Лженаука – генетика. Чума ХХ века
2.7. Генетика в России и СССР
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/2160500/2160500_300.jpgГенетика в России стала развиваться только с 1914 г. В 1915—1919 г.г. в России возникли две основные генетические школы: Н.К. Кольцова в Москве и Ю.А. Филипченко в Петрограде.
После Октябрьской революции 1917 года до 30 годов был золотой век классической генетики СССР.
Симпсон (220) назвал 18 основателей новой генетики и популяционной генетики.
Среди них 4 из России/СССР: Четвериков, Тимофеев–Ресовский, Дубинин и Добжанский.
Кроме них славу советской генетики составили Вавилов, Кольцов, Серебровский, Дубинин, Филипченко, Карпеченко. Г.Д. Карпеченко выполнил свои классические теперь работы по получению плодовитого капустно-редечного гибрида. Другим (уже зрелым) ученым, также работавшим с Н.И. Вавиловым, был Г.А. Левитский (1878–1942).
В середине тридцатых годов, по мнению многих современных ученых, советская генетика, несомненно, стояла на втором месте в мире после США.
Наиболее крупной фигурой российской генетики был и надолго останется, Н.И. Вавилов, описавший в 1922 г. сходство во внешнем строении различных органов растений (так называемые гомологичные ряды) и уточнивший в 1927 г. идею Декандоля о центрах происхождения культурных растений. Заслуги Вавилова еще при жизни были оценены современниками.
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/2160218/2160218_300.jpgЕго имя было занесено на обложку основного в то время генетического журнала “Наследственность” (“Heredity”) вместе с именами других крупнейших генетиков мира. Кстати, я не нашел упоминания имени Вавилова в последнем обзоре об иммунитете растений (179) не только как основателя данного направления, а вообще.
С первых шагов советская генетика была связана с европейскими и американскими корнями, прежде всего с лабораториями У. Бэйтсона в Англии (переписка с Н.И. Вавиловым, визит в СССР), Т.Х. Моргана в США, с которым поддерживал контакты Ю.А. Филипченко, пославший в его лабораторию Ф.Г. Добжанского (1900-1975), оставившего затем свою собственную школу эволюционной генетики мирового масштаба.
Знаменательна брошюра 1925 г. «Наследственны ли приобретенные признаки?», авторами которой были Т.Х.Морган и Ю.А.Филипченко.
В 1925–27 гг. Г.А. Надсон и Г.С. Филиппов в Ленинграде обнаружили возможность изменения наследственности под действием облучения.
В 1933 г. М. В. Алексеева вместе с Лысенко открыла перенос наследственной информации от подвоя в привитый черенок. Тем самым у растений была открыта способность подвоя получать при вегетативной гибридизации и записывать в свой геном наследственную информацию от привоя (см.раздел 14.7).
Ученики Т.Х. Моргана — К. Бриджес и Дж. Мёллер бывали и работали у Н.И. Вавилова и в Ленинграде и в Москве, преподавали на кафедре генетики растений Ленинградского университета у Г.Д.Карпеченко. В «Известиях бюро по евгенике» (позже – лаборатории генетики) публиковались статьи не только сотрудников Филипченко, но и европейский генетиков. У Карпеченко преподавал Дончо Костов — известный болгарский генетик.
В конце 70–х годов группа советских генетиков го главе с Г.П. Георгиевым одновременно с американскими учеными открыла мобильные генетические элементы у дрозофилы.
Существование механизма, компенсирующего укорочение теломер (теломеразы), за что была присуждена Нобелевская премия 2009 г., было предсказано в 1971 году советским ученым А.М. Оловниковым. Как видим, советская молекулярная биология развивалась довольно успешно.
Итак, формальная генетика прошла долгую и интересную историю, однако в 1953 году формальная генетика, по сути, была отброшена и тихо, по факту, заменена молекулярной биологией.
2.8. Был ли прав Лысенко?
«…В общем, я просил бы своих оппонентов, для общей пользы, попытаться цитировать Лысенко и Презента не по своей памяти, которая им иногда изменяет, а по нашим работам. Это будет более верно и более близко к действительному положению дела…»
(Т.Д. Лысенко [63])
После беглого обзора истории формальной генетики я перейду к сопоставительному анализу взглядов оппонентов с современными представлениями, пытаясь понять, кто более прав классические генетики или мичуринские генетики.
Когда критикуют Лысенко, то почему–то забывают о том гигантском прогрессе, который отмечен в последние годы области молекулярной биологии. А нам надо разобраться в том, что было известно тогда в пред– и ранние послевоенные годы.
Все это осложняется тем обстоятельством, что и той, и другой стороной взгляды оппонентов систематически извращались. И это служило основанием для обращения в партийные органы с жалобами. Поэтому надо четко сформулировать взгляды мичуринцев и формальных генетиков, понять, в чем же отличия взглядов Лысенко и формальных генетиков.
