Методы, подобные гитлеровским, устарели

442 4

Философ Гюнтер Андерс писал следующее:
«Чтобы подавить любое восстание, не нужно действовать насильственно. Методы, подобные гитлеровским, устарели.
Достаточно создать настолько сильную коллективную обусловленность, что сама идея восстания больше не будет появляться в умах людей. Идеальным было бы формировать людей с рождения, ограничивая их врожденные биологические навыки. После этого мы продолжили бы кондиционирование, резко сократив образование, сведя его к усвоению профессиональных навыков. Необразованный человек имеет ограниченный кругозор, и чем больше его мышление ограничивается посредственными занятиями, тем меньше он способен восстать. Мы должны сделать так, чтобы доступ к науке становился все более трудным и элитарным, чтобы существовал разрыв между людьми и наукой, и чтобы информация для широкой публики не имела подрывного содержания.
Главное – без философии. Здесь мы также должны использовать силу убеждения, а не прямое насилие: мы будем массово транслировать по телевидению развлекательные программы, затрагивающие только эмоции или инстинкты. Умы будут заняты бесполезным и игривым. Удерживать ум от размышлений можно непрерывными разговорами и музыкой. Мы поставим сексуальность на первое место в списке интересов человека. Нет лучшего социального транквилизатора. В общем, мы будем делать это таким образом, чтобы устранить серьезную часть существования, высмеивать все ценное, постоянно поддерживать легкомыслие, чтобы эйфория публичности стала эталоном человеческого счастья и образцом свободы. Таким образом, обусловливание приведет к такой интеграции, что единственный страх, который нам придется поддерживать, будет заключаться в исключении из системы и, следовательно, в невозможности получить доступ к условиям, необходимым для счастья.
С массовым человеком, сформированным таким образом, нужно обращаться как с тем, кто он есть: как с коровой, и за ним нужно следить, как за стадом. Все, что ведет к апатии его ясномыслия, является общественным благом, и то, что могло бы его разбудить, нужно высмеивать, подавлять, бороться с ним. Любая доктрина, которая ставит под сомнение систему, должна быть обозначена как подрывная и террористическая, а с теми, кто ее поддерживает, будут затем обращаться как с террористами».

/Гюнтер Андерс, «Устарелость человека» 1956 год/

Комментарий редакции

Гюнтер Андерс (1902–1992) был немецким философом и писателем, известным своими критическими взглядами на технологии, массовую культуру и моральные вопросы. Его настоящие имя и фамилия — Гюнтер Зигфрид Штерн. Родился он в Бреслау, Германская империя (ныне Вроцлав, Польша), и был сыном известного психолога Вильяма Штерна. Андерс учился у таких философов, как Мартин Хайдеггер и Эдмунд Гуссерль.

Андерс был активным критиком ядерного оружия и активно участвовал в антивоенном движении. Его философия часто касается вопросов дегуманизации, вызванной технологическим прогрессом и массмедиа. В своем наиболее известном труде «Устарелость человека» («Die Antiquiertheit des Menschen»), опубликованном в 1956 году, Андерс анализирует, как технологическое развитие влияет на человеческую сущность и мораль.

Приведенный выше текст отражает основные темы, характерные для трудов Андерса. Он выражает озабоченность тем, как технологии и массмедиа могут использоваться для контроля и подавления критического мышления и восстания. Андерс предупреждает о том, что современное общество может создать условия, при которых люди станут пассивными и легко управляемыми, потеряв способность к независимому мышлению и сопротивлению.

Основные идеи, которые можно выделить из данного фрагмента:
1. Контроль через социальную обусловленность: Андерс утверждает, что восстание можно подавить не насилием, а созданием условий, при которых сама идея восстания становится невозможной.
2. Ограничение образования: Образование должно быть сведено к профессиональным навыкам, что ограничивает кругозор и способность к критическому мышлению.
3. Отчуждение от науки: Андерс предлагает сделать доступ к научным знаниям трудным и элитарным, чтобы широкая публика оставалась в неведении.
4. Массовая культура и развлечения: Использование телевидения и развлечений для отвлечения умов людей от серьезных размышлений.
5. Социальный контроль через сексуальность и легкомыслие: Сексуальность используется как способ отвлечения и контроля, а легкомыслие и публичная эйфория — как эталоны человеческого счастья.
6. Маркировка оппозиции как террористов: Любая доктрина, которая ставит под сомнение систему, должна быть обозначена как подрывная, а ее сторонники — как террористы.

Эти идеи подчеркивают мрачный взгляд Андерса на современное общество и его тревогу по поводу направлений, в которых оно развивается.

Важно отметить, что данный текст представляет собой цитату с критическим изложением определенной концепции, а не прямое одобрение или пропаганду таких идей самим автором.

Основные темы книги

В целом, книга Гюнтера Андерса «Устарелость человека» («Die Antiquiertheit des Menschen») рассматривает множество критических идей, связанных с воздействием технологий на человечество. В этом труде Андерс анализирует, как технологический прогресс изменяет восприятие и существование человека. Вот некоторые из ключевых критических идей, которые Андерс рассматривает в своей книге:

1. Устаревание человека: Центральная идея книги заключается в том, что человек становится устаревшим в эпоху стремительного технологического прогресса. Машины и технологии развиваются быстрее, чем человеческая способность к адаптации и пониманию этих изменений, что приводит к отчуждению и бессилию перед лицом этих нововведений.

