Американо-азербайджанский «роман» подходит к концу?
Сразу после обретения независимости Азербайджан взял курс
на интеграцию и тесное сотрудничество с Западом, прежде всего, с США.
Баку было, что предложить Вашингтону –доступ к освоению огромных углеводородных запасов и выгодное геостратегическое положение, позволяющее реализовывать перспективные проекты в транзитной сфере.
От американской стороны Азербайджан ожидал привлечение инвестиций, сотрудничество в военно-технической сфере и содействие в решении внешнеполитических проблем, таких как урегулирование конфликта
в Нагорном Карабахе и других территориальных споров с Арменией.
Вашингтон с готовностью принял предложение Баку. В Азербайджан устремились крупнейшие американские нефтяные компании,многочисленные инвестиции, что благотворно сказалось на развитии его экономики. Быстро развивается сотрудничество в сфере транспортировки природных ресурсов из Каспийского региона в Европу. ВС Азербайджана тесно взаимодействуют с США и НАТО (операции в бывшей Югославии, Ираке и Афганистане), часто проводят совместные военные учения…Одним словом, кажется, что Азербайджан получил от сотрудничества с США именно то, что хотел. Но это – иллюзия.
В действительности, отношения между Баку и Вашингтоном изначально имели многочисленные «подводные камни»: так, благодаря армянскому лобби, с 1992 года действует Поправка 907, которая запрещает оказание как военной, так и гуманитарной помощи Азербайджану со стороны правительства США, а также делает невозможным содействие в урегулировании жизненно важных территориальных проблем с Арменией. Кроме того, несмотря на все заявления американской стороны о том, что Баку – важный союзник и ключевой партнёр в регионе, Вашингтон сознательно закрывает глаза на анти-азербайджанскую риторику американских СМИ и правозащитных организаций, а также официально поддерживает армянскую трактовку армяно-азербайджанского конфликта. Всё это привело к тому, что в 2010 году в американо-азербайджанских отношениях едва не наступил кризис, когда Азербайджан был вынужден открыто заявить о возможности пересмотра отношений с США из-за их неприкрытой предвзятости в пользу Армении (которая выразилась в отсутствии приглашения Азербайджана на саммит по ядерной безопасности, прошедший в Вашингтоне 12-13 апреля 2010 г., хотя ту же Армению попросили приехать; кроме того, почти два года, с 2009 по 2011, США не присылали посла в Баку). И хотя в итоге разногласия удалось преодолеть, в настоящее время США демонстрируют всё меньший интерес к Азербайджану, а отношения между ними теряют былую интенсивность...Как же так получилось?
Дело в том, что, планируя сделку с США, Баку изначально не до конца учёл их интересы: действительно, Азербайджан –ключ реализации американских интересов в Закавказье – получение доступа к углеводородным богатствам Каспия и их транспортировка в Европу в обход России, а также создание «буферной зоны» против своих соперников – Москвы и Тегерана. Однако это совершенно не означает, что для этого Вашингтон планировал работать с Баку как с равноправным партнёром, учитывая его интересы. Как показала дальнейшая практика, США просто взяли от Азербайджана то, что им нужно (взяв под контроль практически все экономически рентабельные резервы азербайджанской нефти и газа и добившись от азербайджанского руководства выполнения всех возможных обязательств в части нефтяных и энергокоммуникационных проектов), забыв о большинстве своих обещаний, главным из которых было содействие Баку в решении важной для всех азербайджанцев проблемы Нагорного Карабаха; более того, «забывчивость» начинает сменяться проармянской риторикой…
А ведь подобное развитие отношений следовало предвидеть с самого начала: вся история американской внешней политики демонстрирует, что США не любят, когда их союзники действуют, как равноправные и самостоятельные партнёры, подобно Азербайджану; они предпочитают верных вассалов, подобно Армении, которая умудряется обслуживать одновременно и американские, и российские интересы… Однако, судя по всему, азербайджанское руководство извлекло необходимый урок из отношений с Вашингтоном, и начинает всё больше сотрудничать с соседями – Ираном и Россией, намерения и интересы которых давно и хорошо знает. Баку больше не будет довольствоваться красивыми обещаниями и дипломатическими «романами» - время иллюзий прошло, настало время серьёзных и деловых разговоров.
Сразу после обретения независимости Азербайджан взял курс
на интеграцию и тесное сотрудничество с Западом, прежде всего, с США.
Баку было, что предложить Вашингтону –доступ к освоению огромных углеводородных запасов и выгодное геостратегическое положение, позволяющее реализовывать перспективные проекты в транзитной сфере.
От американской стороны Азербайджан ожидал привлечение инвестиций, сотрудничество в военно-технической сфере и содействие в решении внешнеполитических проблем, таких как урегулирование конфликта
в Нагорном Карабахе и других территориальных споров с Арменией.
Вашингтон с готовностью принял предложение Баку. В Азербайджан устремились крупнейшие американские нефтяные компании,многочисленные инвестиции, что благотворно сказалось на развитии его экономики. Быстро развивается сотрудничество в сфере транспортировки природных ресурсов из Каспийского региона в Европу. ВС Азербайджана тесно взаимодействуют с США и НАТО (операции в бывшей Югославии, Ираке и Афганистане), часто проводят совместные военные учения…Одним словом, кажется, что Азербайджан получил от сотрудничества с США именно то, что хотел. Но это – иллюзия.
