ФЛЮГЕР – КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ
Подписанное на днях Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения-ЕС вызвало достаточно резкую реакцию в российском информационном пространстве, что может быть расценено как сигнал Москве.
Председатель Союза армян России Ара Абрамян, который сразу выступил с резким осуждением, по его мнению, предвзятой и враждебной оценки произошедшего. Согласно его заявлению, «невежественные или продажные журналисты и горе-политики начали антиармянскую кампанию». А так ли все просто?
Итак, 24 ноября Армения — член Таможенного союза и Евразийского экономического союза — подписала «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», между Арменией и ЕС.
Еще в июне в Ереване президент Серж Саргсян и спикер Баблоян с распростертыми объятиями принимали специального представителя НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Джеймса Аппатурая. Как заявил тогда последний «Армения одновременно может быть надежным партнером НАТО и полноценным членом ОДКБ». Но можно ли совместить несовместимое, особенно на примере Украины» ?!
Вот и получается, что армянская сторона, как заученный урок, настойчиво твердит, что текст Соглашения составлен с полным учетом партнерских обязательств Армении перед Российской Федерации и ЕАЭС. Однако невидимые сегодня «подводные камни» еще проявятся в будущем, ведь членство Армении в ЕАЭС и ОДКБ по определению идет вразрез с интересами Евросоюза и НАТО.
В соглашении формально обещаны обнадеживающие «бонусы», как то, рост экспорта на европейский рынок и щедрые инвестиции в экономику страны. Однако, все эти блага Еревану сулят не за «красивые глаза».
Для получения вожделенных европейских торговых квот и капиталовложений, Армении придется проводить демократические реформы, искоренять коррупцию, прислушиваться к мнению европейских политиков, ведь некоторые народные кандидаты могут быть «не очень демократичными» и важно выбирать «правильных» кандидатов.
Что еще более важно, так это то, что ЕС настаивает на прекращении работы Армянской АЭС в Мецаморе, а про поддержку Карабаха можно будет и вовсе забыть, так как сама по себе ассоциация предусматривает отсутствие конфликтов на территории членов ЕС.
Что касается Мецаморской АЭС, то она обеспечивает чуть ли не половину (до 45%) потребностей Армении в электроэнергии. При этом, в отличие от других постсоветских стран, Армения не понаслышке знает о том, что такое энергодефицит и свет по графику. ЕС настаивает на отключении этой электростанции и начале разработки альтернативной энергетики, но подобные разработки, способный обеспечить потребности, могут появится не раньше чем через десятки лет, а как до этих пор быть с электричеством?! Об этом не говорится.
Ситуация тем более любопытная, поскольку относительно недавние оптимистичные иллюзии большинства «младоевропейцев» уже рассеялись, зато стали очевидными весьма непростые реалии современной Европы и стремящихся влиться в нее стран:
– неоколониалистский характер Европы разных скоростей;
– навязывание актуальных радикально-либеральных установок не готовым к этому традиционным обществам;
– кризисные явления в самом ЕС и усиливающаяся оппозиция Брюсселю внутри Евросоюза со стороны некоторых стран (Польша, Венгрия, Великобритания);
– готовность Брюсселя в любой момент сдать назад и лишить предоставленных привилегий (достаточно вспомнить висящий на волоске безвизовый режим с Грузией) и т.д. и т.п.
В общем, Армения готова открыть новую страницу отношений с Европой в крайне непростой для нее период и с неизвестным исходом. Но, как было сказано выше, это не проблема Москвы.