Как печатали фотографии в СССР

1698 10

http://img12.nnm.me/c/3/c/2/7/91b2a794af434e7fd32177b95f7.jpg

Если у кого-то сегодня и остались старые плёночные аппараты, то к услугам фотолюбителей имеются пункты проявки и печати фотографий. Но так было не всегда. Ведь раньше изготовление фотографий было настоящим искусством!

Это сейчас — достал аппарат, сделал сотню-другую снимков, а потом на компьютере выбрал самые удачные кадры. А тогда к каждому кадру относились бережно. Ведь на плёнке было всего 36 кадров. И что ты с фотографировал, увидеть можно было только в после проявки плёнки.

Прежде чем начать съёмку, эту самую плёнку надо зарядить. Нет, не в фотоаппарат, а в кассету. Что? Плёнка уже продаётся в кассете? Ну уж нет. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.

http://img11.nnm.me/2/2/c/4/3/b4cac3e9ed56f6b195734b64032.jpg

Рулон помещался в типовую коробочку с указанием светочувствительности (32, 64, 125 и 250 единиц) и завода-изготовителя (Тасма или Свема). Самой ходовой была Свема-65. Можно сказать универсальная плёнка для фотолюбителя.
http://img11.nnm.me/2/6/e/b/2/26fccef417b215b2344d1c2f222.jpg

Так вот, в полной темноте – в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами – надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.

После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.

http://img11.nnm.me/5/2/d/8/d/0c7df2bf164973ab1bd57bdd46c.jpg

Затем – уже на свету – в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее. Разные фото-кудесники делали проявители из специальных химикатов, отмеривая их на весах. Но обычные невзыскательные фотолюбители покупали готовый проявитель в фотомагазинах.
http://img12.nnm.me/9/b/6/0/0/02e91c0cc7b9733273a583f4144.jpg

Проявитель из пакетиков был с разными мелкими крошками, в связи с чем после растворения, его надо было профильтровать. Кто-то использовал марлю, а у кого-то были и специальные фильтры. Одной порции проявителя хватало на несколько плёнок.

Проявитель, заливаемый в бачок, должен был быть определённой температуры – от 20 до 25 градусов. Для того, чтобы следить за температурой, каждый фотолюбитель имел специальный термометр.

http://img11.nnm.me/1/b/9/7/2/d0799b3ad23b5cf0bcb914bbbba.jpg

После того, как проявитель залит в бачок, надо ждать 8-10 минут, покручивая спираль (с помощью выглядывающего наружу кончика спирали). После этого проявитель выливается в специальную банку (чтобы затем использовать его для следующей плёнки). Затем в бачок наливалась вода из под крана (тоже определённой температуры) для промывки плёнки. Затем заливался фиксаж – реактив для закрепления эмульсии плёнки от воздействия света (почему он часто назывался закрепителем).

В фиксаже плёнка лежала минут 15-20, затем снова промывалась и извлекалась на свет божий – самый волнительный момент, когда сразу было видно, получилось или нет. К тому же, если при наматывании плёнки произошло слипание, то часть плёнки не проявлялась. Но это бывало обычно только у начинающих фотолюбителей. Затем плёнку надо было высушить. Я для этого использовал леску, специально для этой цели протянутую на кухне. После просушки плёнка сворачивалась в рулончик, который помещался в коробочку, в которой плёнка продавалась.

Поскольку все реактивы могли быть использованы для проявки нескольких плёнок, оставался открытым вопрос: проявлять плёнки сразу по мере фотографирования или копить нужное количество плёнок. Первый вариант был чреват тем, что надо было реактивы хранить в виде жидкости, которая к тому же имела не очень длительный срок хранения (меньше месяца). Но, в общем и целом, это были мелочи.

Да, совсем забыл сказать. Способ, про который я только что рассказал, касается только чёрно-белой плёнки. Для цветной плёнки требовались совсем другие реактивы, состоящие, если мне не изменяет память, из четырёх различных жидкостей.

И сами реактивы для цветной печати, и цветная плёнка стоили дороже чёрно-белых, а сам процесс проявки, а особенно печати цветной плёнки был гораздо сложнее. Поэтому львиная доля фотолюбителей предпочитала обходиться чёрно-белыми фотографиями. Некоторым выходом была использование т.н. обратимой плёнки, т.е. плёнки для слайдов, с которой не надо было печатать фотографии, а сразу после проявки можно было плёнку разрезать на кадры, вставить в специальные рамки (продавались в фотомагазинах) и показывать друзьям при помощи специального слайдпроектора. Правда, автоматические слайдпроекторы были очень дорогими, поэтому обычно обходились ручными, а то и просто использовали такие пластмассовые штукенции с глазком от детских диапозитивов.

Проявить плёнку – мало. Надо ещё напечатать с неё фотографии. Для этого оккупируем ванную и выключаем там свет.

http://img12.nnm.me/d/9/9/7/a/67e8f040049750ffa5910db26d8.jpg

Желательно научится находиться там в темноте, чтоб все движения были интуитивными и простыми. Готовим нашу импровизированную лабораторию заранее. Сначала подключаем к сети наш фотоувеличитель (это именно тот инструмент, который позволит получить размер снимка, который вы хотите (ограничено возможностями фотоувеличителя), с маленького 35мм негатива.
http://img11.nnm.me/b/3/a/e/0/5085d7f30a7f688b7783df71da1.jpg

Фотоувеличитель идет сразу в комплекте с объективом (чем дороже стекло, тем лучше качество снимка), лампой и кадровочной рамкой, которая позволит при красном фильтре откорректировать размер будущего отпечатка и положение его на бумаге.
http://img12.nnm.me/7/0/7/0/a/bd3b2fc58cb693849e41c472704.jpg

Подключаем фотофонарь.
http://img11.nnm.me/0/5/b/4/f/b1821a8a8cdd7785f4af60845a6.jpg

Наливаем в кюветы проявитель, фиксаж и промывающий раствор.
http://img12.nnm.me/d/e/5/9/5/c8e21d14b7b02302a9c5caeca8e.jpg

Ставим последовательно. Рядом кладем щипцы, пачку с фотобумагой и негативы.
http://img11.nnm.me/3/7/f/f/b/145096753d3d78cbd45bc388c41.jpg

http://img12.nnm.me/b/3/6/5/b/507cc6400ded0d5b7bf3046ae6f.jpg

Начинается самое интересное.

