Свободен лишь тот, кто владеет собой. Как освободиться от интернет-зависимости.

1812 1

001 (3)

 

«Свободен лишь тот, кто владеет собой», – так говорил Фридрих Шиллер (1759 – 1805). Великий немецкий поэт и философ имел в виду не столько свободу передвигаться или что-то делать физически, сколько свободу выбора. Такой свободой мы можем обладать, даже находясь в плену.

Правильный, осознанный выбор можно сделать, лишь обладая знанием.

Когда необходимых знаний нет, нами легко управлять, и мы, сами того не подозревая, лишаемся своего права выбора. Нам кажется, что мы делаем собственный выбор, а на самом деле на этот выбор влияет информация, поступающая извне.

Ещё недавно на первом месте в получении информации стояли книги, газеты, телевидение. Но сейчас это место занял интернет. Если раньше человек затрачивал большое количество времени на поиск нужных материалов в библиотеке, то сейчас он приобрёл возможность найти то, что его интересует, за считанные секунды в интернете. С появлением интернета у человека расширились границы общения и самовыражения.

Попробуем ответить на вопрос, даёт ли интернет свободу, или мы становимся зависимыми от него, а значит, несвободными?

 

2 (3)

 

Что такое интернет?

Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Большая часть современного человечества является пользователями интернета. Люди получают, передают и хранят информацию в компьютерах, мобильных телефонах, на веб-сайтах, общаются на платформах виртуальных сетей, используют компьютерные игры в качестве развлечения, делают покупки товаров, оплачивают услуги и совершают многие другие действия. Всё это сделало интернет мощной силой, влияющей на человечество. Всемирная паутина, как ещё называют интернет, заполнила пространство всей планеты всего за 20 лет.

 

3 (3)

 

В 1990 г. произошло первое подключение к интернету по телефонной связи, и Всемирная паутина стала общедоступной.

Люди употребляют слова «сеть» или «паутина», даже не задумываясь, какой глубокий смысл в этом заключён.

Ведь оба этих слова подразумевают некую добычу, которая должна попасть в сеть или в паутину. Наблюдая за животными, учёные нередко находят ответы на вопросы, касающиеся людей. Так, например, аранеологи – специалисты, изучающие жизнь пауков, знают, что паук не обладает большой силой или скоростью движения, и чтобы поймать жертву, он плетёт ловчую сеть из малозаметной липкой паутины. Ничего не подозревающая жертва попадает в неё, запутывается, теряет свою свободу и становится добычей паука. Для того чтобы вырваться из плена паутины, потребуется напряжение всех своих сил в борьбе за свободу.

Не напоминает ли вам пример с пауком и его жертвой то, что сейчас происходит в мире, в том числе со всеми нами: нашу зависимость от интернета?

 

        Как вы считаете, лично у вас есть зависимость от интернета?

Вы являетесь пользователями интернета и, возможно, любите играть в компьютерные игры. Если кто-то или что-то ограничивает ваше время пользования интернетом, что вы испытываете при этом? Если Вы очень злитесь, это – явный признак начинающейся зависимости.

Что это такое интернет? Рассмотрим более подробно.

Интернет – это инструмент.

По статистике в 2018 году количество постоянных пользователей интернета составило более 4 миллиардов человек. Интернетом не пользуются только маленькие дети, старики, часть населения Африки и Азии и других труднодоступных мест, где нет доступа к сети интернета.

Польза интернета очевидна. Школьникам стало легче учиться, потому что у них появился доступ к огромному количеству учебных материалов. Предприятия могут гораздо проще и быстрее обмениваться информацией. Любой человек может посмотреть интересующий его фильм или купить продукты, не выходя из дома. Социальные сети позволяют общаться с людьми со всего земного шара.

Количество популярных услуг интернета – более двадцати. Это электронная почта, интернет-магазины, социальные сети, электронные платёжные системы, поисковые системы, интернет-телевидение, компьютерные игры, веб-форумы и т.д.

Сейчас сложно представить хотя бы одну область человеческой деятельности, в которой не использовались бы компьютерные технологии. Трудно найти населённый пункт, где было бы невозможно подключиться к интернету или поймать сигнал связи, потому что Всемирную паутину поддерживают космические средства связи.

Вот какую мощную силу люди Земли получили в своё распоряжение. Чтобы эта сила не нанесла нам вред, надо знать, как она воздействует, и научиться правильно её использовать.

«Знание есть сила, сила есть знание», – сказал английский философ, историк и политик XVI – XVII вв. Фрэнсис Бэкон.

 

Ещё раз отметим: интернет создавался для хранения и передачи информации.