В данном разделе, предельно упрощая и избегая залезания в дебри семантики, я принял постулат, что морганисты считали, что приобретенные признаки НИКОГДА (точнее очень, очень редко) не передаются, а Лысенко говорил, что могут передаваться иногда (то есть гораздо чаще).
Возможно, что слишком я резко огрубил позицию обеих сторон, для выявления сути разногласий (165). Но на это есть свои причины. Так, Президент АН СССР М.В.Келдыш называл Лысенко и его последователей догматиками.
В самом деле, у современников могло сложиться впечатление, что Лысенко не понимал новые молекулярные дела, отставал от времени (84). Но это не так. Эксперименты на дрозофиле успешно продвигались в его институте генетики.
Как пишет Назаренко (83), то, что часть теорий Лысенко не были подтверждены в ходе развития генетики, вовсе не является доказательством того, что Лысенко был «псевдоученый».
2.9. Отрицал ли Лысенко наследование признаков и существование хромосом?
То, что Лысенко выступал против «формальной» («нормальной» в терминологии непарадоксального нелжеца) генетики – не более чем миф. Во-первых, сам термин «нормальная» (а что, есть аномальная или патологическая?) генетика – более чем странен, особенно в устах биолога.
Во–вторых, на самом деле, Лысенко выступал не против генетики (как «формальной», так и «нормальной»), а против конкретных научных воззрений, изложенных в работах генетиков Вейсмана и Моргана, их учеников и последователей (так называемый «вейсманизм-морганизм»), причём, как правило, в исполнении отечественных кадров, далеко не всегда адекватном. Что Лысенко неоднократно в своих работах и подчёркивал (94).
Интересно, что в энциклопедии 1936 года Лысенко назван “выдающимся исследователем закономерностей менделизма”. Лысенко не отрицал многих положений формальной генетики, признавал наличие хромосом… существование наследственной информации… Об этом говорят его статьи в энциклопедиях.
Противники мичуринской генетики приписывают Лысенко отрицание роли хромосом в передаче наследственной информации, да и вообще существование специфического вещества наследственности и прямое наследование приобретенных признаков. Однако, эти обвинения лживы, в чём можно убедиться по заключительной речи Лысенко на исторической сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
Лысенко указывает, что не отрицает роли хромосом в передаче наследственных признаков, но считает, что наследственность определяется в гораздо большей степени влиянием на семена всего тела и условий его жизни, чем механической комбинацией генов или «мутациями».
В своих работах и высказываниях Т.Д. Лысенко признавал роль хромосом в наследственности. Он писал: «Не прав акад. Серебровский, утверждая, что Лысенко отрицает гены. Ни Лысенко, ни Презент никогда существования генов не отрицали. Мы отрицаем то понятие, которое вы вкладываете в слово «ген», подразумевая под последним кусочки, корпускулы наследственности.
Но ведь если человек отрицает «кусочки температуры», отрицает существование «специфического вещества температуры», так разве это значит, что он отрицает существование температуры как одного из свойств состояния материи» (62, с.195).
А вот слова Лысенко, произнесенные на сессии ВАСХНИЛ: «Профессор Рапопорт, мы хотим, чтобы вы, цитологи и цитогенетики, поняли только одно. Мы не против цитологических исследований протоплазмы и ядерного аппарата у половых, соматических и каких угодно клеток, в том числе и микробов…
Мы признаем, вопреки вашим утверждениям, безусловную необходимость и полную перспективность этих современных методов исследования. Мы, однако, решительно против тех вейсмановских антинаучных исходных теоретических позиций, с которыми вы подходите к своим цитологическим исследованиям.
Мы против тех задач, которые вы хотите разрешить с помощью этих методов, мы против ненаучной интерпретации результатов ваших морфологических исследований, оторванных от передовой науки.» (49).
Самое интересное в том, что сами формальные генетики не очень–то представляли, а что же такое хромосомы. Например, Кольцов думал, что хромосомы – это очень длинные молекулы белка. Но белки подвергаются катаболизму, деградируют и постоянно обновляются. Значит, неизменяемой наследственной субстанции быть не должно.
В течение определенного срока наш организм полностью заменяет свой атомный и молекулярный состав. Значит, нет ничего стабильного и неизменного. Значит, поддержание наследственной информации есть процесс активный, процесс, в котором задействован именно весь организм. Формальные генетики долгое время не признавали существование хромосом у бактерий (см. раздел 9.4).
А теперь позвольте привести другие достаточно длинные тексты про генетику, написанные самим Лысенко. По ним вы сможете судить, отрицал ли он генетику.
В 1936 г. Лысенко заявил: “Мы не против использования фактических материалов мировой науки” (103).
