Инстинкт послушания: чем социальные утопии так привлекательны и почему ни одна из них не сработала

1877 14

http://img12.nnm.me/0/5/c/b/e/e79515e9047f57c4736608ade1f.jpg

Иллюстрация из книги «Утопия» Томаса Мора

Мечты о счастье и согласии в идеально устроенном обществе всегда занимали одно из центральных мест в философии и мифотворчестве. Законченную форму эти мысли приняли в эпоху Возрождения, когда появились первые социальные утопии с претензией на осуществимость. Специально для «Теорий и практик» социолог Александр Семячко разобрался, в чем их суть и что с ними не так.

«Утопия», Томас Мор

http://img11.nnm.me/5/9/7/7/1/11896bb5b0424b8b227ce164ecd.jpg

Первый труд, в котором центральной стала тема идеального общества, «Утопия», изданная в 1516 году, дала название всему жанру. «Золотая книжечка, столь полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — само слово «утопия» происходит от греческого οὐ, то есть «не», и τόπος — «место». Получается «место, которого нет». По другой версии — «благое место», поскольку возможна интерпретация οὐ как «блага».

http://img11.nnm.me/2/9/a/b/c/02654090fd6ed2a7fedeb19d9cd.jpg

Томас Мор

Суть. Утопия — это страна, расположенная на острове, которая когда-либо существовала в прошлом или существует сейчас, просто мы до нее еще не добрались, но теоретически можем это сделать. Все утопийцы прежде всего заботятся о духовном развитии, но не забывают при этом эффективно трудиться на благо общества.

Это идеальная монархия с советом старейшин. Работают в Утопии три часа до обеда и три часа после. Шести часов достаточно, чтобы обеспечить все общественные запросы, поскольку потребности отдельных индивидов весьма малы: свободное время отдается на духовное развитие и образование, а, например, одежда у всех одинакова. Всеми обыденными видами труда граждане занимаются по очереди, исключение возможно только при особых достижениях в занятиях наукой или искусством. Мор пока не может решить, что делать с теми видами труда, которые в любое время и в любом обществе считались грязными (например, если надо иметь дело с человеческими испражнениями), поэтому вводит институт рабства. Рабами могли стать граждане, осужденные за прелюбодеяние (чуть ли не единственное преступление в Утопии; жертва семейного конфликта в этом случае имела право подать на развод), или иноземцы, которые были высланы в Утопию либо когда-то напали на нее и попали в плен. Деньги в Утопии отменены, а из золота делают ночные горшки.

Почему это привлекательно. Утопия — место, где нет конфликтов, нет зависти к более успешным или богатым людям (отсутствует частная собственность), нет конкуренции (все одинаковы не только в одежде, но и в своих потребностях и стремлениях), нет произвола власти (она мудра и совершенна), короткий рабочий день и уверенность в себе и близких.

Почему это неосуществимо. Устройство общества в Утопии кажется справедливым, однако индивидуальные предпочтения и желания утопийцев никому не интересны. Например, в большинстве случаев граждане учатся тому ремеслу, которым занимались их родители, а чиновников и духовенство выбирают из числа тех, кто уже освобожден от физического труда. Такие привилегии для узкого круга в любом случае ведут к росту социальной напряженности, идиллия в таких условиях невозможна.

Судьба автора. Томас Мор — трагическая фигура эпохи Возрождения. Будучи одно время английским лорд-канцлером, он пытался противостоять политике Генриха VIII, провозгласившего англиканскую церковь во главе с монархом приоритетной в противовес Римско-католической церкви. За отказ принять присягу Томаса Мора казнили в 1535 году. После он был канонизирован за верность католицизму.

«Город Солнца», Томмазо Кампанелла

http://img12.nnm.me/7/0/3/f/7/327a23c7d9fe2ecaed1db1a2c63.jpg

«Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог» — следующее известное сочинение утопического характера написано в 1602 году итальянским монахом в заключении.

