Почему же американцы не могут сделать космические двигатели?

68726 48

Создатель лучших в мире жидкостных ракетных двигателей академик Борис Каторгин объясняет, почему американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в этой области и как сохранить советскую фору в будущем.

21 июня на Петербургском экономическом форуме прошло награждение лауреатов премии «Глобальная энергия». Авторитетная комиссия отраслевых экспертов из разных стран выбрала три заявки из представленных 639 и назвала лауреатов премии 2012 года, которую уже привычно называют «нобелевкой для энергетиков». В итоге 33 миллиона премиальных рублей в этом году разделили известный изобретатель из Великобритании профессор Родней Джон Аллам и двое наших выдающихся ученых — академики РАН Борис Каторгин и Валерий Костюк.

Все трое имеют отношение к созданию криогенной техники, исследованию свойств криогенных продуктов и их применению в различных энергетических установках. Академик Борис Каторгин был награжден «за разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, которые обеспечивают при высоких энергетических параметрах надежную работу космических систем в целях мирного использования космоса». При непосредственном участии Каторгина, более пятидесяти лет посвятившего предприятию ОКБ-456, известному сейчас как НПО «Энергомаш», создавались жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), рабочие характеристики которых и теперь считаются лучшими в мире. Сам Каторгин занимался разработкой схем организации рабочего процесса в двигателях, смесеобразованием компонентов горючего и ликвидацией пульсации в камере сгорания. Известны также его фундаментальные работы по ядерным ракетным двигателям (ЯРД) с высоким удельным импульсом и наработки в области создания мощных непрерывных химических лазеров.

В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО «Энергомаш», совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас». В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.

Перед вручением премии «Эксперт» побеседовал с академиком Борисом Каторгиным о состоянии и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей и выяснил, почему базирующиеся на разработках сорокалетней давности двигатели до сих пор считаются инновационными, а РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах.

— Борис Иванович, в чем именно ваша заслуга в создании отечественных жидкостных реактивных двигателей, и теперь считающихся лучшими в мире?

— Чтобы объяснить это неспециалисту, наверное, нужно особое умение. Для ЖРД я разрабатывал камеры сгорания, газогенераторы; в целом руководил созданием самих двигателей для мирного освоения космического пространства. (В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают собственно реактивную тягу; в газогенераторах также сжигается топливная смесь, но уже для работы турбонасосов, которые под огромным давлением нагнетают топливо и окислитель в ту же камеру сгорания. — «Эксперт».)

— Вы говорите о мирном освоении космоса, хотя очевидно, что все двигатели тягой от нескольких десятков до 800 тонн, которые создавались в НПО «Энергомаш», предназначались прежде всего для военных нужд.

— Нам не пришлось сбросить ни одной атомной бомбы, мы не доставили на наших ракетах ни одного ядерного заряда к цели, и слава богу. Все военные наработки пошли в мирный космос. Мы можем гордиться огромным вкладом нашей ракетно-космической техники в развитие человеческой цивилизации. Благодаря космонавтике родились целые технологические кластеры: космическая навигация, телекоммуникации, спутниковое телевидение, системы зондирования.

— Двигатель для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9, над которым вы работали, потом лег в основу чуть ли не всей нашей пилотируемой программы.

— Еще в конце 1950-х я проводил расчетно-экспериментальные работы для улучшения смесеобразования в камерах сгорания двигателя РД-111, который предназначался для той самой ракеты. Результаты работы до сих пор применяются в модифицированных двигателях РД-107 и РД-108 для той же ракеты «Союз», на них было совершено около двух тысяч космических полетов, включая все пилотируемые программы.

— Два года назад я брал интервью у вашего коллеги, лауреата «Глобальной энергии» академика Александра Леонтьева. В разговоре о закрытых для широкой публики специалистах, коим Леонтьев сам когда-то был, он упомянул Виталия Иевлева, тоже много сделавшего для нашей космической отрасли.

