Главная » История

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

19:08. 2 апреля 2016 1728 просмотров 5 коммент. Опубликовал:
Фотопортрет С.М. Прокудина-Горского из норвежской серииФотопортрет С.М. Прокудина-Горского из норвежской серии

В нашем предыдущем посте мы сделали обзор снимков Прокудина-Горсокого, посвященных представителям различных народов Российской империи.

Теперь остановимся на фотокартинах, на которых мастер запечатлел образы русского народа.

Как известно, "Коллекция достопримечательностей" создавалась не столько в исторических, сколько в образовательных целях. Прокудин-Горский хотел показать в первую очередь жителям столиц красоту и многообразие окружающей их страны.

Под "народом" Сергей Михайлович, как и многие русские интеллигенты, понимал прежде всего крестьянство – хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства.

Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). Прочие слои "народа" представлены преимущественно уральскими рабочими, некоторые из которых мало отличимы от крестьян. Простые горожане, обыватели, купцы попадали в кадр лишь случайно на общих видах городов. Другие представители русского общества запечатлены на снимках этюдного характера, но это уже как бы отдельная тема для одного из следующих обзорных постов – "Служивая Россия".

В единичных экземплярах у Прокудина-Горского есть также снимки деятелей культуры (Л. Тостой, Ф. Шаляпин), государственных деятелей (правители Бухары и Хивы), священнослужителей, портреты неизвестных дам, в т.ч. явно дворянского сословия.

Обзор начнём с красивейшего снимка "Обед на покосе". сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия "фотокартина", отличается совершенством композиции, излучает светлую "ауру", наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.


Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.

Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм – своего рода символ "Русской Атландиты". Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками.

Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене – бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.

У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался "На сенокосе около привала":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Ещё один "Сенокос" там же:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского).

"Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов.

Одна из участниц позировала отдельно для снимка "Девушка с земляникой":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Вот уже нарядилась так нарядилась!


Мариинский альбом завершают два загадочных снимка "На жнитве":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Те же двое плюс ещё трое:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?

У меня есть предположение, что эти снимки были "пристроены" в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?

Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и ста­лелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состояв­шейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к чи­тателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229):

    «Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и го­родишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых месте­чек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень – я был в одном из богатых по урожаям уездов.

    Большинство сёл имело по две. по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появил­ся с камерой на улице, тотчас же сделался предметом вни­мания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

    История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так н в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (…) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юб­ках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет вый­дет, как белый, – что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, н сами указа­ли мне отличное по освещению место для съёмки. К установ­ке группы все относились с должным вниманием и без ма­лейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутст­вие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах при­езжему фотографу работать будет значительно легче».

По всей видимости, снимки "На жнитве" и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.

Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций – "Крестьянка мнет лен. Пермская губ.":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке :-)

    Теперь окончательно подтверждается, что костюм действительно пермский.

    Вот здесь есть богатый материал по пермскому костюму.

    На одном из снимков костюм совсем похож на “прокудинский”:

    Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

    Черный передник с богатой вышивкой внизу называется “суксунским”.

    Решил посмотреть, что означает это слово. Оказывается, Суксун – название райцентра в Пермском крае.

    Никогда, кажется, не слышал о таком, статья в Википедии сообщает о нём:

    * Населённый пункт входит в перечень исторических городов России
    * Суксун носит имя «столицы русского самовара».
    * На железоделательном заводе в Суксуне был сделан первый в России пароход с железным корпусом, получивший название «Никита Демидов».


    Остаётся только добавить, что название населённого пункта имеет тюркские корни, «суксун» означает «студёная вода».


Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в "коренных" губерниях, но и на далёких окраинах империи.

Так, в выжженой солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р. Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 г.) – первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.

Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь – пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана.

Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.

Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок "Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма "Белоге солнце пустыни":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.

На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Ещё крупнее:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской.

Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.

Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского



Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.

Вот знаменитый портретный снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей… Нижнего Тагила.


Сильное впечатление производит фото "Работа на Бакальском руднике":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок "Накатка дров для обжига руды", который лучше смотреть в виде фрагмента:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского.
Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке "Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой" (фрагмент):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, "Формовка художественного литья" (Касли):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка "Механическая мастерская для отделки художественного литья":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.

