История постсоветских „челноков”
После падения «железного занавеса» жители советских республик начали массово выезжать за границу. Но интересовали их в первую очередь не достопримечательности, а дешевые товары, которых так не хватало на родине.
Казалось бы, что удивительного может быть в покупке костюма или ботинок? Сегодня торговых центров и служб доставки интернет-магазинов больше, чем, скажем, музеев и театров.
Но для жителей постсоветского пространства еще не так давно (по историческим меркам) все это было недоступно: покупали то, что было в государственных магазинах, стоя в бесконечных очередях за югославскими сапогами, либо же у фарцовщиков.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1615e9f956fb503ddc.jpg
На рынке в Москве, 1990-е. – Юрий Абрамочкин/russiainphoto.ru
В самом конце 1980-х СССР открыли для выезда, а затем разрешили свободную торговлю. Советские «туристы» потянулись за границу, покупая все, что встречали на своем пути – от презервативов и колбасы до помад и миксеров. Чтобы потом продать на родине, конечно.
«Челноки», как их называли, везли вещи не в тяжелых чемоданах, а в дешевых огромных клетчатых баулах. А через пару лет, когда СССР прекратил свое существование и республики оказались погружены в тяжелейший экономический кризис, торговля зарубежными вещами стала спасением для многих потерявших работу граждан.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1615e9f956fb503ddd.jpg
Китай. Суйфэньхэ. Российские "челноки" с покупками возвращаются из Китая домой. – Владимир Саяпин/TASS
Рыночные отношения
«Моя мама в СССР была инженером со стабильным доходом и понятными планами на жизнь, - рассказывает интернет-пользователь из России на форуме. – А потом начались 90-е, которые она пережила вполне среднестатестически: потеря работы, «челночество», возвращение к обычной жизни. Она 90-е вспоминает как первые годы, когда вздохнула свободно и стала строить планы на будущее. Хоть и не все ее знакомые пережили это время».
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1715e9f956fb503dde.jpg
Вещевой рынок "Лужники", 1996 год. – Валерий Христофоров/TASS
После распада СССР многие действительно остались без работы: на госпредприятиях было просто нечем платить зарплату или ее платили своей же продукцией. Учитывая огромное количество градообразующих заводов и фабрик в стране, масштаб бедствия был огромным. Вчерашние учителя, врачи и инженеры были вынуждены искать новые способы заработка. Таким способом оказалась торговля на рынке зарубежными вещами.
Проще всего было, конечно, жителям приграничных территорий: из Украины, Беларуси и западной части России ездили в Польшу, Германию, Чехословакию и далее по всей Европе. Из Ленинградской области – в Финляндию. Жители Дальнего Востока скупали вещи в китайских городах.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1715e9f956fb503ddf.jpg
Китай. Суйфэньхэ. Российские "челноки" с покупками возвращаются из Китая домой. – Владимир Саяпин/TASS
Но настоящей «челночной» меккой для россиян была Турция. Качество турецких вещей в 1990-х было на очень высоком уровне: ткани, обувь, косметика служили долгие годы, а цены при этом были невысоки.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1715e9f956fb503de0.jpg
1995. По пути из Турции в Россию. – Виктор Клюшкин/TASS
Везли столько, сколько могли – о перевесе никто не думал, да и не было таких строгих правил у авиаперевозчиков. В багажное отделение сумки не влезали, поэтому забивали баулами даже проход самолета. Экипажи относились к ситуации с пониманием, а кто-то даже сам «челночил».
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1915e9f956fb503de9.jpg
Челноки в салоне Ту–134, 1992 год.
Некоторые граждане занимались непосредственно организацией таких «путешествий» – они устраивали так называемые «шоп-туры» на паромах, поездах или автобусах в приграничных районах. Группу «челноков» возили по складам, фабрикам или магазинам, чтобы они могли закупиться оптом всем необходимым, а затем развозили по домам.
