Управление информационными потоками. Воспитание детей мультфильмами
Оглавление
Предлагаем вашему вниманию третью лекцию проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была зачитана на Трезвом слёте в Таганроге в мае 2017 года. Лекция 1. Лекция 2.
Поддержите печать брошюр с курсом лекций.
Управление информационными потоками
Третью лекцию начнём с повторения некоторых теоретических моментов, которые мы с вами уже изучили. Для того, чтобы обеспечить свою информационную безопасность в условиях агрессивной массовой культуры, вы должны уметь управлять собой. Любое управление всегда подразумевает наличие конкретных целей. Поэтому первое, что вам надо сделать – это составить список конкретных целей, к достижению которых вы стремитесь, и начать оценивать все свои действия с позиции того, приближают они вас к тому, что вы хотите, или нет (слайд 1.2). Это, собственно, и будет тем, что называется осознанная жизнь.
Но если вы на первое место поставите какие-то мелкие или исключительно меркантильные интересы (машина, квартира и т.д.), то жизнь хоть и будет осознанная, но вряд ли будет счастливая. Поэтому уделите этому вопросу достаточно много внимания, чтобы стремиться к чему-то действительно важному. По мере развития кругозора и, возможно, изменения ваших внутренних качеств, цели, скорее всего, будут тоже меняться, отражая ваше развитие – это нормальный и естественный процесс.
Кроме того, что мы научились жить осознанно, на прошлых лекциях мы узнали, что такое осознанное восприятие информации (слайд 2.2), а также оценили тот контент, который предлагает современное телевидение и кинематограф. При этом если сфера кинематографа носит разноплановый характер, и в ней присутствует как большое количество плохого, так и довольно много хорошего, то современное телевидение в 90 процентах случаев носит исключительно деструктивный характер, особенно если брать наши центральные телевизионные каналы.
1. Телевидение
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami-7.jpg
Глядя на этот слайд, давайте попробуем ответить на вопрос, следует ли сегодня смотреть телевизор. Думаю, что все, у кого в личном списке целей есть такой пункт, как «создание крепкой и здоровой семьи», согласятся с тем, что телевизор в нынешней ситуации из дома лучше убрать, либо использовать его только в качестве монитора.
Также слайд демонстрирует нам и то, что работники телевидения сегодня в значительной степени несут ответственность за снижение нравственного уровня населения и последующий рост статистики разводов, брошенных детей и многих других негативных социальных явлений, так как то, какие образы они формируют в головах телезрителей, напрямую влияет на их поведение.
Важный момент – телевидение – это в первую очередь инструмент, который сам по себе не плох и не хорош, таковым его делают цели, для достижения которых он используется. А цели в свою очередь определяют конкретные люди, отвечающие за контент, которым будет наполнен телеэфир. Поэтому отказываясь от просмотра телевизора, мы не должны прекращать попыток повлиять на политику телеканалов, например, обращаясь в органы власти или выступая в тех же ток-шоу и донося правду о важности ведения трезвого образа жизни. Очевидно, что от всего негативного отгородиться не получится, и поэтому задача каждого здравомыслящего человека — стараться менять окружающую информационную обстановку в лучшую сторону.
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami-4.jpg
Лучше всего эта мысль раскрыта в следующем афоризме: «Не смотреть телевизор очень легко – у меня его вообще нет. Беда в том, что постоянно приходится иметь дело с телезрителями». И как показывает статистика, телевидение сегодня по-прежнему остаётся главным источником информации для 60 процентов населения страны, а, значит, играет доминирующую роль в управлении общественными процессами. К тому же значительная часть аудитории, перейдя в Интернет, продолжает потреблять там всё тот же телевизионный контент.
Когда вы принимаете решение «убрать из дома телевизор», вы и начинаете управлять своими информационными потоками. Что происходит в этот момент? Вы выявляете постоянный канал информации, который на вас влияет, определяете цели этого влияния, сопоставляете их с вашими личными жизненными ориентирами, и принимаете лучшее в данной ситуации решение – полностью отказаться от просмотра ТВ.
Некоторые, проведя подобный анализ, решают, например, смотреть по телевизору только новости или какую-то отдельную передачу. Но даже в этом случае они, по сути, отдают значительную часть своего мировоззрения в руки Константина Эрнста и ему подобных, потому что именно руководство телеканалов определяет спектр новостей, которые узнают телезрители. С высокой вероятностью самое важное в таком случае либо проходит мимо внимания массовой аудитории, либо в таком ракурсе, что будет воспринято превратно.
Итак, управление информационными потоками включает:
- Выявление влияющих на вас информационных потоков (ТВ, музыка, кино, журналы и т.д.)
- Определение целей этого влияния («чему учит», или какие идеи продвигает источник информации)
- Сопоставление выявленного влияния со своим списком целей (насколько полезна или вредна поступающая ко мне информация)
- Формирование своего отношения к каналу/источнику информации (полный отказ, периодический просмотр, регулярное изучение и т.д.)