А вот что писал сам Лысенко в энциклопедии 1946 г. про законы Менделя. Статья была написана для 3-го издания Сельскохозяйственной энциклопедии (том I, слово «Генетика»). Впервые опубликовано в 1946 р. МЕНДЕЛИЗМ-МОРГАНИЗМ (Хромосомная теория наследственности).
“Для изложения сущности менделевско-моргановской генетики воспользуемся основными положениями статьи Моргана «Наследственность», опубликованной в США в 1945 г. в Американской энциклопедии (Encyclopedia Americana, 1945 г.).
«Начиная с 1883 г. Август Вейсман в ряде статей, которые были частично умозрительными, однако подкреплялись постоянной ссылкой на наблюдения и опыты, подверг критике господствующую идею о том, что признаки, приобретённые индивидуумом, передаются зародышевым клеткам и могут появиться в потомстве.
Во многих случаях было показано, что зародышевые клетки уже на ранних стадиях развития эмбриона отделяются от остальных клеток и остаются в недифференцированном состоянии, в то время как другие клетки, из которых образуется тело индивидуума, дифференцируются. Зародышевые клетки становятся впоследствии основной частью яичника и семенника.
Поэтому по своему происхождению они независимы от остальных частей тела и никогда не были его составной частью. Тело защищает и кормит их, но в каком-либо другом отношении на них не влияет (то есть не изменяет.— Т.Л.).
Зародышевый путь является неиссякаемым потоком, который в каждом поколении отделяет клетки тела, назначение которых сохранять зародышевые клетки. Все новые изменения сначала возникают в зародышевых клетках и впервые проявляются как признаки у особей, развивающихся из этих зародышевых клеток.
Эволюция имеет зародышевую, а не соматическую (то есть телесную.— Т. Л.) природу, как думали раньше. Это представление о происхождении новых признаков в настоящее время принимается почти всеми биологами.
Поэтому наследственность обусловливается сохранением в зародышевой плазме тех элементов, как старых, так и новых, которые возникали в ней от времени до времени. Зародышевая плазма представляет собой капитал расы, причём на образование новых особей в каждом поколении расходуются лишь проценты. …
Мендель открыл подлинный механизм наследственности…
Было найдено, что законы Менделя применимы не только к признакам культурных растений и домашних животных, не только к таким внешним признакам, как окраска, но также и к признакам диких животных, к видовым различиям, и к самым основным свойствам живых существ.
Менделевский закон расщепления устанавливает, что элементы, которые приносятся двумя родителями потомству, составляют пары и что при образовании зародышевых клеток потомства члены каждой пары отделяются друг от друга таким образом, что каждая зародышевая клетка содержит только по одному члену каждой пары.
Например, Мендель скрещивал сорт столового гороха, имеющего зелёные семена, с сортом, имеющим жёлтые семена. Все семена потомства были жёлтыми. Жёлтый доминирует над зелёным.
Если растения от этих гибридных семян самоопыляются (или скрещиваются между собой), они дают как жёлтые, так и зелёные семена в отношении три жёлтых к одному зелёному. Зелёные семена являются чистыми и всегда дают только зелёные семена. Однако было найдено, что жёлтые семена бывают двух родов; часть из них является чистой в отношении жёлтой окраски, всегда дающей только жёлтых потомков, другая часть является гибридной, дающей как жёлтые, так и зелёные семена в отношении три к одному.
Семена второго поколения появляются в отношении один чистый жёлтый, два гибридных жёлтых, один чистый зелёный. Мендель отметил, что если исходный зелёный предок привнёс элемент зелёной краски, а жёлтый предок — элемент жёлтой окраски, то эти контрастирующие элементы образуют у гибридов пару, члены которой отделяются один от другого (расщепляются) при образовании зародышевых клеток (гамет).
В результате половина яйцеклеток будет содержать элемент жёлтой, а половина — элемент зелёной окраски. Точно так же половина пыльцевых зёрен будет содержать элемент жёлтой, а половина — элемент зелёной окраски. Случайные сочетания яйцеклеток и пыльцы дают, таким образом, следующие сочетания: 1 зелёный зелёный; 2 зелёный жёлтый; 1 жёлтый жёлтый.
Второй закон Менделя относится к случаям, когда включаются более одной пары признаков. Было обнаружено, что высокий и низкий рост рас гороха представляет собой контрастирующие признаки, расщепляющиеся таким же образом, как жёлтая и зелёная окраски.
Если высокорослая раса с жёлтыми семенами скрещивается с низкорослой расой, имеющей зеленые семена, то расщепление каждой пары не зависит от расщепления другой пары, так что четверть яйцеклеток такого гибрида содержит элементы высокого роста и жёлтой окраски; четверть содержит элементы высокого роста и зелёной окраски; четверть — элементы низкого роста и жёлтой окраски и четверть — элементы низкого роста и зелёной окраски.
Точно так же при формировании пыльцы образуются такие же четыре типа гамет. Случайные сочетания яйцеклеток и пыльцы дают 16 комбинаций.
