“Шестичасовая война” может стать началом “конца” Израиля
Первые шесть часов падения Израиля – так можно обобщить первые выводы, к которым приходят военные аналитики в разных странах, обсуждая исход боя 10 февраля между израильскими ВВС и сирийскими ПВО
Сбили самолёт. Но что важнее – и ракеты
Бесспорно одно: сирийские ПВО сбили израильский F-16. Это стало первой воздушной победой над Израилем с 1986 года. Впрочем, историю практически безраздельного господства израильской авиации в небе Ближнего Востока можно продлить и до 1973 года, когда в "Войне Судного дня" еврейские лётчики показали своё подавляющее превосходство над арабскими. Они потеряли до 140 самолётов и вертолётов, обменяв их на, примерно, 400 машин арабских стран. Правда, победа Израилю далась тяжело, прежде всего, из-за неожиданно высокой эффективности, которую показали арабские противовоздушные силы. Кое-кто определял это даже как "затрещину", по получении которой Тель-Авив сменил парадигму своего существования, начав политику поиска надёжного мира с арабскими соседями.
Ещё одну "затрещину" Израиль получил 10 февраля 2018 года. И снова – от ПВО.
Военные аналитики, прочем, больше выделяют в этом столкновении не факт поражения самолёта – рано или поздно это должно было произойти. Их внимание больше привлекло то, что из боевых донесений явствуют очень серьёзные потери израильской авиации в новейших крылатых ракетах. До сих пор именно ракеты "воздух-земля" больше всего досаждали сирийцам. Запущенные из воздушного пространства Ливана они становились главным поражающим и безнаказанным инструментом воздушного террора, который развернул Израиль против всего, что считал элементами инфраструктуры иранских сил и проиранской организации "Хизбалла".
Теперь же при отражении массированного удара крылатых ракет сирийцы смогли перехватить и уничтожить 19 из 26 целей. Эффективность – 0,73, что представляется высоким показателем, хотя и несколько умозрительным: мы не знаем ни количества назначенных воздействий, ни величину реального и предотвращённого ущерба.
Но если этот показатель считать коэффициентом наказуемости средств воздушного нападения СВН, то, как видим, безнаказанными осталась только четверть СВН. А это означает, что ни один воинский начальник в здравом уме не пошлёт на противника самолёты при гарантии, что три четверти из них не вернутся.
Первое геополитическое следствие. И все остальные
Важное геополитическое следствие боя 10 февраля: израильские самолёты уже не полетят бомбить исследовательский ядерный центр в Ираке, как это было при Саддаме Хусейне. Уже не смогут сделать это же с ядерными объектами Ирана. Нужно принять в рассмотрение ещё одно обстоятельство: в шестичасовой "войне" со стороны Сирии в отражении налёта участвовали зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-200 "Вега-Э", 9К37 "Бук", а также 96К6 "Панцирь-С1". А у Ирана есть теперь ЗРК С-300ПМУ-2 "Фаворит".
Кстати, по мнению специалистов, основную роль в ссаживании именно крылатых ракет мог сыграть как раз идеальный для них противник – "Панцирь-С1". Отсюда – второе геополитическое следствие: после фурора С-400, за которым выстроились в очередь даже те, кто тихо лежит под штиблетами США, можно ожидать желание приобрести и "Панцири". По 15 млн долларов за машину – неплохая прибавка к бюджету.
А вот для Израиля цена подобных налётов в будущем становится неприемлемой. Дело даже не в стоимости F-16I и F-15E , хотя они и выходят за 50 и 100 млн долларов, за тот и за другой. Куда горше оказываются репутационные последствия. Израиль перестаёт представляться непобедимым. Разбомбить полевой склад "Хизбаллы", который Иран восстановит через месяц, ценою потери имиджа – это воистину цена неприемлемая.
Но и не бомбить нельзя. Слишком много боевых средств находится в руках "Хизбаллы".
Этот цугцванг – ещё одно геополитическое следствие авантюры Израиля в сирийском небе. И ещё одно удовлетворённое хмыканье в Тегеране.
"Сирийская армия показала сионистам, что эпоха операций нанесения отдельных ударов закончилась",
- сформулировал секретарь Верховного совета Ирана по национальной безопасности Али Шамхани. Удары не отдельные – это война. На каком правовом основании? Уже спросит Москва. И это – самое серьёзное геополитическое следствие неудачной для Израиля "шестичасовой войны".
---
https://tsargrad.tv/articles/shestichasovaja-vojna-mozhet-stat-nachalom-konca-izrailja_111669