Гончаров Иван Александрович – Обыкновенная история (п. Г.Волчек; в ролях О.Табаков, М.Козаков) 1966
Гончаров Иван Александрович – Обыкновенная история (п. Г.Волчек; в ролях О.Табаков, М.Козаков) 1966.
Гончаров Иван Александрович – Обыкновенная история (п. Г.Волчек; в ролях О.Табаков, М.Козаков) 1966.
В “Обыкновенной истории” противопоставляются слепой чувственный ум (Александр Федорыч), направленный на получение удовольствий и холодный разум (дядя Пётр Иваныч), направленный на достижение материальных благ. При этом в начале нам показывают всю слепоту чувств ума, а затем показывается, что и разум без чувств мёртв. То есть показаны ограничения как чувств, так и разума, но не сказано что делать. Такое же противопоставление мы можем наблюдать между Грушницким и Печориным у Лермонтова, Ленским и Онегиным у Пушкина.
Чувства действительно слепы и человек, находящийся у них в рабстве, будет постоянно метаться между привязанностью и отвращением, ничего не создавая для общества. Человек руководствующийся разумом выглядит на этом фоне гораздо привлекательнее, но если этот разум используется не по назначению, то человек может причинить ещё больше вреда себе и другим, чем раб чувств. Разум это такая-же прослойка как и чувственный ум, не имеющая самостоятельного значения.
Дух человека проявлен через душу, разум, ум, прану и грубое физическое тело. В процессе развития, человек должен подниматься от низших оболочек к высшим и руководствоваться всегда наивысшей доступной. Разумный выше раба чувств, руководимый душой выше разумного, руководимый духом выше руководимого душой. Истина находится в духе и по мере снисхождения в более грубые оболочки, она облекается их искажениями.
В слепом следовании чувствам правды нет, но и в разуме, направленном только на достижение материальных благ тоже нет правды, разум должен быть направлен на постижение высших законов и раскрытия потенциала души и духа.