Поскольку жёлтый доминирует над зелёным, а высокий над низким, в этом втором (F2) дочернем поколении будет девять высоких жёлтых; три низкорослых жёлтых; три высоких зелёных; одно низкорослое зелёное. Следовательно, во время созревания зародышевых клеток, когда происходит расщепление членов каждой пары факторов гибрида, разделение каждой пары происходит независимо от другой.
В этом состоит второе открытие Менделя, которое может быть названо законом независимого распределения.
Мендель показал, что три пары признаков ведут себя таким же образом, то есть их гены распределяются независимо, и есть основания полагать, что этот закон применим во всех случаях, когда гены, обусловливающие две или более пары признаков, находятся в разных парах хромосом. Но, как будет показано ниже, если гены расположены в одной и той же паре хромосом, их распределение определяется третьим законом наследственности, а именно законом сцепления.
Элементы, которые, как предполагается, в некотором смысле представляют наследственные признаки, обычно именуются генами, а термин «генетика», или изучение поведения генов, в современных работах по наследованию заменил старый термин «наследственность» с его многочисленными сопутствующими значениями.
О менделевских признаках часто говорят, как об единичных признаках, и иногда предполагают, что ген непосредственно образует каждый такой признак.
Однако, ясные данные указывают, что так называемый единичный признак представляет собой лишь одно из многочисленных проявлений действия гена, которое ген может производить всегда совместно со многими, а быть может, со всеми другими генами. Таким образом, зародышевая плазма рассматривается как общая сумма всех генов, совместное действие которых ответственно за каждый признак тела.
Между тем как тело строится взаимодействием веществ, образуемых генами, при образовании зародышевых клеток, гены действуют как независимые единицы, которые собираются в пары, затем расщепляются.
Гены, которые расположены в различных парах хромосом, распределяются независимо друг от друга; те же гены, которые расположены в одной хромосоме, оказываются сцепленными. Современные работы по клетке безошибочно указали на тот механизм, при помощи которого осуществляется как расщепление генов, так и распределение хромосом.
Каждая клетка тела или незрелая половая клетка содержит двойной набор хромосом (за исключением самцов некоторых групп, у которых отсутствует одна из половых хромосом). Один из членов каждой пары происходит от отца, другой — от матери. Во время процесса созревания материнские и отцовские хромосомы конъюгируют друг с другом: подобная с подобной.
Затем, при так называемом редукционном делении, один из членов каждой пары отходит в одну дочернюю клетку, а другой член — в другую дочернюю клетку. Если хромосомы содержат менделевские гены, то материнские и отцовские гены будут расщепляться во время редукции хромосом при образовании гамет.
Однако, при редукционном делении не происходит отделения всех материнских хромосом от всех отцовских как группы в целом, но каждая пара хромосом расщепляется независимо от других пар, вследствие чего дочерние клетки могут получить любой возможный набор из отцовских и материнских хромосом, но всегда лишь один или другой член каждой пары.
Это положение полностью удовлетворяет условиям второго закона Менделя о независимом распределении. Но очевидно, если хромосомные нити, как предполагают, являются носителями генов и если, как обычно принимается в настоящее время, нить представляет собой структурный элемент, остающийся неизменным даже в покоящихся клетках, то гены должны наследоваться группами, соответственно числу хромосом. Одним словом, все гены в данной хромосоме должны быть сцепленными между собой.
Самые последние данные показывают, что это так и есть, и что число групп сцепленных генов равно числу хромосом. Начиная с 1906 г. число известных случаев сцепления генов неизменно возрастало, и в настоящее время не может быть сомнения относительно того, что это явление представляет собой характерную черту менделевского наследования.
На одном примере, у плодовой мушки Drosophila ampelophila, было показано, что 200 известных наследственных различий наследуются в четырёх группах, соответственно четырём парам хромосом.
Таким образом, менделевский закон расщепления нашёл своё подтверждение в цитологическом механизме редукции в половых клетках, в то время как его закон независимого распределения подтверждается способом распределения хромосом.
Впоследствии открытие значения явления сцепления привело все основные свойства наследственности в полное соответствие с хромосомным механизмом. Было найдено, однако, что индивидуальность хромосом, обусловливающая сцепление, не является абсолютной, так как было показано, что члены одной пары иногда обмениваются эквивалентными частями.
Но этот обмен подчиняется определённой закономерности и, если и усложняет результаты, то ни в коем случае не подрывает общего принципа. У некоторых видов обмен (кроссинговер) имеет место только у самок (Drosophila), у некоторых видов — только у самцов (шелкопряд), в то же время у других видов обмен происходит у обоих полов, как у некоторых обоеполых растений.
