Три надувных богатыря

1894 16

О последней на данный момент части «богатырской» франшизы от питерской студии «Мельница» (прим. ред. «Три богатыря и принцесса Египта») на самом деле сказать практически нечего, слишком она напоминает мумию, причем, не мистически ожившую, а самую обычную, музейную. Главные и даже второстепенные герои в ней окончательно превратились в болванчиков-големов, вроде тех, какими подменила богатырей Баба-Яга в мультике «На дальних берегах».

В свете этого призыв к маленьким зрителям нарисовать своего героя для следующей части выглядит не как обычная рекламная замануха, а как крик души исчерпавших все идеи сценаристов. А потому есть смысл не особо копаясь в этой сомнительной свежатинке пройтись по всем существующим частям сразу и попытаться понять «Трех богатырей» как явление. Как-никак, серия выходит аж с 2004 года, целая эпоха в отечественной мультипликации.

Карикатура на богатырей

Самое главное, что бросается в глаза — авторы с порога решительно отказались не только от стилистики традиционных иллюстраций к былинам, которую, плохо ли, хорошо ли, использовали советские экранизаторы, но и от эпического жанра. Жанр мультфильмов, начиная с самого первого (режиссер Константин Бронзит), даже не ироикомический, а попросту шутовской, причем в первом фильме про Алешу Поповича эта клоунада весьма недобрая. В первых кадрах некто пишет на свитке пергамента возвышенные строки о величии и крепости Руси, зачитываемые за кадром весьма издевательским тоном, но запутывается в подборе слова и в итоге злобно мнет и рвет лист. В финале оказывается, что автор былины… осел по кличке Моисей. Образ Алеши, как известно, самого хитрого и ловкого из богатырской троицы, почти трикстера, вывернут наизнанку, у Бронзита он здоровенный и неуклюжий дебил, периодически говорящий «Гы!» и предлагающий встречным «испробовать силушку богатырскую». Всем окружающим от него сплошные беды и разорение.

Еще один былинный персонаж — Святогор, фигура огромной архетипической глубины, пропущенный через бронзитовскую «оптику» превращен в бесполезного маразматического старичка, который похож на великана-богатыря только в своих чудесных доспехах. Если перекроенный до неузнаваемости Алеша в итоге чего-то и добивается, то при помощи пестрой команды спутников, включая парочку «пенсионеров», деревенскую девчонку Любаву, осла Моисея и жуликоватого истеричного говорящего коня по кличке Гай Юлий Цезарь.

Кстати, кличка коня вполне прозрачно намекает на то, что Бронзит вдохновлялся не только голливудскими образцами, а и знаменитыми историями про Астерикса и Обеликса. Вот только эти любимые многими персонажи авторские, изначально комические, созданные специально для комиксов, а не подвергнутые карнавальному вышучиванию герои народного эпоса. Как говорится, почувствуйте разницу.

Дальше эстафету Бронзита подхватили другие режиссеры и сценаристы и пошли последовательно развивать «богатырство» как проект. Сперва прошлись по двум оставшимся богатырям — Добрыне Никитичу и Илье Муромцу по отдельности. Выглядят они чуть более адекватно, правда, Добрыня — солдафон, стремящийся воспитывать молодежь при помощи отжиманий, а Илья ужасно суеверен.

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2015/01/studiya-melnica-i-tri-bogatyrya-novyj-obraz-russkogo-zashhitnika8-600×302-custom.jpg

В истории про Добрыню даже сохранились какие-то призрачные остатки от былины про недолгую дружбу со Змеей, правда, Змея в оригинале была женского рода и за добро отплатила злом, Змей же Горыныч в мультике — безобидный добряк-вегетарианец и Добрынин дружбан до гроба. Соловей-Разбойник… действительно громко и разрушительно свистит. История с его дважды выбитым зубом непринужденно позаимствована из советского кинофильма «Там, на неведомых дорожках».

Уже в этих мультфильмах князь Владимир, который был у Бронзита всего лишь не чист на руку, превращается в на редкость неприятную фигуру. Если в былинах Владимир не идеален и грешит несправедливостью, за что бывает наказан, то в сериале о богатырях он слабоволен, неумен, труслив и подл — и при этом наделен неким странным уничижительным шармом, какой бывает у шкодливых и вороватых, но пушистых котиков — вразумления тапкой заслужил, а на мороз выгнать жалко. Вокруг его фигуры крутятся «злободневные» шуточки по поводу власти и стаей комаров вьются отнюдь не сказочные и не былинные словечки: демократия, свобода слова, коррупция, деревянный рубль. Князя то и дело свергают и вышвыривают из дворца и Киева какие-нибудь злодеи (первый такой эпизод по интересному совпадению пришелся на 2014 год), он то оказывается по уши в долгах, то вовсе проигрывает свое царство в казино.

