Образы русского народа на снимках Прокудина-Горского

2202 5
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2016-04/1459596337_0_cd227_56c3a3b5_xl.jpgФотопортрет С.М. Прокудина-Горского из норвежской серии

В нашем предыдущем посте мы сделали обзор снимков Прокудина-Горсокого, посвященных представителям различных народов Российской империи.

Теперь остановимся на фотокартинах, на которых мастер запечатлел образы русского народа.

Как известно, "Коллекция достопримечательностей" создавалась не столько в исторических, сколько в образовательных целях. Прокудин-Горский хотел показать в первую очередь жителям столиц красоту и многообразие окружающей их страны.

Под "народом" Сергей Михайлович, как и многие русские интеллигенты, понимал прежде всего крестьянство – хранителя русской самобытности, традиционного уклада, основу Российского государства.

Поэтому основные этнографические снимки представлены прямо-таки поэтическими, живописными образами крестьянского труда на фоне природы, главным образом в северных губерниях (ныне это Вологодская область). Прочие слои "народа" представлены преимущественно уральскими рабочими, некоторые из которых мало отличимы от крестьян. Простые горожане, обыватели, купцы попадали в кадр лишь случайно на общих видах городов. Другие представители русского общества запечатлены на снимках этюдного характера, но это уже как бы отдельная тема для одного из следующих обзорных постов – "Служивая Россия".

В единичных экземплярах у Прокудина-Горского есть также снимки деятелей культуры (Л. Тостой, Ф. Шаляпин), государственных деятелей (правители Бухары и Хивы), священнослужителей, портреты неизвестных дам, в т.ч. явно дворянского сословия.

Обзор начнём с красивейшего снимка "Обед на покосе". сделанного в июле 1909 г. на берегу Шексны близ Череповца:


Думаю, никто не будет спорить, что эта работа заслуживает названия "фотокартина", отличается совершенством композиции, излучает светлую "ауру", наполняет зрителя чувством безмятежного покоя. Не случайно репродукция именно этого снимка стояла в комнате Прокудина-Горского в годы эмиграции.


Вообще, на берегах Шексны была сделана самая большая и красивая серия крестьянских этюдов.

Вот крестьяне на покосе около старинного посада Крохино:


Ныне это затопленное водами Волго-Балта место стало печально известно видами гибнущего на глазах круизников крохинского храма, оставленного в 1964 г. умирать среди волн. Этот храм – своего рода символ "Русской Атландиты". Властям на него наплевать, лишь небольшая группа волонтёров-энтузиастов пытается спасти руины стен, обкладывая их мешками.

Однако в 1909 г. эта земля была полна жизни и сил и ничто, казалось, не предвещало беды:


Что стало с этими крестьянами Белозерья? В Белозерске стоит памятник в честь воинов Великой Отечественной. На его гранитной стене – бесчисленные имена погибших. Этот маленький город и Белозерский район тогда потеряли своих земляков больше, чем, например, США своих солдат в десятилетней Иракской кампании.

У Леушинского монастыря, давно затопленного водами очередного водохранилища, был сделан снимок "Монастырской сенокос":



Вероятно, где-то поблизости, у берегов Шексны снимался "На сенокосе около привала":



Ещё один "Сенокос" там же:



Венцом шекснинской этнографической серии являются портреты крестьянских девушек, сделанные в деревне Топорня (где от Мариинской системы отходит канал герцога Вюртембергского).

"Крестьянские девушки" с ягодами стали одним из символом коллекции Прокудина-Горского, фрагментом этого снимка оформлен соответствующий раздел сайта Библиотеки Конгресса США:


В этом снимке завораживает замечательная яркость красок крестьянских нарядов.

Одна из участниц позировала отдельно для снимка "Девушка с земляникой":


Ради такого случая она надела сразу четыре вида бус:


Вот уже нарядилась так нарядилась!


Мариинский альбом завершают два загадочных снимка "На жнитве":



Те же двое плюс ещё трое:


Могли ли на территории нынешней Вологодской области убирать пшеницу в июле?

У меня есть предположение, что эти снимки были "пристроены" в Мариинский альбом автором по сходству сюжета, однако в действительности они сделаны на Урале летом 1907 г. На чём основано это предположение?