— Многие работавшие на оборонку академики были засекречены — это факт. Сейчас многое рассекречено — это тоже факт. Александра Ивановича я знаю прекрасно: он работал над созданием методик расчета и способов охлаждения камер сгорания различных ракетных двигателей. Решить эту технологическую задачу было нелегко, особенно когда мы начали максимально выжимать химическую энергию топливной смеси для получения максимального удельного импульса, повышая среди прочих мер давление в камерах сгорания до 250 атмосфер. Возьмем самый мощный наш двигатель — РД-170. Расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Тепловые потоки в нем достигают 50 мегаватт на квадратный метр — это огромная энергия. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Надо было придумать специальное охлаждение для камеры сгорания, чтобы она могла расчетно работать и выдерживала тепловой напор. Александр Иванович как раз этим и занимался, и, надо сказать, потрудился он на славу. Виталий Михайлович Иевлев — член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, к сожалению, довольно рано умерший, — был ученым широчайшего профиля, обладал энциклопедической эрудицией. Как и Леонтьев, он много работал над методикой расчета высоконапряженных тепловых конструкций. Работы их где-то пересекались, где-то интегрировались, и в итоге получилась прекрасная методика, по которой можно рассчитать теплонапряженность любых камер сгорания; сейчас, пожалуй, пользуясь ею, это может сделать любой студент. Кроме того, Виталий Михайлович принимал активное участие в разработке ядерных, плазменных ракетных двигателей. Здесь наши интересы пересекались в те годы, когда «Энергомаш» занимался тем же.

— В нашей беседе с Леонтьевым мы затронули тему продажи энергомашевских двигателей РД-180 в США, и Александр Иванович рассказал, что во многом этот двигатель — результат наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170, и в каком-то смысле его половинка. Что это — действительно результат обратного масштабирования?

— Любой двигатель в новой размерности — это, конечно, новый аппарат. РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой 800 тонн. У РД-191, предназначенного для нашей новой ракеты «Ангара», тяга и вовсе 200 тонн. Что же общего у этих двигателей? Все они имеют по одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у «американского» РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если четырёхкамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола «Арктика», то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны. В разработке турбонасосов для РД-180 и РД-191 я участвовал напрямую и в то же время руководил созданием этих двигателей в целом.

— Камера сгорания, значит, на всех этих двигателях одна и та же, только количество их разное?

— Да, и это наше главное достижение. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся камеры, равной которой в мире нет, мы изготавливаем лучшие свои двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 для американского «Атласа» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».

— «Ангара» должна была заменить «Протон-М» еще несколько лет назад, но создатели ракеты столкнулись с серьезными проблемами, первые летные испытания неоднократно откладывались, и проект вроде бы продолжает буксовать.

— Проблемы действительно были. Сейчас принято решение о запуске ракеты в 2013 году. Особенность «Ангары» в том, что на основе ее универсальных ракетных модулей можно создать целое семейство ракетоносителей грузоподъемностью от 2,5 до 25 тонн для вывода грузов на низкую околоземную орбиту на базе универсального же кислородно-керосинового двигателя РД-191. «Ангара-1» имеет один двигатель, «Ангара-3» — три с общей тягой 600 тонн, у «Ангары-5» будет 1000 тонн тяги, то есть она сможет выводить на орбиту больше грузов, чем «Протон». К тому же вместо очень токсичного гептила, который сжигается в двигателях «Протона», мы используем экологически чистое топливо, после сгорания которого остаются лишь вода да углекислый газ.

— Как получилось, что тот же РД-170, который создавался еще в середине 1970-х, до сих пор остается, по сути, инновационным продуктом, а его технологии используются в качестве базовых для новых ЖРД?

— Похожая история случилась с самолетом, созданным после Второй мировой Владимиром Михайловичем Мясищевым (дальний стратегический бомбардировщик серии М, разработка московского ОКБ-23 1950-х годов. — «Эксперт»). По многим параметрам самолет опережал свое время лет эдак на тридцать, и элементы его конструкции потом заимствовали другие авиастроители. Так и здесь: в РД-170 очень много новых элементов, материалов, конструкторских решений. По моим оценкам, они не устареют еще несколько десятилетий. В этом заслуга прежде всего основателя НПО «Энергомаш» и его генерального конструктора Валентина Петровича Глушко и членкора РАН Виталия Петровича Радовского, возглавившего фирму после смерти Глушко. (Отметим, что лучшие в мире энергетические и эксплуатационные характеристики РД-170 во многом обеспечиваются благодаря решению Каторгиным проблемы подавления высокочастотной неустойчивости горения за счет разработки антипульсационных перегородок в той же камере сгорания. — «Эксперт».) А двигатель РД-253 первой ступени для ракетоносителя «Протон»? Принятый на вооружение еще в 1965 году, он настолько совершенен, что до сих пор никем не превзойден. Именно так учил конструировать Глушко — на пределе возможного и обязательно выше среднемирового уровня. Важно помнить и другое: страна инвестировала в свое технологическое будущее. Как было в Советском Союзе? Министерство общего машиностроения, в ведении которого, в частности, находились космос и ракеты, только на НИОКР тратило 22 процента своего огромного бюджета — по всем направлениям, включая двигательное. Сегодня объем финансирования исследований намного меньше, и это говорит о многом.

— Не означает ли достижение этими ЖРД неких совершенных качеств, причем случилось это полвека назад, что ракетный двигатель с химическим источником энергии в каком-то смысле изживает себя: основные открытия сделаны и в новых поколениях ЖРД, сейчас речь идет скорее о так называемых поддерживающих инновациях?

— Безусловно нет. Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы еще очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надежно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту. Они безопасны с точки зрения экологии, особенно те, что работают на жидком кислороде и керосине. Но для полетов к звездам и другим галактикам ЖРД, конечно, совсем непригодны. Масса всей метагалактики — 10 в 56 степени граммов. Для того чтобы разогнаться на ЖРД хотя бы до четверти скорости света, потребуется совершенно невероятный объем топлива — 10 в 3200 степени граммов, так что даже думать об этом глупо. У ЖРД есть своя ниша — маршевые двигатели. На жидкостных двигателях можно разогнать носитель до второй космической скорости, долететь до Марса, и все.

— Следующий этап — ядерные ракетные двигатели?

— Конечно. Доживем ли мы еще до каких-то этапов — неизвестно, а для разработки ЯРД многое было сделано уже в советское время. Сейчас под руководством Центра Келдыша во главе с академиком Анатолием Сазоновичем Коротеевым разрабатывается так называемый транспортно-энергетический модуль. Конструкторы пришли к выводу, что можно создать менее напряженный, чем был в СССР, ядерный реактор с газовым охлаждением, который будет работать и как электростанция, и как источник энергии для плазменных двигателей при передвижении в космосе. Такой реактор проектируется сейчас в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Григорьевича Драгунова. В проекте также участвует калининградское КБ «Факел», где создаются электрореактивные двигатели. Как и в советское время, не обойдется без воронежского КБ химавтоматики, где будут изготавливаться газовые турбины, компрессоры, чтобы по замкнутому контуру гонять теплоноситель — газовую смесь.

— А пока полетаем на ЖРД?

— Конечно, и мы четко видим перспективы дальнейшего развития этих двигателей. Есть задачи тактические, долгосрочные, тут предела нет: внедрение новых, более жаростойких покрытий, новых композитных материалов, уменьшение массы двигателей, повышение их надежности, упрощение схемы управления. Можно внедрить ряд элементов для более тщательного контроля за износом деталей и других процессов, происходящих в двигателе. Есть задачи стратегические: к примеру, освоение в качестве горючего сжиженного метана и ацетилена вместе с аммиаком или трехкомпонентного топлива. НПО «Энергомаш» занимается разработкой трехкомпонентного двигателя. Такой ЖРД мог бы применяться в качестве двигателя и первой, и второй ступени. На первой ступени он использует хорошо освоенные компоненты: кислород, жидкий керосин, а если добавить еще около пяти процентов водорода, то значительно увеличится удельный импульс — одна из главных энергетических характеристик двигателя, а это значит, что можно отправить в космос больше полезного груза. На первой ступени вырабатывается весь керосин с добавкой водорода, а на второй тот же самый двигатель переходит от работы на трехкомпонентном топливе на двухкомпонентное — водород и кислород.

Мы уже создали экспериментальный двигатель, правда, небольшой размерности и тягой всего около 7 тонн, провели 44 испытания, сделали натурные смесительные элементы в форсунки, в газогенераторе, в камере сгорания и выяснили, что можно сначала работать на трех компонентах, а потом плавно переходить на два. Все получается, достигается высокая полнота сгорания, но чтобы идти дальше, нужен более крупный образец, нужно дорабатывать стенды, чтобы запускать в камеру сгорания компоненты, которые мы собираемся применять в настоящем двигателе: жидкие водород и кислород, а также керосин. Думаю, это очень перспективное направление и большой шаг вперед. И надеюсь кое-что успеть сделать при жизни.

— Почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать его уже много лет?

— Американцы очень прагматичны. В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать. К примеру, наш двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывезти полезного груза на две тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам 20 миллионов долларов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на «Энергомаше» есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт.

http://russkievesti.ru/assets/images/resources/11853/5764744-1.jpg

— Я не ослышался — 27 гигаватт? Это больше установленной мощности всех АЭС «Росатома».

— Двадцать семь гигаватт — это мощность струи, которая развивается относительно за короткое время. При испытаниях на стенде энергия струи сначала гасится в специальном бассейне, затем в трубе рассеивания диаметром 16 метров и высотой 100 метров. Чтобы построить подобный стенд, в котором помещается двигатель, создающий такую мощность, надо вложить огромные деньги. Американцы сейчас отказались от этого и берут готовое изделие. В результате мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на многое.

http://russkievesti.ru/assets/images/resources/11853/5764744-2.jpg

— Борис Иванович, что надо сделать, чтобы не растерять фору, набранную советским ракетным двигателестроением? Наверное, кроме недостатка финансирования НИОКР очень болезненна и другая проблема — кадровая?

— Чтобы остаться на мировом рынке, надо все время идти вперед, создавать новую продукцию. Видимо, пока нас до конца не прижало и гром не грянул. Но государству надо осознать, что без новых разработок оно окажется на задворках мирового рынка, и сегодня, в этот переходный период, пока мы еще не доросли до нормального капитализма, в новое должно прежде всего вкладывать оно — государство. Затем можно передавать разработку для выпуска серии частной компании на условиях, выгодных и государству, и бизнесу. Не верю, что придумать разумные методы созидания нового невозможно, без них о развитии и инновациях говорить бесполезно.

Кадры есть. Я руковожу кафедрой в Московском авиационном институте, где мы готовим и двигателистов, и лазерщиков. Ребята умнющие, они хотят заниматься делом, которому учатся, но надо дать им нормальный начальный импульс, чтобы они не уходили, как сейчас многие, писать программы для распределения товаров в магазинах. Для этого надо создать соответствующую лабораторную обстановку, дать достойную зарплату. Выстроить правильную структуру взаимодействия науки и Министерства образования. Та же Академия наук решает много вопросов, связанных с кадровой подготовкой. Ведь среди действующих членов академии, членов-корреспондентов много специалистов, которые руководят высокотехнологическими предприятиями и научно-исследовательскими институтами, мощными КБ. Они прямо заинтересованы, чтобы на приписанных к их организациям кафедрах воспитывались необходимые специалисты в области техники, физики, химии, чтобы они сразу получали не просто профильного выпускника вуза, а готового специалиста с некоторым жизненным и научно-техническим опытом. Так было всегда: самые лучшие специалисты рождались в институтах и на предприятиях, где существовали образовательные кафедры. У нас на «Энергомаше» и в НПО Лавочкина работают кафедры филиала МАИ «Комета», которой я руковожу. Есть старые кадры, которые могут передать опыт молодым. Но времени осталось совсем немного, и потери будут безвозвратные: для того, чтобы просто вернуться на существующий сейчас уровень, придется затратить гораздо больше сил, чем сегодня надо для его поддержания.