На свой страх и риск
Впрочем, кажущейся романтики в профессии «челнока» не было вовсе. Люди должны были раздобыть деньги на поездку и покупку товаров (чаще всего занимали у знакомых), тащить тонны сумок на себе, а затем торговать на открытом рынке в любую погоду. Прибыль же могла быть копеечной.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1815e9f956fb503de1.jpg
Люди с багажом на Комсомольской площади в Москве. Начало 2000-х. – Владимир Федоренко/Sputnik
В 90-х еще действовали ограничения на вывоз валюты из бывших советских республик (например, из России разрешалось вывозить не более 700 долларов), поэтому «челноки» вывозили вещи, которые можно было продать за рубежом (советские фотоаппараты, украшения, спирт), а уже на вырученные средства покупали иностранные товары.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1815e9f956fb503de2.jpg
"Челноки", 1993 год. – Леонид Свердлов/TASS
«Многие из нас возили в Китай советские шляпы. Стоила каждая семь рублей, а две шляпы китайцы охотно меняли на пару ботинок, которые в Лужниках можно было продать за две тысячи, - вспоминает бывший «челнок» Андрей. – Идешь через таможню, надев одну на другую семь шляп и три пальто. Таможенник злится, а ты ему объясняешь: мне холодно. Сделать он ничего не может».
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1815e9f956fb503de3.jpg
Около Ярославского вокзала, начало 2000-х. – Игорь Михалев/Sputnik
Другие брали с собой помощников, чтобы вывезти больше валюты.
Сбывали вещи на рынках – в каждом крупном городе был один, а то и несколько торговых рядов, где можно было найти что угодно. В Москве самыми известными были Лужники (все трибуны под спортивным стадионом были превращены в торговые точки), Черкизовский – и еще десяток поменьше.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1915e9f956fb503de4.jpg
Черкизовский рынок в начале 2000-х и в наши дни. – Григорий Сысоев/ТАСС; Moskva agency
Сюда приезжали не только обычные покупатели, но и перекупщики из других регионов страны, которым было выгоднее не ездить за границу, а привезти товары из столицы. Сюда же в середине 90-х стали массово приезжать мигранты из азиатских республик со своими товарами.
Памятники челнокам
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1915e9f956fb503de5.jpg
Домодедовский рынок, 1990-е. – zalivnoy/pastvu.com
Постепенно такая торговля становилась все менее выгодной: государства вводили новые таможенные правила, авиакомпании ограничивали вес багажа, а рыночную торговлю власти городов пытались взять под контроль – там процветал криминал и антисанитария.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1915e9f956fb503de6.jpg
ТЦ Домодедовский, 2019. – Google maps
К тому же, в 1998 году на фоне экономического кризиса произошел обвал рубля, и многие предприниматели, имевшие долги в долларах, разорились. В начале 2000-х в российских городах стали появляться торговые центры, в том числе, крупных иностранных сетей, место «челноков» заняли торговые компании, а рынки постепенно стали сносить.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1915e9f956fb503de7.jpg
Памятник "челнокам" возле торгового центра в Екатеринбурге. – Павел Лисицын/Sputnik
Оценить объем теневой «челночной» экономики довольно сложно – по некоторым оценкам, в середине 90-х на нее приходилось до трети импорта в страну, однако точного учета, конечно, никто не вел. Занято было в этой сфере до 10 млн граждан России, по примерным подсчетам экономистов.
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2020.09/original/5f55fb1915e9f956fb503de8.jpg
Памятник амурскому "челноку" в Благовещенске. – Виталий Аньков/Sputnik
Этот небольшой, но важный период современной истории нашел отражение в монументальном искусстве. В нескольких городах России памятники челнокам стали народными достопримечательностями. Стоят они, разумеется, у торговых центров – бывших рынков из «лихих 90-х».
Источник.
.