Как известно, Прокудину-Горскому часто приходилось бывать на Урале по делам Товарищества Гатчинских медеплавильных и ста­лелитейных заводов. Об одной из таких поездок, состояв­шейся летом 1907 года, он пишет в своём обращении к чи­тателям журнала «Фотограф-Любитель» (1907. № 8. с 227-229):

    «Недавно вернулся я с Урала, где пришлось побывать не только в городах и го­родишках, но и во многих селах и деревнях. Фотография не была специальной задачей моей поездки, и хотя со мною и были аппараты, но пользоваться я предполагал ими очень мало. По той же причине не была взята и походная палатка для снаряжения кассет. Красоты некоторых месте­чек увлекли меня, однако, настолько, что я израсходовал псе заряженные дома кассеты и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек. В той небольшой части Урала, которую я видел, меня поразили размеры и зажиточность сёл и многих деревень – я был в одном из богатых по урожаям уездов.

    Большинство сёл имело по две. по три и по четыре церкви. Уже поверхностный осмотр показывал, что о нужде тут и речи нет, а если можно чего желать, то к хорошему прибавить ещё лучшее. В одном из таких богатых сёл мне пришлось пронести неделю. Кое-какие мотивы заинтересовали меня, и я приступил к фотографированию. Как только я появил­ся с камерой на улице, тотчас же сделался предметом вни­мания крестьян, как мужчин, так и женщин. Немедленно начались предложения снять портреты, и по заявлении, что я портретов не снимаю, каждый говорил, что «ты не сумлевайся, мы деньги заплатим».

    История эта повторялась изо дня в день, как в этом селе, так н в других, которые я посетил, и можно было насчитать по 100 человек в каждом, которые охотно фотографировались. (…) Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причем женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юб­ках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет вый­дет, как белый, – что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо, н сами указа­ли мне отличное по освещению место для съёмки. К установ­ке группы все относились с должным вниманием и без ма­лейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутст­вие его приносит всё-таки свою пользу и в таких селах при­езжему фотографу работать будет значительно легче».

По всей видимости, снимки "На жнитве" и являются результатом одной из таких импровизированных фотосессий.

Вполне вероятно, что тем летом 1907 г. Прокудин-Горский сделал ещё один замечательный этнографический снимок, не связанный ни с одной из известных нам экспедиций – "Крестьянка мнет лен. Пермская губ.":


Снимок явно постановочный: крестьянка вырядилась и даже надела золотые украшения. Ну двух кадрах у неё серьёзное лицо, на третьем она не выдержала и расплылась в улыбке :-)

    Теперь окончательно подтверждается, что костюм действительно пермский.

    Вот здесь есть богатый материал по пермскому костюму.

    На одном из снимков костюм совсем похож на “прокудинский”:


    Черный передник с богатой вышивкой внизу называется “суксунским”.

    Решил посмотреть, что означает это слово. Оказывается, Суксун – название райцентра в Пермском крае.

    Никогда, кажется, не слышал о таком, статья в Википедии сообщает о нём:

    * Населённый пункт входит в перечень исторических городов России
    * Суксун носит имя «столицы русского самовара».
    * На железоделательном заводе в Суксуне был сделан первый в России пароход с железным корпусом, получивший название «Никита Демидов».


    Остаётся только добавить, что название населённого пункта имеет тюркские корни, «суксун» означает «студёная вода».


Прокудин-Горский снимал русских крестьян не только в "коренных" губерниях, но и на далёких окраинах империи.

Так, в выжженой солнцем Муганьской степи Бакинской губернии был сделан снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка":


Это фото стало знаменитым, поскольку украсило обложку альбома Р. Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 г.) – первого издания, посвященного Прокудину-Горскому и его коллекции.

Царское правительство пыталось проводить русскую колонизации в некоторых окраинных районах, создавая компактные ареалы русских поселений. Помимо Мугани, другим местом крупного колонизационного проекта стала так называемая Голодная степь – пустынная область на границе современного Узбекистана и Казахстана.