Наследование пола явилось одним из великих биологических открытий нашего столетия. Было показано, что фактор или факторы пола расположены в особых хромосомах, называемых половыми хромосомами. В некоторых больших группах (млекопитающие, большинство насекомых и т.д.) присутствие двух таких хромосом, называемых Х-хромосомами, образует самку; присутствие одной из них образует самца. Таким образом, самка имеет строение XX, а самец X.
При редукционном делении у самки одна Х-хромосома элиминируется из яйца, поэтому каждое яйцо содержит лишь одну Х–хромосому. У самца имеется только одна Х-хромосома, которая при редукционном делении отходит только в одну из двух образованных клеток спермы, в результате чего возникают два класса сперматозоидов.
Во время оплодотворения случайные встречи любого яйца с любым сперматозоидом дают два класса индивидуумов, имеющих две Х-хромосомы (самки) и одну Х-хромосому (самцы). Этот механизм обеспечивает численное равенство полов.
В других группах (птицы, бабочки) отношение обратное, самец несёт две Х-хромосомы, а самка — одну; следовательно, все сперматозоиды содержат одну Х-хромосому, половина яиц несёт только одну Х-хромосому, а другая половина лишена её». Таковы основные положения хромосомной теории наследственности в изложении Т. Моргана — основоположника этой теории. …”
Отмечу, что за статьи в энциклопедиях ученым платили хорошие деньги.
А вот другая цитата, показывающая отношение Лысенко к законам Менделя: “Мендель, Грегор Иоганн (1822-84), австр. реакц. биолог. См. менделизм.” “Мендель Грегор-Иоганн – 1822-1884. Монах, позднее настоятель монастыря в г. Брюнне (Австрия). Известен своими исследованиями над гибридами гороха.
Работа Менделя стала известной с 1900 г., через 34 года после ее опубликования. «Закон» Менделя, – говорит акад. Т.Д.Лысенко, – это закон не биологических явлений, а усредненной, обезличенной статистики. Сам Мендель, как известно, никакого значения не придавал выводам из своих опытов. За это говорит хотя бы то, что как только у Менделя досуга стало меньше, когда его из монахов перевели в игумены, он вообще перестал заниматься игрой с опытами над растениями.
Никакого отношения к биологической науке Мендель не имеет.
Положения менделизма, развитые не Менделем, а менделистами-морганистами, не дают нам никаких действенных указаний в нашей практической семеноводческой работе».
Вейсманисты (менделисты-морганисты) исповедовали так называемые законы Менделя в своих реакционных целях – в целях борьбы против марксистско-ленинского естествознания” © именной указатель к изданию 1949 г. книги Мичурина “Итоги 60-летних работ” (80).
И ещё один пример того, что писал сам Лысенко; не его интерпретаторы и перевиратели, а сам. Итак, берем Большую Советскую Энциклопедию. Изд. 2, т. 10, ст. “Генетика” (55).
“Генетика — раздел биологической науки о развитии организмов. Ее можно также назвать разделом науки, изучающей наследственность и ее изменчивость. … Верно, что хромосомы существуют.
В половых клетках число их в два раза меньше, нежели в обычных. При наличии половых клеток с теми или иными хромосомными изменениями из этих клеток получаются измененные организмы. Правильно, что те или иные видимые, морфологические изменения данной изученной хромосомы клетки часто, и даже всегда, влекут за собой изменения тех или иных признаков в организме.
Доказано, что наличие двух Х-хромосом в оплодотворенном яйце дрозофилы обычно решает вопрос выхода из этого яйца самки, а не самца. Все эти факты, как и другие фактические данные, верны…”
Формальные генетики утверждают, что Лысенко отрицал генетику. Но это наглая ложь.
Вот текст, написанный Лысенко (20) про вероятность расщепления 3:1 (Приводится обработанная стенограмма доклада на семинаре по вопросам семеноводства (Всесоюзный селекционно-генетический институт, 15 апреля 1938 г.): “…На самом же деле, мне кажется, никто никогда не наблюдал разнообразия растений гибридного потомства, укладывающегося в схему 3:1 так, чтобы на каждые 3 экземпляра с одним каким-нибудь признаком, приходился обязательно один экземпляр с противоположным признаком.
Ведь в опытах самого Менделя ни один гибридный куст гороха не давал потомства, разнообразящегося по окраске цветов или по окраске семян в отношении 3:1.
Стоит просмотреть фактический материал опытов Менделя, как легко можно увидеть, что даже в потомствах десяти гибридных растений гороха, приведённых в таблицах Менделя, потомство одного растения на 19 жёлтых зёрен имело 20 зёрен зелёных, а потомство другого растения на 33 жёлтых дало только одно зелёное зерно.
В потомствах разных растений одной и той же гибридной комбинации наблюдалось разное соотношение типов. Не исключена, конечно, возможность, что в потомстве того или иного гибридного растения может получиться и отношение 3:1, но это будет так же часто или так же редко, как и отношение 4:1, 5:1, 50:1, 200:1 и т. д. В среднем же, конечно, может и бывает (правда, далеко не всегда) отношение 3:1.
