О хлебе насущном
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1726358/1726358_300.jpg"Жито" – от "жить", буквально: "то, что дает нам жизнь".
В старину житом называли рожь, а не любой хлебный злак на корню, как сегодня.
Хлеб был основным продуктом питания земледельцев, а потому считался основой жизни.
Пекли его из пшеничной или ржаной муки.
Пшеница, конечно, давала ценное зерно, но была более требовательна к условиям созревания. Рожь, напротив, давала более грубое зерно, зато оказалась неприхотлива.
В неблагоприятные для земледелия годы, когда людям "не до жиру, а быть бы живу", вся надежда оставалась только на урожай ржи. Вот почему именно рожь, а не пшеница получила это имя: "жито" (гарантирующая жизнь, выживание).
Наши предки серьезно и вдумчиво относились ко многому, что в современном мире воспринимается как нечто обыденное и не столь важное. Хлеб был не закуской, приправой, а основной пищей, а потому и средством продления жизни.
Пища вкушалась не ради удовольствия, то был священный акт продления жизни. Хлеб – святыня.
"Калач" – от "коло" (через "колоша" – маленькое коло). Первоначально ритуальный хлебец в виде круга, символизировавший Солнце. Таким же символом Солнца был и блин на масленицу.
"Кулич" – от "кулик" (через "куликша" – маленький кулик). В России до сих пор сохраняется обычай ранней весной выпекать "жаворонков" и "куликов" из теста. С их помощью "закликают" ("гукают") весну, чтобы она не запаздывала. При этом поют песни-веснянки. Вот одна из них, из Курской области:
Летит кулик из заморья,
Принес кулик Девять замков.
Кулик, кулик! Замыкай зиму,
Замыкай зиму, Отпирай весну -
Теплое лето!
В христианстве этот языческий обычай трансформировался в выпечку куличей на пасху. В основе слов "кулич", "кулик" лежит понятие "кликать". Сравни: "кулич" – "клич".
"Пахать" – от "пихать". Пахать означает "запихивать" в почву специальное орудие (соху, плуг). Место, где пашут, называется пашней. Звук "х" чередуется с "ш" (пахать – пашу). Вот почему в слове пшеница не сразу разглядишь пиханицу, а в слове пшено – пихано (то, что пихали, толкли). "Запахивать" недалеко отстоит от "запихивать" как по звучанию, так и по значению.
"Пирог" – от "пир", "пиршество", а еще ранее это слово означало "огонь". Пирог был ритуальной пищей огнепоклонников, наших предков-огнищан. Память об этом сохранилась в поговорке: "Без блина не масляна, без пирога не именинник". В обычае задувать свечи, зажженные на праздничном пироге в день рождения, – отголосок былого величия ритуального пирога.
"Пшеница" – того же корня, что пшено, пашня и пихать. Пшеница буквально означает то же самое, что и пшено, а именно "пиханое, толченое". Пшеницу назвали так потому, что она давала зерна, которые дробили толчением, чтобы получить муку.
"Рожь" – того же корня, что ржа, щсавчина, щеть, английское "рэд" – рыжий, красный; по-украински "рудый" – рыжий. Лейтмотивом всех перечисленных слов выступает ры-жий цвет ржаных зерен, из которых выпекают хлеб темно-коричневого цвета, именуемый на Руси черным.
"Ситный". В словосочетании "ситный хлеб" означает "просеянный через сито". Зачем же просеивают муку через сито? Чтобы удалить из нее жучков-червячков и прочие посторонние частицы? Оказывается, не только для этого. И даже не столько для этого. Мука с жучками-червячками да с камушками уже изначально не годится для приготовления ситного хлеба. Здесь нужна только мука высшего качества.
Просеиванием удаляют главным образом комочки слежавшейся муки, образовавшиеся при хранении. Кроме того, – и это, пожалуй, главное – просеивая, насыщают муку воздухом. Крупинки отодвигаются друг от друга, уступая место свежему воздуху, так необходимому для нормальной жизнедеятельности дрожжевого грибка.
После замеса просеянная мука превращается в пышное тесто. Хлеб получается пышный, воздушный, необыкновенно вкусный. Одним словом, ситный. Доброе русское слово "ситный" щедро дарит всем желающим важный секрет хлебной выпечки.