 

5 (3)

 

 «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – эта знаменитая фраза принадлежит английскому банкиру, бизнесмену и одному из самых богатых людей XIX века Натану Ротшильду.

Натан Ротшильд имел в своём распоряжении штат шпионов, которые использовали голубиную почту для немедленной отправки донесений. В 1815 году, первым узнав о поражении Наполеона, Ротшильд провернул махинацию с ценными бумагами, в результате которой за один день заработал 40 миллионов фунтов стерлингов и овладел большой долей британской экономики, в то время как многие держатели ценных бумаг обанкротились и покончили с собой.                                                                                                               

В наше время вместо голубей используют интернет. А вот махинации в мире бизнеса остались. И эти махинации – пример безнравственного получения денег путём манипулирования информацией.

Среди тех, кто владеет информацией, есть люди, которые не остановятся ни перед чем, чтобы обогатиться, и есть люди, которые могут использовать полученную информацию во благо других. Поэтому, чтобы не быть обманутыми и не попасть в сети, став жертвой чьих-то махинаций, мы должны владеть информацией и знаниями.

 

6 (3)

 

Проведём аналогию информации с водой. Водой можно напиться, а можно захлебнуться. В воде можно плыть, а можно утонуть. Водой можно отравиться, если она грязная, и водой можно исцелиться.

 То же самое можно сказать и об информации: информацией можно «напиться» или «захлебнуться» в ней. Информацией можно «отравиться», если она отравлена ложью и искажениями. Но информация может быть также полезной, радостной и исцеляющей.

Если физическое тело человека зависит от воды, то его мышление, его духовная составляющая зависят от информации.

В информационном воздействии интернета на человека есть двойственность: у него имеются огромные преимущества, и в то же время в нём скрыты опасности.

Интернет – это всего лишь инструмент, который можно использовать как во благо, так и во зло. Так, нож можно использовать для нарезки хлеба, а можно использовать как орудие убийства. Всё зависит от намерения.

 

Факторы отрицательного влияния интернета на человека

 

 

Рассмотрим основные факторы отрицательного влияния интернета на человека:

1. Одновременное присутствие правдивой и ложной информации, трудность в их различении.

2. Переизбыток информации.

3. Манипулирование информацией.

 

 

 

 

 

Манипуляция – это скрытый приём, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия.

 

У этих факторов главным является то, что они затрудняют получение правдивой информации в потоке лжи, отвлекают мелочами от главного, навязывают чужое мнение, оказывают давление при принятии нами решения, то есть пытаются нами манипулировать.

 Рассмотрим каждый из них.

 

7 (3)

 

1. Правда и ложь в интернете.

Вспомним, где мы в первую очередь ищем информацию.

Чаще всего в Википедии.

Слово «Википедия» появилось от слияния двух слов «вики» (по-гавайски значит «быстро») и «энциклопедия». Википедия – это сайт, который дополняется и развивается самими пользователями. Статьи для него может написать любой пользователь сети. Википедия появилась благодаря коллективной работе энциклопедистов-любителей. Обратим внимание: не профессионалов, а любителей.

 Доверять такому источнику информации надо с большой осторожностью. В нём очень много неосознанно и даже специально искажённой информации. Среди пользователей этой интернет-энциклопедии немало так называемых «вандалов». Эти люди по каким-то своим соображениям вносят неверные сведения в чужие статьи. Присутствует в Википедии немало статей, неправильно описывающих то или иное событие.

 Это полезно знать тем, для кого Википедия является единственным и главным источником справочной информации.

 Вспомним о том, что в настоящее время любой человек может создать свой сайт, разместить на форуме или в блоге ложную информацию. И сделать это по неведению или даже намеренно. А дальше эта ложь начинает тиражироваться, кочуя с сайта на сайт. Так интернет становится источником не только полезной информации, но и вредной, засоряющей сознание людей.

А что в такой ситуации надо делать, чтобы узнать правду?

 Поэтому, если мы хотим получить максимально достоверные сведения, надо использовать разные источники, анализировать и после этого уже принимать решение, чему верить.

 

8 (2)

 

2. Переизбыток информации.

В интернете информация представлена очень ярко, динамично, доступно. Такая информация может увлечь, буквально «загипнотизировать», и человек не замечает времени, погружаясь в информационную сеть. Люди по своей природе любопытны и неосознанно заполняют свою память ненужной информацией, что «замусоривает» память и может затруднить усвоение нужных знаний. Чаще всего обычный пользователь глубоко не задумывается и не пытается анализировать, а берёт ту информацию, которая лежит на поверхности и с лёгкостью верит ей. Психологи отмечают, что 90% окружающей нас информации является ненужной для нашего развития.

