Советские проекты, которые могли полностью изменить СССР
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13939571/13939571_900.jpg
Мы могли бы жить совсем в другой стране, по уровню комфорта, достатка и свобод. С развитой экономикой и научно-технической сферой. И поводов для гордости за свою Родину было бы гораздо больше.
Всего лишь несколько проектов, будь они доведены до конца и масштабированы на всю страну, могли бы полностью изменить СССР.
«Советский интернет»
К 1990 году управление советской экономикой могло быть полностью компьютеризировано. Как минимум 50 тысяч ведущих промышленных предприятий и еще почти столько же крупных сельхоз производств планировалось связать воедино посредством компьютерных сетей.
Задача построения «Красного интернета» – Общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС) была поставлена Председателем Совмина А. Н. Косыгиным еще в ноябре 1962 года. При этом, первые наброски такой системы появились еще до начала американских работ над ARPANET (заработал в 1969 г.) предтечи современного «буржуйского» Интернета.
Работами руководил всемирно известный математик и кибернетик Виктор Глушков. Первые вычислительные центры будущей сети, которая объединяла бы управление армией и народным хозяйством, уже строились в Москве и Ленинграде.
В Советском союзе были созданы свои персональные компьютеры и серверы. Разработаны протоколы передачи информации и дружественные пользовательские интерфейсы. Впервые гипертекст, система ссылок, которая была положена в основу интернета, предложена была в СССР. Отдельные элементы системы существенно опережали свое время, например, внедрение безбумажного документооборота.
Все это напоминает современные автоматизированные системы, «1С», «ПАРУС», «ГАЛАКТИКА», только не в масштабе отдельных предприятий, а всей страны.
ОГАС позволил бы более эффективно управлять народным хозяйством, поставить под контроль гигантские ресурсы, решить множество проблем которые экономика уже начала испытывать. В частности и дефицит товаров народного потребления. Однако, проект был реализован лишь частично — в виде автоматических систем управления на предприятиях. Но частичные методы проблемы не решили.
Но как отмечает американский историк Бенджамин Питерс, СССР не смог построить интернет не столько из-за нехватки технологий, сколько из-за невозможности протолкнуть столь масштабный проект через все ведомства, интересам которых он противоречил».
Советский «Синкансэн». Скоростное железнодорожное движение
К созданию скоростных поездов в СССР приступили в середине 60-х годов, вскоре после того как Японии удалось запустить первую линию Синкансэн.
В общей сложности, в разработке и создании первого скоростного советского электропоезда ЭР200 участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов. Опытный состав из 6 вагонов (2 головных и 4 моторных) вышел из ворот Рижского вагоностроительного завода в декабре 1973 года. Однако запуск скоростного движения в стране постоянно откладывался. Сначала его обещали сначала к 1977 году (к принятию брежневской Конституции), затем – к московской Олимпиаде 1980 года.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13939777/13939777_900.jpg
ЭР-200/© ТАСС
Первый скоростной поезд, полностью разработанный и построенный в СССР отправился в свой первый рейс из Ленинграда в Москву только 1 марта 1984 года. К этому времени скоростные поезда эксплуатировались уже в трех странах – Японии, Италии и Франции.
Проект ЭР-200 должен был стать переходным. В будущем планировалось создание более совершенных скоростных поездов. А следом новые маршруты, которые связали бы всю большую страну.
Советские шаттлы
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13940186/13940186_900.jpg
Запуск корабля "Байкал" в представлении художника / © Вадим Лукашевич
«Буран» стал вершиной технической мысли. Но мало кто знает что, так же как и у США («Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор»), СССР планировал создать серию космических челноков.
Кроме «Бурана» должны были полететь:
«Буря», второй летный экземпляр первой серии орбитальных кораблей создаваемых в рамках советской космической программы «Буран». Был практически подготовлен к космическому полету в 1992 году. Степень готовности – 95-97 %. В своем первом полете должен был отправиться к станции «Мир».
«Байкал», он же «Изделие 2.01», «Буран 2.01» третий летный экземпляр орбитального корабля. «Байкал» создавался для более сложных и длительных (многодневных) полетов чем «Буран». Его полет был намечен на 1994 год. На момент прекращения строительства (1993 год) степень готовности изделия оценивалось в 30—50 %.
