Ярга-свастика при советской власти. Часть 2

1520 3

Продолжение рассказа об исследованиях советской научной мыслью ярги и свастики.  В этой части мы узнаем, какое место занимает крест с загнутыми концами в научных методах изучения археологических и народных культур России.

Часть 1

Исследование яргических знаков в коммунистическое время запрета

Спустя год после выхода статьи наркома Луначарского, которая явилась, по сути, запрещением русской ярги- свастики, выходит труд В.А. Городцова (1923) «Археология. Каменный период». В ней даётся общее представление о крючковатом кресте, сложившееся к тому времени в мировой науке: смыслы и значения; материки и земли, страны и наро­ды его распространения; время исторического бытования; некоторые особенности изображения ярг; значение свастики для исследования научных проблем и т.д. Самым важным в труде, не утратившим научное значение и по сей день, стало открытие и подробное описание яргических узоров на костя­ных скульптурах птиц с палеолитической  в Черниговской губернии.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/143391_html_m4bead82f_0.png

В этой связи весьма интересна оценка В.А. Городцовым изображения са­мой ярги:

…третья птица имеет… на задней плоскости брюшка — великолепно разработанный знак свастики, выве­денный в фигурах меандра. Разработка этого мистического знака доведена до изумительной виртуозности: видно, что мастер набил руку на производстве подобных фигур до совершенства. Ещё более изумительно то, что расположение концов свастики, согнутых  в форме концентрических спиралевидных ромбов, даёт формы креста, тесно связанного с свастикой, ромба и меандра, также связываемых некоторыми исследователями с свастическим знаком.

В другом своём труде, изданном несколько лет спустя под названием «Дако-сарматские религиозные элементы в рус­ском народном творчестве», В.А. Городцов раскрыл не толь­ко внешнюю красоту крестьянских узоров, насыщенных яргами. На примере северовеликорусской вышивки он первым определяет идею о смысле трёхчастных узоров с образом Рожаницы в середине. В них народный образ Бабы он срав­нивает с образом мирового древа, образом Верховной Боги­ни, а коней с яргами на спинах соотносит с прибогами.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/lot-106063453-1.jpg

Вычленив в работе понятие «элемент», В.А. Городцов, прежде всего уделяет внимание «прелест­нейшей свастике». Ярга, многократно показанная им в север­ных крестьянских узорах, занимает одно из ведущих мест в его работе. Она служит учёному образом, вобравшим в себя народные духовные ценности, общим знаком культуры сар­матов, даков и восточных славян 19-20 столетия. Знак пони­мается им в качестве характерного показателя индоевропей­ских культур. В.А. Городцов полагал, что в линейных узорах и, в частности, в свастиках скрывается ключ к проблеме происхождения «русских славян», к разъяснению их древнего Религиозного культа и к открытию, если не первородины, то той родины, из которой они выступили в пределы современной России. В представлении учёного крест с загнутыми концами выступает особым знаком всех арийских племён и народов, сохранившим своё древнее значение в крестьянских узорах. Исследование В.А. Городцова считается классическим трудом русского народоведения с позиции обоснования идеи Верховного начала у древних славян и использования метода этнических реконструкций и этнических атрибуций – родокультурного понимания, описания и восстановления.

Е.Н. Клетнова, профессор археологии, в своей работе «Символика народных украс Смоленского края» впервые ис­следовала крестьянские украсы (в т.ч. и яргу) в границах только одной местности – нескольких уездов Смоленщины. Она показала древнейшие пласты славянской культуры, ле­жащие в основе современной народной культуры Смоленщи­ны. При этом Е.Н. Клетнова подчеркнула, что «особенно вы­дающийся интерес представляют типы крюковых фигур уже известных в древнейших культурах Востока под названием “свастики”». Исследователь зна­чительно расширила перечень начертаний, включаемых в круг яргических знаков и дала им свои названия: «осложнён­ная» свастика; «расколонная» или «расколотая», свастика, середину которой образует ромб; «утратившая свои загибы расколотая свастика» — ромб со «свастически загнутыми отметами». Исследовательница рассматривала яргу как общую характерную черту народной культуры Смоленщины и мест­ной раннесредневековой археологической культуры.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/fght25434.png

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/fght254.png

Иллюстрация из работы Е.Н. Клетновой. Народные вышивки Смоленской губернии.

