Кудрин. Производительность труда и норма эксплуатации
Кудрин озвучил очень важные цифры. Кудрин, конечно, не экономист, а счетовод и бухгалтер. Но в данном случае у этого есть свои достоинства: цифры, которыми он оперирует и не понимает законов экономики как таковой.
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/03/6_0.jpg
Алексей Кудрин © KM.RU, Алексей Белкин
Огромное достоинство – что при этом отлично знает цифры, умеет их сводить и считать. А не понимая, что они значат, проговаривается и оглашает то, о чем власть, отдавай она себе отчет в значении этих цифр, предпочла бы молчать.
Что сказал Кудрин формально: что в России производительность труда отстает от производительности труда и наиболее развитых, и многих среднеразвитых стран, оставаясь на уровне производительности труда стран G-7 1980-х гг. В Турции сегодня в полтора раза больше, в США – в три раза больше.
Но главное, что он сказал – цифры: именно 23 доллара в час. Если он свою мысль выразил точно, то имеется в виду не выработка одного работника того или иного производства, а выработка в среднем на каждого работающего в стране.
Здесь есть два момента, вызывающих ремарки. Первый – и даже не самый главный – сколько собственно занимается выработкой, а сколько занимается смежными операциями.
Если на производстве в стране работает меньше 20% работающих (то есть непосредственно участвуют в производстве тех или иных продуктов, от станков и зерна до книг и картин), а остальные заняты участием в перераспределении произведенных ценностей в разных формах – от составления отчетной документации обслуживания чиновников, развоза пиццы и оформления покупок в торговых салонах и центрах, – то получится, что созданное одной пятой производительного труда распределяется и при расчете выработки, и при присвоении вырученных средств ещё на четыре пятых.
То есть произведенное одним работником на производстве присваивает огромная армия к производству отношения не имеющих – от миллионов «офисного планктона» из торговых центров до нескольких десятков и сотен крупнейших собственников страны: «олигархов», банкиров, владельцев корпораций и т.д.
Если бы не было только последних, средняя выработка на работающего уже выросла бы в несколько раз. Правда, и в США, и в других поминаемых Кудриным странах они тоже есть. Только имущественный разрыв между «верхними» и «нижними» много меньше, чем в России.
Но это все не ново и традиционно известно. Сократите число людей в торговле и увеличьте на производстве – уже показатели выработки изменятся.
Важнее, и с точки зрения значения приведенных Кудриным цифр – намного важнее — другое.
Если, как он сказал, выработка на одного работающего в стране составляет 23 доллара, значит, при 8-часовом рабочем дне она составляет 184 доллара в день. Иначе – по 15 000 рублей. Месяц считается в среднем состоящим из 22 рабочих дней, то есть – 184 доллара умножаем на 22 и получаем 4 048 долларов в месяц. Или, при нынешнем курсе 65 рублей за доллар – 263 120 рублей в месяц. В среднем на работающего.
А средняя зарплата в стране – 36 000 рублей. То есть работник в России получает примерно 13.7% того, что он произвел. Меньше одной седьмой.
Нет, конечно, понятно, что из произведенного часть денег идет на оборону, развитие производства, образование, здравоохранение, науку и культуру. Формально – 13% подоходного налога. Практически — много больше: 13% подоходного, 31% социального сбора, который формально платит работодатель, а на практике — хоть и он, но не из своей прибыли, а из заработанного работником, и еще 20% НДС – сбором которого Минфин компенсирует свое неумение приносить прибыль стране. Но все равно — вместе 64%.
Если так, то из месячной выработки среднего работающего, которая, по данным Кудрина, составляет 263 120 рублей, 64% должно уходить на данные налоги и сборы, а 36% — оставаться.
36% от 263 120 – это 94 723. Почти сто тысяч – это то, что при вычете даже наших немыслимых налогов должен получать средний работающий по стране. Еще раз – средний. Кто-то – 500 тысяч, кто-то – 50. Но средний – 97.7.
Получает – 36 000. 60 000 – просто исчезают.
Речь уже не идет о том, чтобы работающий получал, как по классике: зарплата минус подоходный – тогда было бы порядка 220 тысяч. Нет – всего 97 из 263, а две трети на вычет. Нет, платится вообще порядка одной десятой (13% с небольшим от выработки).
Строго говоря, считается, что определенное различие индустриального и постиндустриального производства в том, что если в условиях первого характер труда работника позволяет работодателю выплачивать ему треть произведенной стоимости, то в условиях второго – уже две трети.
Официальные экономисты постоянно апеллируют к условиям постиндустриального производства — и тогда в среднем работающему при названной выработке в месяц должно выплачивать под 180 000 в среднем по стране. Если принять, что Россия к постиндустриальному производству ещё не перешла (хотя отдельный вопрос, что считать постиндустриальным производством) и пока остается на предыдущем, индустриальном, выплачиваться должно в среднем как раз под 90 000 в месяц, что показали и предыдущие расчеты, основанные на цифрах Алексея Кудрина.
