Юрий Лотман о поэме Александра Пушкина “Полтава” (1990)
Юрий Лотман о поэме Александра Пушкина “Полтава”
Великие произведения не бывают старыми книгами, они всегда – книги нашего времени! “Понять смысл большого художественного произведения – это приблизительно то же самое, что понять смысл жизни. К нему можно только приблизиться в меру своего ума, таланта и культуры”, – так говорил доктор филологических наук профессор Юрий Михайлович Лотман.
Он рассказывает о поэме Александра Пушкина “Полтава” – времени создания и ее значении для понимания исторических событий, о философской концепции автора. Ю.Лотман предлагает посмотреть телевизионную передачу с чтением поэмы Сергеем Шакуровым и получить новое впечатление для ее понимания.
Фрагмент передачи “Вступительное слово профессора Ю.М.Лотмана к сюжетному видеофильму-концерту “А.С.Пушкин. “Полтава”. Читает заслуженный артист РСФСР Сергей Шакуров”.
Главная редакция литературно-драматических программ, 1990 г.
#гостелерадиофонд #ЮрийЛотман #СергейШакуров #ЛитературныеЧтения #полтава
▶Подписаться на канал “Советское телевидение”: https://goo.gl/qw3iEK
Наши группы в соцсетях:
Facebook: https://www.facebook.com/gosteleradiofond
VK: https://vk.com/teleradiofond
ОK: https://ok.ru/group/54885780750586
Приложение для смартфона “Радио. XX век”
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.gtrf
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/радио-xx-век/id1336486169
Комментарий редакции
Редактировать
Определение формата и тезисы
Данное видео является лекцией, в которой Юрий Лотман анализирует поэму Александра Пушкина "Полтава".
Тезисы лекции:
1. Понимание художественного произведения: Лотман утверждает, что понять смысл большого художественного произведения, подобно пониманию смысла жизни, невозможно полностью, но можно приближаться к этому пониманию через погружение в творчество автора и культуру.2. Актуальность "Полтавы": Лотман подчеркивает, что произведение Пушкина "Полтава" написано в сложное для России время и является важным для понимания исторических и культурных контекстов. Оно остается «книгой нашего времени».
3. Чтение как переживание: Лотман предлагает рассматривать "Полтаву" не просто как рассказ о давно минувших событиях, а как произведение, которое нужно пережить и перечитывать многократно, чтобы обрести новые впечатления и понимания.
4. Исторический контекст: Лотман акцентирует внимание на том, что "Полтава" была написана в период, сопровождавшийся трагическими событиями и сменой власти в России, что придает тексту особую значимость.
5. Реализм против романтизма: Лотман указывает на противоречие между романтическими ожиданиями читателей и реальным содержанием "Полтавы", которое представляет более приземленный и реалистичный взгляд на события и героев.
6. Образы и символы: Лотман акцентирует внимание на том, что в "Полтаве" присутствуют образы и символы, которые могли шокировать романтическую аудиторию того времени.
Вывод
Лотман подчеркивает, что произведения Пушкина, в частности "Полтава", всегда актуальны и требуют внимательного, многократного прочтения, чтобы стать понятными. Они отражают сложные исторические контексты и требуют от читателей глубокого осмысления.Вывод редакции
Тезисы лекции соответствуют действительному положению дел в литературоведении и культурологии. Юрий Лотман, как ведущий ученый в области анализа художественной литературы, подчеркивает значимость и актуальность произведений Пушкина. Его идеи о том, что всякое великое произведение остается живым и открытым для нового восприятия, соответствуют современным подходам к изучению литературы. Лекция не содержит элементов конспирологии, а является глубокомысленным анализом значимости произведения в контексте времени.