Вспомните, что именно вы просматривали в интернете в течение дня: это могли быть картинки, фильмы, статьи и многое другое. Учитывая, что существует конкуренция за внимание и интерес пользователей интернета, авторы таких материалов могут приукрашивать, преувеличивать информацию, чтобы вам понравиться.

 

Люди ошибочно считают, что, забывая информацию, они от неё избавляются.

Мозг человека ничего не забывает. Он всё хранит, и эти знания могут всплыть в самый неожиданный момент и далеко не всегда в виде радостных воспоминаний, а например, в виде агрессии или неприязни.

Надо учитывать, что истинные знания, приводящие к открытиям и рождению шедевров в разных видах творчества, приходят не из интернета, а в виде вспышек озарения и вдохновения, которые происходят с людьми, много наблюдающими, размышляющими, целенаправленно собирающими знания из разных источников.

 

 

 

3. Манипулирование информацией.

Этот фактор влияния на сознание человека самый опасный, так как часто носит скрытый характер и действует путём навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных кому-то. 

Как нами манипулируют?

 

9 (2)

 

Вот несколько приёмов отрицательного влияния на людей через интернет:

1) Навязчивая реклама: всплывающие окна, рассылки, рекламные паузы при просмотре фильмов и передач – всё для того, чтобы заставить нас покупать больше тех товаров или услуг, которые хочет продать рекламодатель, а не тех, которые действительно нужны нам.

2) Создание общественного мнения о чём-то в свою пользу путём распространения однобокой или ложной информации. Это ярче всего проявляется в предвыборных кампаниях, в политической борьбе. Каждый раз перед выборами газеты и интернет-издания начинают публиковать разоблачения, компрометировать кандидатов, то есть порочить их в глазах избирателей.

  1. Пропаганда образа жизни и товаров, которые приносят человеку вред. На этом дельцы зарабатывают большие деньги. Например, на вредных привычках людей зарабатывают производители сигарет и алкоголя, на разжигании конфликтов зарабатывают производители оружия. Поэтому они с помощью информации пытаются приобщать людей к определённому образу жизни – с сигаретой или с оружием в руках. В интернете содержится большое количество явной и скрытой пропаганды наркотиков, алкоголя, извращений, насилия в фильмах, играх, видеороликах, в том числе музыкальных.

Все эти приёмы активно используются в социальных сетях.

 

10 (2)

 

Социальные сети как способ манипулирования людьми.

В настоящее время в мире насчитывается более 20 крупных социальных сетей.

Самая большая из них, американская сеть Facebook, имеет около 1,5 млрд. пользователей. В России более популярна российская сеть ВКонтакте. Она имеет около 100 млн. пользователей. У этих сетей много общего. Обе зародились в студенческой среде как средство общения, но очень быстро перешли к зарабатыванию денег: на рекламе, на «лайках», на постоянно обновляемых мобильных приложениях, на играх и даже на информации о нас.

Сейчас социальные сети – это один из самых прибыльных бизнес-проектов. Например, в 2016 году выручка Facebook составила более 27 млрд. долларов, в том числе большая часть от рекламы. Каждый наш просмотр рекламы, посещение любого сайта фиксируется и запоминается в интернете. Наши «лайки» на самом деле приносят деньги создателям соцсетей и рекламодателям.

Деньги зарабатываются на нас с вами. А что мы получаем взамен? Мы удовлетворяем свое любопытство.

А теряем ли мы что-то при этом?

Мы расплачиваемся самым дорогим, что есть у человека – временем, когда просматриваем чужие ссылки.

                                               

                   11 (2)                            

 

 «Время – деньги», – говорил Бенджамин Франклин, американский политический деятель XVIII века. Его портрет изображён на американской стодолларовой купюре. 

 

                   12 (2)                            

 

Б. Франклину принадлежит ещё одна фраза: «Если время – самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством». 

Получается, что наше время – это чужие деньги.

Представим, что время – это наш капитал, который нам дали при рождении, и который не увеличивается, а только растрачивается. Мы можем приобрести на него что-то ценное, например, знания, опыт, которые используем в великих делах, в том, чтобы найти и выполнить своё призвание в жизни. А можем бездарно растратить свой капитал, играя в игры или просматривая статьи и видео.

Соцсети не просто забирают наше время, они таят в себе и другого рода опасности.