"Хлеб-соль". Эти два продукта народ выделил как основные. Они стали символом угощения, радушия, гостеприимства. Особенно им отличающихся мы называем "хлебосолы" или "хлебосольные".
Отсюда простой вывод: предков русского народа следует искать прежде всего среди народов-хлебопашцев. Были, конечно же, среди русских и скотоводы, и рыбаки, и охотники, но хлебосольство как национальную черту заложили в нас землепашцы.
"Хлеб". Чтобы сразу же найти правильный путь к истокам этого слова, оставим на время такое его значение, как "продукт питания из муки" и уделим особое внимание слову "пропитание", которое, кстати сказать, выступает главным во множестве древних выражений: "хлеб насущный", "не хлебом единым", "хлеба не просит", "и то хлеб", "хлеб-соль" и т. п.
Только при таком подходе можно разобраться в кажущейся путанице названий хлеба на разных языках.
Судите сами. На иврите "хлеб" называется "ляхем", но по-арабски "ляхм" означает "мясо". В свою очередь, русское "мясо" созвучно с еврейским "маца" – разновидность хлеба, а к русскому "хлеб" близко по звучанию арабское "халиб" – "молоко".
На самом деле никакой путаницы нет. "Хлебом", то есть основным продуктом питания, люди могут называть различные продукты питания в зависимости от своего образа жизни.
Для скотоводов хлебом насущным будут молоко и мясо, для рыболовов – рыба.
Не случайно перевод "Отче наш" на язык эскимосов начинается буквально так: "Рыбу нашу насущную даждь нам днесь…"
Народ-земледелец под хлебом подразумевает пищу из размолотых зерен злаковых растений. Первоначально, возможно, это были просто дробленые или смолотые зерна, смешанные с водой, некое "хлебово" от слова "хлебать". Именно оно и легло в основу слова "хлеб".
"Чумиза" – от "чумаза". Буквально: "грязнуля, замарашка". Хлебный злак получил такое название за темный цвет зерен.
Интересно проследить, из какой страны пошло это название, и может статься, что теплый край, откуда родом злак и его название, – это одна из прародин древних русов.
***
Из книги В.Д. Осипова „Единый язык человечества”.
А сейчас жито это доллар. Инфа 100%
а сейчас мука в магазине из фуражной пшеницы,спекёшь хлеб,а он хлебом и не пахнет.
Жито от жать. По Далю во всяком случае. И именно в отношении любой зерновой культуры.
Насыщение воздухом муке не нужно, поскольку все процессы в тесте анаэробные.
Пахать от пихать -это что то уж перебор. Владимир Иванович в гробу перевернулся.
Так что автору бы немного самообразоваться, чтоб не писать бред.
Мефодий. чем ниже сортность пшеничной муки, тем сильнее запах хлеба. так что не гони, а попробуй. В магазинах пока еще достаточно муки, проблема только в цене.
Современная мука это совсем другой продукт от того что было раньше. Во первых зерно на элеваторе обрабатывают паром, от влаги набухает “зародыш”, зерно сушится и проходит “рушение” т.е. обдирается оболочка и “зародыш”, остаётся голимый крахмал. То что “ободралось” идёт на корм скоту.
Зародыш при любой технологии отходит. Не нравится? Берите т.н. цельнозерновую. Она еще и дешевле.
Народ -вы хоть с темой ознакомьтесь, перед тем как мочить корки. Проблема современной муки -отбеливание. Это довольно неприятные вещества и в значительных количествах.
Интересна тема , как пшеница, кукуруза , просо ОДНОМОМЕНТНО появились в разных уголках Земли у не связанных между собой народов.
Простите, как это одномоментно? Пшеница постепенно одомашнена в период от 10 200 до 6500 лет назад, кукуруза введена в культуру 7—12 тыс. лет назад, просо с III тысячелетия до нашей эры возделывается как сельскохозяйственная культура. Рожь, до этого воспринимаемую как сорняк, начали культивировать на рубеже смены эр. И почему не повезло папуасам, индейцам Амазонки, аборигенам Австралии, у которых злаки не водились? Этой причиной объясняют и отсталость в развитии этих цивилизаций, например. Так что, хлеб-всему голова!