Суть. Город Солнца в этом труде — это теократическая республика, которой управляет первосвященник Солнце с тремя соправителями — Мощью (военное дело), Мудростью (знание, науки) и Любовью (витальные потребности, семья, воспитание). В большом почете здесь искусства и ремесла — именно достижения в этих областях учитывают соправители, выбирая низшую власть. Власть здесь — сменяемый элемент. Четыре высших правителя — исключение из этого правила, их сместить нельзя, но все, кого они (выражая волю соляриев — граждан Города Солнца) считают недостойными, снимаются со своих постов.

http://img12.nnm.me/2/0/2/2/2/237cef7263ee59e91794a7a381d.jpg

Томмазо Кампанелла

Рабочий день еще короче, чем в «Утопии» — всего четыре часа, — но трудятся здесь с удовольствием, потому что, опять-таки, это одна из главных потребностей человека. Источник всех конфликтов, как считает Кампанелла, — эгоизм. Его пытаются избежать, поэтому в городе Солнца у всех одинаковая одежда, общие дома, общие столовые и даже жены.

Почему это привлекательно. По сравнению с «Утопией» Мора в «Городе Солнца» заметен общий прогресс общества — это разделение умственного и физического труда, очень важная возможность убирать властителей, которые не оправдали доверия (этот механизм опирается на справедливость верховных правителей, которые наделены божественной мудростью, — все-таки, несмотря на свой антиклерикализм, Кампанелла оставался монахом). Короткий рабочий день освобождает время для духовного развития.

Почему это неосуществимо. Солярий, житель города Солнца, в современной терминологии — тоталитарная личность. Для него важны дисциплина и подчинение авторитету. Семья как таковая отсутствует, родственные связи не признаются, а рождение детей регламентировано и скорее похоже на разведение скота. Любые личные потребности соляриев нивелируются ради благих целей общества. Наказания — неотъемлемая часть жизни города Солнца, и осуществляют их не профессиональные палачи, а сами жители, причем прилюдно — это один из элементов народного воспитания.

Судьба автора. Джованни Доменико Кампанелла в 15 лет, постригшись в монахи и вступив в доминиканский орден, принял имя Томмазо (Фома) в честь Фомы Аквинского. В сентябре 1599 года за попытку восстания против гегемонии Габсбургской монархии в Италии его отправили в тюрьму в Неаполе. В заключении он провел более 27 лет. Выступив в защиту Галилея, в 1632 году был вынужден бежать во Францию.

«История севарамбов», Дени Верас

http://img12.nnm.me/0/7/d/3/3/55a5368b00704d62ac4382a4e6b.jpg

В отличие от «Утопии» и «Города Солнца», «История севарамбов», которую француз Дени Верас писал с 1675-го по 1679 год, стилизована под приключенческий роман.

http://img11.nnm.me/9/3/4/7/e/4269efbc42cfce9c97b693d51df.jpg

Суть. Все начинается с кораблекрушения капитана Сидена и его команды у неисследованных берегов Австралии. В районе берега оказывается достаточно пресной воды и еды, так что выжившие — 300 мужчин и 70 женщин — основывают поселение Сиденберг. В какой-то момент их приглашают к себе жители страны Севарамб, которая отделена от Сиденберга высокими горами.

Севарамб — страна счастливых и довольных людей, которая была основана в 1427 году выходцем из Персии Севариасом (действие самого романа происходит в 1655 году). Сначала Севариас хотел организовать новое общество на классовой основе, но отверг эту идею, решив, что, отменив частную собственность (а вместе с ней и налоги) и обеспечив сословное равенство, можно избежать гордости, алчности и праздности. Тем не менее в стране есть правитель и губернаторы — лучшие во всех отношениях представители севарамбов, а верховным божеством считается Солнце (сам Дени Верас был приверженцем деизма, так называемой естественной религии, которая признает существование Бога, но отрицает большинство сверхъестественных явлений). Трудовая деятельность в этом государстве обязательна и строго регламентирована: день делится на три равные части: труд (восемь часов), развлечение и отдых (сон). Женщины выполняют работу более легкую, нежели мужчины. Больные и старики не обязаны трудиться. Детей, проявивших себя в искусствах или науках, освобождают от физического труда. Остальные обязаны трудиться, но необходимости принуждать их к этому нет — достаточным аргументом является мудрость и божественная избранность первого правителя и законодателя Севариаса. Верас не смог придумать полностью добровольного основания трудиться и обратился к религии. Называя ее «ловкой выдумкой», он тем не менее считал ее основой человеческой морали, без которой среди людей процветали бы одни пороки.

http://img12.nnm.me/2/6/d/3/f/9a780a48b9d9eab734eb8320348.jpg

Почему это привлекательно. Общинная собственность позволяет одинаково заботиться обо всех гражданах страны. Люди работают на общее благо, получая впоследствии еду — не за труд, а просто как граждане страны Севарамб. При этом есть некоторая дифференциация труда, забота об одаренных детях, больных и стариках, которые при этом получают столько же еды и вещей, сколько и работающий житель. Есть возможность продвинуться по социальной лестнице — тех, кто доказал свои способности, могут причислить к интеллектуальной аристократии.