< ![CDATA[]]>Источник< ![CDATA[]]>

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
48 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1685 1065

    Не производят значит не надо, а космическая программа самая масштабная фальсификация века это факт

    • 6069 4668

      Так оно и есть, а нас держат за баранов. Консервные банки которые запускают в космос, являются лишь прикрытием и для запудривания нам мозгов.
      Сами уже давно летают и строят базы на планетах солнечной системы.
      http://www.divinecosmosunion.net/t1133-topic

    • 44634 23602

      Надо как раз,только кишка тонка,зато делают айфоны,на них можно все галактики запросто облететь,..тока виртуяльно.)))

    • 95 65

      СТРАННО СЛЫШАТЬ ОТ ТАКОГО ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА. ( МЫ НЕ ДОРОСЛИ ДО НОРМАЛЬНОГО КАПИТАЛИЗМА) ХОТЯ САМ ПЕРЕЧИСЛИЛ ВСЕ ДОСТИЖЕНИЕ В КОСМИЧЕСКОЙ И В ВОЕННОЙ СФЕРЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ И ЭТО БЛАГОДАРЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. КИТАЙ ТОЖЕ ДОСТИГ МНОГОГО БЛАГОДАРЯ СОЦ СИСТЕМЕ. В КАП СТРАНАХ МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ С ТРУДОМ ПРОДВИГАЮТСЯ ПОТОМУ ЧТО ОНИ ВНУТРИ РАЗОБЩЕНЫ ИЗ ЗА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ К СЕБЕ МНОГО ВНИМАНИЯ ИХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ МАЛО ИНТЕРЕСУЮТ ЭТО ПЕРВОЕ. ВТОРОЕ В КАП СТРАНАХ НЕ ВОСПИТЫВАЮТ ОБЩЕСТВО В ДУХОВНОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ОНИ ДЕЛАЮТ ОБЩЕСТВО ПОРОЧНЫМ И ИЗВРАЩЁННЫМ ТАКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЕГЧЕ ДУРАЧИТЬ, И ЛЕГЧЕ ДЕНЬГИ ВЫЖИМАТЬ ДЛЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ НЕОБРАЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО ЛУДШЕ ЧЕМ ОБРАЗОВАННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. ЛУЧШЕ ГЕИ И ЛЕСБИЯНКИ ЧТО БЫ СПАЛОСЬ СПОКОЙНЕЙ А ЭЙНШТЕЙНОВ И ЛОМАНОСОВЫХ МЫ ЗА ДОЛЛАРЫ КУПИМ. ПОЭТОМУ ОНИ БОРЯТЬСЯ С СОЦ СИСТЕМАМИ И ВТОРОЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО ЧТО БЫ ДОЛЛАР БЫЛ ГЛАВНЫЙ. В США ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РУЧЕЁК. ЕСЛИ ОН ВЫСОХНЕТ ПРОСТО И ПРЕДСТАВИТЬ СТРАШНО ЧТО ИЗ СЕБЯ МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ США БЕЗ ИНТЕЛЛЕКТА.
      КАК ЗВУЧИТ КИТАЙСКАЯ ПОГОВОРКА. НЕ ВАЖНА КАКАЯ КОШКА ЦВЕТОМ ВАЖНО ЧТОБЫ ОНА МЫШЕЙ ЛОВИЛА. ТАК ЧТО КАПИТАЛИЗМ ЭТО КОШКА КОТОРАЯ МЫШЕЙ НЕ ЛОВИТ.

  • 834 -59

    Маразм крепчает! А “Апполоны” на Луне? А “Шатлы”?

  • 102 94

    Чтобы улететь с Земли на Луну – нужна крутая техника. А чтобы стартануть с Луны обратно, где нет никакой инфраструктуры и вообще не понятно каким будет конечный результат, нужна суперкрутейшая техника. Чего ж америкосы нашими движками пользуются? Забыли как свои делать?