В действительности, отношения между Баку и Вашингтоном изначально имели многочисленные «подводные камни»: так, благодаря армянскому лобби, с 1992 года действует Поправка 907, которая запрещает оказание как военной, так и гуманитарной помощи Азербайджану со стороны правительства США, а также делает невозможным содействие в урегулировании жизненно важных территориальных проблем с Арменией. Кроме того, несмотря на все заявления американской стороны о том, что Баку – важный союзник и ключевой партнёр в регионе, Вашингтон сознательно закрывает глаза на анти-азербайджанскую риторику американских СМИ и правозащитных организаций, а также официально поддерживает армянскую трактовку армяно-азербайджанского конфликта. Всё это привело к тому, что в 2010 году в американо-азербайджанских отношениях едва не наступил кризис, когда Азербайджан был вынужден открыто заявить о возможности пересмотра отношений с США из-за их неприкрытой предвзятости в пользу Армении (которая выразилась в отсутствии приглашения Азербайджана на саммит по ядерной безопасности, прошедший в Вашингтоне 12-13 апреля 2010 г., хотя ту же Армению попросили приехать; кроме того, почти два года, с 2009 по 2011, США не присылали посла в Баку). И хотя в итоге разногласия удалось преодолеть, в настоящее время США демонстрируют всё меньший интерес к Азербайджану, а отношения между ними теряют былую интенсивность...Как же так получилось?
Дело в том, что, планируя сделку с США, Баку изначально не до конца учёл их интересы: действительно, Азербайджан –ключ реализации американских интересов в Закавказье – получение доступа к углеводородным богатствам Каспия и их транспортировка в Европу в обход России, а также создание «буферной зоны» против своих соперников – Москвы и Тегерана. Однако это совершенно не означает, что для этого Вашингтон планировал работать с Баку как с равноправным партнёром, учитывая его интересы. Как показала дальнейшая практика, США просто взяли от Азербайджана то, что им нужно (взяв под контроль практически все экономически рентабельные резервы азербайджанской нефти и газа и добившись от азербайджанского руководства выполнения всех возможных обязательств в части нефтяных и энергокоммуникационных проектов), забыв о большинстве своих обещаний, главным из которых было содействие Баку в решении важной для всех азербайджанцев проблемы Нагорного Карабаха; более того, «забывчивость» начинает сменяться проармянской риторикой…
А ведь подобное развитие отношений следовало предвидеть с самого начала: вся история американской внешней политики демонстрирует, что США не любят, когда их союзники действуют, как равноправные и самостоятельные партнёры, подобно Азербайджану; они предпочитают верных вассалов, подобно Армении, которая умудряется обслуживать одновременно и американские, и российские интересы… Однако, судя по всему, азербайджанское руководство извлекло необходимый урок из отношений с Вашингтоном, и начинает всё больше сотрудничать с соседями – Ираном и Россией, намерения и интересы которых давно и хорошо знает. Баку больше не будет довольствоваться красивыми обещаниями и дипломатическими «романами» - время иллюзий прошло, настало время серьёзных и деловых разговоров.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Азербайджан с момента обретения независимости выбрал курс на тесное сотрудничество с Западом, особенно с США, ожидая поддержки в инвестициях и военно-техническом сотрудничестве.
2. Со времени начала сотрудничества с США, несмотря на экономические выгоды и приток инвестиций, Баку столкнулось с многочисленными трудностями, в том числе с действием Поправки 907, которая ограничивает помощь США Азербайджану.
3. Вашингтон демонстрирует предвзятость в отношении к Азербайджану, поддерживая армянскую трактовку конфликта и игнорируя анти-азербайджанскую риторику в СМИ.
4. Азербайджан вынужден был открыто заявить о возможности пересмотра отношений с США из-за их явной предвзятости, особенно в 2010 году.
5. США рассматривают Азербайджан не как равноправного партнёра, а как инструмент для реализации своих геополитических интересов в регионе, что приводит к ухудшению двусторонних отношений.
6. Азербайджан начинает осознавать свою зависимость и принимает решение о развитии сотрудничества с соседними странами, такими как Иран и Россия.
Вывод:
Автор статьи подводит итог тому, что американо-азербайджанские отношения на нынешнем этапе приближаются к завершению. Азербайджан теперь ищет новые пути для сотрудничества, отказываясь от иллюзий, что Запад может быть надежным партнёром, и начинает сосредотачиваться на более реалистичных и взаимовыгодных связях с соседями.
Вывод редакции:
Тезисы автора отражают не только критику американо-азербайджанских отношений, но и демонстрируют растущее недовольство со стороны Баку по поводу позиции США в конфликте с Арменией. В то же время, наблюдается также отсутствие научной обоснованности в некоторых утверждениях, что может подвести статью под рамки политической риторики. Вместе с тем, следует учесть, что в международной политике подобные развороты отношений являются распространенным явлением, и необходимо отнестись к изложенным выводам с осторожностью.