Путешествие американца по Транссибу / 1894 -1896 // Транссибирская магистраль: «дорога на костях»
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957407_01-udpx8fxhym0.jpg
Господин Каморский, Генеральный инспектор транспорта в Сибири
Господин Каморский, Генеральный инспектор транспорта в Сибири
30 марта 1891 года был издан императорский указ о закладке Великого сибирского пути. «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов», — вынес постановление комитет по строительству Сибирской железной дороги. А 19 мая того же года совершилась закладка первого камня железной дороги, которую выполнял сын Александра III Николай Александрович. Стоит отметить, что само строительство велось в жестких климатических условиях русской тайги. А участок вокруг Байкала был покрыт скалами, которые для прокладки магистрали приходилось взрывать и возводить искусственные насыпи.
Для того, чтобы построить Транссибирскую магистраль, потребовалось немало денежных средств. Первоначально её стоимость составляла 350 миллионов рублей, при этом стоит помнить, что в те времена рубль стоил на порядки дороже, чем сейчас, то есть стоимость Транссиба была действительно колоссальной, а расходы на сооружение всей магистрали превысили 1 млрд. руб. золотых рублей.
Основной рабочей силой стали ссыльные солдаты и арестанты. В самый разгар строительных работ численность строителей доходила до 89 000 человек. Они прокладывали её на своих костях, крови и унижении, но всё-таки справились с этим неимоверно тяжёлым трудом. Транссибирская магистраль возводилась в рекордно короткие сроки. 7,5 тысяч километров дороги были построены всего за 12 лет, хотя в ходе строительства возникало множество … Можно сказать, что эта магистраль стоит на костях. Все работы производились вручную с помощью незамысловатых инструментов: пилы, топора, лопаты и тачки. До 600 км железнодорожного пути прокладывалось ежегодно. Многие из них погибали в условиях жесткого сибирского климата.
Железная дорога – Некрасов Н.
Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечноймерзлоты (от Куэнги до Бочкарево, ныне Белогорск) . Исключительные трудности для строителей представлял участок вокруг Байкала (станция Байкал – станция Мысовая) . Здесь приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал. Строительство Транссибирской магистрали потребовало огромных средств. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость определялась в 350 млн. руб. золотом По данным В. Ф. Борзунова, к строительству Западно-Сибирского участка магистрали в разные годы привлекалось от 3,6 тыс. до 15 тыс. рабочих из Европейской России, Среднесибирского – от 3 тыс. до 11 тыс. , Забайкальского – от 2,5 тыс. до 4,5 тыс. Всего на сооружении Транссиба в 1891 г. , в начале стройки, было 9600 человек, в а 1895-1896 гг. , в разгар строительных работ. – 84-89 тыс. , в 1904 г. , на завершающем этапе – только 5300 человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 г. работали 20 тыс. чел. По быстроте сооружения (в течение 12 лет) , по протяженности (7,5 тыс. км) , трудностям строительства и объемам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всем мире. В условиях почти полного бездорожья на доставку необходимых строительных материалов – а фактически приходилось завозить все, кроме леса, – затрачивалось много времени и средств. Например, для моста через Иртыш и для станции в Омске камень везли 740 верст по железной дороге из Челябинска и 580 верст с берегов Оби, а также по воде на баржах из карьеров, расположенных на берегах Иртыша в 900 верстах выше моста. Металлические конструкции для моста через Амур изготовлялись в Варшаве и доставлялись по железной дороге в Одессу, а затем перевозились морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге в Хабаровск.
Таких темпов еще не знала история. Об объеме выполненных работ и громадных затратах человеческого труда свидетельствуют данные на 1903 г. : произведено свыше 100 млн. куб. м земляных работ, заготовлено и уложено более 12 млн. шпал, около 1 млн. т рельсов и скреплений, построено мостов и тоннелей общей протяженностью до 100 км. Только при сооружении Кругобайкальской железной дороги протяженностью немногим более 230 км было построено 50 галерей для предохранения пути от горных обвалов, 39 тоннелей и около 14 км подпорных стенок в основном на цементном и гидравлическом растворе. Стоимость всех тоннелей со столбами и галереями составила свыше 10 млн. руб. , а расходы на сооружение всей магистрали превысили 1 млрд. руб. золотых рублей.
Окончательно Транссибирская магистраль была построена в 1916 году, она проходила от берегов Тихого океана через всю Россию до Челябинска. В тот же год было закончено строительство Амурской железной дороги и Амурского моста. Вся Транссибирская магистраль была условно разделена на четыре части: Амурскую, Сибирскую, Уссурийскую и Забайкальскую. Росло число пассажиров, в 1912 году было перевезено более 3,2 миллионов. Дорога также выполняла важную экономическую функцию. Дорога беспрерывно строилась 25 лет – с 1891-го по 1916 год, и обошлась российской казне в 1,5 млрд. рублей золотом.
За время строительства Транссиба на ней погибли до 30 тыс. рабочих (из которых около 20 тыс. – гастарбайтеры того времени, корейцы и китайцы). (источник ?)
