40 ПРИЗНАКОВ ГОРДЫНИ ИЗ МАХАБХАРАТЫ “ПЯТОЙ ВЕДЫ”
Признаки гордыни, от которой следует избавиться:
- Я всегда прав
- Покровительственное отношение к другим и отношение свысока
- Чувство собственной важности
- Унижение себя и других
- Мысли о том, что ты лучше других. Хвастовство
- Умение поставить соперника в невыгодное положение
- Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя
- Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало
- Выставление напоказ достатка, одежды и прочего
- Непозволение другим помогать себе и работать с другими
- Брать на себя непосильную работу
- Работа без меры
- Привлечение к себе внимания
- Обидчивость (причина обидчивости – это желание контролировать)
- Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах (праджалпа)
- Излишняя чувствительность или бесчувственность
- Чрезмерная занятость своей персоной
- Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие
- Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это
- Ощущение своей никчёмности
- Непрощение себя и других
- Сотворение кумира из себя и из других
- Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим
- Неблагодарность (самый большой грех).
- Игнорирование малых людей
- Невнимательность (при изучении шастр)
- Наличие раздражительного тона
- Повышение голоса в злобе и досаде
- Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры (Бунт против авторитетов их критиканство)
- Недостаток самоуважения (совершение греховных поступков – действуем как животные)
- Безрассудство и безумство (делаем по инерции, не задумываясь)
- Нечестность по отношению к себе и другим
- Неспособность пойти на компромисс
- Желание всегда оставить последнее слово за собой (Вы правы, но у меня свое мнение)
- Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию
- Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу
- Мысли о необходимости решать чужие проблемы (когда нас об этом не просят)
- Предубеждённость к людям по внешнему виду
- Чрезмерное уважение к себе
- Сарказм, юмор в Гуне Невежества(Тамас), стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим
Нормальные люди и так живут по этим правилам, даже не зная о них
Прикинул на себя(а это тоже признак гордыни),и примерно половина признаков гордыни у меня есть,хотя жена считает что почти по всем параметрам у меня гордыня кроме двух.)))Выходит я очень гордый человек,почти бохх.)))
А как понимать пункт 12 “Работа без меры?” Работать много – это гордыня? А лениться – это хорошо?
Я этот пункт понимаю, как работу на показ, чтоб показать свою важность и незаменимость.
Мне не очень понятен пункт 29. Он противоречит пункту 22.
Тут не только чтоб показать свою важность для других,но и для себя показать что ты крут если работаешь на износ,хотя это уже изуверством попахивает.)Ну и как бы не противоречить воле бога это не есть поклонение кумиру.Дело в том что ты свободен в поступках,а поклонение это неосознанный выбор,а нужно чтоб был осознанный.)
Противоречия нет. В п. 22 имеется ввиду “не сотвори кумира” из каст, которые ниже касты учителей и брахманов.
22 – Сотворение кумира обычно трактуется как слепое повторение за другим человеком. Горделивый ищет для себя воплощение гордости в другом человеке, достигшем мирской славы и повторяет за ним, чтобы стать таким-же.
29 – Бунт против авторитетов. Человек ничего не знает о мире, но гордыня говорит ему, что он уже всё знает и вместо того, чтобы учиться, он всё отрицает.
“Семь раз отМерь, один раз отрежь”. Работу нужно продумать, спланировать, прикинуть её стоимость, определить цели и задачи, собрать необходимые данные и их обработать и т.д. Это и будет Мера.
Разумно. Если человек, приступая к работе, всего этого не сделает, значит, он просто глупый. Непонятно, при чём здесь гордыня?
Видимо, игнорировал произвести расчёты, сделать подготовку к работе: я и так смогу, я всех шапками закидаю и т.д. “Хотели, как лучше, а получилось, как всегда”.
12. Природа идёт двумя шагами: шаг активности и шаг покоя. Если человек нарушает законы природы, он разрушает себя. Чрезмерный труд, без объективной необходимости (даже если он не на показ), говорит о том, что человек не знает своего места в мире, а это может свидетельствовать о гордыне – не приятие высшего закона или желание успеть всё, а не делать то что должно.
И, как все эти правила соблюсти?
У меня НИФИГА не получается!
Почти везде минус!
Печалька! ( а может правила фальшивые? Чтоб всех расстраивать?)
“Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения”. Хороший тест. Нашла в себе 15 явных плюсов, и несколько спорных, в смысле, недостатков. Надо будет мужу показать, как он меня оценит. Иногда в ответ на проявляемую мной лень и гордыню, он меня слегка поддразнивает:”ну да, не царское это дело”.
Вообще, некоторые из этих недостатков, типа раздражительности, возникают под влиянием физических болезней. Совершенный человек, по идее, должен быть, прежде всего, абсолютно здоров. А разве есть сейчас такие люди?
Интересная идея: прочесть весь список, переиначив эти свойства наоборот:1. Я всегда неправ. 2. Я всегда униженно ищу покровительства окружающих. 3. Испытываю чувство собственной никчёмности. 4. Превозношу себя и других. И так далее.
Получается список не менее отвратительный, чем исходный, я сама удивилась, честно.
Очевидно, нужно просто придерживаться золотой середины в проявлении большинства качеств.
Попробую «переиначить» позитивно, в смысле направлений роста. На вскидку, пока без привлечения авторитетных источников (оставляю за собой право редактировать, иногда круто):
1. Я всегда прав
Стараюсь быть всегда в поиске, ищу наиболее вероятное, в ситуации цейтнота импровизирую, обращаясь к интуиции
2-6. Покровительственное отношение к другим и отношение свысока
Чувство собственной важности
Унижение себя и других
Мысли о том, что ты лучше других. Хвастовство
Умение поставить соперника в невыгодное положение
Стремлюсь относиться к другим и себе как к аватарам Целого.
7. Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя
Бдительность (контроль) к Высшему в себе. Тому, Кем хочется быть: Он абсолютно свободен и абсолютно ответственен – перед Собой же.
8. Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало
Надменность как эмоция бывает, обусловлена генами, воспитанием – разрешаю её (и другие эмоции, «пороки» типа суетности, демонстративности и т.д.) себе как первую, непосредственную реакцию, затем как можно быстрее возгоняю эту энергию вверх. Благодарен этим изначальным энергиям.
9. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего
Если бы было что выставлять – был бы соблазн, поэтому особо не жалею, что чего-то нет, хотя иметь иногда хочется…
10. Непозволение другим помогать себе и работать с другими
Всех желающих приглашаю в соавторы!
11, 12. Брать на себя непосильную работу
Работа без меры
Для абсолюта, который я представляю, непосильного не существует, но Цели его – в бесконечности. Непосредственные же (промежуточные) соизмеряю с желаниями-возможностями «здесь и теперь».
13. Привлечение к себе внимания
К наилучшему-себе – стремлюсь привлекать, но ведь оно – в каждом!
14. Обидчивость (причина обидчивости – это желание контролировать)
Обижаясь, стараюсь помнить об обусловленности, контролируя – о Любви.
15. Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах (праджалпа)
Болтливость… здесь у меня большой потенциал роста!
16. Излишняя чувствительность или бесчувственность
Ранимость лечу соучастием
17. Чрезмерная занятость своей персоной
Стремясь к Целому – ухожу от самости
18. Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие
Если цель – общее счастье или хотя бы личностное самосовершенствование – эти мысли помогают
19. Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это
Стараюсь быть понятнее
20. Ощущение своей никчёмности
Да, лучше уж завышенная самооценка…
21. Непрощение себя и других
При самообвинении и обвинении – помню про обусловленность
22. Сотворение кумира из себя и из других
Если кумир, герой видится аватаром – да здравствует!
23. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим
Естественно, но в глубине существа я цел!
24. Неблагодарность (самый большой грех).
Стремлюсь к счастью быть благодарным
25. Игнорирование малых людей
От кажущихся мне малыми в Добре стараюсь быть подальше, если есть альтернатива
26. Невнимательность (при изучении шастр)
Повышаю степень внимательности – расту, счастлив!
27, 28. Наличие раздражительного тона
Повышение голоса в злобе и досаде
Раздражаюсь – значит, нуждаюсь (в отдыхе, знаниях, представлениях, навыках-привычках, ином общении и т.д.)
29. Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры (Бунт против авторитетов их критиканство)
Если бог представляется внешним – бунт неизбежен, если же он или хотя бы его идеал – Любовь сердца, Созерцатель красот мира, Радость бытия – это Гармония
30. Недостаток самоуважения (совершение греховных поступков – действуем как животные)
Стремясь к Цельности – ухожу от грешности, низости-высокости, ощущения любой разделённости
31. Безрассудство и безумство (делаем по инерции, не задумываясь)
Стараюсь думать в покое: это трудно, зато в деле благодарно
32. Нечестность по отношению к себе и другим
Честность требует постоянного самонаблюдения и наблюдения другого как себя при стремлении Понять
33. Неспособность пойти на компромисс
Часто компромисс – не лучшая альтернатива гордыне, лучше, например, сотрудничество, требующее Любви
34. Желание всегда оставить последнее слово за собой (Вы правы, но у меня свое мнение)
Мысленно желаю Блага – в любом случае
35. Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию
Делясь – ради общего блага – обретаю
36. Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу
Если слушать тело Любя – оно постепенно займёт своё место в целостности
37. Мысли о необходимости решать чужие проблемы (когда нас об этом не просят)
При желании вмешиваюсь, даже если не просили, и отказываю, если даже попросили помочь, но вся ответственность – на мне, хотя вслух могу и обвинить сгоряча или с умыслом. Мысленно же всегда желаю счастья, решения всех проблем
38. Предубеждённость к людям по внешнему виду
Это естественно, но первое впечатление не абсолютизирую, оставляю свободу для новых
39. Чрезмерное уважение к себе
Хуже, когда недостаточное, а чрезмерное жизнь поубавит
40. Сарказм, юмор в Гуне Невежества(Тамас), стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим
Если случается – прошу прощения мысленно и вслух, освобождая место для Любви
Какая большая и тщательная проработка всех качеств! Хорошие рекомендации разумному человеку, стремящемуся достичь совершенства. Моё поведение в большей части интуитивно и такие вещи никогда не обдумывала, просто мгновенно понимаешь что и как, поэтому трудно себя контролировать и изменять поведение.
Не имеет значения степень способности наблюдать свои чувства, мысли, фиксировать их, обдумывать. По опыту, интуиция без предварительного напряжения извилин не работает. Главное – задействовать эту способность специально, уделять этому время. Например, писать черновики постов, речей, давать им отлежаться, сколько можно. Трудно, накладно, зато окупается с лихвой, благодарно, приносит большое удовлетворение, а желаемые изменения происходят как бы сами собой, незаметно.
Назвавшийся пастырем – всегда где-то и политик? Поскольку у него есть некая власть над паствой, к которой он может стремиться, упиваться? Тогда и он заслуживает снисхождения?