Вертолеты России: прошлое, настоящее и будущее. Борис Степнов
На днях в Москве проходила выставка HeliRussia 2016. Вызвавшее ажиотаж мероприятие – отличный повод для того, чтобы оценить состояние вертолетостроения России в целом, поговорить о его прошлом и будущем. Какие перспективы открываются сегодня перед одной из важнейших высокотехнологичных отраслей нашей страны?
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/05/MI-8_541.jpg
Мало кто знает, что современная стандартная схема вертолета была изобретена в России. И речь даже не про Сикорского, про которого все слышали и который эмигрировал в Америку в 1919 году. Он лишь доработал и реализовал на практике разработки русского изобретателя Бориса Юрьева, активно изучавшего летательные аппараты в воздухоплавательном кружке Жуковского.
Пока европейцы пытались строить аппараты с несколькими винтами, включая отдельный пропеллер для поступательного движения вперед, именно Юрьев предложил использовать для этого наклон оси несущего винта, а также отдельный малый винт на хвосте для компенсации его реактивного момента. Кроме того, Юрьев же изобрёл автомат перекоса, позволивший управлять полётом посредством винта не только по вертикали, меняя тягу, но и по тангажу и крену. В итоге еще в 1911 году 22-летний студент МВТУ Борис Юрьев разработал привычную нам схему одновинтового вертолета, модель которого получила золотую медаль на международной выставке воздухоплавания и автомобилизма, проходившей в Москве в 1912 году. Однако из-за нехватки средств патент Юрьев взять не мог, государство изобретением не заинтересовалось, а затем началась Первая мировая война, случились революции, перешедшие в Гражданскую, и практическим воплощением идеи первым занялся Сикорский.
Так что Россию можно считать родиной современного вертолета.
Несмотря на то, что работы над отечественными моделями у нас начинались «со скрипом», постепенно вертолетная отрасль научилась создавать шедевры для своего времени. Более того, советский задел оказался настолько велик (впрочем, это касается не только вертолетов), что сейчас уже практически решено возобновить производство противолодочных вертолетов-амфибий на основе Ми-14 (выпущено было 273 борта, в эксплуатации находятся около сорока): надо только принять решение, производить ли его модернизацию или же разработать, опираясь на него, современную модель.
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/05/MI-14_6de.jpg
Вертолет-амфибия Ми-14 производился в СССР в 1973–1986 годах. Это единственные отечественные полноценные вертолёты-амфибии, которые действительно могут садиться, рулить и взлетать с водной поверхности. Краткие характеристики, к сожалению, отличаются в разных статьях, что, по-видимому, связано с наличием нескольких модификаций вертолета.
Крейсерская скорость – 210 км/ч, боевой радиус – 200-300 км, практическая дальность – 800 км, боевая нагрузка – 2000 кг.
Последний параметр означает, что мощности вертолету хватает как для выполнения мирных целей (спасательных операций или траления), так и для применения в боевых условиях. Противолодочная его версия Ми-14ПЛ может вооружаться торпедами и глубинными бомбами, которые размещаются как на наружной подвеске, так и в грузовом (оружейном) отсеке. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, бомбы на вертолетах «крайне востребованы».
Стоит отметить, что снятие с вооружения вертолета в 1996 году противолодочной модификации Ми-14ПЛ было проведено в контексте общего сокращения вооруженных сил по формальным причинам. Фактическую потерю очень эффективного противолодочного вертолета, а также спасателя и тральщика можно логически объяснить лишь «дружбой» с США — в то время творились и не такие «жесты мира и дружбы».
Вероятнее всего, при сохранении корпуса и механики в целом вертолет, который должен будет вернуться в войска, получит современные двигатели и электронное оборудование. Считать же его результатом глубокой модернизацией или же новой моделью – лишь формальность.
Впрочем, есть и сложность: конечно, приятно осознавать, что мы строили такие вертолеты, на базе которых можно создавать современные машины, но, с другой стороны, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов указал на важность наличия зарубежных покупателей для возвращения к производству.
Что интересного можно отметить в нынешней ситуации в вертолетостроении и что ожидается в недалеком будущем?
Пожалуй, достижения вертолетостроения России сегодня наиболее наглядно может проиллюстрировать вертолет Ми-8АМТШ «Терминатор». В настоящее время проходят его государственные испытания, в войска он должен поступить в 2018-2019 годах. Еще больше внимание к разработке привлекает новость о том, что ее оборудуют комплексом радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВМ».
Ми-8АМТШ – серьезная машина. Она может перевозить 32 солдата или до 4000 кг груза, вооружение составляет два 12.7-мм пулемета и задний пулемет ПКТ, а также 1400 кг боевой нагрузки на 6 узлах подвески в разнообразной комплектации: 4 ПУ УВ-16-57 16х55-мм, или УВ-32-57 32х57-мм, или 6 ПТУР «Атака»/«Штурм», 4 УР воздух-воздух «Игла», или 4 250-кг бомбы.
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/05/MI-8_541_01.jpg
И вот этот замечательный агрегат будет комплектоваться еще и «Рычагом-АВМ». Первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков сообщает, что эта станция РЭБ – самая мощная в своем классе в мире:
«Новое поколения системы «Рычаг» будет на порядок превосходить предшественника. При его разработке мы в полной мере учитывали экономические и технологические требования. Станция помех состоит из унифицированных модулей, которые устанавливаются на вертолет. Выпуск большинства этих модулей уже освоен предприятиями концерна. Это благоприятно отразится на конечной стоимости изделия, его надежности и темпах налаживания серийного производства».
Уже используемый в войсках «Рычаг-АВ» способен вести разведку с подавлением радиоэлектронных систем управления войсками и оружием противника в радиусе нескольких сотен километров, по сути, отключая вражескую ПВО и резко снижая эффективность средств поражения, каким-либо образом использующих радионаведение. При этом носитель комплекса РЭБ находится на расстоянии, превышающем пределы дальности обычных средств поражения противника. «Рычаг» способен даже определять тип цели и выставлять наиболее эффективные для нее помехи. И это – «Рычаг-АВ», а на что будет способна модернизированная версия?
Иногда, читая подобные характеристики того, что уже имеется на вооружении или же поступит вскоре, ловишь себя на мысли о том, что, похоже, живем уже в будущем. Но будущее ожидается еще более интересным. О разработках скоростных вертолетов, планируемых к серийному выпуску с 2022 года, на портале уже писали. Поэтому в этой статье возьмем другой пример ближайшего будущего: многоцелевые вертолеты Ми-38, поставки которых начнутся в 2018 году.
Отдельно отметим, что аппарат сконструирован с применением комплектующих исключительно отечественного производства, включая электронику. Машина оснащена новым высокоэкономичными двигателями ТВ7-117В отечественного производства и интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом с индикацией данных на пяти ЖК-дисплеях. В конструкции фюзеляжа используются композитные материалы, в том числе в несущем и хвостовом винтах.
Ми-38 — один из самых высокоавтоматизированных гражданских вертолетов в мире: пилотажно-навигационный комплекс позволяет выполнять в автоматическом режиме полет по маршруту, посадку, висение и стабилизацию на любом режиме полета. Установленный на Ми-38 интегрированный комплекс бортового оборудования ИБКО-38 обеспечивает экипаж информацией в объеме и качестве, обеспечивающем высокий уровень безопасности выполнения полетов.
http://news-front.info/wp-content/uploads/2016/05/MI-38_.jpg
Ми-38 придет на смену Ми-8 и будет таким же многоцелевым, с возможностью создания широкого ряда модификаций: от тропического до арктического вариантов.
Краткие характеристики: максимально полезная нагрузка на внешней подвеске – 6000 кг; крейсерская скорость – 295 км/ч; дальность полёта – 1300 км (с основными баками и коммерческой нагрузкой 3300 кг – 900 км), практический потолок – 5100 м.
Таким образом, вертолетостроение современной России чувствует себя уверенно с технической точки зрения, проблемы могут быть лишь в экономическом плане. При этом надо отметить, что перспективные разработки создаются не только для армейских нужд, как зачастую это делалось в СССР, но и для гражданского использования — как это и должно быть.
В качестве завершения статьи напомним, что именно на Ми-38 в 2012 году был установлен мировой рекорд высоты полета для вертолетов — 8600 метров, и побит он был в 2013 году российским же вертолетом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии – 9150 метров.
Приятно, когда Россия борется за мировые рекорды сама с собой, не так ли?
Считаю нужным добавить, что последний рекорд был установлен Ми-8МСБ (советую поинтересоваться у знающих людей что означает МСБ) с двигателями от Мотор Сич.
Поэтому когда рекорд состоялся, украинские коллеги ликовали вместе с русскими.
Угадайте с трёх раз, почему этот рекорд не был установлен раньше, и какую роль в рекорде сыграли двигатели.
Поддерживаю.