В.Л. Авагян: Как остановить рост цен?
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1410900/1410900_300.jpgМне задали короткий вопрос: «Как остановить рост цен? Почему у Венесуэлы не получается?».
Вопрос-то короткий, ответ долгий. Есть вопросы, ответом на которые может служить только развёрнутая статья. Заданный мне – делится на две части: общая теория и положение в Венесуэле.
Что происходит в Венесуэле? Очевидно, что свободолюбивый народ пытается противостоять американской гибридной агрессии, а это дело очень трудное и тяжёлое. Венесуэльцы в настоящий момент из двух зол выбирают меньшее (как чаще всего и приходится делать):
Они понимают, что при всех издержках избранного пути – бедствия от «свободного рынка» будут куда хуже. Окоп – конечно, не курорт, но если тебя бомбят, то лучше сидеть в окопе.
Взвесив свои трудности сейчас и при «свободном рынке», когда господствовали либералы – венесуэльцы решили, что лучше "как сейчас", чем "как тогда". Кто с либералами жил – поймёт их.
Почему у Венесуэлы не получается остановить рост цен, несмотря на грозные декреты народных властей?
Дело в том (и тут уже переход к общей теории) – что цены нельзя просто взять и заморозить. Рост цен складывается из двух очень разных элементов:
1.Произвольное поднятие цен, связанное исключительно с алчностью, желанием хапнуть больше.
2.Вынужденный подъём цен, связанный с ростом цен у смежников.
Власть может и должна пресечь рост цен в начале цепочки, там, где он произвольный вредительский акт алчного хищника. Но власть не может (а попытается – не получится) пресечь рост цен, который носит вынужденный, вторичный характер.
Приведу пример. Подсчитано, что от пашни до булочки около 40 обменных актов. Крестьяне покупают ГСМ и удобрения, продают пшеницу. Мукомолы покупают пшеницу – продают муку. Пекари покупают муку – продают выпечку.
Это только основные акты, а до 40 их набирается вместе с запчастями, обновлением оборудования, торгово-посредническими услугами, маркетингом и рекламой и т.п.
То есть цепочка из 40 звеньев. У другого товара их будет 30, у третьего – 120. Но в современном производстве цепочка всегда очень длинная. Почему в этой цепочке растут цены? Очень просто: в этой цепочке есть один подлец, который всех баламутит. Остальные – его заложники. Наказывать заложников за грехи террориста – согласитесь, нелепо…
Если продавец ГСМ вдруг ни с того, ни с сего повысил цены на ГСМ (как чаще всего и случается) – то дальше по цепочке цены растут уже ВЫНУЖДЕННО. Ни хлеборобы, ни мукомолы, ни пекари НЕ ХОТЕЛИ БЫ повышать отпускные цены – но им приходится, чтобы не прогореть.
Допустим, комиссар с маузером пришёл к пекарям и запретил им повышать цены. Ответом пекарей станет закрытие производства. Ведь в нашей ситуации пекари – не по собственной воле вздумали всех нагреть. Их заставили эту подлость исполнять – потому что подорожала мука. А мука – потому что подорожало зерно. А зерно – потому что подорожали ГСМ…
Для предотвращения роста цен нужно пройти по всей цепочке – и наказать, покарать со всей суровостью того, кто первым вызвал ничем не спровоцированный рост отпускных цен. Остальных (вторых и третьих) карать за что? Они же не источник, а жертвы роста цен, у них меньше покупать станут…
Даже если покарать «вторых» – для экономики это контрпродуктивно. Попытки удерживать цены, не устранив источника их роста – всё равно, что выхлопную трубу заткнуть кукурузиной! Давление в системе будет нарастать. Трусоватые пекари станут закрывать свои булочные, чтобы в ущерб себе не работать. А смелые пекари – станут осваивать «чёрный рынок», обманывать государственные органы, уходить в тень…
+++
Для того, чтобы пройти по всей цепочке до исходного подлеца, спровоцировавшего цепную реакцию роста цен – правительству нужно:
1. Знать все звенья этой цепочки, понимать положение в каждом звене.
2. Контролировать все звенья так, чтобы они были в твоей юрисдикции.
Либеральные экономисты-недоноски пасуют уже на первом пункте. Они обычно понятия не имеют, из каких звеньев складывается конечная цена, какую цепочку проходит консервная банка на их столе. Они видят булочки растущими в готовом виде на деревьях, а технологического пути от нивы до стола не понимают.
Оттого либеральные экономисты-недоноски никак не способны регулировать цены. При Ельцине инфляция в РФ достигала 1000% и более за год, за пол-года, не потому, что Ельцин мечтал об этом. А потому, что назначенные им экономисты-решалы были зоопатами и паразитами, они снимали пенки с процесса, глубин которого не понимали даже в самых общих чертах…
Но даже если пункт 1 (инвентаризация всей линии, доводящей выпечку от чёрных комьев земли до белой сдобы) выполнен – остаётся пункт 2.
Как может правительство Венесуэлы (например) контролировать рост цен у заграничного производителя, включённого в его цепочки? Ведь нельзя же явится за границу вооружённым отрядом и покарать источник инфляции – это же война!