Почему это неосуществимо. Согласие жителей Севарамба на строго регламентированный труд основано на зыбком положении о безусловном поклонении верховному божеству Солнцу и его наместнику Севариасу. И если верховные властители после Севариаса избираются жребием (а значит, не обходится без божественного провидения), то механизм отбора аристократии за «добрые и разумные дела» вызывает вопросы. Соответственно, даже если каждый житель Севарамба беспрекословно признает верховную власть и главенство Солнца, он может усомниться в справедливости выбора тех сограждан, которых освобождают от физического труда.

Судьба автора. О количестве и качестве изданий «Истории севарамбов» на разных языках известно больше, чем о судьбе самого автора. Он родился около 1630 года во Франции, разочаровался сначала в военной, а потом в судебной карьере и уехал в Англию, где преподавал французский язык в придворных кругах. Но позже рассорился с покровителями, вернулся во Францию, откуда, в свою очередь, в 1685 году после отмены Нантского эдикта (дававшего протестантам во Франции равные права с католиками) эмигрировал в Голландию, где его след теряется.

* * *

Конечно, этими тремя произведениями не ограничивается ни жанр утопии в эпоху Возрождения, ни жанр утопии вообще. Например, среди трудов времен Ренессанса можно выделить «Новую Атлантиду» Фрэнсиса Бэкона, которая стала своеобразным ответом на протосоциалистические философские романы. В ней король, сенат и церковь вполне комфортно себя чувствуют без взяточничества и других злоупотреблений. Общественная идиллия приправлена научно-техническим прогрессом и верой в победу технологии над извечными социальными проблемами.

Философ Сирано де Бержерак в это же время написал свое главное произведение «Иной свет, или государства и империи Луны» — утопию-памфлет о невольном полете на Луну и свободе мысли.

Дальше будут социализм, марксизм, «Приключения Жака Садера» Габриэля де Фуаньи, «Базилиада» Этьенна-Габриэля Морелли, «2440 год» Луи Мерсье, «Путешествие в Икарию» Этьена Кабе и целый пласт художественной литературы, начиненный утопическим идеализмом. Постепенно рождается и жанр антиутопии, который в полной мере развернулся в XX веке, когда надежды на то, что равенство, всеобщее благосостояние и справедливая власть объединят человечество, рухнули. «1984» Джорджа Оруэлла, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «Мы» Евгения Замятина выявляют главный недостаток утопий — деперсонификацию личности и инстинкт послушания, который должен обеспечивать идеальный общественный порядок.

Вряд ли подразумевалось, что утопии — это готовые к реализации проекты. Но благодаря им мы знаем о теоретической возможности существования справедливого общества, которое стремится к уравнению прав и свободному труду.

Aleksandr Semiachko

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
14 Комментариев » Оставить комментарий
  • 1178 820

    Выходит, ни один из «измов» не дает более-менее социальной справедливости. Мы то свой социализм, а скандинавы свой про… – вернулись к капитализму. Выходит, социализм не жизнеспособен, хотя он и на ступеньку выше капитализма. Так чего же мы пыжимся, ищем кто виноват – пора «сливать воду». Слободан, как там в Ведах, эта цивилизация должна сожрать сама себя? А ведь не первая уже. И потом всё сначала – каменный век ну и т.д.