    • 13 5

      //Забыли как свои делать?//

      Зачем им огород городить и заново всё разрабатывать, когда дешевле и проще у нас купить? Надо будет – сделают свои, не сомневайтесь.

      //…нужна суперкрутейшая техника.//

      Вас не удивляет, что американские “Вояджеры” и “Пионеры”, разработанные и запущенные в 70-х годах, до сих пор по солнечной системе летают и программы полёта отрабатывают? Или Вы считаете, что совершать гравитационные манёвры на таком удалении от Земли технически проще, чем с безатмосферной Луны стартовать?

    • 10793 6001

      Почему же американцы не могут сделать космические двигатели?,
      - по той-же, по какой ни один homo sapiens, ещё НИКОГДА не был ни на Луне, ни где бы ещё вне Земли (похищения людей инопланетянами, не рассматриваем). Голливуд – рулит!

  • 3845 1887

    Зачем Америке делать то что вовсе необязательно? Она напечатает баксы, и с успехом купит всё что надо, у той же РФ.
    А потом разбомбит любую страну которую вздумает, и отнимет то что не сумела купить ))

  • 13530 11688

    Американская лунная программа напоминает миф о египетских строителях пирамид. То есть были чудо строители построили чудо света и исчезли. При этом куча невежд, сотни лет лапшу всему миру о этих строителях сказки рассказывают. Так и с американским НАСА! Если у пиндосов нет двигателя. значит его никогда и не было. Кто такой барон фон Браун? Да штурмбаннфюрер СС. Строили Фау скорее всего другие, а он выполнял в этой программе ту роль которую в нашей программе выполнял Берия. А настоящие конструкторы, что бы не попали в руки советской армии были ликвидированы. Ведь Королёв с начала пытался создать ракету именно по принципу и на основе Фау. Только потом он изменил серьёзно конструкцию и “Восток” полетел по настоящему. А пиндосы под руководством фон Брауна построили увеличенную Фау Вот по тому у них и ничего не получалось. Понимая, что они проиграли в космосе СССР, они как то договорившись с ЦК КПСС, устроили просто шоу с помощью Голливуда. Чем купили я не знаю. но вот интереснейший факт, дети и внуки тех членов политбюро ЦК КПСС на сегодняшний день, достаточно безбедно проживают в США.

    • 115 95

      Все так! Однако их 800 килограмовый марсоход по красной планете бродит!И еще один старенький тоже поскрипывает, но пока еще ползает. На орбите Марса тоже пара-тройка их исследовательских станций летает!На Титане тоже их металлолом ржавеет, хотя до этого передал полезную информацию о даннойм спутнике Сатурна.У нас же в дальнем космосе сейчас ничего нет и по другим планетам нашего ничего не ползает!!!А двигатели есть, только к ним еще и навигацию и связь и еще куча разных высокотехнологичных примочек надо!Вот В СССР не боялись автоматы направлять и к Луне и к Марсу и Венере.Все на этих самых двигателях и высокотехнологичную начинку могли делать! А сейчас где эта начинка??? Так и двигатели профукаем! Фактически уже продали, да только те пока нашими обходятся, но это только пока.Как я понял мы уже начали болты кувалдой заколачивать.Воронеж вам в пример.Как полностью перейдем на эту технологию, то тогда амеры вынуждены будут сами двигатели и изготавливать.

      • 13530 11688

        Мы сейчас пожинаем плоды Горбачёва-Ельцина правления. Когда из космической программы были выкинуты на улицу десятки тысяч высококвалифицированных специалистов и практически десятилетие новых просто не готовили. Вот теперь и пожинаем плоды. Та же проблема самолётами гражданской авиации, есть прекрасные разработки, есть заводы, есть новые корейские высокотехнологичные станки, но вот нет специалистов, на банальную сборку и двигателей и самих самолётов, это везде в мире уникальный ручной труд. Ведь проще быть теперь и при больней чиновником, менеджером, да кем угодно, только не высококлассным специалистом. Зарплаты мизерные, а ответственность огромная. Вот и не идёт в эту отрасль умная и талантливая молодёжь.