Кукурузе ( маису) 55 тыс. лет.
Надо полагать, что и другим культурам столько же лет, если одномоментно? И что это отменяет в моем комментарии о введении кукурузы (маиса) в культуру?
Сельское хозяйство.
Страна вернулась к мелкотоварному производству и натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда.
Сегодня более 50% продуктов животноводства и 90% овощей производится в личных подворьях. На смену машинам пришел ручной труд. По производительности труда страна в 8 раз отстаёт от уровня ЕС. Выращенную продукцию у частника за бесценок скупают диаспоры перекупщиков. Потребсоюзов давно нет. Закрыто 15600 клубов, 4300 библиотек, 22000 детсадов, 14000 школ.
Исчезло 20 тысяч деревень, осталось 47 тысяч деревень, во многих из которых нищенское существование влачат несколько доживающих свой век стариков.
Мнения специалистов по сельскому хозяйству:
Ш.А.Гусейнов:
Угу…Что проще,накрывать ковровой бомбардировкой территорию государства Россия или сбросить атомные бомбы на города-миллионники-это вопрос риторический.Деревня убита,производство практически уничтожено,из людей делают Степанычей…Население-балласт,на практически пустой территории.Это сродни наркотику.Смотреть на руины заводов,но верещать от торговых центров.Прозрение впереди.Этого не избежать.Это так работает.Не остановить уже.В грядущем процессе есть справедливость.
не по теме…Справка.Поинтересуйтесь “картофельными бунтами” в России.Картофель внедрялся насильно,заставляли крестьян заместо корнеплодов(репа-это основное) и ржи садить картофель.Так как ранее чтобы посадить какую-то новую культуру,требовалось вырубить гектар земли,выкорчевать корни,”сжечь” землю,распахать…и т.д.Ждать никто из руководства не хотел,и поэтому…решили засаживался картофель на поля уже возделанные,лишая крестьян выживания.Никто не объяснил народу как хранить картофель,картофель зеленел,люди травились и умирали от голода.
Для усмирения картофельных бунтов губернатор выписал 600 башкир.Противостояние было мощным…
Знаете что не характерно…Крестьяне победили.И государство стало поощрять посадку картофеля и всего лишь…30 ноября 1843 принудительные общественные посевы картофеля были отменены.
Мне кажется так всегда было и есть сейчас.Ничего не изменилось.Как только власть получает отпор,она начинает поощрять,откупаться и улыбаться.Франция-яркий пример.Нас вскоре тоже ждут поблажки и улыбки….На это нельзя покупаться.Нет примеров удовлетворения мольбы к монарху в истории(“кровавых воскресений” было даже не 20…а больше).Для этого плача и мольбы создана церковь.
“Пахать” – от “пихать”. Пахать означает “запихивать” в почву специальное орудие (соху, плуг). Место, где пашут, называется пашней. Звук “х” чередуется с “ш” (пахать – пашу). Вот почему в слове пшеница не сразу разглядишь пиханицу, а в слове пшено – пихано (то, что пихали, толкли). “Запахивать” недалеко отстоит от “запихивать” как по звучанию, так и по значению.”
Я так вижу: ЗАПИХИВАТЬ – это что-то заталкивать внутрь с усилием, а ЗАПАХИВАТЬ, например, дверь, полы пальто, не до конца убранные на поле овощи. Ежели подробнее, то:
И – это длина, глубина;
А – это наружность, простор.
Отсюда П имеет разные значения.
ПИ – быстро начинать, воздействовать из состояния покоя внутрь,
ПА – покоящаяся, бездействующая поверхность.
Х – Это движение – развеивание, распространение (звука, запаха). Х – нечто хилое, рыхлое.
АТЬ – повторение одного и того же действия, монотонность.
В украинском языке ПХАТЬ – толкать. Не важно: внутрь или перед собой. Это разъясняют предлоги и сам текст.
Думаю, что изначально для объяснения ПИХАТЬ, ЗАТАЛКИВАТЬ использовалось ПГАТЬ, где ГАТЬ от ГАТЫТЬ – забивать, вдалбливать. Сугубо в украинском – ПРАТЬ – стирать, выбивать грязь, где Р произносится как сочетание звуков: ГХР, где произношение Р по образцу французского. Со временем всё смешалось.