Тайна “пёстрой ленты”

1405 8

0-750x522.jpg

Многие из читателей хорошо помнят знаменитый рассказ Артур Конан Дойля об одном из расследований Шерлока Холмса. Даже экранизация этого рассказа с исполнением самых лучших актёров за всю историю экранизаций историй о Шерлоке Холмсе была в самой первой серии. Сюжетом являлось то, что злоумышленник прятал дрессированную ядовитую змею в вентиляционной отдушине, и по его сигналу она вылезала через вентиляционную решётку и убивала жертву. С точки зрения криминалистики это преступление - работа высокой пробы, но Шерлок Холмс справился с ней на раз-два. Но всё ли так просто?

Занимательная кстати получилась экранизация. По сюжету фильма Холмс, впервые увидев Ватсона, спросил его, давно ли он прибыл с Афганистана. Поскольку в то время (1979 - 80 г.) эту страну упоминать без нужды было нельзя, везде по тексту её название заменили на слово "Восток". Так было идеологически выдержано, но получилось слегка топорно, видно, что губы актёров произносят другое слово. Такие вот были курьёзы при съёмках фильма, но речь сейчас не об этом.

Наверное, некоторых читателей этой истории или кинозрителей посетило как минимум два вопроса, а именно:

  1. Какие размеры имела эта вентиляционная отдушина, что в ней могла жить змея внушительных размеров, свободно перемещаясь в ней и не привлекая внимание жителей дома.
  2. Если вентиляционная отдушина представляет из себя узкий проход в стене, то живущая в ней змея будет всю жизнь распрямлённой, что для неё в принципе не возможно (биологи, поправьте, если не прав).

Наверняка Артур Конан Дойль сюжет этого рассказа не придумал, а списал из реальной жизни, слегка приукрасив, как и положено инженерам человеческих душ. Что же тогда за тайны хранили в себе вентиляционные отдушины? Ну, судя по тому, что змеи в них могли жить, там было тепло и умеренно сыро. Ну и где-то был участок, в которых змея могла сворачиваться клубком или кольцом. А почему и где? Попробуем найти в старых книгах схему вентиляции.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Что это за серпантин находится внизу колонн? Оказывается, это не тот серпантин, который мы привыкли себе представлять. Во французском языке слово "serpentin" обозначает в том числе и змеевик, или нагревательный элемент соответствующей формы. Хорошую аллегорию придумал писатель. Примечательно, что воздух для нагрева берётся из какой-то подземной шахты А. Далее этот воздух, проходя через нагреватели, попадает в вентиляционные отдушины и далее в комнаты. Для змеи здесь можно сказать, что созданы идеальные условия для проживания, если не считать отсутствие еды и партнёра для спаривания. Посмотрим другую схему.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Воздух с улицы через подвал поступает в некий калорифер h, откуда в нагретом виде поступает в сборную камеру е, и далее по вентиляционным отдушинам в комнату согласно схемы вентиляции. Далее транзитом воздух удаляется через другую вентиляционную отдушину, причём даже в два её окна - нижнее W и верхнее S. Как видим, сюжет рассказа для жизни подходит идеально, если змея жила в камере е и поднималась вверх по условному сигналу, например свисту или стучанию об стену. Для неё даже влажность поддерживалась благодаря ёмкости с водой r. Как вы уже наверное догадались, в камеру e поступал, как сейчас говорят, на дистрибуцию готовый к употреблению чистый воздух, имеющий нужную температуру и влажность. Если ток этого воздуха надо было прекратить, то это можно было сделать задвижками m и u (первая - общая для всех вентиляционных отдушин сразу).

Как видим, технические решения по отоплению и вентиляции дома были сосредоточены в одном месте - подвале. Воздух нагревался централизованно и распределялся по комнатам благодаря встроенным в стену вентиляционным отдушинам. Технически это очень грамотно - не надо в каждой комнате ставить отопительные приборы, а системы, производящие тепломассообмен, сосредоточены по сути в одной комнате подвала. При хорошей мощности нагревательной системы такой дом можно эксплуатировать в любой климатической зоне.

Но сразу же вопросы - а что греет воздух в калорифере h, если никаких печных труб в конструкции здания не предусмотрено? И что это был вообще за калорифер? Как ни странно, подобных странных схем отопления-вентиляции имеется много.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Как видно из схемы, управление воздушной заслонкой шло через гибкий трос R. При подъёме заслонки тёплый воздух начинал идти в воздуховод. В экранизации рассказа скорее всего именно этот трос попал в кадр (см. главное фото), из чего можно сделать вывод, что снимали фильм не в декорациях Ленфильма, а в реальном старом доме-замке с той самой системой отопления-вентиляции. Воздух в этом доме нагревало нечто по аналогии с вышеприведённой  схемой, находившееся в другом помещении.

