Томос, НАТО и раскол: что ждет нового черногорского премьера Кривокапича
Минувшие выходные на Балканах или, как говорит сам сербохорватский люд: «неделя», прошел под знаком больших перемен в Черногории – скупщина (парламент) в количестве 81-го черногорского депутата утвердила новый состав правительства.
Говоря о «сербохорватском» языковом сообществе и событиях в Черногории мы не ошиблись, а намеренно обратили на это внимание, так как в странах бывшей Югославии любят приукрасить свою идентичность и придумать свой, новый язык, который, конечно же, жил и до этого, но в рамках тирании не мог развиваться. Огорчим вас – это не так. Нет черногорского языка или же боснийского. Есть один сербохорватский, который является для всех надъязыковым койне (образующим), а все остальное – страновые диалекты, образовавшиеся под влиянием культуры и религии конкретного региона Балканского полуострова.
Можно подумать, что авторы отдалились от темы, но нет – мы как раз грамотно подводим к самой сути, чтобы у уважаемого читателя сложился в сознании пазл. Итак, из 81-го депутата скупщины за новый кабинет министров Черногории во главе с Здравко Кривокапичем проголосовал 41 парламентарий, чего вполне хватило для легализации вступления в должности новым политикам.
Сам Кривокапич в ходе предвыборной гонки представлял оппозиционный блок – «За будущее Черногории». По словам самого новоизбранного премьера, главными приоритетами его миссии на посту главы государства станет борьба с глубоким экономическим кризисом, доставшимся новому правительству в наследие от предыдущей власти, неэффективность госаппарата и возврат доверия к власти. В принципе, его соратники уже анонсировали данные предвыборные тезисы. Однако не стоит забывать и про целый ряд других проблем, с которыми неотвратимо столкнется правительство Кривокапича.
НАТО
Вступление Черногории в Североатлантический альянс при Мило Джукановиче сопровождалось массовыми протестами и следом в них вездесущей «руки Кремля», но это не помешало маленькому балканскому государству успешно интегрироваться в структуру альянса. Естественно, что оппозиция, которая привела Кривокапича на политический Олимп, надеется если не на выход, то на похолодание отношений с военным блоком. Но Кривокапич, к сожалению, высказался за продолжение сотрудничества с НАТО, то есть поддержал прежнюю линию политического режима.
Томос и раскол
Еще одна, пожалуй, более значимая для Черногории проблема – церковная реформа, затеянная Джукановичем. Согласно законопроекту, все приходы, монастыри и земли, находящиеся под юрисдикцией Сербской православной церкви в Черногории, должны перейти в государственную собственность, а затем переданы новой (считай раскольнической) Черногорской церкви, которую практически никто из поместных автокефальных церквей не признает.
То есть сценарий идентичен украинскому: отторжение на всех уровнях от РПЦ с последующим томосом Вселенского патриархата (успевшего себя этим дискредитировать). Но в отличии от Украины, в Черногории на протяжении всего года шли массовые протесты и стычки с полицией из-за данной инициативы. И дело не в том, что черногорцы не признают какую-то новую церковь, а в том, что Черногория де-юре независима с 2008 года, но де-факто на ее территории проживает большая сербская диаспора, даже понятие: черногорец как отдельная нация и идентичность появилось относительно недавно. Тоже самое касается и языка. Перейдя с кириллицы на латиницу и придумав, а по-другому и не скажешь, несколько «новых букв» власти объявили о новом черногорском языке, который был давно забыт якобы с годами югославской диктатуры.
В связи с этим становится понятно, что подобные инициативы по отделению от сербской церкви как института являются исключительно политическим шагом прежнего правительства. Но о том, что за этим может последовать, Джуканович и его команда явно не переживали. А итог может быть таков: раскол церкви, опустение новых раскольнических приходов и продолжение массовых протестов с попыткой государственного переворота. Надо ли это Кривокапичу в самом начале пути? Вряд ли. Поэтому он сразу категорично высказался относительно церковной реформы в стране. Осталось только подождать какие действия предпримет его аппарат: низвергнется геенну огненную и сгинет в пучине Адриатического моря или же, подобно известному князю Милошу по битве с турками-османами выберет Царствие небесное?