Китайцам работа – казахам долги!
Долг с Востока. Как получилось, что Центральная Азия увязла в китайских кредитах?
Растущая зависимость от китайских кредитов — тема, которая волнует страны Центральной Азии и зачастую описывается термином «неоколониализм». Китай дает правительствам долгосрочные (от 20 лет) кредиты с низкими процентными ставками - около 2% годовых. Обычным условием выдачи кредита на зарубежные проекты становится привлечение китайских подрядчиков — рабочей силы, технологий и бизнеса. Кредиты выдаются по преимуществу на реализацию инфраструктурных проектов: строительство и реконструкция автомобильных и железных дорог, энергетических объектов. Центральная Азия для Китая - прежде всего, ресурсы и транзитные территории.
Китайские кредиты используются в строительстве автодорог, заводов, энергетических объектов. Так, в Казахстане существует проект «51 новый завод», который должен быть осуществлен на деньги китайских инвесторов. Среди проектов: костанайский автозавод «СарыаркаАвтоПром», на котором запущена линия по производству автомобилей JAC (китайская компания China National Vehicles Import And Export Corporation приобрела 51% акций АО «Группа компаний «Аллюр» — собственника костанайского автомобильного завода), маслоперерабатывающее предприятие «Тайынша Май» в Кокшетау, Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ), актауский завод «Каспий Битум», Шымкентский нефтеперерабатывающий завод.
Одна из причин недавнего конфликта между казахстанскими и китайскими рабочими на нефтегазовом месторождении Северная Трува в Актюбинской области, где пострадали китайские нелегалы, была как раз тема о засилье китайцев в Актюбинской области. По разговорам очевидцев, китайских нелегалов привозили в контейнерах, и после их вскрытия они разбегались в степях. Такие контейнеры из Китая доставляли ежемесячно по несколько партий.
После этих фактов и событии нашему правительству надо принять ряд эффективных мер:
1) Взять на учет китайцев (ханьцев) в Казахстане, которые перебрались незаконно в РК, и взять под контроль их передвижение по Казахстану.
2) Контролировать работу китайских компании в Казахстане, особенно в недропользовании, поскольку есть факты, что они скрывают налоги и нарушают закон о труде и экологии. Можно взять на вооружение опыт Малайзии и Индонезии, и не давать им контрольный пакет акции.
3) Ввести жесткий учет и контроль над иностранными гражданами, которые приезжают в Казахстан, используя опыт других стран.
4) Ввести поправки в Законе о миграции и постепенный запрет на использование иностранной рабочей силы, с заменой их на местных кадров.
Если мы не примем кардинальные меры в миграционной политике, то очень скоро потеряем контроль над ней. Это будет угроза стране, будет нарушена общественная безопасность Казахстана. Если мы не хотим проснуться однажды в стране, которая нам уже не принадлежит, то надо решать проблему миграции здесь и сейчас.