Сосланный в Ташкент опальный великий князь Николай Константинович но собственные средства начал строительство в Голодной степи ирригационных каналов, чтобы превратить бесплодный земли в хлопковый и животноводческий оазис. Он пригласил тысячи русских крестьян, которым раздавал осваиваемые земли, помогал обустраиваться на новом месте. Вскоре на левобережье Сырдарьи возникли посёлки с названием Надеждинский, Никольский, Спасский, Романовский, Духовской, Обетованный.

Прокудин-Горский в 1911 г. сделал подробнейший фотоотчёт об этом ирригационном и колонизационном проекте, в том числе замечательный снимок "Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян":


Вот его фрагмент, чем-то напоминает образы из фильма "Белоге солнце пустыни":



Рабочий люд у Прокудина-Горского представлен довольно разнообразно, это далеко не только индустриальные рабочие.

На Мариинской системе сделан снимок, подписанный как "Пильщики на Свири", хотя на самом деле это снято в устье реги Вытегры:


Лица людей ярко освещены заходящим вечерним солнцем. Они серьёзны и полны достоинства:


Ещё крупнее:


Трудно представить, что скоро их всех захлестнёт исторический водоворт: они уйдут воевать с германцем, потом станут создавать советы, ревкомы, окажутся на фронтах гражданской.

Было бы интересно узнать реальные судьбы людей на этом и других подобных снимках, но сделать это уже практически невозможно.Сплавщики на реке Ковжа, тот же 1909 г.:



Строители плотины в Кузминском Рязанской губернии, 1912 г:


Это один из лучших постановочных снимков, поскольку создается иллюзия моментальной съемки людей в движении, на самом деле пильщики замерли на три секунды.

Рабочие на строительстве плотины в подмосковном Белоомуте (фрагмент снимка):




Конечно, больше всего рабочего люда Прокудин-Горский запечатлел на Урале.

Вот знаменитый портретный снимок "Три поколения. А. П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода":


Самое интересное заключается в том, что в 1987 г. Рональд Рейган подарил этот снимок (очевидно, в виде репродукции) Горбачеву. Снимок был передан на хранение в музей… Нижнего Тагила.


Сильное впечатление производит фото "Работа на Бакальском руднике":


Здесь поражает примитивность методов горной добычи в 20 веке. При этом снимок сделан на Тяжелом руднике, где буквально накануне приезда Прокудина-Горского ввели встрой первую в России канатную дорогу для спуска руды (кстати, иностранного производства):



На том же Тяжелом руднике сделан интересный групповой снимок "Накатка дров для обжига руды", который лучше смотреть в виде фрагмента:



Эта разномастная братия уральских рабочих кажется несёт в себе не меньше русской самобытности, чем крестьянство:


На Урале рабочие жили часто в небольших поселениях при заводах и часто их облик действительно мало отличался от крестьянского.
Бакальские рудники по уральским меркам были ещё передовым горнодобывающим производством. Прокудину-Горскому в объектив попадался и гораздо более примитивный уровень хозяйствования, как, например, на снимке "Промывка руды бурого железняка на Шиловском руднике в 7 верст. от дер. Макаровой" (фрагмент):



У мастера можно найти и сцены труда квалифицированных рабочих, например, "Формовка художественного литья" (Касли):



Сцена отгрузки готовой продукции, фрагмент снимка "Механическая мастерская для отделки художественного литья":



Галерею образов русского народа дополняют различные этюдные работы.

В альбоме небогатой на съемки живой натуры Волжской экспедиции можно найти такой чудный сюжет как "За пряжей. В деревне Изведово":



А это крестьянин-проводник у истока реки Западная Двина (фрагмент снимка):



Достаточно динамичен сюжет снимка "Монахи за работой: посадка картофеля", сделанного в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни на озере Селигер:



Весьма интересен снимок "Рыбацкие поселения на озере Селигер":



В результате захватывающего расследования, длившегося несколько недель, удалось установить, что это вид центральной набережной в г. Осташкове!

При увеличении видна корзина с довольно богатым уловом:



Рыбакам у Прокудина-Горского посвящено ещё два этюда.