Что же нагревало воздух? Нарисован непонятный элемент L. Что это? Если это обычные горелки светильного газа или нефтепродуктов, то такой воздух в вентиляцию бы никто не направлял. Очевидно, это что-то другое, чего мы сейчас уже не знаем.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Это ещё одна из разновидностей системы отопления-вентиляции, и мы видим очень много радиаторов О. Они нагревают воздух, который приходит в помещение из подземной галереи S. Опять мы видим какую-то непонятную подземную галерею. Для чего она нужна, когда воздух можно отбирать из обычных окон цокольного этажа? Впрочем, сразу же снова рождается версия про две трубы. Все существующие подземелья, скорее всего, были универсальными коллекторами, которые опутывали здания всей старой части всех древних городов. И сходились эти подземелья на ближайшем храме, который был главным звеном жизнеобеспечения зданий. Эта версия ещё подлежит проверке, но все другие выглядят очень неубедительно. Чтобы подтвердить или опровергнуть, нужна актуальная карта подземелья любого крупного старинного города. Впрочем, вернёмся к нашим отоплению-вентиляции.

Указанные на схемах чудо-калориферы использовались не только в небольших зданиях, но и в зданиях гораздо большего масштаба.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Каким должен быть объём данных калориферов, если они вентилировали и отапливали театры и выставочные павильоны? Скорее всего, немалые. Бывавшие в старинных дворцах, особенно на севере Европы, наверняка подметили отсутствие в залах отопительных приборов (если не считать каминов, но это локальный источник тепла). Очень много независимых исследователей выдвигали по этому поводу множество версий. Основными версиями являются то, что дворцы изначально строили в другой климатической зоне, не требующей на тот момент отопления, и то, что во дворцах существовали пневматические обогреватели - т.н. Аммосовские печи. Ни одну из версий сейчас убедительно опровергнуть нельзя. Что касается Аммосовских печей, то их официально (вроде бы) ввели в эксплуатацию в 1835 году и только в России. Неужели до этого времени не было холодов? Кроме того, при массовых мероприятиях во дворце, при многочасовом нахождении в зале нескольких сотен человек, вопрос вентиляции был вполне актуален. Есть интересные детали в официальных источниках о существовании Аммосовских печей в России:

Аммосовская печь была впервые опробована в 1835 году, в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, где отапливала огромные залы Императорской Академии художеств. Одно подобное устройство заменяло около тридцати использовавшихся в XIX веке «змеевиков» — предтечей радиаторов отопления (первая «аммосовская печь» по сей день хранится в подвалах здания). После того, как аммосовская печь была запущена в Зимнем дворце, эффективность устройства произвела такое впечатление на императорскую семью, что российский монарх Николай I пожаловал генералу Аммосову золотую медаль и две тысячи десятин земли (2185 гектаров). Всего, только в Зимнем дворце, были установлены 84 аммосовских печи (55 больших и 29 малых). Ещё две пневмопечи располагались в Большом Эрмитаже под Рафаэлевыми ложами и ещё две малые печи находились в Придворном манеже Малого Эрмитажа.

На пике своей популярности аммосовские печи обогревали около сотни крупнейших зданий столицы.

Имея достоинствами огромный (по меркам XIX века) коэффициент полезного действия и простоту монтажа, аммосовская печь имела и ряд недостатков:

- издавала большой шум в виде гула;
- во время грозы от печи доносился сильный треск;
- пневматические трубы, по которым шёл горячий воздух, разогревались слишком сильно.

Если с первыми двумя недостатками ещё можно было мириться, то последнее наносило ущерб внутреннему убранству (особенно сильный урон был нанесён расписным стенам и картинам, хранящимся в Эрмитаже). Поэтому, со временем, огневоздушное отопление уступило место водяному и паровому отоплению. Одним из последних «сдался» Зимний дворец, где аммосовские печи были демонтированы в 1912 году.