Ведь среднее отношение три к одному получается и генетиками выводится (ими это и не скрывается) из закона вероятности, из закона больших чисел. Ведь известно, что самым распространённым примером для уяснения этой «биологической закономерности» на уроках генетики является способ подбрасывания двух монет.
При этом учащимся советуют под монетами разуметь половые клетки (хотя бы гороха) и при каждом подбрасывании монет регистрировать, сколько раз обе монеты упадут решками вверх, сколько раз гербами и сколько раз одна гербом, а другая решкой. Советуют число бросков сделать как можно большим. И действительно, при большом числе бросков получается примерно: 25% из всего числа бросков — выпадение решек, 25% гербов и 50% решек–гербов, то есть, отношение 1:2:1.
Развитие гибридных растений всегда идёт в том из возможных направлений, какому наилучше соответствуют условия данного поля. Всегда при развитии гибридных организмов получается преимущество для развития той или иной возможности данного организма.
Генетики говорят, если доминирует, то есть, получается преимущество герба (допустим, что под этим понимается красная окраска цветов гороха), то, следовательно, все те организмы, которые получались при соединении двух половых клеток, одна из которых имела возможность развивать красный цвет, а другая – белый, разовьются с красными цветами.
Красноцветковых растений, согласно «биологической» проверке с подбрасыванием монет, будет 50% и 25%, где обе половые клетки несли возможность развития красного цвета; итого 75% красноцветковых и 25% белоцветковых, т. е. отношение 3:1. Так должно быть, по глубокому убеждению генетиков, у всех потомств гибридов всей живой природы, где бы и как бы они ни скрещивались и произрастали.
В действительности это, конечно, не только не присуще всей живой природе, но не присуще и гибридам гороха, на котором выведен этот, по меткому замечанию И. В. Мичурина, «гороховый закон».
Одним словом, общего между биологической закономерностью и «законом Менделя» ровно столько, сколько есть общего между пятачком и растением гороха.
После детального моего наблюдения над поведением растений в семенных питомниках озимых пшениц, в особенности Крымки от внутрисортового скрещивания, я смею утверждать, что никто никогда не наблюдал, чтобы гибридные потомства разных растений одной и той же комбинации все разнообразились в одинаковом отношении (3:1)n.
Такое отношение можно наблюдать только при большом числе подбрасываний монет или при любом другом явлении, где играет роль только построенная на случайности равная вероятность, где усреднена необходимость. ….
Мы знаем, что чем труднее идёт скрещивание данных двух форм растений, тем разнообразнее потомство от такого скрещивания. Ведь не зря же в генетике ввели термин «сумасшедшее» расщепление в отношении потомств от трудно скрещиваемых растений. При лёгких же скрещиваниях, например одного сорта пшеницы с другим, потомство получается менее разнообразным.
Нетрудно придти к выводу, что, чем биологически больше будет соответствовать при оплодотворении одна гамета (половая клетка) другой, тем более устойчивое, менее разнообразящееся потомство будет получаться в дальнейших поколениях от такого скрещивания. …
Если я резко выступаю против твердыни и основы генетической науки, против «закона» Менделя, подправленного и подправляемого морганистами, так это, прежде всего, потому, что этот «закон» довольно сильно мешает мне в работе, в данном случае мешает улучшению семян хлебных злаков”. (конец цитаты)
Следовательно, если прочитать тексты Лысенко, в частности статью “Генетика” в сталинской энциклопедии за 1949 год, то не очень заметно, чтобы эта статья отвергала рациональное зерно западной формальной генетики, хотя многие положения генетики имели после каждого параграфа жесткую критику с точки зрения лысенковского понимания марксизма.
В своей статье Лысенко достаточно четко определял границы применимости теории оппонентов. Он признаёт всё то в генетической теории, что было правильным. Например, он признал, что изменение хромосом влечёт изменение наследственности, признал, хотя и с большими оговорками, соотношение 3:1; признал, что Y-хромосома влечёт вылупливание самца…
Его соратники, но не он, могли отрицать гены. В подтверждение – цитата из доклада проф. Турбина на Сессии ВАСХНИЛ (1948 г.): «В связи с этим я попытаюсь напомнить доценту Алиханяну и другим оппонентам академика Лысенко основные факты, которые на наш взгляд полностью подрывают основу генной теории.
Это, прежде всего факты из области вегетативной гибридизации, которые показывают, что можно получать гибридные организмы, сочетающие признаки взятых для прививки исходных форм без объединения хромосомных наборов этих исходных форм, а, следовательно, без объединения гипотетических генов, локализованных в парных хромосомах».
Лысенко пишет: “… Частично это объясняется, как уже указывалось, тем, что изменённые участки тела часто вовсе не включаются или в малой степени включаются в обмен веществ с теми звеньями процесса, в результате которого получаются воспроизводящие клетки…” (62, с.451)… “Половая клетка биологически (а не химически) наиболее сложная.
