М.В.Попов. 01. «Что изучает философия». Курс СФМ-2019. 13.02.2019.
13 февраля 2019 г. состоялась первая лекция профессора М.В.Попова по социальной философии для музеологов. Тема – Что изучает философия. Показано, что предметом философии являются всеобщие законы природы, общества и мышления.
Как вступить в Рабочую партию России: http://www.r-p-w.ru/kak-vstupit-v-rab…
___
Комментарий редакции
Тезисы лекции:
1. Философия и ее значение:
- Философия изучает общие законы природы, общества и мышления.
- Изучение истории помогает понять современность как результат предшествующего развития человечества.
2. Понятие развития:
- Развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
- Развитие имеет два направления: прогресс и регресс.
3. Подход к обучению:
- Важность активного участия студентов в образовательном процессе и осознания своих знаний.
- Экзамены служат инструментом для проверки знаний и стимулируют к активному обучению.
4. Процесс обучения и оценивания:
- Студенты должны выбирать темы для исследования, что способствуют их вовлеченности.
- Необходимо формировать навыки критического мышления и самовыражения.
5. Применение философских знаний:
- Философия помогает в понимании исторических и социальных процессов.
- Учебный процесс направлен на формирование компетентных граждан, способных к анализу и критике.
Вывод:
Общим итогом лекции является признание философии как важной науки, через которую можно понять развитие человечества и актуальные проблемы общества. Философия дает инструменты для анализа и критического мышления, что необходимо для успешного обучения и социальной адаптации.
Вывод редакции:
Тезисы видео отражают действительное положение дел в области философии как академической дисциплины, сосредоточенной на использовании исторического анализа для понимания современности. Лекция основана на принципах философской диалектики и прогрессии в обучении, что соответствует текущим образовательным методам и подходам.
Возник вопрос по поводу парных категорий, которые определяются одно через другое (начало/результат, верх/низ).
В логике существуют правила определения понятий (Определение понятия есть такое логическое действие которое раскрывает содержание понятия).
Правило звучит так: 2. Определение не должно делать круга.
Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. [1. c.37]
Каким образом сказанное о парных категориях согласуется с данным правилом определения понятия? Ведь они противоречат друг другу.
[1 - С.Н. Виноградов, А.Ф.Кузьмин, Логика. Учебник для средней школы. М., Учпедгиз, 1954, с. 37]