 

13

 

Есть так называемые «группы смерти», которые могут забрать саму жизнь. Благодаря специальным технологиям влияния на человека они через соцсети доводят подростков до самоубийства. По сообщениям ТАСС, в 2016 году в России произошёл резкий рост самоубийств подростков: 720 человек (в 2015 году – 460 человек), в том числе игравших в смертельные игры через интернет. Согласно правилам подобных игр подростки ежедневно получали разные задания, самым последним из которых было покончить с собой.

Надо всегда помнить, что в сетях очень много людей, которые выдают себя за других по разным причинам, в том числе, разыскивая жертву своего преступления (аферисты, вымогатели, извращенцы, вербовщики, просто хулиганы).

Кроме того, соцсети собирают и хранят всю информацию о любом, кто зарегистрировался в сети, и используют различные способы влиять на нас.

 

14

 

Например, поддержкой Facebook занимается Центральное разведывательное управление США. Специальные службы отслеживают даже наши «лайки», по которым можно составить представление о человеке. Анализ 36 «лайков» позволяет определить пол, этническую принадлежность и политические взгляды. 300 «лайков» дают информации больше, чем знает семья человека.

Поэтому нам нужно соблюдать осторожность. Ведь любая фотография или комментарий, которые мы размещаем в сети, останется там в специальной базе данных даже тогда, когда мы их удалим со своей страницы. И эти данные в будущем могут быть использованы нам во вред.

 

15

 

Создатель самых популярных антивирусных программ Евгений Касперский, который разбирается в интернет-технологиях, сказал: «Подрастающее поколение без ума от соцсетей, но редко представляет себе последствия чрезмерной открытости... Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадёт в неправильные руки».

 

16

 

Интернет, как и человеческий мозг, «ничего не забывает»!

 

Как обезопасить себя от информационного «заражения»?

 

17

 

Совсем недавно появились термины «информационное заражение», «информационный вирус». Это навязывание через СМИ каких-то идей.

Примерами таких вирусов для человеческого общества являются вбрасываемые слухи, насаждаемые модели поведения, пропаганда секса, наркотиков, насилия.

Эти навязанные идеи оседают в подсознании человека против его воли и влияют на принятие решений.

Мы слышим о том, что в западных СМИ постоянно говорят об угрозе со стороны России. И люди начинают в это верить и одобряют размещение баз НАТО на своей территории. Понятно, кто распространяет этот «информационный вирус» об угрозе.

И аналогия с человеческим организмом здесь полная: организм должен освободиться от вирусов и токсинов, выделяемых этими вирусами.

Что делать в такой ситуации?

С обычными вирусами борются с помощью лекарств. Но для того чтобы не заболеть вновь, нужно усилить иммунитет организма.

Для информационных вирусов лекарств пока не придумали, поэтому необходимо усилить свой иммунитет. И тогда никакой вирус зла нам будет не страшен.

И первый шаг, который должен быть предпринят: каждый член общества должен захотеть быть здоровым, освободиться от спутывающей его лжи и пропаганды, которая вливается в наше сознание с экранов телевизоров, компьютеров. Надо научиться различать в окружающей нас жизни правильные образцы и ложные образцы, прививающие нам культуру смерти и извращений, научиться ценить время, размышлять самостоятельно, а не полагаться только на ответы из интернета по любым вопросам. И тогда у нас может выработаться информационный иммунитет.

Только от нас самих зависит, куда мы будем вкладывать наше время и деньги. Будем ли мы их тратить на получение бессмысленных удовольствий от жизни или потратим их на что-то действительно значимое.

 

18

 

Есть такой вид спорта – сёрфинг, когда человек, используя силу волны, скользит на специальной доске по поверхности океана и не тонет, потому что владеет в совершенстве своим телом.

Вот и нам надо научиться скользить по информационному океану, используя его силу и не утопая в его глубинах. А для этого надо помнить о скрытых опасностях и полностью владеть собой – оставаться свободным.

 

 

Повторим главное:

1. Интернет предоставляет человеку массу возможностей, но вместе с тем таит в себе опасности, недаром его называют Всемирной паутиной.

2. Основными факторами отрицательного влияния интернета на человека являются: 1) одновременное присутствие правдивой и ложной информации, трудность в их различении, 2) переизбыток информации, 3) манипулирование (воздействие) информацией.

 3. Для человека с несовершенным сознанием опасность от социальных сетей заключается в потере времени, здоровья и даже жизни.

4. Необходимо развивать иммунитет, чтобы противостоять вирусам информационной пропаганды. Для этого нужно владеть информацией и знаниями о пользе и вреде интернета, желание изменить свою жизнь, поставить цель и двигаться к ней.

 

 

 

 

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)