    • 760 531

      Вы шутите ?
      В СССР была такая социальная справедливость, что другим странам на земле и не снилась.
      Когда я рассказываю канадцам, что в СССР:
      - перед рождением ребенка будущая мать имела 2-х месячный оплачиваемый отпуск,
      - после рождения годовой оплачиваемый отпуск, а рабочее место за ней сохранялось в течение 3-х лет,
      - до исполнения ребенком 1 года ему была предоставлена бесплатная еда из детской молочной кухни,
      - в 1 год можно было отдать дитя в бесплатные ясли,
      - в 3 года в бесплатный детский садик (4 руб.90 коп. в месяц),
      - в школе были бесплатные учебники,
      - каждое лето ребенок мог съездить бесплатно в пионерский лагерь,
      - после уроков бесплатно ходить в любую секцию в Доме Пионеров или музыкальную школу (за несколько руб. в месяц) или Дом Спорта,
      - по окончании 8 классов бесплатно учиться в училище или техникуме, да еще и получать стипендию,
      - по окончании 10 классов бесплатно учиться в институте, аспирантуре и докторантуре,
      - по окончании учебы в вышеперечисленных учебных заведениях ему гарантированно предоставлялось место инженера,
      - всем в стране давали бесплатное жилье, а коммунальные услуги занимали менее 10% бюджета семьи,
      - все в стране имели ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 18 дней,
      - бесплатная медицина, включая зубопротезирование,
      - бесплатные (или за 30-40 руб.) санатории,
      - пенсия 120 руб, на которую, имея квартиру, мебель, дачу, машину, одежду, посуду и т.д., можно было безбедно жить;
      - и в то же время в стране не было эксплуататоров, миллионеров, наркодилеров, организованной преступности и прочих “прелестей” капитализма – КАНАДЦЫ МНЕ НЕ ВЕРЯТ.
      А добиваю я их всех тем, что в СССР любой человек мог находиться 3 месяца подряд на оплачиваемом больничном листе или в течение года иметь 4 месяца оплачиваемых больничных листов в разбивку.
      А вы говорите “ни один из «измов» не дает более-менее социальной справедливости”.
      Социализм дает ! Еще как дает !!!

  • 1178 820

    Ты не внимательно читаешь – “социализм на ступеньку выше капитализма”. Объясни тогда почему он рухнул. Только не надо сваливать всё на евреев (их 0,5-5%), а где были остальные, в декретном отпуске? Значит было что-то, что перевесило все остальные преимущества. Только тебе и по секрету, я за тот социализм, меня эта демосратия уже за… И надо не перечислять преимущества, а найти то, что перевесило. И разобраться какой “…изм” строить.

    • 24297 8551

      Рухнет любой прогрессивный строй пока существует надгосударственное управление библейской рабовладельческой ростовщической системы нашего мира.Мы сегодня видим-разрушается существующий,грядёт “Новый мировой порядок”(написано на купюре в один доллар),всё по плану идёт к мировому концлагерю людского сообщества.Мешает одна страна-Россия со своим пониманием мира,отличным от паразитирующей верхушки мира,потому они работают на разрушение этого понимания потреблятством,искажением нашей истории,уничтожением генофонда русов.Социализм же в стране Советов рухнул потому,что не было создано более прогрессивной модели мира,чем существующая,которая будет строиться на основах справедливости для всех.Не даны были народам мира знания о реальном управлении,цель (в коммунизм никто не верил) и конкретный путь к справедливому миру.Сталин понимал как происходит управление миром лучше и Рузвельта,и Черчиля,потому и обыгрывал их,но не было передачи этого понимания народу России,не было лексики описания этого понимания,сегодня это есть,а потому и появилась возможность у стран мира пойти другим путём.Управление миром не только описано,но и разработаны альтернативная модель,пути выхода из существующей концепции и создана теория эффективного управления народом своей страной.Изучайте КОБ,именно к этому призывают её создатели для того,чтобы понимать как жить в этом мире и управлять как своей судьбой,так и судьбой соей страны.Представители группы ВП СССР объездили страны мира,везде приняли участие в обсуждениях о стоящих сегодня проблемах,есть понимание.Интернет делает своё дело для массы непросвещённого народа.Развивайте своё восприятие действительности,повышайте уровень образованности,меняйте мировоззрение на соответствующее реальности,осваивайте новые открытые для всех истинные знания.

    • 62 24

      Не перевесило а не дало развиться. Капитализм просто оказался тупо сильнее- не лучше (гораздо хуже) а сильнее.Шла постоянная война, железный занавес , гонка вооружений. и т п.Как и сейчас война санкций, напряги со всех сторон, те же силы что валил Союз теперь валят Россию, средства не важны, задача обескровить, втянуть в войну, затормозить развитие. Посиотрим , получится ли в этот раз.