Если зависимость от иностранных комплектующих становится критической, то рост цен – превращается в неуправляемый. Как говорят в народе, «пердка сачком не уловишь» – то есть гонять за повышение цен своих подданных бесполезно, если источник роста цен за рубежом, вне твоей юрисдикции.
Для маленькой страны сосредоточить всё производство внутри себя – нереально. Современная экономическая самодостаточность требует не менее 300 млн участников обмена (чтобы партии продукции не были мелкосерийными: мелкосерийность – путь к дороговизне и неконкурентоспособности).
При этом 300 млн меняющихся в рамках разделения труда – крайний минимум! Лучше бы, конечно, миллиард или полтора. А кроме людей нужны и ресурсы, не на всякой территории всякий ресурс есть, приходится покупать извне…
Выход – практика СЭВ советских времён. То есть система межгосударственных торгово-обменных отношений, при которой стороны обмена дают друг другу гарантии не повышать цен без крайней необходимости. Но это требует добрососедства и порядочности, равноправия обеих сторон сделки.
Когда мы говорим о США или Европе – ни о добрососедстве, ни о простой человеческой порядочности, ни о равноправии речи быть не может.
Их экономики – модели колониального выкачивания, имеющие в работе с такими странами, как Венесуэла (да и Россия тоже) только два инструмента: шантаж и насилие.
Насилие (как в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии и т.п.) применяется там, где не срабатывает шантаж. А шантаж включает в себя угрозу насилием «как в Ираке-Сирии».
Либеральные правительства латиноамериканских банановых республик (как и наши) – оставили своим народам тяжёлое наследие. Схемы обменов сложены так, что содержат «закладки» самого эффективного шантажа и выкручивания рук неполноправному партнёру-рабу.
Всякая попытка хотя бы частичного выхода из колониальной модели обмена (когда в странах вечного лета миллионы голодают, потому что весь урожай «продан» на север уже на стадии сева!) – карается жесточайшим экономическим террором, обрушением всех обменных процессов, подрывом ключевых опор национальной экономики.
Хорошо знакомые с этим тихим, но очень жестоким колониальным разбоем, народы Латинской Америки принимают, как необходимость, большие экономические проблемы переходного периода: им не страшно, вырываясь из застенка, ободрать бока, им страшнее не вырваться из застенка.
Одно дело, если ты беден, но беден со всеми вместе, по-братски, и знаешь, что власти о тебе думают, учитывают тебя. И совсем другое – когда ты беден застойно, вычеркнут из списков живых, о тебе наверху и думать забыли, любые экономические успехи (типа нефтедолларов) тебя не касаются.
И вся твоя жизнь среди сверкающих реклам и наполненных витрин – лишь длительная агония, медленное умирание от накопления долгосрочной недостаточности в тканях жизни…
Люди периферийного капитализма насмотрелись вволю на изобилие за пуленепробиваемым стеклом. Они вдоволь насытились либеральными байками и выборными клоунадами, и знают туго: здесь они расходный материал, о них никто не думает, и они никому не нужны.
Оттого, вырвавшись из периферийного капитализма – например, под знаменем Кастро или Чавеса – люди проявляют большое упорство и высокую «толерантность» к бытовым неудобствам.
- Хрен с ним, что нет в продаже туалетной бумаги! – думают вчерашние обитатели трущоб – Главное, что нет больше и безнадёги! Лучше мы лопухом подотрёмся – зная, что нужны своей стране, чем пипифаксом на последние скудные гроши…
+++
Эта решимость похвальна – но имеет свои пределы, свою «усталость металла». Вечно жить в дезорганизованной среде обменов – не получится ни у кого. Временные трудности обязаны быть временными.
А для этого нужно остановить рост цен не произволом декретов, а диагностикой производственных линий (включая и иностранные их сегменты). Откуда прилетает к нам рост цен по цепи? Какая сволочь, ни с того, ни с сего, никем не спровоцированная – вдруг решила «жить лучше» за счёт других?!
На своей территории с такой сволочью разобраться проще (хотя в пост-советских бантустанах и с этим справится не могут – слишком с крупной сволочью повязаны политики). Что касается провокаторов на зарубежной территории, то тут нужен комплексный подход:
- Или импортозамещение, если оно возможно.
- Или вывод провокатора с рынка, с заменой его поставщиком-конкурентом, более покладистым.
- Или эффективные контр-санкции, ответ шантажом на шантаж.
- Или иные действия, устраняющие ПЕРВИЧНУЮ причину роста цен (например, прекращение этого национального позора – когда обменный курс валют не высчитывается рационально, согласно покупательной способности, а устанавливается в азарте и эмоциональном нагреве биржевой стихии).
+++
Приведу в качестве примера африканскую страну Гану. Гане в своё время навязали монопродукт – какао. Ничего, кроме какао, Гана не делала. При этом цены на какао устанавливались не в самой Гане, а на зарубежных биржевых площадках. Всё, что кушали, носили, всё чем живы были жители Ганы – всё завозилось извне, по ценам, установленным заграницей.