Смысл знака определяется в работе с опорой на его народ­ные названия в сравнении с занимаемым им положением в знаковых образах женских одежд. Е.Н. Клетнова считает сва­стику принадлежащей культуре славянских, иранских и дру­гих индоевропейских народов, с которыми смоленская ярга и узоры имеют непосредственную родовую связь. На примере смоленских украс Е.Н. Клетнова первой среди отечественных учёных выделяет наиважнейшую характеристику изображе­ния ярги: «С нею главным образом исполняются широкие узоры, но всегда она является вписанной обязательно в ромб: гладкий, гребенчатый, даже особого вида крюковой со свастически загнутыми отметами». На современных ей мате­риалах Клетнова показала самобытность и разнообразие яргических очертаний в народной культуре смолян, подчеркнув при этом связь первых с индоиранскими культурами. В труде Е.Н. Клетновой прослеживается дальнейшее обоснование взглядов В.И. Сизова о прямой связи археологической культуры ран­него Средневековья Смоленщины с существующей крестьян­ской культурой края.

В выпущенной в 1924 г. работе «Крестьянское искусство» В.С. Воронов рассматривает связь знакового содержания узоров в различных видах резьбы и росписи, вышивки и тка­чества. Изучение народного творчества учёный проводил на материалах своих многочисленных полевых исследований по Северным, Срединным, Поволжским и Уральским губерниям России, а также в музейных собраниях. Воронов полагал, что в основе узоров находятся те «иконографические элементы, художественное бытие которых уже исчисляется долгими ве­ками», причём многообразные и богатые значения их были «заложены в древнюю языческую пору». По его мнению, со­держание всего узорного русского крестьянского искусства принадлежит «к символической иллюстрации древних рели­гиозных начал народной жизни». При этом изобразительная сторона народного искусства свя­зывалась им с древними родноверческими культами. В ярге-кресте он видел родноверческое начало духовной, религиоз­ной жизни народа, которая как древнейший знак легко выде­ляется в крестьянском искусстве.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/IpSb3mkQifk.jpg https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/MSZkzJxM3Kc.jpg

Учёный допускает некоторое иновлияние на крестьянское искусство (особенно в годы правления Петра I и позже), но при этом утверждает незыблемость начертаний, изображений древнейших знамений, которые всегда присутствовали в кре­стьянских узорах. Его образное выражение по вопросу древ­ности ярги и иновлияния столь ярко, сколь и содержательно:

Отделив западный жбан и восточный кумган, мы остаёмся перед примитивной братиной, имеющей своим прототипом глиняный курганный сосуд, и фигурным скопкарем в форме водяной птицы, вещающем о древне-языческих религиозных празднествах и пиршествах. За букетом и гирляндой 18 в. сразу виднеется древнейшая свастика…

Итак, учёный относит яргу к знакам древнейшего времени. Оценивая историческую глубину основных знаков крестьянских узоров, включая и яргу, он определил несколь­ко тысячелетий непрерывного пребывания последней в народной культуре.

Изобразительной основой крестьянского искусства, в частности вышивки, В.С. Воронов считал линейные яргиче- ские образы:

В вышивке преобладают чистые геометриче­ские узоры, составляющие, видимо, более старый орнамен­тальный слой. Главным элементом их служит древнейший мотив свастики, усложнённый или раздробленный в бесчис­ленном множестве остроумных геометрических вариаций (так называемые “гребни”, “расковка”, “козыри”, “крылья” и пр.). На этом мотиве, как на основе, развёртывается художе­ственная изобретательность вышивальщиц.

В это же время свои исследования материальной культуры южновеликорусского населения Мещёры — глухих лесных и болотистых мест Северо-Востока Рязанской и прилегающих земель Владимирской и Тамбовской губерний проводит мос­ковский профессор Б.А. Куфтин. В своём знаменитом труде «Материальная культура русской Мещеры» (запрещённом, кстати, в те же годы) Куфтин в качестве важнейшей характеристики великорусской народности широко использовал соб­ственно яргу и яргические знаки, которыми были насыщены древние славянские одежды, а также предметы домашнего обихода крестьян Поочья.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj567.jpg

Яргические образования: 1 – яргические образования в Рязанских понёвах, д. Парахино Касимовского уезда. 20 в. [Куфтин Б.А., 1926, таб. V]; 2 – ярги-кони в материале для понёв крестьянок Мещёрского края. Кон. 19 – нач. 20 в. [Малинина М., 1927, рис. Б/н]

Основная задача его труда заключалась в описании материальной культуры и определе­нии древних родовых корней населения мещерской низмен­ности — Мещёры.