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami-3.jpg
Чтобы уже совсем закрыть вопрос с телевидением, давайте посмотрим видеоролик, посвященный рекламе, которая даже простым фактом своего присутствия на телевидении в значительной степени влияет на формирование клипового мышления у зрителей.
2. Кинематограф
Теперь давайте разберёмся с темой второй лекции – с фильмами и сериалами. Смотреть их или нет, и если смотреть, то, как сделать так, чтобы потраченное время шло на пользу или, как минимум, не приносило вреда?
В прошлый раз мы с вами узнали, что поход в кинотеатр на случайный фильм, о котором вы ничего не знаете или получили минимум информации из рекламы – это как игра в лотерею, в которой в 3 из 4 случаев вы проиграете. Вас одурачат за ваши же деньги. Что же делать в этой ситуации? Есть два подхода.
Первый – упреждающий: не надо смотреть случайные фильмы. Прежде чем пойти в кино или скачать какой-то фильм, изучите о нём доступную информацию. Это может быть как ознакомление с отзывами в интернете на тех сайтах, которым вы доверяете, так и сведения или рекомендации, полученные от знакомых и друзей.
Однако, как мы говорили на второй лекции, современная система кинокритики построена таким образом, чтобы максимально запудрить людям мозги и увести в сторону от обсуждения главных вопросов, касающихся идей и ценностей, продвигаемых кинематографом. И по этой же причине большинство ваших друзей тоже не знают, как оценивать фильмы, и с высокой вероятностью будут рекомендовать вам, в том числе, откровенно деградационные картины. В результате, хотите вы того или нет, но иногда вам будут попадаться фильмы, которые будут «учить плохому», и в такие моменты надо реализовывать уже второй подход к кинематографу, который можно условно назвать «ответная реакция».
Каждый раз, когда вы наткнётесь на вредный, деструктивный фильм, вы окажетесь перед выбором — «промолчать» или «достойно ответить». Промолчать – это значит оставить всё как есть, никак не отреагировав на проведённую в отношении вас информационную атаку. Достойно ответить – это значит рассказать окружающим о том, почему данный фильм является вредным, и какие идеи он продвигает. Как лучше это сделать – лично высказать своё мнение тому, кто вам посоветовал фильм, или написать комментарий на своей странице в соцсети или сделать развёрнутую рецензию для проекта Научи хорошему – каждый решает сам, исходя из своих жизненных обстоятельств и из понимания того, чтобы ваше действие принесло пользу окружающим, а не стало только рекламой плохого фильма.
Однако поделиться своими впечатлениями следует и в том случае, если кино было хорошим, чтобы тем самым выразить свою благодарность создателям картины, а также порекомендовать её другим людям. Самое главное — в отзывах на фильмы надо всегда акцентировать внимание на идеях, которые продвигает кино, чтобы стимулировать окружающих правильно оценивать картины с позиции ответа на вопрос «чему они учат?»
При таком осознанном и ответственном подходе вам вряд ли удастся посмотреть больше одного-двух фильмов в неделю, но зато это будет в любом случае время, потраченное с пользой для вас и для окружающих. Если же вы привыкли каждый день смотреть по несколько серий сериалов, то, скорее всего, это потраченное время приносит вам больше вреда, чем пользы.
Рекомендации по просмотру фильмов:
- Не смотрите больше 1-2 фильмов в неделю
- Перед просмотром изучите информацию о фильме
- В ходе просмотра определите основные идеи, продвигаемые фильмом, ответьте на вопрос «чему он учит»
- Напишите свой отзыв о фильме, раскрыв продвигаемые им смыслы, его воспитательную составляющую
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami.jpg
Современная мультипликация и воспитание детей мультфильмами
Если с фильмами вы в некотором смысле имеете право «играть в рулетку», периодически попадая на негативный контент, то в случае с детьми и мультфильмами подобный подход уже недопустим.
Что такое мультфильм для ребёнка? По сути – это модель окружающего мира, поэтому дети склонны очень активно подражать тому, что они видят на экране. По этой причине вопрос о том, что несёт мультфильм детям в их светлые души, становится очень актуальным – более актуальным, нежели тот же вопрос, но по отношению ко взрослым. В первые 5-7 лет жизни дети как губки впитывают всё, что видят в окружающем мире, и именно в этот период происходит формирование личности ребёнка.
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami-2.jpg
Важной особенностью детского возраста является отсутствие осмысленно-осознанного, критического отношения ко всей той информации, что попадает в психику, то есть в большинстве случаев она проходит напрямую в подсознание и становится тем кирпичиком, на базе которого будет базироваться всё дальнейшее мировоззрение ребёнка. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее развитие ребёнка.