И в этом отношении – да, работник сегодня в среднем получает не одну треть от им созданного, а одну треть от одной трети им созданного. Строго говоря, как и считали – примерно одну седьмую.
Что хотел сказать Кудрин: что производительность труда в стране низкая, нужно повышать ее, и пока она не будет повышена – не нужно повышать заработную плату.
Что сказал Кудрин: что производительность труда в стране относительно низкая – как в ведущих странах Запада в 1980-е годы — но и за нее коллективный работодатель с работающими не расплачивается, присваивая себе две трети от того, что при такой производительности работник должен был бы получать после уплаты самых грабительских налогов.
В принципе, любой минимально грамотный экономист знает, что после повышения налога на производителя выше 50% экономический рост стопорится – стимул для производителя исчезает. Экономист это знает из теории и истории. Предприниматель – из собственной практики и собственной психологии.
Налог на работающего – много больше: по сути оказывается даже не 64%, а 86%, только все делают вид, что не понимают, куда идут ещё 22%, 60 тысяч из средней зарплаты среднего работающего.
Только если куда и кому они идут – это вопрос справедливости и политики, то сам факт, что они куда-то идут, оставляя среднему работнику 36 тысяч вместо 97 – это вопрос экономической эффективности.
Предприниматель не заинтересован развивать производство, если у него изымается более 50% средств. Не стоит удивляться, что работающий не хочет повышать производительность труда, когда у него изымается чуть ли не 90%.
Да, Путин неоднократно ставил задачу ежегодного повышения производительности труда минимум на 5%.
Только если говорить о средней зарплате в одну седьмую от выработки, то есть в 36 000 из 263 000 произведенных, то работник никак не заинтересован в ее повышении. Да, если её поднять на указанные 5%, 263 000 выработки превратятся в 276 000. Только его 36 000 дадут ему через год от силы прибавку в 1 800 рублей – за это год напрягаться не интересно…
За повышение производительности труда тоже нужно платить. И не министрам экономического блока и топ-менеджерам, – а работникам.
Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.
“работник в России получает примерно 13.7% того, что он произвел. Меньше одной седьмой.”
Практически это рабство . Хотя не исключено , что в ближайшее время % который остается у работника за его труд ,будет еще снижаться .
К тому же хорошо бы если действительно средняя зарплата по стране была 36000 руб , но что то в этом я сильно сомневаюсь .
Рабочий здесь ни при чём! Чтобы увеличить производительность (выработку чего-то) нужны новые технологии и под них оборудование.
Ну для этого деньги нужны и разумное руководство, а где всего этого набраться.
Зачем покупать трактор , когда ту же работу выполнит бригада с лопатами . Затраты на трактор нельзя снизить до 13,7 % от необходимого ( он просто встанет ) , а на людей можно ..
Речь тут не о производительности вообще , таких как Кудрин удивляет , что корову к примеру не только доить нужно , но еще и кормить и ухаживать за ней . И когда ввиду собственной глупости не удается с работника выдавить больше прибыли чем можно( чем хотелось бы ), они начинают сетовать на производительность труда .
Таких гнать нужно , грязной метлой с тех должностей что они занимают, но кто их при Путине выгонит .. они для того и поставлены , что бы пургу нести и поддерживать как могут существующую систему .Чубайс вам в пример , после проведенной приватизации ( по результатам ) , он не должен занимать должность выше дворника и сравните кто он сегодня – а это значит только одно , Чубайсы и Кудрины работают правильно и хорошо , только вот не в нашу пользу , а за интересы других .
Уважаемый Сергей! Повышением производительности работника, то есть повышением эксплуатации рабочего занимались всегда, разницы никакой!
Не могу с вами согласится , на мой взгляд повышение производительности в худшем случае связано с эксплуатацией рабочего , в нормальном варианте это вопрос оборудования и технологий как вы сами и отметили . Другое дело что эксплуатация человека ( включая крайние проявления ) в нашей реальности более выгодна , чем новое оборудование и технологии .
Согласен с Вами! Пока.
Каждому работнику одна седьмая, т.е. 36000?
Автор, Вы шутник, однако.
Это очень высокая зарплата. И получают её немногие. Но кроме просто производящих продукт есть на производстве и технологи, контролёры, подсобные рабочие, транспортировщики и т.д., даже библиотекари, кладовщики и архивариусы, которые получают в разы меньше.
По логике, для некоторых 36000 должны бы были вырасти пропорционально, но так ими и остаются.
Вас не удивляет, что появился новый современный термин: Московская зарплата? Которую теперь иногда обещают в объявлениях на периферии.
У нас самый дотационный регион – Москва.
Вопрос “где деньги” отпадает.
Про нищету согласен, особенно тяжко молодой семье да ещё с детьми. И совсем плохо, когда пошли в школу.
Хотя бы на 50?
На периферии многие и считать до стольки в рублях уже разучились, даже с высшим техническим образованием.