Это фрагмент снимка "На озере", которое в результате не менее интересного расследования оказалось озером Зюраткуль в Челябинской области:



На другом фрагменте – дедушка-рыболов на уральской реке Исеть:



Городских обывателей удается лишь иногда подлядеть на общих видах.

Вот, например, жители Златоуста:



А это – барышни Екатеринбурга:



Осташковцы:



Как мы увидим ниже, для мастера дети были особым и постоянным объектом съемки, в большинстве случаев это не случайное попадание в кадр, а самостоятельные этюды.

Только представте себе: каждый снимок обходился Прокудину-Горскому в огромную по тем временам сумму – 10 рублей, фотограф при этом был очень ограничен в средствах, и всё равно продолжал тратить свои драгоценные пластины на ребятишек, вертевшихся вокруг съемочной группы. Очевидно, что Сергей Михайлович просто очень любил детей (у самого их было четверо).

Начнём с самой известной фотографии на данную тему. Это “Группа детей”, сидящих, как оказалось, на городском валу в Белозерске, 1909 г.:


Надо сказать, что при технологии Прокудина-Горского (три кадра за 2-3 секунды) непоседливые дети были не самым лучшим объектом для съемки, но мастера это нигода не останавливало.


“У околицы”:



В мае 1908 г. в Ясной Поляне он делает коллективный портрет местных школьников (негатив утерян):


Эти же самые школьники видны на берегу пруда в Ясной Поляне:



В альбоме Мариинской системы, помимо ребятишек на валу в Белозерске, в кадр попало немало детей на групповых снимках и общих планах.

Вот, например, крестьянский мальчик вышел на покос с родителями у посада Крохино:



Дети в лодке, этюд “На Свири”:



Мальчишки в селе Пидьма на Свири у стены Пушкинской библиотеки (и школы?):



Фрагмент снимка с мальчиком-пастушком на реке Сим:



Ещё один красивый этюд – “На дороге” – это также южный Урал:



“Этюд у водопада Пор-Порог”


Эти детям предстоит взрослеть и жить уже совсем в другой стране.


Мы собираемся продолжить эту серию обзорами “Служивая Россия” и “Дети Российской империи”.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
5 Комментариев » Оставить комментарий
  • 3844 2794

    На других планетах так же бедно живут белые люди или только у нас такая нищета?

    • 5365 3316

      А нас все хотят убедить, что до революции народ жил лучше, чем при советской власти, которая искоренила бедность

      • 3844 2794

        В 1861 г. отменили только крепостное право. Целый народ был в заключении. Посмотрел остатки от Пальмиры и выглядят эти руины цивилизованнее “деревянного зодчества” на фото вверху. Молчу о каменных храмах в Индии, которые построили предки этих людей, но по каким-то соображениям захотели оттуда уйти и жить в нищете без Веры и Знаний.

    • 1392 1087

      Видно документальное подтверждение буквального воостановления поселений и строительство новых в 19 веке на русских землях Даже Сибирь ехали обживать: тоже и восстанавливали, что могли, даже целые деревни и посёлки отстраивали. Пришлось и одежду шить да вязать, обувь самим изготавливать и т. д. Да, люди начинали обживать земли с нуля. В отличие от “немытой Европы” на фото все чистые и опрятные, и лица у них человеческие, и взять каждого, так в каком-то деле он незаменимый мастер и специалист с навыками, умением, обученный, грамотный.
      Для контраста можно прогуляться по другому месту, где действительно нищие духом, да может стошнить: “Уличная жизнь в Лондоне в 1876 году”
      http://photochronograph.ru/2012/10/01/ulichnaya-zhizn-v-londone-v-1876-godu/

      Великий Потоп 18-го века
      https://www.youtube.com/watch?v=KJdoZrGvkW4&ebc=ANyPxKoLYPEo_dIMrnLf10hSzyLSfdEsZoLNAzNEoNtYZX7qzH-LeM_dgFjqckYYrrSTQm_l1uHCpL0o4qZVQqKvxzO7_AUhvg

  • 1807 1610

    А я думала, что только у меня при рассмотрении дореволюционных фото и картин возникает вопрос: Это эту-то нищету нам прославляют как достижение царской власти?!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru