Американо-азербайджанский «роман» подходит к концу?
Сразу после обретения независимости Азербайджан взял курс
на интеграцию и тесное сотрудничество с Западом, прежде всего, с США.
Баку было, что предложить Вашингтону –доступ к освоению огромных углеводородных запасов и выгодное геостратегическое положение, позволяющее реализовывать перспективные проекты в транзитной сфере.
От американской стороны Азербайджан ожидал привлечение инвестиций, сотрудничество в военно-технической сфере и содействие в решении внешнеполитических проблем, таких как урегулирование конфликта
в Нагорном Карабахе и других территориальных споров с Арменией.
Вашингтон с готовностью принял предложение Баку. В Азербайджан устремились крупнейшие американские нефтяные компании,многочисленные инвестиции, что благотворно сказалось на развитии его экономики. Быстро развивается сотрудничество в сфере транспортировки природных ресурсов из Каспийского региона в Европу. ВС Азербайджана тесно взаимодействуют с США и НАТО (операции в бывшей Югославии, Ираке и Афганистане), часто проводят совместные военные учения…Одним словом, кажется, что Азербайджан получил от сотрудничества с США именно то, что хотел. Но это – иллюзия.
В действительности, отношения между Баку и Вашингтоном изначально имели многочисленные «подводные камни»: так, благодаря армянскому лобби, с 1992 года действует Поправка 907, которая запрещает оказание как военной, так и гуманитарной помощи Азербайджану со стороны правительства США, а также делает невозможным содействие в урегулировании жизненно важных территориальных проблем с Арменией. Кроме того, несмотря на все заявления американской стороны о том, что Баку – важный союзник и ключевой партнёр в регионе, Вашингтон сознательно закрывает глаза на анти-азербайджанскую риторику американских СМИ и правозащитных организаций, а также официально поддерживает армянскую трактовку армяно-азербайджанского конфликта. Всё это привело к тому, что в 2010 году в американо-азербайджанских отношениях едва не наступил кризис, когда Азербайджан был вынужден открыто заявить о возможности пересмотра отношений с США из-за их неприкрытой предвзятости в пользу Армении (которая выразилась в отсутствии приглашения Азербайджана на саммит по ядерной безопасности, прошедший в Вашингтоне 12-13 апреля 2010 г., хотя ту же Армению попросили приехать; кроме того, почти два года, с 2009 по 2011, США не присылали посла в Баку). И хотя в итоге разногласия удалось преодолеть, в настоящее время США демонстрируют всё меньший интерес к Азербайджану, а отношения между ними теряют былую интенсивность...Как же так получилось?
Дело в том, что, планируя сделку с США, Баку изначально не до конца учёл их интересы: действительно, Азербайджан –ключ реализации американских интересов в Закавказье – получение доступа к углеводородным богатствам Каспия и их транспортировка в Европу в обход России, а также создание «буферной зоны» против своих соперников – Москвы и Тегерана. Однако это совершенно не означает, что для этого Вашингтон планировал работать с Баку как с равноправным партнёром, учитывая его интересы. Как показала дальнейшая практика, США просто взяли от Азербайджана то, что им нужно (взяв под контроль практически все экономически рентабельные резервы азербайджанской нефти и газа и добившись от азербайджанского руководства выполнения всех возможных обязательств в части нефтяных и энергокоммуникационных проектов), забыв о большинстве своих обещаний, главным из которых было содействие Баку в решении важной для всех азербайджанцев проблемы Нагорного Карабаха; более того, «забывчивость» начинает сменяться проармянской риторикой…
А ведь подобное развитие отношений следовало предвидеть с самого начала: вся история американской внешней политики демонстрирует, что США не любят, когда их союзники действуют, как равноправные и самостоятельные партнёры, подобно Азербайджану; они предпочитают верных вассалов, подобно Армении, которая умудряется обслуживать одновременно и американские, и российские интересы… Однако, судя по всему, азербайджанское руководство извлекло необходимый урок из отношений с Вашингтоном, и начинает всё больше сотрудничать с соседями – Ираном и Россией, намерения и интересы которых давно и хорошо знает. Баку больше не будет довольствоваться красивыми обещаниями и дипломатическими «романами» - время иллюзий прошло, настало время серьёзных и деловых разговоров.
