В государственных интересах
Президент США Джо Байден в поздравлении ко Дню государственности Сербии заявил о приверженности развитию взаимного экономического сотрудничества и поддержке стремления к европейской интеграции, что весьма недвусмысленно связал с «взаимным признанием» Косово.
В лирическое отступление об «углублении дружеских связей» было включено союзничество в мировых войнах и борьба с COVID‑19. Про «дружеские» бомбардировки 1999 года американский президент скромно умолчал. Да и по линии распределения вакцины COVAX Белград еще не получил ни одной дозы, хоть и заплатил несколько миллионов евро за развитие и поставку этого препарата.
Президент Сербии Александр Вучич, как воспитанный человек, конечно, поблагодарил господина Байдена за поздравление и напоминание о необходимости «заботиться о государственных интересах», однако заметил, что «взаимное признание» в актах ни одной международной организации не фигурирует.
Попытка навязать это самое «взаимное признание» предпринималась при подписании Вашингтонских соглашений в прошлом году, но ввиду четкой и ясной позиции, озвученной А.Вучичем, сошла на нет, уступив место экономической повестке. Но у теперешней вашингтонской администрации свои приоритеты, и теперь «признание» рискует стать краеугольным камнем новой американской политики, ключевым условием выполнения обещанного при Трампе. Это в нормальном мире подобное называется шантажом, в современной вашингтонской казуистике – «взаимовыгодное сотрудничество».
С таким «поздравлением» от Байдена и его окружения вполне можно ожидать регресса в достигнутом при Трампе признании Сербии самостоятельной политической и экономической единицей на Балканах, затягивания и сокращения предложенных инвестиций в экономику и дорожную сеть страны. А уж выделение денег на устранение следов американской агрессии 1999 года вовсе может быть свернуто, в качестве напоминания «кто главный».
Вливания в сербскую экономику в принципе противоречат демонстрируемой ранее Байденом антисербской политике, а что его позиция претерпела какие-то изменения – вызывает большое сомнение. Да и его албанские друзья от этого не в восторге.
Продукция сербских предприятий и сейчас гораздо лучше и конкурентоспособнее албанской, а развитие трансатлантических производств и логистики, очевидно, могут сделать экономику Сербии доминирующей в регионе, чем еще более усилят зависимость Косова от нее.
В такой ситуации складываются предпосылки для усиления взаимовыгодного сотрудничества России и Сербии. Российский бизнес, как энергетические компании, так и крупные производители, может воспользоваться моментом и предложить Сербии больше. Здесь немаловажно упредить китайских товарищей, чей принцип – «прийти как гость и стать хозяином».
Запад усиленно борется за сердца и умы сербов, и цивилизационный выбор Белграда вполне понятен. Но у Сербии десятки межгосударственных договоров с Россией, а российское влияние осталось у сербов на уровне коллективного бессознательного, как наследие многовековых российско-сербских культурных связей. Их надо поднимать и взаимовыгодно развивать.
Определенный прогресс в этом направлении уже есть: от запуска ветки газопровода «Балканский поток» до поставок и организации производства на территории республики российской вакцины «Спутник V».
И чтобы никто не мог разрушить дружбу России и Сербии, мало твердой позиции в отношении суверенитета Сербии и проблемы Косова. Нашим странам просто жизненно необходимо взаимовыгодное взаимопроникновение не только культур, но и экономик.