Правительство добилось своего
В аналитическом центре НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) выяснили , что, почти половина жителей страны (46%) вынуждена отказывать себе в отпуске из-за финансовых проблем. Еще 29% постоянно экономят на развлечениях — походах в кино и театр, а 27% - на здоровье и лечении. При этом доля тех, кто экономит на медицине, выросла с 2015 года на 5%.
Кроме того, в ходе исследования* выяснилось, что 24% россиян готовы отказаться от поездок к родственникам и друзьям, 21% - от покупки необходимой одежды и обуви. Еще 18% приходится экономить на действительно необходимых семье предметах домашнего обихода.
В 2019 году резко увеличилось число граждан, которым приходиться экономить на образовании для себя и своих детей.
«В 2015 году об экономии на образовании для детей и взрослых членов семьи говорили по 6% россиян, в 2018 году — по 4%, а в 2019 году — по 10% и 9% соответственно», — говорится в исследовании.
Исследование только подтверждают предыдущие данные и оценки экономистов о том, что благосостояние россиян продолжает ухудшаться. Реальные располагаемые доходы жителей страны снижаются шестой год подряд.
И это еще не предел, Министерство финансов прогнозирует, что реальные доходы населения продолжат снижаться до 2022 года, несмотря на «динамичный рост зарплат», который, в отличие от предыдущего предвыборного года, составит всего 1,5%.
Так, темпы годового роста розничного товарооборота в стране упали с 1,7% в первом полугодии до 0,7% в августе. Как поясняют экономисты, у россиян просто заканчивают деньги, поэтому они вынуждены экономить на покупках, в том числе самых необходимых.
Это может привести к снижению торгового оборота, замедлению экономического развития, и, соответственно, замедлению роста зарплат и дальнейшему падению доходов.
9 октября по итогам правительственного часа в Совете Федерации с участием Максима Орешкина был представлен документ, в котором кабмину предлагается «рассмотреть возможность разработки национального проекта, направленного на повышение реальных доходов населения и сокращения к 2024 году в два раза уровня бедности».
Основой для такой работы, по мнению сенаторов, должен стать опыт пилотных проектов, реализованных в 2019 году Минтрудом совместно с регионами. Ранее вице-премьер России Татьяна Голикова рассказала, что более половины семей с детьми или многодетных семей в нашей стране находятся за чертой бедности.
Интересно, что в рамках того же правительственного часа выступала и руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, которая сообщила, что потребление товаров и услуг в России с принятия в 1992 году закона «О защите прав потребителей» увеличилось более чем в 500 раз. На основании этого некоторые политологи уже начали писать о том, что никаких проблем с потреблением в России нет.
Однако, как пояснил «СП» эксперт «Международного финансового центра», LIFA Владимир Рожанковский, речь идет о номинальном росте, которые не отражает реальную картину. Кроме того, ухудшение ситуации началось в 2014 году и продолжается до сих пор, причем тотальная экономия россиян и падение доходов грозят кризисом всей экономике страны.
— Когда говорят о беспрецедентном росте с 1992 года, речь идет не о том, что мы стали потреблять в 500 раз больше. Просто перечень общественно-социальных благ увеличился. Не было в Советском Союзе мобильных телефонов, а сейчас они появились — вот вам и рост на 100%.
Но если говорить об абсолютном уровне потребления, такой цифры не получится. При СССР у нас были абсолютно бесплатные медицина и образование. Сейчас только на две эти позиции из бюджетов домохозяйств уходят очень значительные доли расходов, особенно если в семье есть учащиеся и люди с проблемами со здоровьем.
Парадокс в том, что чем старше человек, тем меньше у него с возрастом доходов. Получаются классические ножницы — доходы по мере приближения к пенсионному возрасту падают, а расходы, в связи с проблемами со здоровьем, возрастают.
Или возьмем автомобили. Раньше в лучшем случае был один автомобиль на подъезд, а сейчас они есть почти в каждой семье. Но значительная часть этих автомобилей приобретена в кредит, то есть в счет будущих доходов. Не то, чтобы люди сильно продвинулись в своем экономическом благополучии. Просто произошло изменение общественной парадигмы, которая подразумевает, что машина стала не роскошью, а средством передвижения. Не нужно поддаваться иллюзии, что люди стали в 500 раз лучше жить.
«СП»: — Как можно прокомментировать исследование о том, что россиянам приходится экономить на отпуске, лечении, одежде?
— Люди, которые находятся в стрессовой финансовой ситуации, экономят на классических статьях расходов — необязательных. Они, в первую очередь, ограничивают себя в расходах на все то, что можно охарактеризовать общим словом «развлечения». Туризм, посещение концертов, других увеселительных мероприятий, ресторанов — все это входит в понятие «развлечения».
Люди стали заметно меньше ходить на концерты. Артисты, конечно, в ужасе, потому что за последние годы они привыкли к неплохой жизни. Понакупали недвижимости и здесь, и за границей, а содержать дома где-нибудь в Майами очень дорого. Артисты об этом особо не говорят, потому что не позволяет реноме, но они тоже оказались в очень стрессовой финансовой ситуации.
Если экономить начали даже звезды, то простые люди, обыватели, естественно, еще сильнее сократили свои расходы.
Спрос на развлечения и туризм будет падать и дальше. Люди не хотят платить даже за визы, не говоря уже о других услугах. Если раньше некоторые люди вели, можно сказать, богемную жизнь и успели поездить по миру, от Европы до Сейшел и Доминиканы, то сейчас мало кто может себе это позволить.
«СП»: — Но экономить приходится не только на поездках, но и на еде и бытовых товарах. Розничный товарооборот снизился с 1,7% до 0,7%.
— Да, это так. Ритейл сейчас у нас — это вообще больная тема. Давайте посмотрим на структуру доходов супермаркетов. Есть социальные продукты, на которые установлена планка повышения ценников. Они не могут повысить цены на хлеб, молоко, крупы и еще ряд наименований больше, чем предписывает антимонопольная служба. В противном случае их могут оштрафовать.
В ситуации, когда у людей сильно снизились доходы, супермаркеты искусственно завышают цены на более дорогие виды этих товаров, поскольку самые дешевые продаются ниже себестоимости закупки.
«СП»: — Как это?
— К примеру, самый дешевый хлеб в супермаркете продается дешевле его же цены закупки. Соответственно, магазин для того чтобы оставаться прибыльным, должен повышать цены на те товары, которые не входят в минимальную корзину потребления. А это алкоголь, сигареты, сладости, фрукты и прочие товары.
Но если раньше люди, которые покупали пакет молока, захватывали бутылку виски или хотя бы коробку конфет, сейчас покупают только то, за чем пришли. А если говорить о пенсионерах, студентах и малообеспеченных гражданах, они приобретают только самые дешевые социальные товары. Они не берут ту продукцию, которая раньше давала возможность ритейлерам получать минимальную маржу.
Для них ситуация крайне стрессовая. Рентабельность ритейла упала ниже 3%, а в некоторых случаях составляет и 1%. Ради такого процента прибыли на Западе никто даже не начнет этот бизнес. Это слишком мало и очень легко стать убыточным.
Люди сокращают потребление предметов роскоши в любом виде. А если говорить о простых магазинных покупках, из их бюджета уходят товары с максимальной добавленной стоимостью. Это вымывание рентабельности из розничного бизнеса является колоссальным рецессионным фактором для нашей экономики.
«СП»: — Что с этим можно поделать?
— Экономисты и даже чиновники в один голос твердят, что необходимо повышать доходы населения, потому что нынешняя ситуация ведет в тупик.
Мы сейчас имеем хорошие экономические показатели по компаниям, потому что оплата труда в нашей стране минимальна. Профсоюзов, как таковых, у нас нет, поэтому бороться за достойную оплату некому. Пользуясь этим, бизнес имеет колоссальное преимущество по сравнению с конкурентами на Западе за счет очень низкого фонда оплаты труда. Некоторые поспорят, что у нас ниже и производительность, но не настолько, насколько велик разрыв в оплате.
Это тупиковый путь. Предприятия изготавливают товары массового спроса для людей, которые могут их покупать. За эти деньги предприятия должны развивать свой бизнес. Но вместе с этим они снижают минимальный порог зарплат, и людям хватает средств только на то, чтобы обслуживать кредиты, делать обязательные платежи вроде ЖКХ и покупать продовольствия. Значит, предприятие выпускает наукоемкую продукцию, те же автомобили, но не дает внутреннему потребителю это продукцию приобрести. Это порочный круг.
Какое-то время такая ситуация могла существовать. У всех россиян очень сильно упали доходы после 2014 года. 2−3 года, то есть малый экономический цикл, бизнес мог как-то выживать. Но затем бизнес начал терпеть убытки, потому что его продукция плохо реализуется. И не потому, что она как в Европе и США никому не нужна. А потому, что она нужна всем, но мало кто может ее себе позволить..
Титанические усилия нашего любимого не проходят даром…
Нужно беречь собак…Как-то давно…в 1993м по- моему,я читал “лайфхаки” в газете,как пенсионерам разнообразить свой рацион мясом…Все четко объяснялось.Как поставить силок на балконе…сколько голубей можно поймать…как готовить…Это не прикол.Нужно беречь бродячих псов…Можно было купить или обменять абсолютно все на еду..Тысячи совхозов и колхозов было.денег не было,ибо девальвация рубля была молниеносной,но холодильники были забиты…Люди изыскивали ходы.Но не все.Особенно страдали молодые,у которых не были отлаженные связи и не было работы на госпредприятии.И…пенсионеры-одиночки.Повторюсь…нужно беречь собак.Нельзя сейчас отстреливать…Они пригодятся-100%.
Пляши, Москва, торжествуй. Посмотрим, что скажет “Садовник”, когда придёт на жатву.