С этим персонажем связано еще одно сюжетное заимствование, которых во франшизе множество — в княжеской темнице в камерах устроены потайные ходы, по которым князь мог бы сбежать, попади он в собственное подземелье. В отличие от хитроумного и хладнокровного Лорда Винитари из романа Пратчетта «Стража! Стража!», Владимир, разумеется, напрочь перезабыл собственные хитрости и чуть не погиб, обхитрив сам себя… В общем, образ правителя создан карикатурный и жалкий до предела, никакой же позитивной ему альтернативы нет.

Детские мультфильмы не для детей

И тут нужно сказать о самом, пожалуй, важном моменте. Мультики о богатырях с рейтингом 6+ сделаны совершенно не для детей. Дети младшего школьного не поймут в происходящем и произносимом больше половины, целевая аудитория «Богатырей» — взрослые с «фигой в кармане» и подростки вроде тех, что фанатеют от фильма про «Димона». А многозначительные фразы «подморозить надо» и «красный — мой любимый цвет» из свежего, 2017 года мультика расшифрует и не всякий взрослый. Кроме политических приколов по принципу «утром в газете — вечером в куплете», авторов чрезвычайно занимает тема взаимоотношений полов. Причем, в основном не любовь как таковая, а перипетии семейной жизни — от отчаянных поисков супруги/супруга до того, кому в доме выбивать ковры. К счастью, от явных фривольностей авторы воздерживаются (учитывая детский рейтинг), однако ходят по самой грани — так три некрасивые девицы в княжеском саду («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), тоскуя по потенциальным женихам, пляшут весьма завлекательный танец.

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2014/10/alyosha-popovich-i-tugarin-zmej-bratki-vmesto-bogatyrej-5-600×337-custom.jpg

Начиная с четвертого фильма, где богатыри уже выступают группой (не особо понятно, как они подружились), авторы полностью отказываются даже от намека на былинные первоисточники. Антагонистами оказываются не полчища врагов-захватчиков (набеги карикатурных степняков показаны как мелкая сезонная неприятность: «Будущей осенью снова придешь? — Ага… — Ну, тогда до осени») и не злобные чудища, а криминальный воротила Колыван с подельницей Бабой-Ягой, злокозненный Дуб — «наперсточник», выдранная с мясом из «Золотого петушка» Шемаханская царица, матримониально озабоченный Морской Царь, завистливый 13-й месяц Дурило и прочие пестрые, но неизменно мелкотравчатые по своим мотивациям личности.

Подвиги богатырей окончательно превращаются в нелепую суету, беготню по поручениям и личным делам и попытки выбраться из подстроенных ловушек в декорациях политизированного «ребуса», вроде тех, что печатаются на предновогодних обложках The Economist, только в разы примитивнее. Ни о каком героизме и речи нет. То ли «Невероятные приключения итальянцев в России», то ли авантюры Индианы Джонса. То ли и вовсе перенесенный на экран сценарий для новогодней «елки», как в последнем, откровенно слабом и почти растерявшим даже сомнительную сатирическую осмысленность фильме, из которого можно вынести разве что бездонной «глубины» мысль о том, что всякие потрясения затеваются исключительно от зависти и никчемности, а стабильность важнее всего.

Бытовые разборки вместо противостояния добра и зла

В «Трех богатырях» нет противостояния добра и зла, симпатичные парни вступают в почти бытовые разборки с парнями несимпатичными из-за сущих пустяков. Темы защиты Родины, служения, патриотизма всячески пародируются, осмеиваются и сводятся на нет. Так тот факт, что Илья Муромец черпал силу от родной земли, как подсказывают зрителю, оказывается всего лишь еще одним суеверием богатыря, сплошным самовнушением.

Подводя итог, можно сказать, что воспитательную функцию «Три богатыря» провалили с треском (не считать же особо ценной моралью призыв к мужчинам помогать жене по дому вместо игры в «танчики», а женам не слишком пилить своих мужей и хранить им верность!), да и не ставили перед собой такую цель. Атмосфера мультфильмов мелочная, образ мыслей героев примитивно-обывательский (у положительных) или столь же примитивно рваческий (у отрицательных). В целом складывается впечатление, что Русь — это нелепая и смешная страна, населенная какими-то туповатыми неудачниками, рабски покорными совершенно бездарной власти. Очень знакомый и популярный в некоторых специфических кругах взгляд на вещи, только вот зачем он детям?