Каждое падение цен на какао где-нибудь в Лондоне (на который Гана никак влиять не могла) – выступало для жителей Ганы гуманитарной катастрофой.
Если у вас экономика такого типа – то нет смысла даже в честных выборах, нет смысла выбирать правительство (что доказал недавний опыт Греции). Народ Ганы не мог решать своей судьбы – судьбу его решали те, кто устанавливает цена на какао.
Попытайся народ Ганы вякнуть (или выбрать) что-то неугодное им – и его обожгут хлыстом до самых костей…
Конечно же, ни о каком контроле за ценами в магазинах или счетах за услуги – власти Ганы не могут и мечтать. Всё, кроме какао, ввозится извне, раз так – то или продавай по предложенным извне ценам, или откажутся подвозить.
Получается тупик колониальной экономики грабительского, компрадорского типа (очень хорошо знакомый пост-советским республикам-бантустанам): и жить не получается, и выйти из нежити невозможно: додушат до состояния полного трупа.
Экономическая несостоятельность системы-придатка рождает её социально-политическую несостоятельность, и наоборот: замкнутый круг!
+++
Конечно, выход из этого тупика ни для кого не будет ни простым, ни безболезненным. Высокие цены на нефть (или какако) на каком-то этапе могут подсластить горькую пилюлю самостановления, но не более того.
Общий закон жизни в том, что перевод примитивной системы в более развитую всегда сложен и тернист. Прост и короток только обратный путь: когда развитую систему низводят к примитиву. Человека из пелёнок до взрослости поднимают лет двадцать, как минимум – а убить его можно за секунду.
В нашей газете мы постоянно обсуждаем несовместимость развития, совершенствования с зоопатиями. Человек или хочет развиваться, совершенствоваться, созидать новое, более сложное, чем было – или же он хочет удовлетворения животности, свинского сна в луже.
Совместить мотивы развития и психическое состояние зоопатии невозможно: ибо строитель нового вынужден отдавать себя, гореть мега-проектом, а зоопат – ищет, что бы спереть с великих строек, и более ничем не заинтересован…
+++
У России-СССР есть все условия и возможности для рывка к самодостаточности и подлинной суверенности. Главное препятствие для нас в дряби пост-советизма – зоопатии, овладевшие массами. Нежелание обывателя даже пошевелиться – не то, что участвовать в великой стройке…
Не одолев этого вектора – мы не справимся ни с какими реформами, в том числе и с ограничением роста цен, снова и снова «пробивающих потолок» в распадающемся мирке зоопатов.
В.Л. Авагян
***
На этот раз Авагян меня разочаровал. В самом конце написано: “Нежелание обывателя даже пошевелиться – не то, что участвовать в великой стройке…”. Правильно, стрелочник всегда виноват!
Странный финиш статьи. На баррикады зовут, или мантулить на паразитов?
Обыватели – это о народе?
Призыв на баррикады логичен, кто кроме него? КТО недоволен сложившимся положением, таких нет, времена большевиков прошли, существующие структуры не будут ничего менять, все поделено, обывателя можно вытащить на баррикады но кто возглавит обывателя? Автор ясно говорит проблему завалят баблом( гуманитарная помощь), обыватель ничего не решает…, а демократия без рабства не существует, такая вот диалектика, нудная издевательская статья , системные проблемы решаются только революцией…,
Как всегда эмоционально и доходчиво. Но не совсем реализуемо и совсем непонятная правда, основаная на зловредах, которые ценой соседа выпячивают свою значимость. Такие есть, но не в них суть. Начну сначала:
1. Цена – это договор между продавцом и покупателем под присмотром эмитента денег. В лице государства. Только с целью вовлечь обоих в интересную для государства деятельность за деньги. Если не совсем получается, государство не отказывает себе в удовольствии заставить силой. Или нет? Если государство потеряло хватку, власть или заболело тотальным человеколюбием к лодырям и ворам, то этот пункт пропускаем. Но даже здесь не бывает черно-белого – лишь степень прессинга или разгильдяйства.
2. Люди, а в конечном счёте все зацикливается на человеке, соглашаются бросить интересное занятие и заняться неинтересным как скажут только из страха, что все поломают и интересных занятий не останется. Или за обещание дать время и ресурсов прокачать интересное потом. За деньги. И, очевидно, обманут. Поэтому каждый в своей мере пытается взять свое побыстрее и побольше. Если задавить такую инфляцию неденежными мотиваторами, то на выходе – итальянская забастовка. Неужели не помните последнее десятилетие советской власти?
3. Как это поломать? Кроме описаных, это работа с сознанием (школа в традициях Старика Хотабыча, когда владеть и распоряжаться редким и не совсем сейчас нужным лично – стыдно), реквизитами запасов того, что индивиду ну совсем без надобности (хоть и за компенсацию, но деньгами), денежной реформой. Впрочем, методов много, кто бы на них ни решился, но работать надо с предметом – человеком, который не хочет делать что скажут или чиновником, сабботирующим общественный полезно-денежный обмен.