В возрасте до 7 лет дети большую часть информации получают через невербальные средства общения: статические и динамические образы, эмоции и интонации, жесты, мимику и т.д. В младенчестве (0 – 1 года) источником информации являются родители, особенно мама. В раннем детстве (1 – 3) родители остаются помощниками ребёнку: он начинает активно осваивать мир и… смотреть мультфильмы. В дошкольном возрасте (3 – 7 лет) ребёнок становится активным потребителем мультфильмов, поскольку освоена речь, освоены элементарные стереотипы поведения, есть физическая самостоятельность от родителей.
Каждый мультфильм расширяет границы мира ребёнка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять, о чём этот сюжет, о чём ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен её проследить, может ли ребёнок связать сам увиденные события и установить причинно-следственные связи, понять что откуда. Одной готовности ребёнка сидеть перед экраном явно недостаточно, чтобы дать мультфильму положительную оценку.
Мультфильмы у современных детей занимают огромную часть времяпрепровождения. На то есть несколько причин:
- Сами мультфильмы интересны ребёнку в силу особенностей возраста;
- Создатели современных мультфильмов используют все имеющиеся у них средства, чтобы удержать детей у телевизора (юмор, яркая цветовая гамма, динамичность и т.д.);
- Многим родителям проще оставить чадо у телевизора, чем придумывать для него игры и развлечения, помогать ему развиваться и участвовать в его развитии.
По этим причинам функции воспитания, познания и развития в очень большой мере достаются мультфильмам в особенности и телеэкрану вообще, так как нет гарантии, что ребёнок будет смотреть исключительно мультфильмы.
А теперь давайте посмотрим, какие качества у детей воспитывают современные мультфильмы?
Основные недостатки современной мультипликации:
- Переизбыток агрессии и насилия на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (черепа, кладбища). Главный герой зачастую агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
- Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности.
- Размытость представлений о добре и зле. Нет чёткой границы между добром и злом. Чёрное представляется белым, а белое представляется чёрным, а иногда вообще нет грани, и всё видится как невинный индивидуализм. Даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей.
- Наделение женщины мужскими чертами внешности и характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Часто женщины в мультфильмах имеют недвусмысленный сексуальный интерес к мужчинам, всячески показывая и демонстрируя его на экране. Кроме этого мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.
- Раннее половое воспитание. Это раньше времени открывает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребёнок еще не готов. В будущем это выльется в трудности с созданием семьи и продолжением рода.
- Излишество юмора и глупости. Во-первых, это злой юмор, когда злорадство становится нормой. Положительные герои злорадствуют над злом, высокомерно иронизируют друг над другом. Во-вторых, юмор над пороками. В этом случае пороки становятся привлекательными. Но поскольку у ребёнка не развито критическое мышление, то переосмыслить заданное через юмор отношение он уже не может и воспринимает порок как норму. В-третьих, это избыток юмора. Сейчас в современных мультфильмах смеются над всем и высмеивают всё – особенно то, что считается традиционным. Так реализуется культ глупости; отсутствие серьёзности и ответственности влечёт за собой такое же отношение к жизни. Юмор и смех – мощнейшие психологические защиты, которые работают через механизм обесценивания и умаления значимости высмеиваемого объекта. Конечно, не надо бросаться в другую крайность и убирать юмор совсем. Но обилие юмора наводит на мысль, что смешные сцены компенсируют отсутствие интереса, созданного за счёт других содержательных характеристик фильма (например, оригинальности способов подачи добра и зла, наличия идей, выходящих за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей).
Некоторые недостатки изобразительной стороны мультфильмов:
- Излишнее подчёркивание вторичных половых признаков. Подчёркивается внешний женский облик: чёткий рельеф груди, талии, бёдер – что пробуждает интерес.
- Повышенная динамичность. Просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране перевозбуждает центральную нервную систему и в значительной степени способствует формированию клипового мышления у зрителей.
- Натурализм, когда нарочито подчёркнуто показывают процессы физиологии: раны, выделения (пуки, слюни), рельеф мышц и т.д..
- Несоответствие звукового сопровождения видеоряду. Несоответствие речи возрасту ребёнка. Герои говорят либо сложными словами, либо речь и эмоции их примитивны до отупения.
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami-6.jpg
Для нормального развития ребенка мультфильмы должны содержать следующую информацию:
- Доброе, заботливое отношение к окружающей природе: к животным, растениям, другим людям.
- Послушание, уважение ко взрослым, привитие доброты, честности, Любви. Речь не идёт о безусловном послушании, поскольку и взрослые ошибаются, а дети могут их поправить.
- Образ жизни без алкоголя, сигарет и других зависимостей. Привлекательность трезвого и здорового образа жизни. Это касается также случаев, когда алкоголь и сигареты прямо не показаны, но показаны метафорически или с помощью шуток, намёков, подсказок.