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2014/10/alyosha-popovich-i-tugarin-zmej-bratki-vmesto-bogatyrej-2.jpeg

По тому, как современные деятели культуры относятся к культурному наследию своего народа, можно легко определить, какое будущее они хотели бы видеть для этого народа и страны и какую роль им прочат — славное и достойное или не очень, во главе исторического процесса, в хвосте или вообще на обочине.

Следы Диснея

Вот взять, например, индийский кинематограф. Над ним принято или потешаться или презрительно игнорировать. Уровень снимаемых в Индии фильмов действительно бывает весьма… разнообразным, стилистика малосъедобной для западного зрителя, спецэффекты обычно весьма наивны, порой даже жалки, актеры играют не по Станиславскому и даже не по голливудским канонам, а по своим, традиционным, которые на Западе давно признаны «провинциальными». Ну, так эти фильмы и сериалы и снимаются в основном не для западных любителей кино и критиков, а для развлечения своего зрителя и для воспитания своей молодежи. Причем, именно воспитанию и просвещению придается особое внимание.

К примеру, один за другим выходят телесериалы об индийских богах и героях на основе священных текстов и народного эпоса — Пуран, «Махабхараты», «Рамаяны», исторических легенд и хроник. Их создатели стараются воспроизводить первоисточники предельно уважительно и близко к тексту. Сложнейшая философия дается «в лицах» на уровне вполне приличной книги на ту же тему, проблемы современности тоже находят там свое место — например, пропаганда уважительного отношения к женщине (болезненная для Индии тема), но попыток «осовременивать» и «облегчать» древние предания нет даже близко, а юмор и авантюрные моменты органично вписаны в серьезный контекст. Нет, это однозначно не шедевры и, так сказать, экзотическая еда на любителя, но в них есть глубина, чувство и эстетика. Они предназначены не для бездумного потребления под попкорн, колу или сахарную вату и призваны воспитать личность определенного склада — способную задумываться о весьма глубоких вещах, любящую и уважающую свою страну, ее прошлое, ее традиции и веру и всерьез заботящуюся о лучшем будущем для нее.

Не то, к сожалению, у нас. Постсоветский массовый кинематограф постановил себе учиться у Запада, но не у европейской классики, а у Голливуда. Например, для отечественных мультипликаторов Уолт Дисней из учителя, чье наследие следует освоить и идти дальше, превратился в божество. И даже не сам Дисней, создатель «Бемби» и других шедевров, а его студия, продолжающая создавать фильмы пусть и весьма качественные, но, в основном, сугубо развлекательные и часто содержащие довольно примитивную мораль. Но при заимствовании даже такого, облегченного, образца, кто-то явно подкрутил ручку неких весов, нарушив равновесие в сторону незатейливого хохмачества. Юмор шутовского плана сделался королем мультфильма, считается, что ребенка или подростка надо сперва насмешить или удивить, а потом уже преподать ему какой-нибудь не слишком глубокий урок.

https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2018/01/tri-naduvnyih-bogatyirya-2.jpg

И вот с таким подходом, помноженным уже на местное политическое фрондерство и презрительное отношение к «быдлу», отечественные кинодеятели в один не очень прекрасный момент взялись за экранизацию корневого русского эпоса — былин. Получилось… как обычно. Но если эту, уже ставшую привычной и банальной, тенденцию не переломить, то Россия, отягощенная очередным «потерянным поколением», рискует потонуть или погореть уже совершенно не по-сказочному. Можно, конечно, радоваться успехам отечественных мультиков на международном рынке (мультсериал режиссера последней части «Богатырей» Дмитрия Высоцкого «Три кота» покоряет мировые телеэкраны), но пора бы и о наших детях всерьез подумать…

Марина Александрова, сайт REGNUM

Видеоматериалы по теме статьи

Дисней: отравленные сказки

Видеообзор на индийский сериал Махабхарата

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
16 Комментариев » Оставить комментарий
  • 13530 11688

    Вот странные у нас обличители моралисты. совсем недавно ни снимали ни хрена, плохо. Стали наконец делать свои мультики опять плохо. Карикатуры на богатырей! что в этом плохого, они показаны живыми людьми. а не мифами. Князя киевского обидели. Всё трагедия, вот по этому националисты запретили эти мультики у себя на Украине. автор ты случаем не бандеровец? Следы Диснея увидел? Автор ты последние фильмы когда Диснея видел? Случилось мне на российском ТВ увидеть последний шедевр “Утиных историй” новые серии, так у моей жены чуть от этого шедевра инфаркт не случился, вот уж для полных даунов, да и другие ещё по хлеще и этим бредом все детские каналы российского ТВ завалено. Вот недавно рецензию на мультики “Маша и Медведь” еврейских психиатров почитал, примерно то же самое что и у нашего автора. Мол такое детям смотреть просто нельзя. Так что пусть дети смотрят бред западных педофилов, правильно автор? Но мои будут смотреть Богатырей, Машу и Медведь а так же другие наши мультики, это лучше чем западное д ерьмо.