Б.А. Куфтин весьма ярко использовал яргу при решении вопроса установления древних славянских корней жителей Мещёры. Показывая вещные области бытования креста с за­гнутыми концами, древние способы тканья и вышивки, исто­рические и языковые данные, он с помощью этих характери­стик решил расовую принадлежность древних жителей Поочья. Исследователь разграничил научные понятия «татар-мишарей» и так называемых «мещеряков», считавшихся ра­нее финно-уграми, отнеся при этом последних к потомкам древних славян. Благодаря Куфтину образ вятичей-рязанцев — жителей Мещёры и образ ярги стали частями единого зна­ко-племенного понятия, где крест с загнутыми концами ока­зался родовым знаком жителей раннего Средневековья Ме­щёры. Ярга рассматривалась в нём как знак отражения ду­ховной родноверческой культуры народа. Выявленные Куфтиным народные наименования креста с загнутыми концами соединяли его образ с солнцем, конём и змеёй. Всеми после­дующими поколениями советских учёных и исследователей русской культуры этот труд был признан классическим про­изведением народоведения.

По материалам этнологических экспедиций в Брянской, Рязанской и Калужской губерниях в 20-х годах 20 в. классик русского народоведения Н.И. Лебедева выпустила несколько работ. Она часто использо­вала «прелестнейшую» яргу для характеристики явлений народной культуры, но при этом гораздо важнее, что её рабо­ты в силу своей основательности и теоретической глубины в изучении проблем народной культуры обеспечили «тылы», создавали запас прочности в обосновании древности и само­бытности русской народной культуры, тесно связанной с яргическими знаками. Собрания Н.И. Лебедевой вещей для му­зеев по Пензенской, Рязанской и другим областям, их описа­ния хранят огромный пласт научного материала по яргам, ко­торый до настоящего времени не введен в научный оборот. Материалы находятся в Рязанских областных музеях и архи­вах.

В книге «Происхождение креста», изданной в 1927 году, рассматриваются проблемы генезиса первообразов свастики, содержится важный материал о бытовании яргических знаков среди западных и восточных славян. Один из её авторов,А. Немоевский, приводит в ней ценнейшие обобщённые сви­детельства по распространению ярги у малорусов, моравов и поляков.

Попытка разделить яргу, на условно говоря, индоевропей­скую и «фашистско-антисемитскую» прослеживается в ста­тье Малой советской энциклопедии [МСЭ, т. 7. 1930, свасти­ка]. Это одна из редких работ, где были обозначены суще­ствовавшие в то время взгляды на происхождение первообра­за ярги.

Исследователь М. Макарченко в 1931 г. издал материалы обследования Софии Киевской. Из них видно, что в росписях собора древние мастера широко использовали яргу и яргические образы. Согласно результа­там скрупулёзного исследования, материал отделки собора был отнесен к местному производству, а стиль резьбы харак­теризовался как «начальный этап киевской пластики». В си­стеме средневекового убранства Софийского собора (датиру­ется 1037 г.), как и Десятинной церкви, отмечается особый приём – соединение мозаики и фресковой росписи. В соб­ственно византийских памятниках этот приём неизвестен. Следовательно, в архитектурном убранстве собора был помещён исконный на Руси яргический узор, выполненный местными мастерами.

Прошедшие во второй половине 20-х гг. 20 в. крупные научные собрания — Этнологические Совещания — были ознаменованы успехами русских учёных в теоретическом споре отстаивания исторической и культурной самобытности русской народной культуры. В докладах Совещания и в дру­гих материалах того времени получила дальнейшее развитие проблема яргических знаков. Знак ярги вычленяется как ха­рактерная особенность отдельных предметов крестьянской одежды: головных уборов Нижегородчины; понёв Рязанщи­ны. Однако после Второго Этнологического совещания в отношении народоведов и самого направления (исследова­ния русской истории и народной культуры) в целом были приняты жёсткие репрессивные меры (1930-1934 гг.). По ре­шению партии, изучение целого ряда тем русского народове­дения свертывалось, а управление исследованиями переводи­ли из Москвы в Ленинград. Самих же учёных расстреливали, ссылали, заключали в дома сумасшедших.

«Народоведение» переименовали в «этнографию». Ка­залось бы, этим погромом и закончилась эпоха изучения творчества русского народа. На долгие годы и наименование креста с загнутыми концами словом свастика, и его изобра­жения исчезли из тем научных исследований и изданий. За­прет наркома А.В. Луначарского вступил в полную силу.

Однако в истории науки есть направление исследования как своего рода исключение, где изучение ярги и свастики не прекращалось. В течение всего советского времени истории России-СССР усиленно изучалась мощная андроновская ар­хеологическая культурная общность, охватывающая просто­ры Сибири, Урала, Зауралья и другие районы. Историю её исследования можно выделить в самостоятельное направле­ние.

В этой связи необходимо отметить, что одновременно с первыми статьями (докладами) об андроновской культуре её постоянным спутником становится крест с загнутыми конца­ми и его разновидности. Несмотря на то, что большинство материалов по андроновцам издано в советское время, когда резко ограничивался показ ярги и яргических знаков, в них она приобрела неоспоримый статус яркого знака характеристики андроновской культуры, соотносимой с древнейшими ариями.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj5671.jpg

Андроновская культура. Свастика на сосу­дах 2 тыс. до н.э. (Кузьмина Е.Е., 1994, с. 410-452, рис. 19-24; Эп. бром, лес., 1987, с. 384, 386, рис. 105-17, 107- 24; Косарев М.Ф., 1964, с. 212 и др.)

Рассматривая развитие взглядов учёных по определению временных отрезков существования андроновской культуры, сравнение особенностей последней с культурами историче­ских (скифы, сарматы, савроматы, персы) и современных народов, мы видим, что значение узора (в т.ч. яргического) ставится на одно из первых мест, а в отдельных случаях он считается основным показателем того или иного вида архео­логической культуры при её соотнесении с культурой совре­менных народов.

Таким образом, андроновская археологическая общность как культура ариев-индоиранцев в настоящее время пред­ставляется учёными через совокупность характерных черт, где свастика со своими семейственными разновидностями занимает прочное место одного из её основных показателей.

«Хрущёвская оттепель» в конце 50 — начале 60 гг. 20 сто­летия сняла жёсткий запрет на изучение ярги и свастики, что, как следствие, расширило область изучения славянской исто­рико-культурной тематики.

В известных трудах академика Б.А. Рыбакова ярга счита­ется характерным знаком народности в протославянской, праславянской и древнерусской культурах. Следует отметить, что в силу известных причин того времени Б.А. Рыбаков не уделял много внима­ния изучению ярги, однако, с 1950 гг. он предоставляет ши­рокий простор своим последователям и ученикам в освеще­нии этой темы.

Впечатляющая картина распространения ярги и других древнейших знаков в средневековой культуре славяно-руссов представлена в монографии А.Л. Монгайта, посвящённой ис­тории Рязанской земли, летописному племени вятичей. В ней делается вывод о том, что знаки гончарных клейм древних славянских мастеров, проставляемые на днищах глиняных изделий, сходны на гигантских пространствах славянских зе­мель, и к тому же «все эти круги, колёса, свастики, кресты связаны с солнечным культом».

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/_zk5R7aLO0I_0.jpg https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/k1wTZgba5nc.jpg

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/PfTVDCEx5h8.jpg

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/043EIn92X60.jpg

А.А. Мансуров показал среди прорисей знаков-мет начерта­ния яргических знаков, проставленных рязанскими крестья­нами ещё в начале 20 в. на своих угодьях. Обсуждая смыслы рязанских знаков, исследователи отметили их первоначаль­ное обрядовое значение.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj56711.jpg

Шиферные пряслица с яргой и яргическими знаками: 1а - общий вид, 1б – прорисовка. Русичи, вятичи. 11-13 вв. Рязанская обл. Пронский р-н д. Студенец; 2 - с. Савинская Слобода, г.Звенигород, Московская обл. Вятичи.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj567111.jpg

Яргические клейма на днищах горшков: 1, 2 – с Рославля Рязанского. 12-13 вв. Вятичи; 3 – старо-рязанское клеймо. 13 в.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj5671111.jpg

Перстни вятичей с яргическими знаками, 12-13 вв.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj56711112.jpg

Обереги невесты.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj56712.jpg

Шерстяная лента головного убора с яргой и ярг-знаком. Раскопки курганов близ с. Никольское Пушкинского р-на Московской обл. 12-13 вв.

При этом учёные не связывали явление рязанской ярги с какими-либо заимство­ваниями из культур других народов.