Было так же заложено еще два, на тот момент «безымянных» изделия, «2.02» (готовность 10—20 %) и «2.03» (задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода).
Сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13940451/13940451_900.jpg
Ту-144, бизнес и эконом класс /© ТАСС
Ту-144 — главное чудо советского авиастроения. Первый в мире сверхзвуковой самолет, предназначенный для перевозки пассажиров. Первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда». Он мог перевозить от 120 до 150 пассажиров либо до 15 тонн груза на расстояние 3500 км с небывалой для пассажирских самолетов скоростью 2500 км/ч. Свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата» Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года. Выпущено было 16 единиц Ту-144. Сегодня осталось 8 единиц, которые либо находятся на хранении, либо попали в музеи.
Как, оказалось, создать сверхзвуковой пассажирский лайнер не так сложно, как создать сверхзвуковую гражданскую авиацию и отрасль соответствующих авиаперевозок.
«Сталинский» план преобразования природы
Поворот сибирских рек на юг, сегодня воспринимается не иначе как одиозный, однако в СССР были и куда более разумные планы изменения климата и ландшафта.
Не имеющая аналогов в мировой практике программа научного регулирования природы, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов, вошла в историю как «Сталинский план преобразования природы».
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13940541/13940541_900.jpg
Подобно Великой китайской стене "Сталинские" лесополосы видны из космоса /© Яндекс.Карты
В 1948 году, когда Европа еще восстанавливала хозяйство от последствий разрушительной войны, в СССР по инициативе И.В. Сталина вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».
Согласно плану, началось грандиозное наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов.
Звучит сухо, но за 15 лет было создано 8 крупных государственных лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5 300 километров. На полях колхозов и совхозов созданы защитные лесонасаждения общей площадью 5 709 тысяч гектаров и уже к 1955 году в колхозах и совхозах построено 44 228 прудов и водоемов. Была начата большая программа по созданию оросительных систем.
Однако, после 1953 года, по понятным причинам, выполнение плана было свернуто. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоемов, которые предназначались для разведения рыб, были заброшены. По указанию Н. С. Хрущева, созданные в 1949-1955 годах полтысячи лесозащитных станций были ликвидированы.
Если бы план удалось реализовать, по оценкам специалистов, урожая собранного с площади свыше 120 миллионов гектаров, защищенных от капризов природы, хватило бы, чтобы прокормить половину жителей Земли.
Мы могли бы жить совсем в другой стране, по уровню комфорта, достатка и свобод. С развитой экономикой и научно-технической сферой. И поводов для гордости за свою Родину было бы гораздо больше.
Всего лишь несколько проектов, будь они доведены до конца и масштабированы на всю страну, могли бы полностью изменить СССР.
«Советский интернет»
К 1990 году управление советской экономикой могло быть полностью компьютеризировано. Как минимум 50 тысяч ведущих промышленных предприятий и еще почти столько же крупных сельхоз производств планировалось связать воедино посредством компьютерных сетей.
Задача построения «Красного интернета» – Общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС) была поставлена Председателем Совмина А. Н. Косыгиным еще в ноябре 1962 года. При этом, первые наброски такой системы появились еще до начала американских работ над ARPANET (заработал в 1969 г.) предтечи современного «буржуйского» Интернета.
Работами руководил всемирно известный математик и кибернетик Виктор Глушков. Первые вычислительные центры будущей сети, которая объединяла бы управление армией и народным хозяйством, уже строились в Москве и Ленинграде.
В Советском союзе были созданы свои персональные компьютеры и серверы. Разработаны протоколы передачи информации и дружественные пользовательские интерфейсы. Впервые гипертекст, система ссылок, которая была положена в основу интернета, предложена была в СССР. Отдельные элементы системы существенно опережали свое время, например, внедрение безбумажного документооборота.
Все это напоминает современные автоматизированные системы, «1С», «ПАРУС», «ГАЛАКТИКА», только не в масштабе отдельных предприятий, а всей страны.
ОГАС позволил бы более эффективно управлять народным хозяйством, поставить под контроль гигантские ресурсы, решить множество проблем которые экономика уже начала испытывать. В частности и дефицит товаров народного потребления. Однако, проект был реализован лишь частично — в виде автоматических систем управления на предприятиях. Но частичные методы проблемы не решили.
Но как отмечает американский историк Бенджамин Питерс, СССР не смог построить интернет не столько из-за нехватки технологий, сколько из-за невозможности протолкнуть столь масштабный проект через все ведомства, интересам которых он противоречил».
Советский «Синкансэн». Скоростное железнодорожное движение
К созданию скоростных поездов в СССР приступили в середине 60-х годов, вскоре после того как Японии удалось запустить первую линию Синкансэн.
В общей сложности, в разработке и создании первого скоростного советского электропоезда ЭР200 участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов. Опытный состав из 6 вагонов (2 головных и 4 моторных) вышел из ворот Рижского вагоностроительного завода в декабре 1973 года. Однако запуск скоростного движения в стране постоянно откладывался. Сначала его обещали сначала к 1977 году (к принятию брежневской Конституции), затем – к московской Олимпиаде 1980 года.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13939777/13939777_900.jpg
ЭР-200/© ТАСС
Первый скоростной поезд, полностью разработанный и построенный в СССР отправился в свой первый рейс из Ленинграда в Москву только 1 марта 1984 года. К этому времени скоростные поезда эксплуатировались уже в трех странах – Японии, Италии и Франции.
Проект ЭР-200 должен был стать переходным. В будущем планировалось создание более совершенных скоростных поездов. А следом новые маршруты, которые связали бы всю большую страну.
Советские шаттлы
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13940186/13940186_900.jpg
Запуск корабля "Байкал" в представлении художника / © Вадим Лукашевич
«Буран» стал вершиной технической мысли. Но мало кто знает что, так же как и у США («Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор»), СССР планировал создать серию космических челноков.
Кроме «Бурана» должны были полететь:
«Буря», второй летный экземпляр первой серии орбитальных кораблей создаваемых в рамках советской космической программы «Буран». Был практически подготовлен к космическому полету в 1992 году. Степень готовности – 95-97 %. В своем первом полете должен был отправиться к станции «Мир».
«Байкал», он же «Изделие 2.01», «Буран 2.01» третий летный экземпляр орбитального корабля. «Байкал» создавался для более сложных и длительных (многодневных) полетов чем «Буран». Его полет был намечен на 1994 год. На момент прекращения строительства (1993 год) степень готовности изделия оценивалось в 30—50 %.
Было так же заложено еще два, на тот момент «безымянных» изделия, «2.02» (готовность 10—20 %) и «2.03» (задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода).
Сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13940451/13940451_900.jpg
Ту-144, бизнес и эконом класс /© ТАСС
Ту-144 — главное чудо советского авиастроения. Первый в мире сверхзвуковой самолет, предназначенный для перевозки пассажиров. Первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда». Он мог перевозить от 120 до 150 пассажиров либо до 15 тонн груза на расстояние 3500 км с небывалой для пассажирских самолетов скоростью 2500 км/ч. Свой первый регулярный рейс «Москва – Алма-Ата» Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года. Выпущено было 16 единиц Ту-144. Сегодня осталось 8 единиц, которые либо находятся на хранении, либо попали в музеи.
Как, оказалось, создать сверхзвуковой пассажирский лайнер не так сложно, как создать сверхзвуковую гражданскую авиацию и отрасль соответствующих авиаперевозок.
«Сталинский» план преобразования природы
Поворот сибирских рек на юг, сегодня воспринимается не иначе как одиозный, однако в СССР были и куда более разумные планы изменения климата и ландшафта.
Не имеющая аналогов в мировой практике программа научного регулирования природы, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов, вошла в историю как «Сталинский план преобразования природы».
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/13940541/13940541_900.jpg
Подобно Великой китайской стене "Сталинские" лесополосы видны из космоса /© Яндекс.Карты
В 1948 году, когда Европа еще восстанавливала хозяйство от последствий разрушительной войны, в СССР по инициативе И.В. Сталина вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».
Согласно плану, началось грандиозное наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов.
Звучит сухо, но за 15 лет было создано 8 крупных государственных лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5 300 километров. На полях колхозов и совхозов созданы защитные лесонасаждения общей площадью 5 709 тысяч гектаров и уже к 1955 году в колхозах и совхозах построено 44 228 прудов и водоемов. Была начата большая программа по созданию оросительных систем.
Однако, после 1953 года, по понятным причинам, выполнение плана было свернуто. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоемов, которые предназначались для разведения рыб, были заброшены. По указанию Н. С. Хрущева, созданные в 1949-1955 годах полтысячи лесозащитных станций были ликвидированы.
Если бы план удалось реализовать, по оценкам специалистов, урожая собранного с площади свыше 120 миллионов гектаров, защищенных от капризов природы, хватило бы, чтобы прокормить половину жителей Земли.
Поделиться:
Записи на схожие темы
А царские проекты?
Вот еслиб их большевички не уничтожили то вместо доллара РУБЛЬ.
И никаких мировых войн.
Назови хоть один.
Шестиколейная Ж.Д из Сеула в Берлин
Царь , постепенно, построил Транссиб . Корея ,тогда, была колонией Японии. Берлин – Сеул ? Ссылочку бросьте.
Из шёлка?
А зачем целых шесть колей? Это же движение интенсивней, чем по МКАД должно быть.
Просто п-нул!
Графический интерфейс пользователя и мышь буржуи придумали. В СССР всё было практично, ни каких излишеств.
про мышь – это вряд ли
не вряд ли, а американский инженер придумал
Корни всех, названных и неназванных, успехов Советского Союза – в смысле существования государства. Советского – для народа, нынешнего буржуйского – для паразитической т.н. “элиты” (депутаты, чиновники, “творческая” интеллигенция).
J UDOV
Назовите хоть один корень.
Главный корень – единство партии и народа, каждый советский знал : государство – это МЫ. Ты, видать , и вправду ЧУЖОЙ, даже не белорус, раз не знаешь таких простых истин.
Будь здоров, не кашляй. J UDOV
Хороших проектов было много, но в СССР они не могли воплотиться в жизнь. Причина – делёж бюджета между союзными республиками и некомпетенция правительства. И всё, что было хорошего в СССР, обязано славянскому менталитету, но ни как не КПСС.
Согласен! Где-то в преддверии перестройки один мой знакомый занялся журналистикой и, рассказывая о достижениях одного предприятия в организации быта и производства продуктов питания для своих рабочих, зашёл в райком партии, чтобы расширить обзор и получить материал для передачи опыта через газету другим предприятиям.
На что, тонко улыбаясь, какой-то там третий секретарь сказал, что это преждевременно и забраковал материал. После перестройки, это предприятие было приватизировано, оборудование вывезено, правда оставили цех, который делал что-то для Японии, и из 5000-6000 работающих оставили 500-600 человек.
Директора впоследствии убили в разборках за обладание предприятием и банком, который видимо вырос на продаже этого предприятия. Вот такие результаты перестройки.
Славянский менталитет проявлялся в слаженной, честной работе на всех уровнях. Во всех республиках вторые секретари были как правило русскими, но им не давали работать .
А “не компетенция правительства” правительства выражалась командном способе организации , когда какой-нибудь дурак наверху мог своей резолюцией закрыть любой проект.
Закрыли академика Глушкова с его разработками:
«Перфокарта управляет Кремлём» – под такой «шапкой» полвека назад в The Washington Post вышла одна из передовиц. Статья была направлена на дискредитацию советского учёного Виктора Глушкова, сумевшего создать аналог сегодняшнего «электронного правительства» ещё в 1961 году. Говорят, что заокеанская газетная «страшилка» возымела серьёзное действие на Никиту Хрущёва, испугавшегося, что «кремлёвских старцев» и правда вскоре заменят роботами. Именно по указке главы советского государства работу Глушкова приостановили, дав тем самым фору американцам.
Источник: https://versia.ru/internet-mog-poyavitsya-v-sssr-eshhyo-polveka-nazad