Что вообще происходило в Санкт-Петербурге, если эта информация правдивая? Весь цивилизованный мир вплоть до 20 века не знал этих Аммосовских печей вообще, хотя климат северной Европы не сильно отличался от Санкт-Петербурга. И только в России внезапно изобретают подобное ноу-хау и массово его внедряют, демонтируя те самые змеевики. И почему-то в сети совершенно нет фотографий Санкт-Петербурга с дымом от труб Аммосовских печей, находившихся при главных на то время дворцах столицы. Как это всё понимать? Но здесь, скорее всего, вопрос к историкам. В связи с чем вдруг стали не справляться со своей задачей змеевики, которые справлялись ранее всё время существования дворцов, определить сложно. И скорее всего, замена змеевиков здесь шла не из-за несовершенства их параметров, а из-за политики. Для справки, в то же время шла церковная реформа, которая уничтожала технические свойства храмов, и скорее всего это были звенья одной цепи событий. Но вернёмся во Францию.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Перед вами и есть тот самый змеевик, который по чертежу был установлен в каком-то легковозводимом здании. Как видим, он состоял из того самого гнутого калорифера, по которому наверх выходил горячий воздух. Но рядом стоит обычная труба, по которой наверх тоже выходит воздух. Крышки у конструкции нет, по этому можно сделать вывод, что это не печь. Видимо, чертёж делал далёкий от теплотехники человек. Судя по тому, что труба справа внизу заделана материалом котла, то воздух в неё не проходил, и именно она не имела никакого отношения к воздухообмену. А что же она выполняла? Ну конечно же, нагрев некоего предмета внизу змеевика. Наверное, вот такого или наподобии.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Это госпиталь во Франции времён первой мировой войны, когда под палаты приспосабливали все пригодные для этого помещения. Как видим, у этого змеевика только один выход, та труба, которая на чертеже находится слева, в змеевике заменена крышкой, примерно вот такой:

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Действительно, зачем полезное тепло удалять на улицу? Под вентиляцию можно приспособить ту самую трубу, которая выходит в окно. Поскольку госпиталь создавали в авральном порядке, выводить трубы куда-то на связи купола не было возможности. Их подсоединили по временной схеме. Для тех, кто сомневается в том, что это обычные дровяные печи, прилагаю ещё несколько фото.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Что всегда отличает дровяные печи от прочих - на фото всегда их стенки над топочной дверкой покрыты копотью, а на полу возле топки или мусор, или просто пятно от частого стояния людей на этом месте. При идентификации эти приметы срабатывают всегда, даже если перед фотосессией делали генеральную уборку. Всё ещё есть сомнения или считаете, что фотографировали в летний период? Пожалуйста.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Отверстия на котле говорят о том, что дыма там не было точно. Поскольку дыма без огня не бывает, то и наоборот также совершенно справедливо. Чистота вокруг котлов почти идеальная, а топочная дверка скорее символическая. Ну и ещё одна немаловажная деталь - труба проходит через драпированную стену без всяких противопожарных защит.

Где же тут пневматические или хотя бы просто дровяные печи? А их тут просто нет. Видимо, российские изобретения Францию совсем не интересовали. Дворцы по прежнему отапливались змеевиками, которые находились в штатных местах, т.е. в подвалах. И даже для госпиталей змеевики нашлись в нужном количестве, и самое интересное, их нашли куда включить.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Самый дальний змеевик даже не стали выводить в окно, а вывели на металлосвязи колонны здания, видимо, там была такая возможность.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer Тайна пёстрой ленты tech_dancer Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Как видим, у змеевиков были даже стеклянные стенки. Возможно, туда помещали какие-то предметы для просушки или подогрева. И справлялись они со своей работой достаточно хорошо, выполняя функции отопления и вентиляции одновременно. В условиях войны это было очень рациональным решением.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

А это постоянный парижский госпиталь Laënnec, на то время, когда он там ещё был. Змеевик как раз в том исполнении, когда он находится под колонной, как на одном из вышеприведённых чертежей. Нечто похожее уже было применено в больницах Австралии, только там был металлический стол, соединённый с колонной неразрывно. Скорее всего, это было одно и то же техническое решение, только с небольшой разновидностью.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Сейчас невозможно точно идентифицировать, в какой части здания была эта палата. Но в то же время, количество труб на крыше не соответствует количествам змеевиков в палате. Их соединение с каркасом здания, по всей видимости, осуществлялось в чердачном этаже.

Но это была Франция. А как обстояли дела в остальном мире? Как ни странно, они обстояли так везде, кроме России. Либо все исторические фото змеевиков в России кто-то хорошо упрятал, либо змеевиков там действительно после известных реформ не стало.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Тайна пёстрой ленты tech_dancer Тайна пёстрой ленты tech_dancer

Если печь на нижнем фото топилась бы дровами, то они туда бы клались, как в известном анекдоте, поперёк. Но это простой американский дом начала 20 века, там никто и не думал, что подобные вещи топятся дровами. Во многих открытых источниках фото подобных змеевиков распространены достаточно широко, на них никто не обращает особого внимания. Видимо, новое поколение за рубежом уже не различает технических деталей.

Тайна пёстрой ленты tech_dancer

А это устройство отопления-вентиляции по праву должно называться Дворцом пёстрой ленты. Змеям бы жилось в нём очень комфортно. Если бы писатели того времени знали, что через сто лет подобные изделия перейдут в разряд фантастики, то наверное Жюль Верн написал бы с натуры произведений больше, чем все классики марксизма-ленинизма, вместе взятые.