В послевоенных исследованиях продолжает развиваться идея особого положения и значения свастики в древних куль­турах, её принадлежность арийским племенам и народам. Так, Э.И. Соломоник считал широкое распространение ярги среди разных народов явлением заимствования. Он исходил из идеи распространения знака от одного народа, одной ар­хеологической культуры к другой, соотнося рассматривае­мую культуру с культурными достижениями древних ариев и их потомков.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj5671222.jpg

Прорись яргических знаков на скифо-сарматских зерка­лах (по Э.И. Соломонику): 1, 2, 3, 4, 16 – Прикубанье; 3, 11 – Крым; 4, 8, 15 – Приднепровье; 8, 12 – Поволжье; 9 – Херсонес; 10 – Танаис; 17 – Ольвия.

В 1960 г. появляется одна из первых советских работ, пол­ностью посвященная смыслам знаков культов небесных све­тил в Древней Руси [Даркевич В.П., 1960]. Её сочинитель В.П. Даркевич сразу же подчеркнул отсутствие научной ли­тературы по проблеме ярги у восточных славян. Рассматри­вая крючковатый крест и другие солнечные знаки, учёный ни словом, ни мыслью не подверг сомнению положительное значение ярги и не вложил чего-либо отрицательного в её смысл, хотя для поколения В.П. Даркевича и его научных ре­дакторов Великая Отечественная война 1941—1945 гг. оста­лась вечно живой по своим страшным результатам.

Тем не менее, сознание современников не связывало ужа­сы войны со знаком ярги. Ярга наряду с другими знаками – крестом, кругом, колесом – выступает явлением «настолько устойчивым, что в качестве декоративных элементов сохра­нилась в народных узорах (резьба по дереву, вышивка) до наших дней». Учёный под­чёркивает продолжающее бытование ярги-креста в русской народной культуре во второй половине 20 в.

В.П. Даркевич считал «прямолинейные» и «криволинейные» ярги повсе­местно распространёнными в Древней Руси в значении огня и солнца. Им была составлена таблица народно­православных знаков небесных светил, встречающихся в средневековых русских украшениях, где широко представле­ны и яргические образы. Яргу и её разновидности Даркевич относил к древним начертаниям, присущим духовной куль­туре родноверческого мировоззрения русичей и дошедшим до современности в неизменных видах в русской народной культуре. Таким образом, работа В.П. Даркевича оконча­тельно выводит тему ярги-креста из тридцатилетнего теоре­тического забвения, открывая научную дорогу для её даль­нейших исследований.

В 1963 г. был издан труд С.В. Иванова «Орнамент народов Сибири как исторический источник», в котором были пред­ложены методологические подходы к изучению народного узора, представлено значительное количество изображений узорочья, показана ярга народов Сибири, рассмотрен значи­тельный материал по узорам восточных славян. По его мне­нию, сибирские народы свастику унаследовали от скифов.

Труд С.В. Иванова прочно закрепил значение исследования узоров как основных показателей древности народной куль­туры. Узор, по мнению исследователя, просвечивает культу­ру через века и тысячелетия, являясь связующим звеном раз­новременных культурных пластов народной истории.

В дальнейшем Н.В. Рындина (1963), А.К. Амброз (1966), Ильинская В.А. (1966), А.И. Мелюкова (1976), Т.В. Равдина (1978), Л.Д. Побаль (1979), Я.Г. Зверуга (1975; 1989), Г.В. Шгыхов (1978), А.Р. Митрофанов (1978), В.В. Седов (1982), Б.А. Рыбаков (1981; 1988), И.В. Дубов (1990), П.Ф. Лысенко (1991), М.М. Седова (1981), И.К. Фролов постоянно упоми­нают в своих исследованиях этот знак: пишут о нём, издают его изображения, но, к сожалению, очень редко поясняют его смысловое значение.

Материалы по ярге включаются в труд советских ученых АН СССР «Русские». Крючковатый крест в нём связывается с древнейшими проявлениями русской народной культуры. Однако при этом необоснованно излага­ются мысли о влиянии финно-угров на появление ярги у рус­ских. Со времён В.В. Стасова это становится своеобразной нормой в трактовке тематики ярги, своего рода навязчивой идей. Как только изложение материала доходит до описания явления яргических знаков в русской культуре, у отдельных исследователей тут же появляется необоснованная оговорка: заимствован от финнов, балтов, угров, греков и т. д. Подоб­ные необоснованные оговорки прослеживаются и в совре­менных статьях.

В советское время продолжается развитие темы взаимо­связей и взаимовлияний, а также многообразия свастических изображений звериного стиля в материальной культуре скифских и фракийских племён, родокультурно связанных с арийским наследием. Яргообразные скифские бляхи звериного стиля близкородственны фракийским изделиям этого вре­мени. Соседние народы, скифы и фракийцы, имели длитель­ные тесные контакты в материальной и духовной культуре.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj567124.jpg

 

Яргические знаки у скифов и фракийцев. Скифские «свастикообразные бляхи» звериного стиля из царских курганов Се­верного Причерноморья: 1 – Ольвия; 2 – курган Козёл; 3 – курган 8 у с. Волковцы; 4 – Краснокутский курган. 4 в. до н. э.; 5-12 – четырёх- и трёхголовые яргические бляхи конского снаряжения звериного стиля из фракийских земель фракийских мастеров. Сер. 1 тыс. до н. э.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/djtWuilD5JM.jpg https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/_GkK7J0y-cI.jpg

К событиям выдающегося значения для истории изучения ярги относятся результаты раскопок Н.В. Рындиной новго­родской ювелирной мастерской 13-15 вв. Здесь найдено большое количество перстней с образцовыми яргами, свидетельствующее об их массовом производстве.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj5671243.jpg

 

Вещи новгородских словен с яргическими знаками: 1 – пряжка. 13 в.; 2-перстень новгород­ского типа. 13-14 вв.; 3 – ключ 10-13 в.; 4 – булавка. Кон. 12 в.; 5 – яргический узор растительного вида. Ярославль. Церковь Тихвинской иконы Божьей матери. Деталь изразцового украшения на стене притвора. Нач. 1690-х гг., 6 – бляшка. Сарское городище. 10-11 вв.; 7- яргические трёхначальные знаки в трёхчастной структуре узо­ров женского головного убора. Погребение в Борисоглебском соборе. Новгород, кон. 12 в; 8,9 – нашивные бляхи из бронзы с узором трехногого яргического знака растительного вида. 10-13 вв.; 10 – перстень с образцовой яргой. Бронза. 11-13 вв.; 11 – перстень с со сложным ярг-знаком. 11-12 вв. Словене. Озеро Ильмень, д. Коростынь, Шимского р-на Новгородской обл.; 12 – ярг-знак, вписанный в сред окрестив. Черты 11 в. в южном нефе Софии Новгородской; 13-15 – новгородские кресты с яргой в се­редине.

Задолго до открытия Н.В. Рындиной археологи постоянно находили при раскопках курганов и могильников в разных районах России перстни с идентичными яргами и другие ве­щи. С первых находок таких перстней их тип был определён как новгородский. Их изображения постоянно из­давались.

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/jwfD7qShkAE.jpg

Таким образом, после так называемой оттепели 1960-х продолжается в народоведении (этнографии, искусствоведе­нии, ДПИ и др.) дальнейшая разработка идей и методов ис­следования народной культуры, намеченных в 1920 гг., где ярга и её разновидности служат неизменным средством иден­тичности культурных образований различного уровня (уезда, края, области) русского народа. В эти годы Л.А. Кожевнико­ва, И.П. Работнова и др. исследуют народное тканьё и вы­шивку на огромных просторах Русского Севера. Неутомимый полевой исследователь и живописец Кожевникова общается с русскими рукодельницами, которые сохранили многовековые искони предков. Изучая узорочья Тотемского-Никольского края Вологодчины она установила, что их основой являются «ромбы, свастика и их производные».

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj5671243%D0%B2.jpg https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dgyjhj5671243%D0%B2s.jpg

Народное тканьё и вышивка Русского Севера: 1 – об­рядовая ширинка. Браное тканьё, вышивка, плетение на коклюшках. Нач. 20 в. д. Мякиницино, Верхнее-Важский сельсовет Великоустюг- ский p-он. Музей г. Тоймы; 2 – полотенце праздничное с крупными лопастными косыми яргами. Кон. 19 – нач. 20 в. Сольвычегодск.

Исследуя вышивки у северновеликорусов, проживающих в бассейне северных рек Пинеги и Мезени, она также устанавливает своеобычность народного узорочья, что «мотивы браного орнамента на Пинеге и Мезени представ­ляют собой производные от ромба и "свастики" в самых раз­личных и причудливых вариантах, со множеством зубцов и ответвлений». Через десятки лет эту основополагающую позицию уточняет С.И. Дмитриева. По её мнению, исконными единичными узо­рами тканья на Мезени выступают «ромб и свастика во все­возможных комбинациях».