  • 11 3

    Удивительно глупые комментарии к обстоятельному рассказу Бориса Ивановича Каторгина (которого я хорошо знаю). Просто надо продолжать работать и развивать все то, что создано на Энергомаше с времен В.П. Глушко и до сегодняшнего дня. И если грамотно относится к подбору кадров и чистоте производства, то можно создать новые инновационные разработки, вполне адекватные потребностям космических исследований, военных и прикладных задач. Ну а за пиндосов (америкосов и пр.) можно не переживать. Будут покупать, если потребуется!

  • 67 21

    у янки никогда ничего кроме шатлов не было морсоходы похоже ползают не по марсу

  • 45 -15

    Инет – большая помойка предназначена к промытию мозгов, что Россия самая самая! В который раз убеждаюсь что за всем интернетом в России стоят спец службы, которые промывают нам мозги. Добро превратилось в ложь, ложь в величие, величие в порок, порок в правду, правда в зло, зло в добродетель, добродетель в насилие, насилие в справедливость и т.д. В этой епаной помойке – интернет всё искажено, нет правды, нет лжи, нет ничего – одна блевотина. На пиндосов работают лучшие умы планеты. Для дебилов: Кто умней Россия в которой лучшие умы работают в пиндостане, или в Россия, где остались посредственные учёные? Пиндосы собираются на Марс, и уже их ракеты летают со скоростью 7 км в сек, мы пока достигли тока 6 и то испытания неудачны! Аффтор недоразвитый недочеловек продавшийся власть имущим! Статья гнилая, для промытия мозгов с целью чтоб холопы благословляли своего боярина. Бояре дерутся у холопов головы летят.

    • 13530 11688

      Да какие там 7000 км в сек! У них Звёздные врата есть! Вся Россия видела как они через них всю галактику освоили. А Энтерпрайз в обще самый непобедимый звездолёт.

      • 45 -15

        Почитай про реактивную гиперскорость, не только высеры русского инета, переведи несколько статей с английского французского, немецкого и испанского, не дай сделать властьимущим из тебя дебила с промытыми мозгами!!!

        • 13530 11688

          Мало что на заборе написано! Так и в твоём иностранном инете! Ты мне готовую модель покажи! Да есть яко бы у них гипер звуковая ракета но со скоростью 7000 км в час! а ты тут дебил именно с промытыми мозгами нам побасёнки про 7000 км в сек рассказываешь! Но какая есть в России мы пока не знаем. Но уверен, что не хуже чем у них. а скорее всего лучше. Так что учи мат часть. А двигателей для выхода в большой космос у них просто нет, читай научную литературу.

    • 69 57

      Ти есть глюпий русский мюжик. Почему? Это не ко мне , это к зеркалу.

    • 0 0

      Какой Марс Карл?радиацию еще ни кто не отменял,это билет в один конец для дебилов.

    • 34 14
  • 87 -15

    Вспомним фильм “Укрощение огня”о Королеве, слова Сталина (кадр из фильма), сказанные им на совещании по поводу создания первой советской ракеты: “Американцы – практичный народ”. Вот и весь ответ на этот вопрос.

  • 87 -15

    ПРОДОЛЖЕНИЕ.Американцы покупают у нас ракетные двигатели, но при этом спокойно, не торопясь работают над своей сверхтяжелой ракетой для межпланетных перелетов (на своих двигателях), и над космическим кораблем к ней. А куда спешить? Ведь космической гонки уже нет.
    Далее керосино-кислородные ЖРД – это “наш” сегмент. А вот в области твердотопливных двигателей (в основном, для ВПК) мы всегда от них отставали.
    И еще: если использовать в качестве топлива водород (как на “Шатлах”) или метан, то ракета станет гораздо легче и эффект от экономичного двигателя в % будет меньше. Это вопрос технологии. Американцы в этом преуспели и используют в будущих разработках.

