Поступок спекулянта
Много лет держала я в памяти этот рассказ. Жила с ним. Прочитала его в далеком детстве, затем место события и разные подробности преломились в памяти, но сам рассказ не отпускал меня никогда. Мне всегда казалось, что я читала эту историю в книге Арона Вергелиса, переведенной с идиш на русский и что события происходили в Минском гетто.
https://fotki.yandex.ru/next/users/a-patz/album/53730/view/834196
Оригинал взят у http://andy-777.livejournal.com/profileandy_777
Но я рада, что теперь истина восстановилась и не нужно пересказывать этот эпизод по памяти. Просто дать слово гениальному писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. Далее – отрывок из его книги «Начало неведомого века». «Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в нее веру».
«Недавно знакомый писатель рассказал мне об этом удивительную историю.
Писатель этот вырос в Латвии и хорошо говорит по-латышски. Вскоре после войны он ехал из Риги на Взморье на электричке. Против него в вагоне сидел старый, спокойный и мрачный латыш. Не знаю, с чего начался их разговор, во время которого старик рассказал одну историю.
– Вот слушайте, – сказал старик. – Я живу на окраине Риги. Перед войной рядом с моим домом поселился какой-то человек. Он был очень плохой человек. Я бы даже сказал, он был бесчестный и злой человек. Он занимался спекуляцией. Вы сами знаете, что у таких людей нет ни сердца, ни чести. Некоторые говорят, что спекуляция – это просто обогащение. Но на чем? На – человеческом горе, на слезах детей и реже всего – на нашей жадности. Он спекулировал вместе со своей женой. Да… И вот немцы заняли Ригу и согнали всех евреев в гетто, с тем чтобы часть убить, а часть просто уморить с голоду. Все гетто было оцеплено, и выйти оттуда не могла даже кошка. Кто приближался на пятьдесят шагов к часовым, того убивали на месте. Евреи, особенно дети, умирали сотнями каждый день, и вот тогда у моего соседа появилась удачная мысль – нагрузить фуру картошкой, «дать в руку» немецкому часовому, проехать в гетто и там обменять картошку на драгоценности. Их, говорили, много еще осталось на руках у запертых в гетто евреев. Так он и сделал. Перед отъездом он встретил меня на улице, и вы только послушайте, что он сказал. «Я буду, – сказал он, – менять картошку только тем женщинам, у которых есть дети».
– Почему? – спросил я.
– А потому, что они ради детей готовы на все и я на этом заработаю втрое больше.
Я промолчал, но мне это тоже недешево обошлось. Видите? Латыш вынул изо рта потухшую трубку и показал на свои зубы. Нескольких зубов не хватало.
– Я промолчал, но так сжал зубами свою трубку, что сломал и ее и два своих зуба.
Говорят, что кровь бросается в голову. Не знаю. Мне кровь бросилась не в голову, а в руки, в кулаки. Они стали такие тяжелые, будто их налили железом. И если бы он тотчас же не ушел, то я, может быть, убил бы его одним ударом. Он, кажется, догадался об этом, потому что отскочил от меня и оскалился, как хорек…
Но это не важно. Ночью он нагрузил свою фуру мешками с картошкой и поехал в Ригу в гетто. Часовой остановил его, но, вы знаете, дурные люди понимают друг друга с одного взгляда. Он дал часовому взятку, и тот сказал ему: «Ты глупец. Проезжай, но у них ничего не осталось, кроме пустых животов. И ты уедешь обратно со своей гнилой картошкой. Могу идти на пари».
В гетто он заехал во двор большого дома. Женщины и дети окружили его фуру с картошкой. Они молча смотрели, как он развязывает первый мешок. Одна женщина стояла с мертвым мальчиком на руках и протягивала на ладони разбитые золотые часы. «Сумасшедшая! – вдруг закричал этот человек. – Зачем тебе картошка, когда он у тебя уже мертвый. Отойди!»
Он сам рассказывал потом, что не знает – как это с ним тогда случилось. Он стиснул зубы, начал рвать завязки у мешков и высыпать картошку на землю. «Скорей! – закричал он женщинам. – Давайте детей. Я вывезу их. Но только пусть не шевелятся и молчат. Скорей!» Матери, торопясь, начали прятать испуганных детей в мешки, а он крепко завязывал их. Вы понимаете, у женщин не было времени, чтобы даже поцеловать детей. А они ведь знали, что больше их не увидят. Он нагрузил полную фуру мешками с детьми, по сторонам оставил несколько мешков с картошкой и поехал. Женщины целовали грязные колеса его фуры, а он ехал, не оглядываясь. Он во весь голос понукал лошадей, боялся, что кто-нибудь из детей заплачет и выдаст всех. Но дети молчали.
Знакомый часовой заметил его издали и крикнул: «Ну что? Я же тебе говорил, что ты глупец. Выкатывайся со своей вонючей картошкой, пока не пришел лейтенант». Он проехал мимо часового, ругая последними словами этих нищих евреев и их проклятых детей. Он не заезжал домой, а прямо поехал по глухим проселочным дорогам в леса за Тукумсом, где стояли наши партизаны, сдал им детей, и партизаны спрятали их в безопасное место. Жене он сказал, что немцы отобрали у него картошку и продержали под арестом двое суток. Когда окончилась война, он развелся с женой и уехал из Риги.