Процесс печати, в общем, довольно прост. При красном свете специального фонаря, лист незасвеченной фотобумаги укладывают на столешницу фотоувеличителя, эмульсией вверх. Обычно для этого каждый уважающий себя фотолюбитель имел специальную кадрирующую рамку.

Цилиндр с объективом поднимался на кронштейне на такую высоту, которая требовалось для того или иного масштабирования – чем выше, тем масштаб больше. Дальше на какое-то количество секунд включалась внутренняя лампочка, на фотобумагу падало изображение с плёнки и происходила экспозиция.

http://img11.nnm.me/0/8/6/4/9/f5f81087b6bbd8b6a2acd067398.jpg

Далее бумага помещалась в проявитель (как у плёнки), промывалась, потом в фиксаж, снова промывалась и дальше лежала в отдельной кювете.
http://img12.nnm.me/0/c/7/8/9/ad8e7dada8481a95dda7814663d.jpg

После того, как все нудные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель – специальную электрическую штуковину.
http://img12.nnm.me/4/c/e/d/5/14cbe90b54a570f747865e8286c.jpg

Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась. Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни. Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск – глянец.

Был ещё и резак, который помогал более художественно обрезать готовые снимки.

http://img12.nnm.me/4/d/6/1/8/9e460eb270ad8030e1a35698c6d.jpg

Вот, собственно, и всё.
http://img11.nnm.me/f/2/6/1/a/6b877d05906e346c1a402dd3050.jpg

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
10 Комментариев » Оставить комментарий
  • 491 387

    ЕГЭ поколению этот процесс непонятен и неприемлим. Работа с обратимой пленкой была высшим пилотажем, требовались терпение и навыки. Чего стоил процесс печати цветных фото, светофильтры, пробы, выборка. Темно зеленый светофильтр на фонаре, практически полная темнота, довольно часто разочарование и следующая проба.

  • 44634 23602

    Помню как возился с чернобелыми фотками в армии,за ночь проявил с полсотни,потом еще глянцевал,и это делал почти каждый для дембельского альбома.С цветными не связывался,на это у нас было два спеца,которые и сняли основной блок в парадке для заставки.То же со свадебными,сам не снимал естественно,но с пленки помню проявлял штук триста родственникам на память,занимательное дело,хоть и занудное.)

  • 19150 17568

    Увлекательное занятие, требующее внимательности и аккуратности, времени.
    Все надо было делать с любовью, без суеты, начиная со с”емок и до
    получения самих отпечатков.
    Опыт и навыки приходили к тем, кто усердно и с душой постоянно занимался
    Фотоделом. Очень хорошо помогали фотокружки в школах. Нужны были и знания, а
    не только практика.
    Удачные снимки приносили радость и удовлетворение от проделанной работы,
    они пополняли фотоальбомы, в т.ч. друзей и родственников.

  • 3329 2211

    У меня был точно такой же, как в данной статье, набор аксессуаров. Кроме фотоувеличителя. Был другой, название я забыл. Все очень точно описано, буквально до мелочей. Ничего не прибавить и не убавить. Проявленные пленки у меня, к сожалению, не сохранились, и половина отпечатков – пропала. Очень жаль.

  • 0 0

    А еще в дополнение к этому набору у многих был фотоаппарат “СМЕНА 8М”.

    • 16519 10348

      Это для начинающих, а потом ФЭД, а для продвинутых зеркалки Зенит и Киев…
      У меня были и Смена-8М, ФЭД, Зенит ЕТ, Зенит-12СД, Зенит 122 и к ним куча объективов, и конечно УПА-510…

  • 4506 3054

    НЕ могу не написать.
    1981год, наш класс повели в университет, физический факультет, научная лаборатория, лазерные излучатели, красный лазер мощностью всего 5мВт занимает целый стол, оттудова выходит луч, видимый, красный, на другом огромном столе расставлены линзы, и хрен знает ещё что, проводятся научные эксперименты. Это лаборатория кристаллов. На вопрос а зачем это нам рассказывают:

    вот ребята, сейчас вы делаете фотографии на плёнках, химикаты, фотоувеличители, это очень неудобно и долго, в будущем такого не будет. Будет другое и намного лучшее. Поэтому мы делаем исследования, дабы скорее этого будущего достичь. Мы тогда не знали, что это будет, и не представляли. Но советские учённые уже тогда и знали и чего-то там видели в этом самом будущем, и на него работали.
    Не нужно этого забывать.
    Как и того, что многое засекреченное в СССР было бессовестно украдено, и очень скоро пришло к нам с запада за совсем другие деньги.

  • 1927 735

    Да…
    У меня все (кроме глянцевателя и резака) хранится в целости и сохранности!
    Хоть щас фотографируй и печатай фото!!!
    Зачем? – не знаю, выбросить рука не поднимается, продать? – никому это(кроме аппарата ЗенитЕТ с Гелиосом. и то как раритет) не нужно…

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)