Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка
Если когда-нибудь я все же умру — не дай Бог, конечно, — прошу написать на моей могиле такую эпитафию: "Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка".
Курт Воннегут
Человек не произошел от обезьяны. Он богоподобен и лишь живет в теле существа, отдаленно напоминающего обезьяну. Спросите меня, откуда я это узнал? Конечно, из Библии — но не только. Для того чтобы понять, что человек — небесный странник, заблудившийся на земле, достаточно произнести одну фразу: человек изобрел скрипку.
Человеку нужно пить и есть, воевать и размножаться. Значит, ему нужно придумать и сделать лопату и топор, колыбель и лук со стрелами. Но если движущий мотив человеческой жизни — это только сохранение и продолжение рода, то зачем человек придумал скрипку?
Какие такие чувства могут быть в потомке обезьяны, чтобы их нельзя было выразить ничем осязаемым — ни картиной, ни скульптурой, ни зданием? Что такое может родиться в душе примата, о чем нельзя ни сказать, ни написать, ни пропеть, а нужно долго (столетиями) придумывать инструмент, требующий нежных пальцев и небесного слуха, и потом, полжизни учась играть на нем, заставлять инструмент плакать и смеяться?
Играющий на скрипке не может быть воином. Точно так же он не может быть и пахарем. Бранные крики — не для его ушей, и тяжелые инструменты — не для его пальцев. Он бы и не прокормил себя, и не защитил, если бы не был нужен. От лица всего человечества, которое грубыми руками держит оружие и с натруженной спиной идет за плугом, один лишь скрипач переливает душу в звуки, а люди, слушая его, согласны с тем, что музыка бывает нужнее хлеба.
Сотни лет человек изобретал и совершенствовал музыкальные орудия. Они были ему нужны для отдыха и для особых дней — дней печали и радости. Долгие годы люди, забыв обо всем, перенимают у мастеров секреты извлечения живых звуков из мертвых струн или клавиш. Если бы человек только ел и размножался, он бы не тратил на это силы.
Хлеб — самая привычная и самая трудно дающаяся человеческая еда. Если бы человек был сыном приматов, он бы рвал то, что свисает с ветвей, или выкапывал то, что растет из земли. Он счел бы ненужным трудом ради наполнения брюха пахать и сеять, жать и молотить, скирдовать и молоть. Слишком трудно и долго все это ради того, чтобы снять спазмы в желудке. Сладость и "трудность" хлеба — доказательство того, что человек — не животное.
Точно так же сложность и практическая ненужность музыки говорят о том, что человек не сводим к инстинктам. Парадоксальная и невидимая, как Сам Господь, музыка нужна человеку.
Каждая флейта и каждый рояль осязаемо и очевидно доказывают, что человек — это небесный странник, заблудившийся на земле.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Комментарий редакции
Основные тезисы статьи протоиерея Андрея Ткачёва:
1. Человек не произошёл от обезьяны, а является богоподобным существом, хотя и живёт в теле, похожем на обезьяну.
2. Человек изобрёл музыкальные инструменты, такие как скрипка, которые не служат только для удовлетворения базовых потребностей, а выражают возвышенные духовные чувства.
3. Человек тратил столетия на создание и совершенствование музыкальных инструментов, что говорит о том, что он не сводим к простым инстинктам.
4. Сложность и практическая ненужность музыки доказывают, что человек – это "небесный странник, заблудившийся на земле", а не просто животное.
5. Такие человеческие изобретения, как хлеб и музыка, являются доказательством того, что человек не происходит от обезьян, а является богоподобным существом.
Вывод:
Автор статьи использует способность человека создавать музыку как доказательство его духовной и богоподобной природы, в отличие от представления о человеке как простом животном, произошедшем от обезьяны. Музыка рассматривается как проявление возвышенных, невыразимых словами чувств, присущих только человеку.
Развёрнутый вывод:
Статья протоиерея Ткачёва поднимает глубокий вопрос о богоподобной природе человека, усматривая доказательство этому в его уникальной способности к музыкальному творчеству. Человек предстает как существо, чья связь с высшими, духовными сферами бытия проявляется в создании сложных музыкальных инструментов и произведений, выражающих утончённые, невыразимые словами чувства.
Однако, важно отметить, что подобные музыкальные способности не являются исключительной прерогативой человека. Даже животные, в особенности некоторые птицы, способны к простейшим музыкальным проявлениям. Это позволяет предположить, что животные также в определённой мере связаны с духовными сферами бытия, пусть и не в той полноте, как человек. Таким образом, человек выступает как наиболее развитое в духовном плане существо, но не как единственное, обладающее причастностью к горнему миру.
Вместе с тем, важно понимать, что мир, лежащий за пределами материального, транслирует в человеческое творчество не только высшие, божественные начала, но и разрушительные, демонические мотивы. Человек способен воспроизводить в своей музыке вдохновение небесных сфер, ведущее к возвышенным идеалам, но также и тёмные, инфернальные вибрации. Осознание этого факта требует от человека ответственного подхода к своей музыкальной деятельности, дабы не стать проводником разрушительных сил, но пропитываться высшими духовными влияниями.
А.Ткачёв точно заблудился.
Человек не изобрёл скрипку, а создал. До неё (до создания современной скрипки) известны другие смычковые инструменты.
Есть удивительное место, пещера Альтамира. Украшена прекрасными рисунками.
Что заставило людей Каменного века заниматься искусством, тратить на безполезное столько усилий? Их рукой водил Бог? Или хотели так достичь Безсмертия и остановить ускользающее Время?
У них же кино фото аудио Рембрандта и Юдашкина не было, место было свободно. А свято место пусто не бывает.