Старый латыш помолчал.
– Теперь я думаю, – сказал он и впервые улыбнулся, – что было бы плохо, если бы я не сдержался и убил бы его кулаком».
Лина ГОРОДЕЦКАЯ – отсюда.
https://fotki.yandex.ru/next/users/a-patz/album/53730/view/834196
Оригинал взят у http://andy-777.livejournal.com/profileandy_777
Но я рада, что теперь истина восстановилась и не нужно пересказывать этот эпизод по памяти. Просто дать слово гениальному писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. Далее – отрывок из его книги «Начало неведомого века». «Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в нее веру».
«Недавно знакомый писатель рассказал мне об этом удивительную историю.
Писатель этот вырос в Латвии и хорошо говорит по-латышски. Вскоре после войны он ехал из Риги на Взморье на электричке. Против него в вагоне сидел старый, спокойный и мрачный латыш. Не знаю, с чего начался их разговор, во время которого старик рассказал одну историю.
– Вот слушайте, – сказал старик. – Я живу на окраине Риги. Перед войной рядом с моим домом поселился какой-то человек. Он был очень плохой человек. Я бы даже сказал, он был бесчестный и злой человек. Он занимался спекуляцией. Вы сами знаете, что у таких людей нет ни сердца, ни чести. Некоторые говорят, что спекуляция – это просто обогащение. Но на чем? На – человеческом горе, на слезах детей и реже всего – на нашей жадности. Он спекулировал вместе со своей женой. Да… И вот немцы заняли Ригу и согнали всех евреев в гетто, с тем чтобы часть убить, а часть просто уморить с голоду. Все гетто было оцеплено, и выйти оттуда не могла даже кошка. Кто приближался на пятьдесят шагов к часовым, того убивали на месте. Евреи, особенно дети, умирали сотнями каждый день, и вот тогда у моего соседа появилась удачная мысль – нагрузить фуру картошкой, «дать в руку» немецкому часовому, проехать в гетто и там обменять картошку на драгоценности. Их, говорили, много еще осталось на руках у запертых в гетто евреев. Так он и сделал. Перед отъездом он встретил меня на улице, и вы только послушайте, что он сказал. «Я буду, – сказал он, – менять картошку только тем женщинам, у которых есть дети».
– Почему? – спросил я.
– А потому, что они ради детей готовы на все и я на этом заработаю втрое больше.
Я промолчал, но мне это тоже недешево обошлось. Видите? Латыш вынул изо рта потухшую трубку и показал на свои зубы. Нескольких зубов не хватало.
– Я промолчал, но так сжал зубами свою трубку, что сломал и ее и два своих зуба.
Говорят, что кровь бросается в голову. Не знаю. Мне кровь бросилась не в голову, а в руки, в кулаки. Они стали такие тяжелые, будто их налили железом. И если бы он тотчас же не ушел, то я, может быть, убил бы его одним ударом. Он, кажется, догадался об этом, потому что отскочил от меня и оскалился, как хорек…
Но это не важно. Ночью он нагрузил свою фуру мешками с картошкой и поехал в Ригу в гетто. Часовой остановил его, но, вы знаете, дурные люди понимают друг друга с одного взгляда. Он дал часовому взятку, и тот сказал ему: «Ты глупец. Проезжай, но у них ничего не осталось, кроме пустых животов. И ты уедешь обратно со своей гнилой картошкой. Могу идти на пари».
В гетто он заехал во двор большого дома. Женщины и дети окружили его фуру с картошкой. Они молча смотрели, как он развязывает первый мешок. Одна женщина стояла с мертвым мальчиком на руках и протягивала на ладони разбитые золотые часы. «Сумасшедшая! – вдруг закричал этот человек. – Зачем тебе картошка, когда он у тебя уже мертвый. Отойди!»
Он сам рассказывал потом, что не знает – как это с ним тогда случилось. Он стиснул зубы, начал рвать завязки у мешков и высыпать картошку на землю. «Скорей! – закричал он женщинам. – Давайте детей. Я вывезу их. Но только пусть не шевелятся и молчат. Скорей!» Матери, торопясь, начали прятать испуганных детей в мешки, а он крепко завязывал их. Вы понимаете, у женщин не было времени, чтобы даже поцеловать детей. А они ведь знали, что больше их не увидят. Он нагрузил полную фуру мешками с детьми, по сторонам оставил несколько мешков с картошкой и поехал. Женщины целовали грязные колеса его фуры, а он ехал, не оглядываясь. Он во весь голос понукал лошадей, боялся, что кто-нибудь из детей заплачет и выдаст всех. Но дети молчали.