- Правильная Русская речь: без искажений, без избытка иностранных слов, без иностранных слов по возможности (о’кей, например, можно заменить на «хорошо», «ладно», «понятно»), без примитивной и витиеватой речи, но богато и образно.
- Интерес к книгам, знаниям, саморазвитию и совершенствованию своих человеческих качеств. Необходимо показать, что знания ведут к улучшению ситуации и разрешению жизненных проблем.
- Стыд и совесть. Совесть – это врождённое чувство, подсказывающее человеку, как поступать правильно. Необходимо показывать сызмальства, что жить в ладу со своей совестью – это правильно. Без стыда и совести Человеком не стать.
- Чёткое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения. Дети очень чувствительны ко всему приходящему в их психику. Зло в мультфильмах надо наказывать – наказывать языком жизненных обстоятельств или рукой других злодеев, − завершая сюжет положительной концовкой, где добро одерживает победу. Самый лучший способ победы – это помочь злодеям искренне покаяться – переосмыслить свои поступки и помыслы и изменить своё поведение.
- Этническое богатство. Русскую цивилизацию населяют множество народов. У всех есть добрые интересные сказки;
- Героизм. Одной из его особенностей является то, что этот героизм не должен основываться только, и даже не столько на силе. Он должен основываться на умении выбрать правильный вариант, применить свои Знания, дать возможность злу искренне покаяться и измениться. Индивидуализм губителен для человечества, поэтому в мультфильмах необходимо показывать соборность, в которой каждый вносит свой ценный и уникальный вклад, а результат команды не сводится к сумме вклада каждого из участников, а является произведением. В современных мультфильмах, как правило, есть один «самый-самый» (лидер), который подчиняет себе других и тянет на горбу всю команду.
https://whatisgood.ru/wp-content/uploads/2017/07/upravlenie-informatsionnyimi-potokami-5.jpg
Таким образом, здесь приводится далеко не завершённый перечень достоинств, которыми необходимо наполнить мультфильмы для детей. Среди современных таких мультиков мало, поэтому общая рекомендация сводится к тому, чтобы показывать детям преимущественно советские мультфильмы, а современные — только те, в которых вы уверены.
Но самое главное касается родителей: старайтесь смотреть мультфильмы вместе со своими детьми, комментируйте действия мультфильма, беседуйте с детьми на темы их любимых мультфильмов, но не навязывайте свою истину, а вырабатывайте её совместно.
Закончим сегодняшнюю лекцию видеообзором на достаточно глубокий советский мультфильм «Фантик. Первобытная сказка».
Совершенно блестящий обзор!
Но хотелось бы внести свою лепту.
1. Деградация ТВ и кинематографа системная и поступательная. Процессы параллельные во всём околозападном и длятся, как минимум, последние 70 лет. Наше ТВ лишь отражение западного распада. Это хорошо видно в ретроспективе фильмов с разбивкой по десятилетиям.
2. Один фильм из четырёх – слишком оптимистично. Сейчас нужно очень сильно постараться, чтобы найти приличный фильм из снятых в последнее десятилетие – риски запредельные. 1990 год – последний, который можно проходить без пристальной цензуры. И даже это слишком оптимистично. Специалисты кинематографа оценивают 1980 годом.
3. Совершенно удивительно хорошим способом зарекомендовала себя предлагаемая здесь и на других ресурсах предлагаемая технология оценки видеоматериалов. Это как определение критериев обнаружения материалов, ведущих к распаду личности, семьи и общества. Эта деятельность по просвещению должна быть продолжена, чтобы сделать анализ доступным для всех желающих.
4. Опыт показывает, что для создания контрастного взгляда наряду с хорошими фильмами стоит смотреть и плохие. При обязательной разборке полётов после фильма это даёт достаточно мощное понимание современных тенденций. Мало того, такой подход при предварительном разговоре совершенно шикарно работает с детьми от семи лет. Главное научиться правильно ставить перед детьми вопросы. Дети после этого начинают сами задавать вопросы: почему люди пьют, если это вредно; почему люди покупают ненужные вещи; почему дети постоянно сидят со смартфонами; почему Алиса в фильме такая злая.
В остальном снимаю шляпу за качественный материал. Стоит эту тему развивать дальше.
Призываю сделать постоянной рубрику обзора наиболее нашумевших последних фильмов по мере их появления.
Мне, пожалуй, безразлично желание культуры Запада к самоуничтожению. К сожалению этот процесс почти необратим (или необратим совсем, если брать исторические аналогии). Просто не хочется оказаться с ними в одной лодке, когда она пойдёт к дну.
Государство не только отстранилось от обязанности обеспечить информационную безопасность в СМИ, но и спонсирует часто деградационные проекты, из разряда тех, о которых говорит автор статьи. Это признак того, что государство сегодня иностранный агент, по отношению к населению…