    • 24368 19280

      Правильные мультики, с широкой русской душой. Только сильные могут над собой подтрунивать, а слабаки всегда из себя героев строят. И без политики!!!

      • 7736 4434

        вообще то ,в мультфильме герои должны выглядеть как в жизни..а нет.так это шизофрения..разрыв то что видит и что показывают в мультфильме.Но Путин тут не при чем.он вообще не догоняет,ему бабло главнее.

        • 24368 19280

          Вы вообще то героев в жизни видели? Не мифических богатырей конечно же, а наших простых русских ребят которые прошли горячие точки, и не в интервью по телику, а в реальной жизни за стопочкой водки.

          • 13530 11688

            Это бесполезно! Ну кто служил все знают. чем здоровей и сильней физически человек тем он проще и всегда над такими подтрунивали и прикалывались, но любя, но попробуй кто со стороны и увсё, госпиталь обеспечен. Мы живём с европопой в разных измерениях.

    • 7736 4434

      стереотип поведения закладывается в таких мультиках.Не давайте смотреть их своим детям,если вы их любите.моя родственница показала дочке Маша и медведь-потом жалела..дочь так изменилась.начались проблемы с капризами и наказаниями.а до этого было все нормально.после Маши уже не нормально.стала копировать машу.вот и думайте..С начал джаз а потом родину продашь.Все начинается с мелочей потом уже не исправите.Читайте “Манипуляция сознанием” Кара мурза.

      • 13530 11688

        Извини я всё больше и больше понимаю. что мы живём в разных измерениях. У нас то же как ни странно есть интернет и в отличии от свободной ЕС, мы можем смотреть любые ваши каналы. Так что мы видели те мультики которые снимают ваши, там точно их бин на всю голову. Юмор у детей надо развивать с детства а то получится такие же как у вас. а это и правда ну очень страшно.

  • 3329 2211

    Фуфло отстойное эти богатыри Правильно автор написал. Впрочем, если кому нравится – так это пожалуйста. Есть такие, кому и Макдональдсы нравятся. Пусть едят. Быстрее страна очистится от пиндософилов. Вымрут сами, туда им и дорога. А насчет уровня нашей мультипликации – ничего удивительного. Если в целом кинематограф может за 25 лет создать не более пары-тройки фильмов, которые можно смотреть без чувства омерзения, в театрах царит “Нуреев” или его аналоги, то почему в мультипликации должно быть что-то иное? Кстати о Маше и Медведе. Этот мультик, по крайней мере, сделан так, что можно разобрать кто есть кто. О содержании, правда, я судить поостерегусь.

    • 7736 4434

      нас разводят через НРАВИТЬСЯ-делая из нас животных.

    • 24368 19280

      Давай сейчас еще и еду политизируем. Раньше дети смотрели “Том и Джерри” и особого изменения психики у детей я не заметил. А вот мультфильм “Князь Владимир” вряд ли кто из детей до конца досмотрел, тем более понял о чем он.

      • 13530 11688

        “Том и Джерри” -это реально шедевр дебилизма и перевёрнутого сознания для зомби, где одно из самых полезных животных для человека показано отрицательно, а одно из самых опасных для людей мышь положительной. Теперь понимаете по чему у американцев такая логика и психика.

        • 24368 19280

          Так этом мультик и воспринимается как дебильские побегушки, дело не в мультиках, дело в менталитете. У них и комедии такие же, смеются как люди падают и остальное типа того же. Не мультик делает людей а люди мультик.

  • 9844 8929

    Советую перечитать текст и обратить внимание на осла – Моисей. Теперь понятно, что далеко не ослиные уши торчат? И к чему комментарии?
    Что касается У.Диснея, то учиться у него совершенно нечему, точно. Учиться надо у забываемой уже советской школы мультфильма. Необходимо отказаться от компъютерной графики, вернуться к покадровой съёмке.
    И не копировать речь диснеевских персонажей – вопли, урод, недоумок и т.д.
    Для тех, кто не знал: Дисней был детоненавистником. Подробнее в интернете.

    • 1290 230

      Бизнес-процесс, технология Диснейевская, своего нет ничего. Покадровая съёмка – прошлый век. Это бизнес, поток, конвеер, нужно зарабатывать деньги.

  • 14785 11483

    Знаете если эти фильмы показывать редко , то ещё можно раз в два года и посмотреть, но у в России так, особенно по каналу Рен каждые праздники показывать эти мультики и ещё про Ивана и Волка в довесок. Всё бы не чего, если бы не болтливый конь, страшно меня раздражающий.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru