Ставка на Черное
Турция — одна из немногих стран черноморского региона, которая заинтересована в строгом и точном соблюдении Конвенции Монтрё.
В последнее время турецкая сторона продвигает тезис о том, что Россия и Турция, должны взять на себя ответственность, за происходящие в Черном море, на правах держав-наследников великих империй.
В реальности Турция не хочет усиления военно-морского присутствия НАТО в Черном море за счет усиления других черноморских членов альянса (Румыния, Болгария), или за счет усиления симпатизирующих НАТО черноморских стран (Украина, Грузия). Турция просто хочет с помощью НАТО увеличить свои военно-морские возможности в Черном море, поскольку в последнее время в регионе произошли огромные изменения. И ключевое событие произошло в январе 2017 г., когда ракетный полк с новейшей системой ПВО С-400 «Триумф» заступил на боевое дежурство в Крыму.
За последние 2,5 года Россия на территории полуострова развернула мощную группировку войск, на боевое дежурство заступили береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал», подводные лодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». Только за 2015 г. Черноморский флот получил более 200 единиц новой техники, в том числе порядка 40 судов и кораблей. Морская авиация Черноморского флота пополнилась примерно на 30 единиц самолетов Су-30СМ и беспилотников. А в распоряжение береговых частей было передано около 140 машин автобронетанковой техники (по состоянию на май 2016 года в состав Черноморского флота РФ входило 277 кораблей и судов, из них боевых кораблей — 49).
Все это не может не тревожить Турцию (даже после нормализации отношении с Россией). В последние годы Турция имела и имеет серьезные проблемы с ведущими членами НАТО (в частности с США и с Германией), что отрицательно повлияло на состояние военно-морских сил Турции.
Турция заинтересована в соблюдении Конвенции Монтрё, чтобы военные корабли нечерноморских стран не нарушали ограниченный срок (21 день) пребывания в Чёрном море и тоннаж, что вызвало бы резкое недовольство России, с которой Турция стремится улучшить свои отношения. Одновременно Турция, призывая НАТО усилить свое военное присутствие в Черном море, фактически призывает нарастить свое военно-морское присутствие (например, чтобы США предоставили фрегаты, а Германия – подводные лодки). Турция боится превращения Чёрного моря в «российское озеро» и хочет сохранить не только своё лицо, но и право решающего голоса.