Рынки разогнал ОМОН, не надо ля ля про прибыль, последовательно все рынки крушил ОМОН, а теперь и машины строительные крушат торговые точки. Такой у нас капитализм с феодальной мордой. А кто считает что поделом им барыгам тот пусть не обижается и занимает очередь на биржу в сторожа, потому что любой частный бизнес также сокрушат как барыг.
Скорее челноки не выдержали конкуренции, не смогли обьедениться, да и налоги сыграли немаловажную роль. Хотя некое подобие тех челноков успешно выживает на рынке.
Я эту тему знаю изнутри. Восточная рыночная система торговли всегда уроет любой супермаркет. Как ты объединишься против ОМОНа пришли.. под белы рученьки и дальше или под крышу, арендуй место или меняй конфигурацию. Торговцев с ног, без прилавков, кенты со шмассерами с собаками просто ложили лицом в снег, они же цуки разбегаются, их по немецки с овчарками ловить надо. Короче эти сказки про капитализм я видел изнутри, всё шито белыми нитками, для торговли хоть с ящика на улице хоть на экспорт нужно адмресурс добро феодалов, крыша вместо крыши.
Главное платить налог и не раздражать местную власть. У нас нормально многие бывшие челноки работают. Да и современные бутики это некое челночное преображение. Хотя что супермаркеты, как и челноки не выдержат конкуренции интернет магазинов.
А дело не в форме, а в принципе. Супермаркет или торговая фирма может частника без ОМОНа победить также, как колхоз единоличников без НКВД. Государству удобнее крупные организации доить чем каждую сволочь шемить, вот и вяжут сволочь одним канатом и гонят в колхоз, это всё нормально и законно. Если лицемерие убрать про то что колхоз экономически победил кулака, а капитализм победил феодала, это ни тут то было. Каждая настоящая крупная суперсовременная сеть пользуется услугами невидимых, необлагаемых рабов с коробочками на велосипедах, она делает из предпринимателя муравейку на колесиках. И государство теряет и человек мельчает. Больше того продовольственное и шмоточное благополучие обывателя до сих пор держится на энтузиазме и недальновидности предпринимателя. Бренд государства на воспитание умных воров, надзирателей, шурд, распределителей и охранников неизменно сам по себе приводит к глубокому провалу в который валятся беспечные турецко-подданные.
Вообще при чем тут колхоз, который проиграл в конкуренции совхозам. По одной простой причине, совхоз легче контролировать. То же произошло и с челноками, тех кто поняли что с государством нужно дружить никто не трогает, ну а тех кого жаба задавила легче мордой в землю. То же произошло и в коллективизацию. Вот вравните два разных строя, а методы не изменились. И результаты похожие, преступность снизилась и в том и в другом случае, хотя кажется что это друг от друга не зависит.
Во тут видно что мы с вами не по фактам находимся а по вере. Вы верите что государство разумно и может создать механизм.. ну что ж, как на рынке говорят флаг вам в руки, это без обиды, у гос-ва есть флаг. Частник это тот кто берет у общества материальный кредит и действует по обстоятельствам, служащий или работник берет кредит доверия и за исполнение сего по инструкции получает з.п. Государство даже эти понятия четко не формулирует и никогда мы из его уст не узнаем кто кого победил и почему.
Государство как система может быть разумно,почему нет?
Вопрос в том на каких принципах построена система,и кто является выгодоприобретателем?
РФия государством по сути своей не является,это скорее территория находящаяся под контролем группы корпораций, интересы которых постоянно пересекаются и требуют согласования.
Грубо говоря бардак в этой шарашке несусветный.
Государство разумно не больше чем муравейник. Термитник может значительную территорию превратить в пустыню но не всю а чел муравейник любую превращает в пустыню. Уже климат на ЗШ меняется в худшую сторону от его выхлопа а всё часть романтиков думает что есть муравейник в котором муравьи питаются праной и делят амброзию как то справедливо. Справедлива может быть религия но не государство, сейчас религия она же культура в обнимку с государством как кот с лисой ведут Буратино в страну дураков.