В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как "За пряжей. В деревне Изведово":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Достаточно динамичен сюжет снимка "Монахи за работой: посадка картофеля", сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Весьма интересен снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер":

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове!

При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.

Это фрагмент снимка "На озере", которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


На другом фрагменте – дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.

Вот, например, жители Златоуста:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


А это – барышни Екатеринбурга:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Осташковцы:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Как мы увидим ниже, для мастера дети были особым и постоянным объектом съемки, в большинстве случаев это не случайное попадание в кадр, а самостоятельные этюды.

Только представте себе: каждый снимок обходился Прокудину-Горскому в огромную по тем временам сумму – 10 рублей, фотограф при этом был очень ограничен в средствах, и всё равно продолжал тратить свои драгоценные пластины на ребятишек, вертевшихся вокруг съемочной группы. Очевидно, что Сергей Михайлович просто очень любил детей (у самого их было четверо).

Начнём с самой известной фотографии на данную тему. Это “Группа детей”, сидящих, как оказалось, на городском валу в Белозерске, 1909 г.:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Надо сказать, что при технологии Прокудина-Горского (три кадра за 2-3 секунды) непоседливые дети были не самым лучшим объектом для съемки, но мастера это нигода не останавливало.


“У околицы”:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


В мае 1908 г. в Ясной Поляне он делает коллективный портрет местных школьников (негатив утерян):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Эти же самые школьники видны на берегу пруда в Ясной Поляне:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


В альбоме Мариинской системы, помимо ребятишек на валу в Белозерске, в кадр попало немало детей на групповых снимках и общих планах.

Вот, например, крестьянский мальчик вышел на покос с родителями у посада Крохино:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Дети в лодке, этюд “На Свири”:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Мальчишки в селе Пидьма на Свири у стены Пушкинской библиотеки (и школы?):

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Фрагмент снимка с мальчиком-пастушком на реке Сим:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


Ещё один красивый этюд – “На дороге” – это также южный Урал:

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского


“Этюд у водопада Пор-Порог”

Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

Эти детям предстоит взрослеть и жить уже совсем в другой стране.


Мы собираемся продолжить эту серию обзорами “Служивая Россия” и “Дети Российской империи”.

Метки: старые фото

5 Комментариев » Оставить комментарий


  • 3813 2763

    На других планетах так же бедно живут белые люди или только у нас такая нищета?

    • 5346 3301

      А нас все хотят убедить, что до революции народ жил лучше, чем при советской власти, которая искоренила бедность

      • 3813 2763

        В 1861 г. отменили только крепостное право. Целый народ был в заключении. Посмотрел остатки от Пальмиры и выглядят эти руины цивилизованнее “деревянного зодчества” на фото вверху. Молчу о каменных храмах в Индии, которые построили предки этих людей, но по каким-то соображениям захотели оттуда уйти и жить в нищете без Веры и Знаний.

    • 834 537

      Видно документальное подтверждение буквального воостановления поселений и строительство новых в 19 веке на русских землях Даже Сибирь ехали обживать: тоже и восстанавливали, что могли, даже целые деревни и посёлки отстраивали. Пришлось и одежду шить да вязать, обувь самим изготавливать и т. д. Да, люди начинали обживать земли с нуля. В отличие от “немытой Европы” на фото все чистые и опрятные, и лица у них человеческие, и взять каждого, так в каком-то деле он незаменимый мастер и специалист с навыками, умением, обученный, грамотный.
      Для контраста можно прогуляться по другому месту, где действительно нищие духом, да может стошнить: “Уличная жизнь в Лондоне в 1876 году”
      http://photochronograph.ru/2012/10/01/ulichnaya-zhizn-v-londone-v-1876-godu/

      Великий Потоп 18-го века
      https://www.youtube.com/watch?v=KJdoZrGvkW4&ebc=ANyPxKoLYPEo_dIMrnLf10hSzyLSfdEsZoLNAzNEoNtYZX7qzH-LeM_dgFjqckYYrrSTQm_l1uHCpL0o4qZVQqKvxzO7_AUhvg

  • 1545 1416

    А я думала, что только у меня при рассмотрении дореволюционных фото и картин возникает вопрос: Это эту-то нищету нам прославляют как достижение царской власти?!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)