  • 1613 1357

    Утопия – таково имя, которым невежество, глупость и недоверие всегда величали великие замыслы, открытия, предприятия и идеи, прославившие свой век, послужившие эрой в человеческом прогрессе. Э. Жирарден, 1806-1881

    Всё существующее когда-то было мечтой. Карл Сендберг, 1878-1967
    Только тот действительно верит, кто добивается осуществления.
    Новые люди – это способные справиться с новыми задачами. К.Чапек, 1890-1938
    Поставленными перед собой самими же.

    Больше всего походят на нас наши фантазии. Каждому мечта рисуется соответственно его натуре. Гюго, 1802-1885

    Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. Чехов А.П., 1860-1904
    Современное общество подавляет сферу свободной фантазии. Фантазирование воспринимается как нечто незрелое. Читая Тихомирова-Лэнга

    Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней. С.Моэм

    Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мёртв и для этой. Гёте, 1749-1832

    Сущее будет таким, каким мы будем его представлять. Анаксагор, 500-428

    Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему. Исократ, 436-338

    …человек рождён, чтоб выплавить из мира
    Необходимости и разума вселенную Свободы и Любви. Волошин М.

    Разве может быть светлое будущее из нашего тёмного прошлого? Веселин Георгиев
    Свет Души озаряет все времена, всех людей?

    Рая не существует, но давайте попытаемся заслужить этот дар – существование рая. Жюль Ренар,1864-1910

    Утопичной в особенности является мечта о райском счастье в гармоничном обществе. Желающий достичь этого должен был бы устранить эгоизм, зависть и злорадство, жажду власти и страсть к спорам и, сверх того, ещё все извращённые черты в человеке. Как же изменить природу человека, не уничтожив её? Фишль И.
    Тем не менее, для развивающихся общество меняется – на уровне общин, клубов, кружков, коллективов, знакомых. По мере роста личности (развития достоинств, сосуществующих с пороками) с прежним окружением становится скучно – человек ищет интересное, соответствующее его возросшему уровню. В человеческой природе заложен бесконечный Потенциал, и счастлив тот, кто его развивает, движется к Лучшему. Прежде всего – в себе, в своей душе, сознании, и вот тут Мечта о гармоничном обществе (и – обязательно! – дела по Её осуществлению) – в помощь!
    Другое дело, что наша (?) цивилизация стареет, деградирует в целом и в лице носителей своих ценностей, образа мышления?
    http://pandoraopen.ru/2016-11-02/samoprogrammirovanie-prekrasnoe-dalyoko-aforizmy/
    http://pandoraopen.ru/2016-06-29/elita-apolitichnye-mysli/

    • 1178 820

      Ты запугал цитатами, не впечатляет. Гораздо ценнее, что ты сам написал. И по тексту: – « В человеческой природе заложен бесконечный Потенциал, и счастлив тот, кто его развивает, …» – выходит недостаточное количество людей развивает свой потенциал, раз «…наша (?) цивилизация стареет, деградирует в целом и в лице носителей своих ценностей, …». Тогда точно пора «сливать воду».

      • 24297 8551

        Не “сливать воду”,а поиметь трудовое усилие по переходу от личности созерцающей происходящее к личности создающей себя лучшего и лучшей жизни вокруг себя в соответствии с нашими базовыми принципами общинной жизни по совести и правде.

      • 1613 1357

        =пора «сливать воду»=
        всем связанным со старым-привычным, даже если они его ругают, но нового (которое “давно забытое старое”?) при этом не ищут, ожидают ответов-действий от кого-то (и кое-кто не преминет этим воспользоваться…), а сами тем временем “работают” на гибнущую систему…

        А цитат много даю, чтобы выбор был, а когда появляется активный выбор, подбор с оговорками, творчество – можно и общее искать вместе… вести за собой не хочу, и сам овцой ни за кем не пойду…

  • 2064 1742
  • 760 531

    Из современных утопий рекомендую всем прочитать небльшую книжку Юрия Мухина “Командировка в государство Солнца”.
    Она есть в интернете.
    Эта книга об устройстве России в будущем.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)