В ней потенциальные наследственные свойства, присущие всему организму, выражены в наибольшей степени, в сравнении со всеми другими клетками организма” (62, с.470). То есть Лысенко предполагает неравнозначность половых и соматических клеток. Точно так же, как Вейсман, он предполагал, что существует отдельная от сомы наследственная плазма.
Итак, генетику Лысенко не отрицал (более того, 25 лет был ее руководителем). Лысенко не был теоретиком. Он хорошо знал генетику, его статьи о генетике в энциклопедиях об этом вопиют. По крайней мере, для уровня вузовского преподавателя, он литературу по генетике знал хорошо.
***
Источник.
.
Причём Лысенко.
Это передёргивание.
Не Лысенко громил и расстреливал хоть и с его подачи.
Тупая ВЛАСТЬ влезла в научный спор.
Зачем?
Приведите пример, где Лысенко кого-то подставил под расстрел. Он даже Вавилова отмазывал!
Власть тогда была не тупая: она следила, как и на что расходуются государственные средства. Выполнил обещания – получи академика-квартиру-машину-премию, не выполнил, а ещё хуже -просрал-просаботировал, – поезжай на Колыму отрабатывать нанесённый ущерб.
А вот сейчас наша власть на всё смотрит сквозь пальцы. Намедни одному академику, возглавляющему СО РАН, посол Франции вручила французский орден… за укрепление академгородка, что под Новосибирском.
Ну, представьте, за укрепление СССР и обороноспособности… Риббентроп в 1941 г вручает железный крест с дубовыми листьями… какому-нибудь из наших академиков:).
А ведь было! Как только посадили Вавилова, вся зарубежная хевра дружно заголосила о его невиновности и необходимости освобождения этого паиньки, прое.., проездившего деньги с сотрудницами по заграницам! И это когда с 1929 все страны мира начали усиленно готовиться к предстоящей войне, и каждая копейка была на счету…
Напримкр король Англии наградил Сталинидзе рыцарским титулом и мечом.
Потому не лезь в НАУКУ ты там ничего не смыслишь.
И сегодня РАН красно-коричневый атавизм.
Не лезь в историю ты там ничего не смыслишь.
Сталин получил только меч – за то, что Англия не превратилась в мокрое место.
А что Англия сухое место?
Вроде дождливый остров ))
И вспомни Дюнкерк “историк” неужели ТАМ Англию спас Сталинидзе?
Ты ушёл в троллинг от прямого ответа.
Не зачтено.
А что был вопрос?
Ты ещё спроси почему вода мокрая и жди ответ
Ждите ответа
Ждите ответа
Ждите ответа
В псишке перерыв, али аминазина на тебя не хватило?
Собственно весь “спор” заключается в том,что “морганисты” и Вавилов теоретизировали о воплощении “химер” по собственному желанию,Лысенко же был за неагрессивное воздействие на природу.
Потому что нужен был стране результат в сельском хозяйстве и Лысенко обеспечивал его А Вавилов проедал деньги. . Короче Генетика продажная девка империализма
Что обеспечил Лысенко?
Неурожаи голод аж до 80-х?
А так-то да и генетика и кибернетака продажные.
Потому СЕГОДНЯ кушаете по ПРОДАННЫМ технологиям выращенное и в американском интернете сидите.
Его тоже ПРОДАЛИ ибо советским он был НЕ НУЖЕН.
Но не об этом речь.
Зачем УБИВАЛИ учёных?
Зачем?
Ну выгони его из НАУКИ пусть дворником работает.
Убивать ЗАЧЕМ?
Это ты про раковые клетки иммунной системе организма поупрекай!:)
О! Обизян уже не за расстрелы?опять шерстку поменял?
Дискуссии в науке – нормальное явление. И шельмование Лысенко связано не с его правотой-неправотой, а с теми достижениями его сотрудников, которые помогли стране выстоять в годы войны. Вавилов привлекается, с одной стороны, как “жертва” Лысенко для его изобличения, а с другой – для сокрытия того троцкистского действа, урона, который Вавилов нанёс стране перед войной. Называется это нецелевое расходование средств. Деньги были выданы и Вавилову, и Лысенко, на укрепление продовольственной и сырьевой базы страны на вероятный военный период. Вавилов со своими сотрудницами “поискал” на эти деньги центры зарождения с/х культур в других странах, привезя семена, которые, может быть, в перспективе лет через 20-40, дали бы какой-нибудь “выхлоп” в виде полезных гибридов. Только вот я не припомню ни одного из таких гибридов за последние 40 лет, хотя в друзьях моих есть академик, сделавший свою карьеру на пшеницах. Лысенко же на эти деньги вывел сорта морозоустойчивых пшениц, предложил яровизацию семян пшеницы (что сократило сроки вегетации на поле на 2-3 недели – дохрена в условиях Сибири) и способ их дозревания (т.е. приобретения всхожести) после обмолота в несозревшем виде, приёмы агротехники картофеля (посадка глазками, размножение побегов из глазков, посев летом для засушливых районов), метод чеканки хлопчатника, повышающего его урожайность, ввёл как “крайнюю меру” посев зерновых по стерне в случае нехватки сил и топлива на вспашку поля, нашёл растения-каучуконосы для выращивания в России… Мы выстояли в войне, и этого не прощают до сих пор ни Сталину, ни его помощникам.