Знакомый часовой заметил его издали и крикнул: «Ну что? Я же тебе говорил, что ты глупец. Выкатывайся со своей вонючей картошкой, пока не пришел лейтенант». Он проехал мимо часового, ругая последними словами этих нищих евреев и их проклятых детей. Он не заезжал домой, а прямо поехал по глухим проселочным дорогам в леса за Тукумсом, где стояли наши партизаны, сдал им детей, и партизаны спрятали их в безопасное место. Жене он сказал, что немцы отобрали у него картошку и продержали под арестом двое суток. Когда окончилась война, он развелся с женой и уехал из Риги.
Старый латыш помолчал.
– Теперь я думаю, – сказал он и впервые улыбнулся, – что было бы плохо, если бы я не сдержался и убил бы его кулаком».
Лина ГОРОДЕЦКАЯ – отсюда.
Поделиться:
Записи на схожие темы
Семья сербов спасла одну маленькую еврейскую девочку от немцев во время Войны(рискуя собственной жизнью и жизнью СВОИХ детей), а выросшая девочка отдала приказ о бомбардировке Сербии и сербов в 1999 году. Звали еврейскую девочку Мадлен Ол Брайт. Такова еврейская благодарность ко всем не евреям. Увы и ах – правда без сентиментов.
Это легендированная история. Я её слышу или читаю в разных редакциях уже пятьдесят лет. Максимально точно (по тем временам) передан будет кусок из воспоминаний “латышского партизана”, “лесного брата”, который хвастался операцией по спасению еврейских детей из Рижского гетто. Партизанам некие польские евреи заплатили Фунтами стерлингов за вывоз из гетто “ПОФАМИЛЬНО” 15 детей. Отдельно были даны немецкие золотые рейсхмарки – 15 штук (большие деньги). Эти рейсхмарки были отданы немецкому офицеру – коменданту гетто. Он на время операции “выехал по делам”. А дальше так и было – большая телега с мешками картошки, хозяин картошки выкрикивал фамилии детей (одного только не оказалось, умер)совал их в мешки и спокойно вывез купленных детей на свой хутор, а далее их забрали “лесные братья”.Так что получается со стороны евреев тройная подлость, включая и подлость Мадлен Олбрайт, давно покушающуюся на нашу Сибирь. Вывод какой – только гетто. И строить их не надо. Для чего Хрущёв “освободил от народа” наши деревни? Далеко глядел Никита. Осталось те деревни колючкой обнести в регионе Татария – Башкирия, где мусульмане, им даже и платить за охрану не надо. По вере их добровольно будут охранять яхвистов.
Не стоит осквернять нашу землю таким деянием, достойным фашистов.
А куда девать часть англосаксов, масонов и прочих врагов человечества? 5-ю колонну? Трудно вредить без шабесгоев, продажных соотечественников, без “мутной воды” потребительства, без зомбированности… чем меньше “царя в голове” (какого-то главного принципа, понимания), чем меньше добра в сердце, доброжелательности – тем легче внушить вредное…
Эгоистические сообщества, иерархии можно сравнить с раковой опухолью, а первое средство борьбы организма с ней – самооздоровление каждой клеточки, укрепление иммунитета (часто помогает дозированный голод, в данном случае информационный голод уединения, смена окружения, образа жизни?) Если сравнить их со злой собакой, то, может быть, именно благодаря им кому-то из нас и человечеству в целом удастся запрыгнуть на высокий забор нового Состояния?
Пути Господни неисповедимы.
Никогда не знаешь где найдешь, где потеряешь…
Порой, даже самый отъявленный негодяй может стать орудием спасения в руках Всевышнего.
Не стоит торопиться с выводами, и воздержание дает великую силу духу. Для человека думающего и наблюдательного с годами приходит понимание и переосмысление всего происходящего с ним.
Конешно неисповедимы,но реальность бывает чаще всего простой и незамысловатой.Поэтому эта история и обросла мифами и слухами.Скорей всего и не спасали,а выкупали за хорошие деньги испранных,а простой еврей и в Африке,простой и никому не нужный еврей.А вот сколько случаев когда наши простые люди прятали под угрозой своей жизни евреев,и этому свидетельствуют и сами выжившие евреи,но это теперь не мифологично и не политичнорекламно,поэтому нигде и не афишируется,вроде как само собой происходило.А что испытывал тот же простой житель,рискуя не только собой и картошкой,но и жизнью своих родных,тех же детей,пряча у себя евреев,уже не подается так пафосно как в Советское время,иное время или опять двойные стандарты.
Все правильно Степаныч.
Только наши, настоящие Русские люди, которые под угрозой своей смерти спасали еврейских детей и просто евреев во время оккупации фашистов, делали это не по причине дальнейшей благодарности, а по причине, что сохранили добросердечность свет в своей душе, поскольку не могли поступить иначе, совесть не позволяла пройти мимо. Если можешь помочь тому кто нуждается, то это следует сделать сейчас, завтра может быть поздно.
И если кто-то не умеет быть благодарным, это проблема совсем не совестливых людей, не беспокойтесь об этом.
Конечно, теперь Константина Георгиевича Паустовского не спросишь, какова была правда…
Но слава нашей Победе!