2. Пропасти между производством и восприятием: Андерс описывает феномен «пропасти между производством и восприятием», утверждая, что люди не способны полностью осознать последствия своих технологических изобретений. Эта пропасть приводит к моральной и эмоциональной неспособности адекватно реагировать на глобальные угрозы, такие как ядерное оружие.

3. Технологическая колонизация человека: Андерс утверждает, что технологии не просто инструменты, которые люди используют, но и силы, которые формируют человеческую жизнь и мышление. Он рассматривает, как технологии могут колонизировать человеческую жизнь, изменяя представления о себе и мире.

4. Фетишизация и отчуждение: В своей критике Андерс исследует, как технологии становятся объектами фетишизации, где вещи и устройства приобретают большее значение, чем человеческие отношения. Это приводит к отчуждению, где люди становятся более связаны с вещами, чем друг с другом.

5. Дегуманизация через автоматизацию: Андерс анализирует, как автоматизация и механизация труда приводят к дегуманизации рабочего процесса, лишая людей творческого элемента в их работе и превращая их в придатки машин.

6. Проблема морали в технологическом обществе: Андерс подчеркивает, что в технологическом обществе традиционные моральные принципы становятся неэффективными. Новые технологии требуют новой этики, но общество не успевает за этими изменениями, что приводит к моральным дилеммам и кризисам.

7. Массмедиа и манипуляция сознанием: Он также критически рассматривает роль массмедиа в формировании общественного мнения и манипуляции сознанием. Массмедиа создают иллюзии и отвлекают людей от реальных проблем, тем самым усиливая контроль над ними.

8. Антиутопическое будущее: Андерс предупреждает о возможном антиутопическом будущем, где люди будут полностью контролируемы и управляемы технологическими системами, лишенными свободы и автономии.

Эти идеи подчеркивают глубокую обеспокоенность Андерса по поводу влияния технологий на человеческое существо и общество в целом. Его работы остаются важными для понимания критических аспектов технологического прогресса и его последствий для человечества.

Идеи Гюнтера Андерса в современном мире

В наше время идеи, высказанные Гюнтером Андерсом в книге «Устарелость человека», приобрели новое значение и актуальность в свете стремительного развития технологий и их влияния на общество. Рассмотрим, как некоторые из его критических идей реализуются в современном мире:

1. Отчуждение и контроль через нейросети: Современные нейросети и искусственный интеллект (ИИ) оказывают значительное влияние на мышление и поведение людей. Системы рекомендаций, используемые в социальных сетях и сервисах потокового вещания, формируют предпочтения пользователей, ограничивая их кругозор и усиливая эффект "эхо-камер". Люди все чаще полагаются на алгоритмы для принятия решений, что приводит к снижению самостоятельного критического мышления.

2. Виртуальные питомцы и цифровая реальность: Виртуальные питомцы и цифровые помощники стали неотъемлемой частью повседневной жизни, создавая иллюзию взаимодействия и эмоциональной связи. Эти технологии могут отвлекать людей от реальных социальных взаимодействий и углублять чувство изоляции. Виртуальная реальность и дополненная реальность также играют роль в создании альтернативных миров, в которых люди могут избегать реальных проблем и конфликтов.

3. Корпоративная эксплуатация: В современных корпорациях часто наблюдается интенсивная эксплуатация сотрудников. Концепции, такие как "гиг-экономика" и "постоянная доступность", размывают границы между работой и личной жизнью. Сотрудники вынуждены работать дольше и интенсивнее, чтобы соответствовать ожиданиям и сохранить рабочие места. Это приводит к выгоранию, стрессу и ухудшению психического здоровья.

4. Деградация образования: Образование в России и мире сталкивается с многочисленными вызовами. Сокращение финансирования, увеличение классов и уменьшение времени на изучение гуманитарных и философских дисциплин ведет к тому, что учащиеся получают узконаправленные профессиональные навыки, но не развивают критическое мышление и широкие знания. Это создает поколение, которое менее способно анализировать и понимать сложные социальные и политические процессы.

5. Манипуляция массмедиа: Массмедиа продолжают играть ключевую роль в формировании общественного мнения и манипуляции сознанием. Контроль над информационными потоками позволяет влиять на восприятие реальности, скрывая важные факты и подменяя их сенсационными новостями и развлечениями. Это усиливает чувство апатии и беспомощности среди населения, способствуя консолидации власти и контроля.

Эти тенденции подтверждают опасения Андерса по поводу дегуманизации и контроля в технологически развитом обществе. Его идеи остаются важными для анализа и критического осмысления современного мира, где технологии продолжают изменять не только внешнюю среду, но и саму сущность человеческого существования.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
4 Комментария » Оставить комментарий
  • 7801 6033

    Отчуждение от науки, не образование, маркировка инакомыслящих как террористов… это про дореволюционную Россию, а потом восстание диких масс. Методы Гитлера, а в чем методы если нацизм отбросить? В диктате корпораций, приминаем профсоюзы, частника, ремесленника, мелкого торговца, все для нужд государства, рулит администрация и воротилы производства, бизнеса. Методы забыты? Прекрасно работают и никто от них не отказывается.

  • 29020 26984
  • 347 295

    Г.Андерс действительно прав.
    Но, есть одно но,сам Андерс.
    Он не купился на это!
    И не один он.
    Напрашивается вопрос почему?
    Сильные мира сего не так сильны?
    Или есть, другие силы не дающие полностью закрыть сознание людей?

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)