«Тройственный Союз» на Ближнем Востоке
Если бы Россия не вмешалась в сирийский конфликт, судьба Ближнего Востока была бы незавидной. Волна экстремизма и гражданских войн под режиссурой Запада продолжила бы накрывать близлежащие государства. Вслед за Сирией пал бы Иран, потом – страны Каспийского региона. После эта волна захлестнула бы Северный Кавказ. Россия эффективно остановила эту угрозу на дальних рубежах.
Государства Ближнего Востока это понимали, потому Турция и Иран не видели другого выхода, кроме как объединиться с Москвой и предотвратить вполне реальные угрозы. Ведь обстановка существенно изменилась: США уже не нужны дешевые источники энергоресурсов стран Ближнего Востока – они научились добывать их сами. Однако теперь все обладатели нефти и газа стали конкурентами американских добытчиков-сланцевиков, потому их желательно ликвидировать. А потому глобальная стратегия Штатов на Ближнем Востоке осталась прежней.
Совместная военная операция Москвы и Дамаска позволила уничтожить или вытеснить группировки террористов из Сирии, а подключение к мирному урегулированию Ирана и Турции в значительной мере лишило США поля для маневра. Однако просто уходить из региона, где у них есть интересы, Соединенные Штаты не любят, тем более их цели не достигнуты.
Американцы хорошо усвоили принцип "разделяй и властвуй" – именно его пытались применить к Сирии, но процессу помешала Россия. Но Вашингтон не отказался от этого плана – его работа по созданию на севере Сирии структур, которые будут автономны от Дамаска – один из шагов к расчленению страны. И сейчас Москве, Анкаре, Тегерану и Дамаску вслед за военным урегулированием предстоит не менее сложный этап – политический.
Договоренности РФ, Турции и Ирана подразумевают, что стороны сосредоточатся на обеспечении долгосрочной нормализации в Сирии, прежде всего - на содействии обустройству страны в постконфликтный период. Расписаны конкретные задачи – от организации диалога Дамаска с оппозицией до восстановления разрушенной инфраструктуры страны. Владимир Путин назвал этот процесс "большой работой".
США же по-прежнему видят будущее Сирии в ее расчленении, чтобы повторно "зажечь" Ближний Восток под предлогом "революционного перехода к демократии". Потому выбор у многих государств сейчас невелик – мыслить здраво и поддерживать силы, выступающие за стабильность, или пасть жертвой хаоса войны. Насколько российские востоковеды и дипломаты смогут донести эту несложную альтернативу до потенциальных партнеров – покажет время.