В 70-е гг. 20-го столетия в диссертации И.И. Шангиной исследуется линейный узор вышивки и ткачества 19 в. кре­стьянского населения Тверской губернии. Она установила, что состав узоров вышивки полотенец однообразен, основ­ными знаками в нём считаются ромбы, свастики, розетки и изображения, возникшие на основе сочетания роговидных отростков, трезубцев, Т-образов, завитков. При этом исследовательница отметила устойчи­вое расположение ярг в середине ромбов, которые, по её мнению, бывают «простыми и разветвлёнными».

https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/BWUOGJtLTSo.jpg https://www.kramola.info/sites/default/files/any_images/dPCk4kVacyI.jpg

Слева: концы русского тканного полотенца, сшитые в салфеточку. Бранное ткачество, лен, красно-белые нитки. Справа – русские полотенца.

Обобщая характер расположения всех описанных узо­ров, — ромбов, свастик, S-образов, — она обратила внимание на то, что здесь нет ничего необычного и что «описанный ромбический орнамент был характерен не только для вышив­ки Тверской губернии, но и вообще для большинства районов расселения русских». Заключе­ние И.И. Шангиной о естественности выделенных ею основ­ных знаков (в т. ч. ярги) для большинства русских впервые в послевоенное время сделано на обобщении столь источнико­ведчески значимого материала Русского Севера, который находится в бесценных собраниях Российского этнографиче­ского музея. Существенно, что результатом работы стал вы­вод о единой древней узорной основе культур земель северо- и средневеликорусов.

Фрагменты книги "Ярга-крест и свастика: народная исконь в науке" П. И. Кутенков, А. Г. Резунков

 Часть 1

]]>< ![CDATA[]]>Самый большой альбом с фотографиями главного Солнечного символа< ![CDATA[]]>]]>

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
3 Комментария » Оставить комментарий
  • 1365 919

    “`З Д Р А В С Т В У Й Т Е!“`

    НЕ надо Идеологическо-ЛЖЕ прапогандических “ВЕРЕЩАНИЙ”!

    Значит ТАК…
    ` ` ` ` ` ` `
    Свастика – НЕ является плохими знаком-символом!
    Свастика – НЕ несёт “в-себе”(собою)что-то отрицательное!
    Свастика – НЕ олицетворяет собою что-то плохое(Наоборот)!
    ` ` ` ` `
    ПОРА этот Символ – Свастику – Реабилитировать!
    ПОРА Свастику Очистить от…наследия фашизма!
    ПОРА Свастике ВЕРНУТЬ Историческое Значение!
    ПОРА Свастику ПРЕКРАТИТЬ считать Символом зла!
    * Свастика – Древнейший Символ Жизни и Благополучия!!!

    —> ТАТУировка Свастики – это Уважение к Солнцу!
    —> ТАТУировка Свастики – ДОЛЖНА быть Законом ДОПУСТИМА!
    —> ТАТУировку Свастики НОСЯЩИЕ – Значение Её Помнящие!!!
    ““““““““““““
    ОБРАЩЕНИЕ:
    ,,ВСЕ противники Свастики(как фашистского символа)- ДОЛЖНЫ
    Осознать,что Свастика БЫЛА УКРАДЕНА фашистскими ИЗВЕРГАМИ,
    но Сама-по-Себе – Она НЕ несёт отрицательного значения!ПОЭТОМУ -
    Пожалуйста,НЕ “верещите”(ЛЖЕ-патриотически…),как в адрес
    Свастики,так и в адрес Тех,кто Её Уважают и Поддерживают”!
    “““““““““““
    С В А С Т И К А – это Символ Добра и Мира!!! – Именно Так!
    - – - – - – - –
    Ничего ни к кому личного,так – мысли мимо ПРОХОДЯЩЕГО…
    * Хорошего Вам(ВСЕМ…)настроения! – Благодарю.
    = = = = =
    С уважением – Валерий Бондарик.
    Эдмонтон. Канада. 01-07-18.

  • 509 309

    Малоразвитые в вопросах символик процветают на высоких постах. А адепты символизма удовлетворяются без пользы для Отечества абстракциями. Этакая интеллектуальная мастурбация.
    Импотенты духа.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)