая. Иными словами, вспоминай свои грехи.

Лет 15 назад вспоминали мы эту строчку из евангелие, и один мужчина рассказал случай, как однажды в автобусе он передал за проезд, в итоге – ни билета, ни сдачи ему не вернули (большую купюру передал). А ему уже выходить пора. И он затеял скандал. Стал выяснять: где билет и где сдача?

А я ему говорю: «Бывали такие случаи, когда ты в автобусе бесплатно ездил?» Он в ответ: «Ну, конечно, были. Тысячу раз». Я ему: «А, может быть, это был как раз тот самый случай, когда ты оплатил все свои бесплатные поездки?»

Итак, наказали тебя за хорошее, а ты подставь левую щеку и вспомни, сколько раз ты обманывал людей в свой жизни? Сколько ты напакостил себе и другим? Это и означает подставить левую щеку.

И я несказанно радуюсь этому толкованию Евангелия, потому что оно красивое и очень жизненное.
Это не о том, что надо просто быть терпилой. Нет, не об этом.
Меня бьют за хорошие дела, а я вспоминаю грехи свои.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Комментарий редакции

Основные тезисы:

1. Евангельская фраза о подставлении другой щеки часто вызывает непонимание
2. По толкованию Амвросия Оптинского, эти слова имеют иносказательное значение:
   – Правая щека символизирует добрые дела
   – Удар по правой щеке – наказание за хорошие поступки
3. Приводятся примеры "ударов по правой щеке":
   – Педагог, которую осуждают за бесплатные занятия
   – Человек, которого обвиняют в предательстве за добрые дела
4. "Подставить левую щеку" означает:
   – Вспомнить свои грехи и проступки
   – Осознать свои неправедные дела, за которые не получил наказания
5. Приводится пример с автобусом как иллюстрация этого принципа

Вывод:

Статья предлагает глубокое толкование известной евангельской фразы, отходя от буквального понимания. Основная мысль заключается в том, что когда человека несправедливо осуждают за добрые дела, вместо обиды или возмущения следует обратиться к самоанализу и вспомнить собственные проступки. Такой подход помогает сохранить душевное равновесие и способствует духовному росту через самоосознание. Это не призыв к пассивному принятию несправедливости, а руководство к мудрому осмыслению жизненных ситуаций через призму собственных поступков.

Расширенный вывод:

Толкование отца Андрея Ткачёва о сравнении с плохими делами и воздаянием предоставляет мудрую аналогию, однако эту фразу можно рассматривать и в более широком евангельском контексте. В Нагорной проповеди Христос развивает эту мысль дальше, говоря об отдаче рубашки и верхней одежды, о готовности идти два поприща вместо одного, и в конечном итоге призывает быть подобными Отцу Небесному, который любит всех без различия, как праведных, так и неправедных.

Глубинный смысл этих слов указывает на то, что любые действия в материальном мире могут либо привести к духовной заслуге, либо лишить её. Те, кто получает все блага при жизни земной, уже исчерпали свою награду в преходящем, в то время как претерпевающие лишения ради Христа, следуя его пути незлобивости, обретают вечное богатство.

Поэтому истинная мудрость заключается в готовности жертвовать временным ради вечного: принять удар не только по одной щеке, но и по другой, отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду, пройти не одно, а два поприща. Более того, благословлять обидчиков за то, что их действия дают возможность приобщиться к подвигу Христову, стать ближе к Нему.

Многие люди, избегая истинного духовного пути, пытаются найти в Священном Писании оправдание своим страстям и слабостям, вырывая отдельные фразы из контекста и толкуя их в угоду себе. Они ищут не истину, а подтверждение удобного для них образа жизни, где нет места подлинному самоотречению и следованию за Христом. Однако призыв Господа ясен – быть нелицемерным и не идти на поводу у своих страстей – не мир он принёс, но меч, рассекая им вечное и бренное.

В этом свете, слова о подставлении второй щеки приобретают особую глубину: когда нас ударили, важно не только вспомнить о своих неправедных делах как о справедливом воздаянии, но и сделать следующий шаг – искренне помолиться за обидчика и возрадоваться тому, что удостоились разделить долю Христову. Ведь именно в такие моменты мы имеем возможность на деле, а не на словах, последовать за Спасителем, уподобляясь Ему в Его крестном пути.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
18 Комментариев » Оставить комментарий
  • 19059 17827

    )))))))))
    “святые отцы”толкуют “святые писания” так как им выгодно,они могут”растолковать” всё что угодно.

  • 9184 7648

    Гм, ладно… Рискну.
    Кокой-то нобелевский лауреат в области биологии сказал примерно следующее: если бы лично я придумал и создал геном кишечной палочки, то я бы считал это величайшим достижением своей жизни и я бы скрывал от всех созданый мною геном человека, будь я даже лаборантом в сельской библиотеке.
    А другой кокой-то астрофизик что-то типа: если в концепцию наших современных знаний о вселенной ввести ещё и понятие Бога, то это лишь тем сильнее затруднит наше понимание о мироустройстве.
    Так что Большой взрыв, теория вероятности, эволюция и космический фильтр (мы, кстати, на предпоследней ступеньке – только вселенную освоить осталось, которую я сильно сомневаюсь, что преодолеем…).

  • 689 585

    есть что-то в этой проповеди, но это больше касается кесарей и прокураторов. Как сделать из нормального людя преступника? Осуди не заслуженно (ударь по правой щеке), в итоге людь в следующий раз преступит закон – мол, всё равно накажут, так хоть за дело будет (придется ударить и по левой). Но насколько я помню, формулировка такова: Если тебя ударили по одной щеке, то впредь не делай того, чтоб не получить по другой. Но это касается только людей.

    • 29020 26984

      Получится, в итоге, тварь дрожащая. Богобоязненная. Что и надо.

    • 7801 6033

      Это касается только государства, от него постоянно идут удары. Сунунулся куда нибудь за хоть чем, там удар, не отвечай, ищи место, где капканы еще не навострили. Государство ни мама ни мафия человек в нем это номер инн обслуживается или ловится номер с паролем. Это и сила и слабость государства. Оно заточено на мертвую материю, а люди пока живые.

      • 420 350

        В результате самообороны неподготовленный в качестве блокировки непроизвольно может подставить другую щёку, чтобы не допустить повторный удар в то же самое место.

        • 7801 6033

          Лучше сразу убегать, хотя по разному бывает. В любом случае полицаи с законом нам не друзья. Там где нас били копы улыбались и разводили руками, когда мы побили то пострадавшие хулиганы грамотно сказали копам – не эти нас били, вообще не знаем кто, и это правильно. Самооборона может обернутся сроком для оборонщика, хулигана надо бить толпой, тогда все будет нормально.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)