    • 13530 11688

      У них сейчас всё создаёт Голливуд! Простой пример их истребители пятого поколения F-22 супер разрекламированный тяжёлый истребитель, по заявлению США лучший в мире, но вот одна малееенькая проблема, он при взлёте начинает интенсивно ржаветь, они банально при разработке не учли разницу потенциалов. В Англии на нём испытатель решил показать фигуры из русского пилотажа и на кобре Пугачёва свалился в неуправляемый штопор, едва спас машину. Эти самолёты просто не боеспособны в реальных сражениях. F-35 супер лёгкий истребитель, но правда только на рекламе. Скорее всего то же летать не будет. Поймите, они долгие годы этого не делали и создать с чистого листа новейший двигатель, а тем более корпус, это из ряда фантастики. Да они похерили технологии по изготовлению титановых деталей и все необходимые закупают в России

  • 45 25

    Хорошая статья которая говорит о том что самое лучшее создавалось именно всеми народами населяющими СССР. Ведь именно тогда была дружба между всеми национальностями великой страны. Россиянам надо продолжать в том же духе и успех будет гарантирован.

  • 13530 11688

    Знаете когда я понял по чему лунная программа это афера века. Есть простая истина поверхность луны очень радиоактивна и прибывание на Луне и во время полёта туда и обратно, астронавты должны были погибнуть. Создатель советских скафандров на одном из последних своего интервью. объяснил, что СССР не смог бы высадить на Луну космонавта, из за отсутствия в те времена материалов для создания скафандра который мог защитить их от радиации! На вопрос к нему журналиста! Как же так ваши скафандры намного тогда были лучше американских. а они высадились, на что он ответил! Я конструктор, а не фантаст! по тому на такие вопросы и не отвечаю.

    • 87 -15

      Вопрос: А зачем тогда в СССР тратились сумасшедшие деньги на создание супер-тяжелой “лунной” ракеты Н-1, которую 4 раза пытались запустить, но все пуски кончались неудачами: взрывами на старте и после старта? Знали о смертельной радиации и все равно готовились к полету на Луну? А как только американцы закрыли лунную программу, были закрыты и работы по Н-1.

      • 13530 11688

        Всё делалось параллельно. Самое смешное, что именно двигатели от Н-1 как раз и по купают сейчас американцы. А СССР побывал на Луне с помощью луноходов или забыли? Советский лунный грунт есть, а вот американский сначала был страшно засекречен, а потом какой то супермен его украл, как можно незаметно вынести 378 кг, ну нам этого не понять.

        • 87 -15

          Нашего грунта наш “Зонд” привез всего 100 грамм, а американцы за один полет привозили 100 кг. И был официальный обмен образцами лунного грунта: об этом писали советские газеты. Я был тогда школьником и хорошо это помню.

  • 30 10

    не пойму куда ихний лунный двигатель запропал

    • 87 -15

      С помощью “ихнего” лунного двигателя для ракеты “Сатурн-5″ можно было вывести на околоземную орбиту до 80 тонн полезного груза! И один раз они это сделали: вывели на орбиту пилотируемую станцию “Скайлэб”, но она не предназначалась для долговременных полетов. Но сама ракета и сам запуск стоил сумасшедших денег. Но тогда об этом не думали: нужно было СССР обогнать. После того как обогнали, “Сатурн-5″ стала ненужной по причине дороговизны.

  • 43 29

    А чтобы не остаться на задворках технического прогресса,надо возвращаться в социалистическую экономику!!В стране .увы идут обратные разрушительные процессы!!

  • 13530 11688

    Готовится к запуску новая американская баллистическая ракета. На дереве недалеко от стартовой площадки сидят две вороны. – Взлетит! – говорит одна. – Не взлетит! – говорит другая. Происходит запуск, и ракета взрывается. – Это ты накаркала! – Служу России!

  • 22 18

    Был у нас один инженер еврей,хороший мужик,так вот он говорил в СССР была конструкторская мысль родившееся в коллективном споре за чашкой чая,рюмки водки,но все было сообща,а теперь (было 2000 год)все единоличники,и мысль или предложение в одной голове не развивается,так что этим все сказано.

  • 64 -16

    молодцы так держать

  • 0 0

    аффтор тормоз……… полетят уже через три года на своих движках….

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)