Сразу после обретения независимости Азербайджан взял курс
на интеграцию и тесное сотрудничество с Западом, прежде всего, с США.
Баку было, что предложить Вашингтону –доступ к освоению огромных углеводородных запасов и выгодное геостратегическое положение, позволяющее реализовывать перспективные проекты в транзитной сфере.
От американской стороны Азербайджан ожидал привлечение инвестиций, сотрудничество в военно-технической сфере и содействие в решении внешнеполитических проблем, таких как урегулирование конфликта
в Нагорном Карабахе и других территориальных споров с Арменией.
Вашингтон с готовностью принял предложение Баку. В Азербайджан устремились крупнейшие американские нефтяные компании,многочисленные инвестиции, что благотворно сказалось на развитии его экономики. Быстро развивается сотрудничество в сфере транспортировки природных ресурсов из Каспийского региона в Европу. ВС Азербайджана тесно взаимодействуют с США и НАТО (операции в бывшей Югославии, Ираке и Афганистане), часто проводят совместные военные учения…Одним словом, кажется, что Азербайджан получил от сотрудничества с США именно то, что хотел. Но это – иллюзия.
В действительности, отношения между Баку и Вашингтоном изначально имели многочисленные «подводные камни»: так, благодаря армянскому лобби, с 1992 года действует Поправка 907, которая запрещает оказание как военной, так и гуманитарной помощи Азербайджану со стороны правительства США, а также делает невозможным содействие в урегулировании жизненно важных территориальных проблем с Арменией. Кроме того, несмотря на все заявления американской стороны о том, что Баку – важный союзник и ключевой партнёр в регионе, Вашингтон сознательно закрывает глаза на анти-азербайджанскую риторику американских СМИ и правозащитных организаций, а также официально поддерживает армянскую трактовку армяно-азербайджанского конфликта. Всё это привело к тому, что в 2010 году в американо-азербайджанских отношениях едва не наступил кризис, когда Азербайджан был вынужден открыто заявить о возможности пересмотра отношений с США из-за их неприкрытой предвзятости в пользу Армении (которая выразилась в отсутствии приглашения Азербайджана на саммит по ядерной безопасности, прошедший в Вашингтоне 12-13 апреля 2010 г., хотя ту же Армению попросили приехать; кроме того, почти два года, с 2009 по 2011, США не присылали посла в Баку). И хотя в итоге разногласия удалось преодолеть, в настоящее время США демонстрируют всё меньший интерес к Азербайджану, а отношения между ними теряют былую интенсивность...Как же так получилось?
Дело в том, что, планируя сделку с США, Баку изначально не до конца учёл их интересы: действительно, Азербайджан –ключ реализации американских интересов в Закавказье – получение доступа к углеводородным богатствам Каспия и их транспортировка в Европу в обход России, а также создание «буферной зоны» против своих соперников – Москвы и Тегерана. Однако это совершенно не означает, что для этого Вашингтон планировал работать с Баку как с равноправным партнёром, учитывая его интересы. Как показала дальнейшая практика, США просто взяли от Азербайджана то, что им нужно (взяв под контроль практически все экономически рентабельные резервы азербайджанской нефти и газа и добившись от азербайджанского руководства выполнения всех возможных обязательств в части нефтяных и энергокоммуникационных проектов), забыв о большинстве своих обещаний, главным из которых было содействие Баку в решении важной для всех азербайджанцев проблемы Нагорного Карабаха; более того, «забывчивость» начинает сменяться проармянской риторикой…
А ведь подобное развитие отношений следовало предвидеть с самого начала: вся история американской внешней политики демонстрирует, что США не любят, когда их союзники действуют, как равноправные и самостоятельные партнёры, подобно Азербайджану; они предпочитают верных вассалов, подобно Армении, которая умудряется обслуживать одновременно и американские, и российские интересы… Однако, судя по всему, азербайджанское руководство извлекло необходимый урок из отношений с Вашингтоном, и начинает всё больше сотрудничать с соседями – Ираном и Россией, намерения и интересы которых давно и хорошо знает. Баку больше не будет довольствоваться красивыми обещаниями и дипломатическими «романами» - время иллюзий прошло, настало время серьёзных и деловых разговоров.