Во время Первой мировой войны Транссибирской магистрали был причинен довольно сильный ущерб. Техническое состояние всей железной дороги резко ухудшилось. Однако самые сильные разрушения произошли в ходе гражданской войны в России. Были сожжены и подорваны мосты, сам транспорт (паровозы и вагонные составы) были разгромлены. Даже крупнейший мост через Амур был разрушен. Ещё около 300 млн. рублей золотом было потрачено на её восстановление после Гражданской войны (реконструкция почти всех мостов, множества насыпей, перекладка путей).Но уже зимой на протяжении года (в 1924-1925 годах) новое правительство решило немедленно восстановить разрушенную магистраль. Мост через Амур был реконструирован, восстановлены протяженные участки железной дороги. С 1925 года по Транссибу снова начали ходить поезда.
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957423_04-6el0y6fpdas.jpg
Каторжане. Железнодорожное строительство
Каторжане. Железнодорожное строительство
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957337_05-9fgfgktqqbs.jpg
Каторжане на перекличке
Каторжане на перекличке
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957349_06-dw3ood-645c.jpg
Землянки строителей каторжан Транссиба Восточной Сибири
Землянки строителей каторжан Транссиба Восточной Сибири
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957349_08-3en8qpehumm.jpg Землянка каторжников строителей Транссиба
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957375_09-ghwlonvap1i.jpg
Группа каторжан возле землянок
Группа каторжан возле землянок
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957370_11-kturg1tqmee.jpg
Такие повозки используются подрядчиками во время железнодорожного строительства в Восточной Сибири
Такие повозки используются подрядчиками во время железнодорожного строительства в Восточной Сибири
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957363_12-zcwi8-e0mxq.jpg
Полковник Владимир Петрович Трусов
Полковник Владимир Петрович Трусов
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957399_13-qbux-dwpwgc.jpg
Каторжане-строители Транссиба
Каторжане-строители Транссиба
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957424_14-wkzkoexdbc8.jpg
Типичная почтовая станция и экипажи на пути транссибирского путешествия
Типичная почтовая станция и экипажи на пути транссибирского путешествия
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957388_16-0enyc8sr9ym.jpg
Храм Спаса Нерукотворного
Храм Спаса Нерукотворного
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957414_19-gymsug1d68s.jpg
Жилые и служебные помещения губернатора Красноярска
Жилые и служебные помещения губернатора Красноярска
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957429_21-zv8rw3kycko.jpg
Музей географического общества
Музей географического общества
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957358_22-ffmelfei_xk.jpg
Вокзал в Челябинске
Вокзал в Челябинске
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957388_24-u7i6egtifas.jpg
Вид на Красноярск с Енисея
Вид на Красноярск с Енисея
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957425_25-34utenvh7f8.jpg
Путешествие по Сибири на санях
Путешествие по Сибири на санях
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957363_28-g4lw7k29uts.jpg
Зимний вид Сретенска
Зимний вид Сретенска
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957404_33-c33d5u2y3m4.jpg
Почтовая станция возле южной оконечности озера Байкал
Почтовая станция возле южной оконечности озера Байкал
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957435_35-wskdtpt6n8k.jpg
На въезде в Иркутск
На въезде в Иркутск
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957435_40-zlpakl42lri.jpg
Железнодорожная станция на линии между Хабаровском и Владивостоком
Железнодорожная станция на линии между Хабаровском и Владивостоком
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957339_41-bozyzwfw6q8.jpg
Почтовая станция возле Иркутска
Почтовая станция возле Иркутска
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957344_43-giom5wf2v8a.jpg
Группа казачьих детей на маньчжурской границе
Группа казачьих детей на маньчжурской границе
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957401_44-humbuycpbt8.jpg
Тюремная портновская мастерская в Хабаровске
Тюремная портновская мастерская в Хабаровске
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957403_46-zzccznawjhq.jpg
Офицеры и охранники хабаровской тюрьмы
Офицеры и охранники хабаровской тюрьмы
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957350_49-d30riztcg7m.jpg
Монгольские верблюды на Верхнем Амуре
Монгольские верблюды на Верхнем Амуре
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957350_50-oqounebeda8.jpg
Монгольские верблюды на Верхнем Амуре
Монгольские верблюды на Верхнем Амуре
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957409_51-szkfig6kd-8.jpg
На границе с Манчжурией
На границе с Манчжурией
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957413_52-gop7ufiz0l8.jpg
Манчжурец на лошади
Манчжурец на лошади
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957430_53-pfxhnu-gn0q.jpg
Типичные манчжурские сани
Типичные манчжурские сани
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-06/1466957402_54-zw9fa9zc3x0.jpg
Маньчжурская повозка
Маньчжурская повозка
Поделиться:
Записи на схожие темы
А кости где?
Вполне упитанные работные люди, не измождённые, не изнурённые. И дома в соответствии с климатическими условиями. То, что назвали “землянкой”, просто низкий бревенчатый дом, утеплённый землей, т.к. в Сибири ветры, зимние бури сильные, черепицу быстро сдует.
Но, вот, леса действительно молодые, парочка промелькнула взрослых, но остальное – молодняк. Да, и на таких пустых землях, вдруг такие серьезные строения, как в столицах.
Непроста наша история, ох, непроста!
Каторги Сибири. Мне кажется каторга от слова катары. Катарство у нас было. Катарство это учение Радомира (Христа). А после насильственного крещения византийским православием (культ Диониса) несогласных, в лучшем случае, ссылали на каторгу в Сибирь.