Россия и русские глазами иностранных художников (КАРТИНЫ)
В Российской Империи работало огромное количество иностранных художников с начала XVIII века и до первой половины XIX века. Это явление даже имеет получило название «Россика». Западноевропейские живописцы по сути сформировали светское искусство в России.
Адриан Шхонебек. Корабль «Гото Предестинация». 1701
Голландский художник был одним из первых иностранцев, кого Петр I пригласил в Россию. Он известен батальными гравюрами и картами, а также изображением первых кораблей нового русского флота, который строил Петр.
Иоганн Таннауэр. Пётр I в Полтавской битве. 1737
Победа России в Полтавской битве означала по сути успех во всей Северной войне, которая даровала стране выход к морю и несколько новых территорий в придачу. Немецкий художник изобразил Петра в героическом конном портрете, а крылатая Ника венчает его лавровым венком победителя.
Жан-Марк Натье. Портрет Петра I и портрет Екатерины I. 1717
Кисти французского художника принадлежат портреты многих представителей русской знати, но особенно известно изображение Петра I и его жены, ставшей императрицей, Екатерины I.
Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, 1717
Французскому художнику Петр I доверял писать не только собственные портреты, но и портреты своих детей и внуков. Он также работал над батальными полотнами для дворцов Петербурга, а также был одним из первых иностранцев, кто писал иконы для православных церквей.
Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет Петра II и портрет Анны Иоанновны. 1730-е
Немецкий живописец был придворным портретистом шведского короля Карла XII, однако, много писал и по заказу Петра I и последующих императоров и императриц. Для русского искусства он считается одним из основоположников светского портретного жанра.
Жан-Батист Лепренс. Русская колыбель. 1764
Французский художник был представителем стиля рококо, который так любила императрица Елизавета Петровна. Она отправила Лепренса в путешествие по России, откуда он привез целую серию зарисовок и «русских типов».
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет дочерей императора Павла I. 1796
Любимая художница королевы Марии-Антуанетты после Французской Революции покинула родину и некоторое время путешествовала. В 1790-х в том числе успела пожить в России, где писала портреты знатных особ и членов царской семьи.
Жерар Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797
Благодаря детальным гравюрам этого французского живописца, можно рассмотреть пейзажи Москвы до разрушительного пожара 1812 года во время войны с Наполеоном.
Бенжамен Патерсен. Вид Петербурга в день столетнего юбилея, 1803
Шведский художник написал более 100 пейзажами с видами Петербурга. Большая коллекция хранится в Эрмитаже, демонстрируя, как сильно изменился город за два века.
Карл фон Кюгельген. Вид пещерных скал близ Качикалена. Крым. 1824 год
Немецкие художники братья Карл и Герхард фон Кюгельны прибыли в Россию по приглашению Павла I, получили российское подданство и стали придворными живописцами. Они были среди первых, кто написал пейзажи из только что присоединенных новых территорий – Крыма, Финляндии и Эстонии.
Огюст Кадоль. Собор Троице-Сергиевской лавры. Первая половина XIX в.
Французский художник написал целую серию видов Москвы, изданную в Париже в 1825 году отдельным альбомом. Кроме того, он выполнил несколько картин в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре, монастыре недалеко от Москвы.
Джордж Доу. Портреты Александра I, Михаила Кутузова, Михаила Барклая-де-Толли. 1826-29
Английский художник наиболее всего известен портретами героев войны 1812 года против наполеоновской Франции. Всего он написал более 300 изображений, в том числе большие портреты Александра I и полководцев – Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли
Андре Дюран. Вид села между Новгородом и Тверью. 1839
В 1839 французский художник совершил большую поездку по России и составил целый альбом литографий «Живописное и археологическое путешествие по России» с видами Санкт-Петербурга, Москвы, а также небольших сел.
Франц Крюгер. Русская гвардия в Царском Селе. 1841
Невероятную технику и стиль этого немецкого художника ни с чем не спутать. Он писал при дворе и прусского короля, и российских императоров. Ему также принадлежат очень глубокие портреты Александра I и Николая I.
Кристина Робертсон. Портреты женщин царской семьи, 1849-50
Шотландская художница работала при дворе Николая I и написала более 30 портретов членов его семьи, а также знатного рода Юсуповых. В основном ее моделями становились женщины и дети. На фото справа налево: императрица Александра Федоровна, жена Николая I и дочери императора, великие княгини Александра и Мария.
Михай Зичи. Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II. 1856
Венгерский художник много лет работал в России в качестве придворного живописца. Он писал как торжественные сцены коронаций, так и «повседневную» жизнь августейших особ – вроде охоты.
Лауриц Туксен. Венчание цесаревича Николая и Алисы Гессенской. 1895
Александр III пригласил датчанина Туксена на роль придворного художника. Он писал пейзажи и портреты, однако, самая важная серия для русской истории и искусства – коронация и венчание Николая II.
Пабло Пикассо. Танец 1925
Знаменитого авангардиста многое связывало с Россией. Он был автором эскизов к костюмам балетов Сергея Дягилева, встречался с Игорем Стравинским и сделал этюдный портрет композитора. Он даже получил Ленинскую премию за постер с голубем мира. И конечно, он писал множество портретов своей русской жены, балерины Ольги Хохловой.
Ханс Рихтер. Сталинград (Победа на Востоке). 1943−1946
Немецкий художник был представителем дадаизма и делал первые попытки в авангардном кино. Монументальная работа о самой страшной битве Второй Мировой, по мнению искусствоведов, даже похожа на киноленту.
Фернан Леже. Строительство. 1950
Французский художник-коммунист симпатизировал России, работал над декорациями к балету на музыку Сергея Прокофьева и даже был женат на кузине русского поэта Владислава Ходасевича. Леже написал целую серию картин на тему строительства, в которых отчетливо видно влияние советского пропагандистского плаката.
Бернар Бюффе. Санкт-Петербург, Эрмитаж. 1991
В собрании главного художественного музея страны есть изображение собственно Эрмитажа работы французского живописца Бернара Бюффе. Цветовая гамма картины очень точно передает настроение часто непогожего Санкт-Петербурга.
!
В связи с недавним спором( кого-то с кем то) на сайте об “крестах и медалях”
Обратил внимание на виды Москвы конца 18го и начало 19х веков. Значится, – до пожара и после пожара.
Знаете, а стало таки интересно, до пожара на картине кресты на каком то из храмов без полумесяца, а после пожара на Свято Троицкой лавре с полумесяцем.
И, на что ещё обратил внимание, – крыша храма травой и деревьями поросла…
Но больше всего конечно крестьянской двор с колыбелью понравился)
И везде, на картине допожарной Москвы просматриваются шпили.
Чёт медведей мало…
Странные портреты Александра 1,Кутузова и этого,кто там в трилогии. Автор молодец,я один это заметил?
Портреты королевской семьи честно говоря оскомину уже набили,гены рулят. Понравилась картина венчания Николая и Алисы,реальный взгляд художника. Ну а Пикассо как всегда,молодец…)
Не дает покоя эта трилогия с Александром. Закрадываются смутные сомнения….. А было ли так на самом деле? Еше одна монетка в мою копилку выдуманной истории.