Экономика и мораль
"Бездумно опровергать мораль – значит мало смыслить в экономике. Бездумно подчиняться морали – значит быть трусом или лентяем." Акутагава Рюноскэ, 1892-1927
Падают нравы – исчезает доверие к партнёрам – ужесточается, обездушивается конкуренция (от доброго, взаимополезного соревнования во благо общества – к взаимоуничтожению), рушится основанная на договорах экономика? Чем богаче аморальные – тем больше разлагаются они сами и тем больше разлагают они общество с его экономикой? В частности, монополисты не нуждаются в принципиально новых решениях, изобретениях, требующих перестройки производства – сознательно тормозят прогресс человечества из своекорыстных интересов – это «рак» человечества? (Или же торможение прогресса, по крайней мере, технического – это благо: останавливает, заставляет задуматься «куда это мы?!» - Проснуться?) Уходит желание творить, энтузиазм создавать – увеличивается депрессия, желание умереть, убить? Чем аморальнее, бездушнее – тем больше человек чувствует себя временщиком, паразитом Земли, а сама Прекрасная Живая Земля всё больше представляется средством обогащения, предметом одноразового использования – безжалостно и крайне нерационально, неэффективно (с точки зрения человечества) расхищаются её ресурсы, нарушается экобаланс, отравляется среда, обезображивается ландшафт, уничтожается всё живое – о каком хозяйствовании может идти речь, если рушится сам дом?
По современным представлениям эволюцией движет не столько внутривидовая конкуренция (борьба за «место под солнцем»), сколько совершенствование адаптационных механизмов (развитие способности приспосабливаться к изменениям среды). Таким образом, «прав» не сильнейший, а любой здравствующий, в том числе и относительно в чём-то слабый, если он достаточно комфортно себя чувствует (если не комплексует, не «кормит» управляющих им «тараканов»). Условия среды сейчас резко меняются – недостаточно приспосабливающиеся вымирают массово, исчезают целые виды. Что же касается Homo Sapiens, то у него меняется и социальная среда, что требует, в частности, как раз развития способности сотрудничать, а не конкурировать. Минимальная приспособленность к природе и обществу – необходимое и достаточное условие Жизни-Творчества – Счастья. В конечном счёте именно Творцы, свободные от «тараканьих бегов» в гонке увеличения всевозможных запасов и «благ», и являются движущей силой развития человеческого общества – так было во все времена. Творцы часто умирали в нищете, но никогда ещё техническое творчество не преследовалось (а гуманитарное было невостребовано) так, как в наше глобалистическое время – это кризис роста? Новое Время создаст для Творчества предельно благоприятные условия?
Придерживаться навязываемой аморальными морали (в качестве пут) – быть их средством? Нужен постоянный поиск действительной (собственной, живой), ведущей к Счастью Истины- Чувства, строительство, укрепление надёжных истин-«берегов» жизни, несущих «живую воду» Чувства? Ищет каждый сам, периодически общаясь с такими же ищущими?
"Огромные массы населения,.. покорные рабы устаревших, утративших смысл традиций, податливые на грубейшую ложь и лесть, представляли собой естественную добычу и опору любого ловкого демагога, проповедующего доктрину успеха, достаточно низкопробную, чтобы прийтись им по вкусу… алчная кучка хищников всё более жестоко и бесстыдно эксплуатировала гигантские скопления простого люда… это наглое меньшинство, которое было смелее и, несомненно, предприимчивее его, в интеллектуальном отношении нисколько его не превосходило… И вот на это чудовищно раздувшееся разлагающееся население в конце концов обрушились всяческие беды… стремление творить исчезло из жизни… триумфально вытесненное стремлением получать. Производство постепенно сошло на нет. Накопленные богатства истощились. Жесточайшая долговая система, рои кредиторов, неспособных поступиться своей выгодой во имя общего блага, сделали какую-либо новую инициативу невозможной.
Идея соперничества за право обладания как основной принцип общения людей между собой теперь словно плохо отрегулированный котёл, грозила разнести вдребезги ту машину, которую прежде снабжала энергией для движения вперёд. Её должна была заменить идея творческого служения. Социальная жизнь могла сохраниться только в том случае, если человеческий разум и воля воспримет эту идею. Мало-помалу выяснилось, что положения, которые в предшествующие века считались неосуществимыми идеалами, порождёнными воображением вдохновен-ных мечтателей, представляют собой даже не просто трезвую психологическую истину, но истину, требующую немедленного практического применения…"
Уэллс Герберт, «Люди как боги»
Справка: из 86-ти идей Г.Уэллса к 1980 году реализовано 77. Ж. «Наука и техника».1980, №6.С.29
(из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями (курсивом) "Добросчастье")