Школьники готовы убивать: кто виноват?
Россия столкнулась с прежде невиданным явлением – вооружённой агрессией учащихся .
В башкирском городе Стерлитамак 18 апреля девятиклассник напал с ножом на сверстников и учительницу информатики, а затем поджёг класс и попытался убить себя. Учительница ценой собственного здоровьязащитила детей и в итоге попала в реанимацию; там же оказались ещё двое школьников и сам нападавший.
История в Стерлитамаке стала шестой в ряду российских школьных вооружённых нападений после Одинцово, Ивантеевки, Перми, Улан-Удэ и Шадринска.
СМИ уже окрестили эти трагедии «российским колумбайном» по аналогии с произошедшей в одноименной американской школе трагедией двадцатилетней давности, когда двумя школьниками было ранено 37 человек, из которых погибло 13.
При обсуждении трагедии в Стерлитамаке в СМИ уже прозвучали призывы ввести в стране должность школьного уполномоченного по правам ребёнка для того, чтобы он следил за учениками в социальных сетях и вовремя принимал меры.
Попытки объяснить её причину пошли изначально по самому лёгкому пути: мол, всё произошло оттого, что нападавший учился в коррекционном классе и имел проблемы с умственным развитием, но это не отражает всей картины.
Причина отставания развития у школьника заключалась в выраженном нарушении слуха, когда человек не слышит всего происходящего вокруг него и, по определению, не может составить о нём полного представления. Не будучи виновным в своём недуге, он терпел насмешки и издевательства сверстников, что, закономерно, могло вызывать у него агрессию. Но это – всего лишь контекст, а причину превращения человеческого страдания в жажду убийства ещё предстоит понять.
СМИ, которые окрестили школьные убийства «русским колумбайном», придали зверскому преступлению романтический флёр и создали новый социальный субъект – «колоумбайнеров». Для слабого в том или ином отношении подростка стать одним из них – убийственная (в прямом смысле) слава и долгожданное решение затянувшегося конфликта с окружающими.
В мире произошло уже 15 случаев подражания жестокости «колумбайна» - в основном в США, один в Южной Корееи шесть из них– в России.
По информации СМИ, сенатор ЕленаМизулиназаявила Генеральному прокурору Юрию Чайке 18 апреля после происшествия в Стерлитамаке, что ещё 10 апреля направила ему справку о том, что к «годовщине Колумбайна» в России может произойти ряд аналогичных преступлений в российских школах.
Но в чём тогда выражаются полномочия членов Совета Федерации, если они не позволяют своевременно дать нужный ход столь серьёзному документу, а не докладывать о нём генпрокурору уже после свершившегося преступления? И почему нельзя было сообщить о такой страшной перспективе более оперативно и непублично, вне внимания СМИ?
Теперь, благодаря громкому заявлению,журналисты широко распространили эту информацию, и всем, кто даже никогда об этом не слышал,сразу стало ясно, что в мире есть некий страшный «колумбайн», годовщина которого уже приближается, и есть конкретная дата, и сказано, что в России у этого преступления есть последователи, которые намерены кровью школьников отметить этот день.
В итоге получилась короткая и эффективная,ударная информационная кампания, в результате которой произошла актуализация в массовом сознании темы «колумбайна» и его своеобразная легализация.
При ближайшем рассмотрении, у этой кампании есть даже свой конкретный изначальный старт: в феврале 2016 года крупные группы в социальных сетях начали активно продвигать мемы(символы, картинки) с американскими школьниками-убийцами Клиболдом и Харрисом, что вызвало всплеск интереса к теме. А уже в сентябре 2017 г. в России произошло первое убийство в подмосковной школе в Одинцово.
По оценкам журналистов, в социальных сетях сейчас не меньше 30 тысяч «колумбайнеров», около 10 групп ВК, с численностью 3-4 тысячи человек в каждой, а также инстаграм, форумы и пр.
На основании этого нужно вести речь о созданной в социальных сетях на почве событий двадцатилетней давности новой молодёжной субкультуре, которая дальнейшем будет всё более активно взращиваться и искусно направляться.
Чтобы противостоять этому, нужно понимать суть происходящих процессов и грамотно искоренять их причины. Похоже, что это сейчас обществу как раз пока не силам: звучащие призывы ввести школьных уполномоченных по детям и усилить контроль над социальными сетями – это лишь борьба с последствиями и свидетельство некомпетентности; на этом этапе нужно работать с глубинными причинами.
Если у молодёжи нет собственных правильных идеалов, её легко обмануть ложными образцами.
Если у школьников нет точек приложения возрастной активности, и отсутствует возможность для реализации стремления к справедливости – они найдут в «бездонном интернете» эрзац-замену.
Если подростку некому рассказать о своих тревогах, неуюте и одиночестве – его совсем просто подтолкнуть к ложной лёгкости преступного шага, когда одним ударом можно «решить всё».
Как мы можем этому противостоять?
В настоящее время у нас в семье, школе и государстве уничтожена иерархия отношений: младшие больше не уважают старших, школьники ни во что не ставят педагогов, граждане не ценят государство.
Полномасштабное патриотическое воспитание детей по факту отсутствует, воспитание детей в школе отменено, педагоги унижены,бесплатные кружки и секции уничтожены.
Институт семьи в России основательно разрушен ювенальными технологиями, авторитет полноценной семьи в обществе нивелирован, родители бесправны, отобрание детей как наказание за нелояльность конкретному чиновнику или работнику или просто для отчётности стало общей практикой.
Это – фатальные изменения общества, которыев конце концов угрожают нашей национальной идентичности.
Психологи, занимающиеся семейным консультированием, знают, что проблемы ребёнка, с которыми семья обратилась к специалисту – это всегда лишь симптом неблагополучия самой семьи.
И как бы специалист ни старался «переделать» ребёнка, ничего у него не выйдет, пока сама семья не захочет избавиться от своих ошибок, не вернётся к правильному пониманию своей жизни, не осознает ценность своих близких и счастье каждого дня пребывания с ними. И никакой «школьный уполномоченный» не сможет заменить близкого человека и не подарит любовь и ласку.
Ни в одном в государстве никогда не возникнет ужасных «колумбайнов», если оно сделает защиту семьи, а не отдельных её членов, главным направлением своей политики, если оно наконец-то озаботится нравственностью своих детей, а также организует им нормальную учёбу, обеспечит полезную и доступную занятость вне учёбы и сделает всё, чтобы их семьям не пришлось в изматывающей борьбе за кусок хлеба вынужденно оставлять детей одних в тот самый момент, когда им особенно одиноко и бесприютно.
Государство должно, наконец, вспомнить о нравственности как о единственном защитном механизме нации – чем быстрее мы вернём её в наше правовое и общественное пространство, тем больше у нас будет шансов уцелеть.
Людмила Рябиченко, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS»
Поделиться:
Записи на схожие темы
Лучше раздувайте тему свалок и погибших в ТРЦ. А это можно было бы и не освещать в СМИ. Но у нас, наоборот, тему Шурыгиной на первый канал и полгода об этом говорить.
ну так дурной пример заразителен,когда моска нема.
да и мальчики эти наверняка определённой нации – скупердяев.
не хотят баб в рестораны водить?
виновата либерализация законодательства и его применения.
чё-то Ап и Дума не собираются его ужесточать. А других вариантов нет.
Других вариантов чего?
Нас воспитывала школа. родители и двор! Этих школьников воспитывает интернет, а он ну, что забор можно делать группы смерти, можно жить в виртуальном мире и всех совершенно безнаказанно убивать и тебе за это ничего не будет. Вот иногда игра и переходит в реальность. Так что это только начало проблемы и это только цветочки, ягодки впереди.
Все всё правильно написали, однако далеко не все знают, что нашими детьми лет уже как 7 плотно занимаются на предмет формирования криминального мировоззрения. Через старших товарищей, друзей и знакомых, во дворах и школах идет незаметная накачка особого мировоззрения, особой романтики. Идет формирование модели поведения и модели мышления. Так было в 80х и это сыграло свою решающую роль в 90х. Так происходит сейчас и может рвануть лет через 5 – 10. Почему-то на это не обращают внимания, а это крайне важно. Важно !!!
Есть такое наблюдение…причем общемировое.Как только слабнет государство,наружу вылезает “мерзость”.Яркий пример-это 1989 год,Чикатило.Помимо него зафиксировано еще несколько подобных,но не таких ярких.То что вы не слышите,люди, о происходящем сегодня,абсолютно не означает что этого нет.А у меня одноклассник-мент. Там от души вообще ничего нет.Раз в 2-3 года встречаемся,хватает его рассказов с лихвой,я вас уверяю.
Хочу продемонстрировать на примере…ДЕТИ ОДНИ.Они не понимают до конца что произошло.Что-то от “дедов” внутри “агрессивно повякивает”,но “отца нет”.За что уважать….Уважения и нет.За что уважать “обманутого дольщика”…
-Ты мне поле скажи
-Это кто-же меня обездолил
-Кто похитил надежды последнюю нить
-Промолчало в ответ бесконечное русское поле
-Потому что поля не умеют вообще говорить.
ЭТО видно.НАС нужно убивать.Если совсем по-честному…Люди,которые безропотно отдали труд предков,ВЫСОЧАЙШЕГО УРОВНЯ,без боя вообще.И сейчас,находясь в дебильном анабиозе, кричат что-то царю,о чем-то молят…и…эзотерика.”Русское поле скажи,как жить-то”.Дел не будет.Есть “укрохохлы”…Над ними проведены манипуляции сознания.Это всем разумным видно.Над 70% посетителями ЯП проведены подобные эксперименты.Направленность другая,а эффект похожий.Идиократия.Нах…такое наблюдать…Как больное животное.Только заболевшее животное уважало отца и деда,а теперь его уважать никто не собирается…При больном животном все труды и войны,отцов и дедов спиз.ло 2 еврея из общества “Память”.С какой стати детям перенимать опыт “долб..ба”…Проще послать нах…дряблое и телом и мозгом существо.Все что мы видим-это результат “моя хата с краю”.И это далеко не последний “шокирующий факт” для слепого нарцисса.Проще создать “города престарелых”,кормить,платить за ухаживание…еще что-то,чем в мозг юного русского впускать “мерзость”,за которую вы хватаетесь,перед “подыхаловом”.
Вы только одного Чекатило знаете. Всегда были и будут маньяки. Это не зависит от социального строя, только благодаря свободе слова 90-х годов нам стало известно о их существовании, но постепенно нам становится опять всё менее известно, что на самом деле творится вокруг.
Потрясающе.Весь мой коммент выше,это о маньяках,правда…Специально же написали подобное.”да-да-да”,но “нет-нет-нет”.Это что за комммент…Претензия на “философские выеб.ны”.Ужасно выглядит.Либо не отвечайте вообще,либо не позорьтесь.И последнее..Павл-это Савл? Манеру узнаю,а…”едкости” нет.Мне лень перечитывать комменты.Неохота.Неужели опять ты…
Ну если Вы мне советуете, то я тоже дам ответный совет. Не пишите, не позорьтесь. А то прикинулись наркоманом и вдруг протрезвели на обижинке.
:))).Корректнее писать на “обижухе”.Это ближе к “понятиям” и более “обидно” :).Это…бл.ть,как детский лепет.Попозже я вам продемонстрирую,как нужно.Вот это все ваше “убогое творчество”-это к СБ-груп.Ты в начале пути :).Даже Степаныч лучше.Хуже оскорбления представить сложно:).
хуже-лучше понятие относительное
:).Чистая троллятина.Правильно делаешь все :).
Павел, был еще людоед Джумангалиев. ОН придет к Вам ночью попробовать Вас на вкус. Ам!
Если бы в России было бы оружие в свободном доступе в наших школах насилия было бы в разы больше чем в Америке.
Наша школа один сплошной стресс.У детей, учителей и у родителей.У меня у самой часто возникает желание бежать жаловаться на школу в разные инстанции, а 15 летний ребенок, что может сделать? Ради чего мы тратим кучу нервов?