Какие достижения Лысенко помогли стране выстоять в годы войны?
Вы УКРЫ любите этого бандеровца но он НОЛЬ.
Читать нужно внимательно, строчун ты наш.
Про ноль – история рассудит. Но вот от тебя точно не останется ничего в памяти следующих поколений, кроме писанины на ЯП.
Не прав Хохол.
Посмотреть со стороны – разборки какие-то между ботаниками! Мне эта статья напомнила спор носовского Знайки с астрономом Стекляшкиным. Солидные дядьки занимаются чисто описательной деятельностью не пытаясь вникнуть в причины увиденного. “Раскрытие лепестков лютиков, раскрытие ромашек, раскрытие резеды”. А как они собираются описывать то, чего они не видят? Но пожалуй самое плохое, что они не желают замечать то, что не вписывается в их ложную парадигму. Например количество информации необхолимой только для формирования живого тела, на многие порядки превышает то, что может уместиться в хромосоме. А ведь нужна ещё поведенческая информация, которой на много больше!
Так где-же, дяденьки, хранится остальная информация?
Вавилов умер в Саратовской тюрьме Только потому что привык питаться легкоусваяемой пищей Шеколад,масло и прочие вкусняшки А тюремную пищу организм не мог переварить И умер он от истощения
Не совсем так. От истощения умирали и простые труженики на рабочем месте.
В тюрьмах и концлагерях не хватало витаминов – это была основная причина ослабления организма и смертности от болезней. И Вавилов умер от пеллагры (Вики говорит о пневмонии). Читал в воспоминаниях пленного немецкого врача: о роли стресса и витаминов при кормёжке пленных немцев, как он отмечает, лучше, чем живущих рядом русских.
Никто не отрицает заслуг Лысенко как растениевода.
И уровень системности его понимания детерминации фенотипа был выше, чем у тогдашних формальных генетиков.
Его беда в том, что он перепутал генетику и марксизм.
Он перепутал науку и политику.
В результате он вольно или невольно создал предпосылки для разгрома русской генетики.
И этим воспользовались.
Кстати, роль Презента в этой истории для большинства до сих пор весьма загадочна.
Да ничего он не перепутал,по сути,западные генетики путем внесения искусственных изменений в геном предлагали создавать существа,типа кентавров.Лысенко же же предлагал неагрессивное воздействие вполне себе природным путем скрещивания видов,т.е. улучшение природных свойств в результате взаимодействия.Вавилов пропагандировал борьбу с природой путем слома ее о колено,зомбоапокалипсис это результат работы именно таких генетиков,его уже подробно расписали.Вот это и есть суть противостояния Лысенко и Вавилова,к сожалению в нашем мире победили “морганисты” и теперь все борются с ГМО продуктами и это еще даже “не ягодки”.
Здравия, Владимир!
Простите за оплошность.
Отправил Вам ответ не в том режиме.
Всех Благ!
Благодарю за дополнение картины.
Вместе с тем, апелляции к марксизму из его песен не выбросишь.
А издание Генетического анализа Серебровского по причине политизации
сессии задержалось на 22 года. А книга гениальная.
Кстати, а что думаете о Презенте?
В Стэнфордском университете прошла XXXVI церемония вручения Лысенковской премии по генетике
Октябрь 6, 2018 Бронислав Рубенштейн
Лауреатом престижнейшей в мире Лысенковской премии, присуждаемой ежегодно за выдающиеся достижения в области генетики и молекулярной биологии, стали исследователи из России. Вице-президент США Майк Пенс на церемонии вручения, которая прошла в Стэнфордском университете, отметил, что открытия в области ГМО, сделанные тверскими профессорами, позволят Америке удвоить урожай пшеницы и картофеля.
Тверские учёные Игорь Бациленко и Армен Менгелян разработали уникальный способ генной модификации сельскохозяйственных культур, в результате которой существенно повышается их скорость роста и урожайность.
Премия им. академика Трофима Лысенко вручается в США с 1982 года.
Как сказано на официальном сайте премии, она призвана не только отмечать выдающихся генетиков и биологов по всему миру, но также увековечить память великого советского учёного, сделавшего для этой науки больше, чем кто-либо другой.
https://panorama.pub/8316-premiya-lysenko.html