Автор: tech_dancer, источник: tart-aria.info

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
8 Комментариев » Оставить комментарий
  • 4836 4188

    Во тартарам мозги пудряд. Фотки рассмотрю позже сейчас с телефона не видно. “Но это была Франция. А как обстояли дела в остальном мире? Как ни странно, они обстояли так везде, кроме России. Либо все исторические фото змеевиков в России кто-то хорошо упрятал, либо змеевиков там действительно после известных реформ не стало.” Как я понял, автор видит на фото устройства для получения энергии из эфира. Тщательно, в мельчайших подробностях замаскированные заговорщиками под чугунные отопительные печи типа “буржуйка”.)) Предъява что именно на этих фотографиях нет дров, не катит. Во-первых, можно найти фото где есть дрова, во-вторых сам по себе факт отсутствия дров именно на данных фото не означает, что это были устройства получения тепла из эфира, может это просто фотографии для спонсоров после торжественной установки печи или в данный момент ещё не холодно.)) Короче не надо сразу искать “магические” объяснения, обычно всё намного проще. В России с помощью чугунных печей “буржуек” топить глупо, климат не тот: только в армии в походных условиях, просто их можно транспортировать. Но в полевой палатке нужен солдат, который постоянно будет её топить, сжигая массу дров, ибо она быстро остывает, будет опять холодно. Каменная печь значительно эффективней: у меня на даче протопив её 3-4-мя ведрами дров один раз в сутки в доме тепло. Кирпич печи и глина которой обильно оштукатурены деревянные стены и потолок, долго держат тепло. Буржуйка для России временное решение или когда ничего другого нет. Неэкономичный и неудобный вариант для города тех времён, дрова в больших городах стоили дорого, потому что леса с каждым годом становились всё дальше от больших городов .))
    Тема змеевиков в подвале напоминает современные рекуператоры, когда воздух в дом подаётся предварительно нагретым используя тепло земли.
    Кстати у меня тоже печь не закопчёная(после того как плиткой обложил) и не валяются дрова и пепел по комнате, эт чё у меня тоже эфирная печка получается?
    Совет блогеру из тартарии: если нашёл чертежи змеевиков, поищи другие чертежи для чего служил змеевики, прежде чем выдумывать фантастические гипотезы.

    • 12987 11675

      Совет комментатору: не торопитесь с насмешками над тем, о чем не имеете ни малейшей информации.

      • 180 135

        Посмотрел ролик про Экспо-Выставка в Киеве 1897 год.
        Они там вообще не упоминают украину, но общая развитость технологий выше, чем у страны, которая запускает спутники каждый месяц, бряцает Ядерной Триадой, но подчиняется ВОЗу и ООНу во всём.
        Какое-то несоответствие.
        Ещё одно недоумение про Тунгусский “метеорит” 1908 года. Значит есть технологии, которые мощнее Ядрёных ракет и не нуждаются в корпусах из металла, но могут снести пол-Сибири.

      • 4836 4188

        “не торопитесь с насмешками над тем, о чем не имеете ни малейшей информации.” Как не имею? “Буржуйки” на фото сразу узнал.)) Хотя не являюсь научным работником, или профессиональным историком.))

        • 12987 11675

          Ради развлечения наберите в поисковике словосочетание “карго культ” и посмотрите, как папуасы из палок делают самолеты и радиостанции, что бы с неба на парашютах еда спустилась. И сравните их представление о вещах со своей убежденностью в буржуйках. Может быть и такое?

          • 4836 4188

            Не понятна аналогия. Основное отличие того что изготовляли папуасы, в том, что оно не работает так же как оригинал, и вообще никак не работает, даже для привлечения бледнолицыз. Уровень развития европейской мысли, экономики и опыт полиции по борьбе с мошенниками в описываемое время не позволял заниматься такой фигнёй, как установка за государственный счёт, дорогих магических предметов в военных госпиталях, под видом отопительных приборов. Печка-буржуйка, в отличие от карго-аксессуаров, не магический предмет, а изделие которое даёт осязаемый физический результат – тепло.

          • 12987 11675

            Согласен, аналогия не очень. Тогда, например, аналогично макетам танков: форма есть, работают, но не танки.

          • 4836 4188

            Тут можно заметить что это например танки для кино или каких нибудь реконстркуторов или ролевиков. И они понимают различия с настоящим танком и назначение танка. А папуасы в другой культуре находились, я бы сказал, в другой, своей реальности. А если мы говорим о европе, описываемой в статье, то там реальность и культура была одна, и понимание её одинаковое, и не магическое. А у дикарей и “лётчиков” – разное: дикари возможно думали что эти штуки у “лётчиков”, такие же магические как у них, только не из палок, а из других материалов.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru